Технологическая карта открытого урока русского языка в 4 классе, Учитель: Смирнова Л.И. |
ХОД УРОКА |
УМК: | «Школа 2100, «Русский язык» - 1 ч., авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, от издательства Баласс 2014. |
Тема: | Сложные предложения. Как отличить простое предложение от сложного. |
Тип урока: | Повторение изученного |
Форма урока: | Урок - игра |
Место урока: | Раздел «Простые и сложные предложения» |
Цель: | Формирование представления о видах предложения и умения разграничивать простые и сложные предложения, закрепление навыка синтаксического разбора предложения, развитие умения точно употреблять определения;
|
Задачи: | 1.Расширить знания учащихся о простом и сложном предложениях. 2. Совершенствовать речевую деятельность учащихся 3. Прививать внимание и уважение к русскому языку 4. Воспитывать взаимопомощь и взаимоуважение через организацию работы в парах и группах 5. Формировать познавательные мотивы учения 6. Развивать логическое мышление детей через операции анализа, синтеза, классификации 7. Развивать навыки самоконтроля и самоанализа. |
Межпредметные связи: | Литературное чтение Окружающий мир |
Планируемые результаты: | Предметные: Производить анализ простых и сложных предложений Метапредметные: Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль и оценивать правильность выполнения работы Познавательные: общеучебные (моделирование, знаковые, символические, поиски выделения информации); - выполнение анализа сложных и простых предложений; - соотношение слова с моделью Коммуникативные: Формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Личностные: Проявлять познавательные мотивы, высказывать своё мнение о работе, подтверждая аргументами; уважать мнение других. |
ЭТАП | Цель | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ | УУД |
1. Мотивацион-ный 2 мин. | Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке | Слайд. Психологический настрой. Поприветствуйте гостей. Урок русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Помните, что мы одноклассники, а значит должны внимательно слушать друг друга, помогать друг другу. Внимательно слушайте - и всё услышите! Внимательно смотрите - и всё увидите" Думайте - и всё обязательно получится! Каким бы вы хотели видеть наш урок? - ну, что ж в добрый путь. Пусть урок вам принесет радость общения. Хочешь быть грамотным- учись думать, мыслить. | Приветствуют учителя Дают ответы.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/01/s_5a986351d1013/846484_1.png) | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать.
|
2. Актуа-лизация 5 мин. | Формулирование темы, определение целей урока.
| Слайд. Расшифруйте запись: (Дана перевёрнутая карточка). ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/01/s_5a986351d1013/846484_2.png) -Предложение выражает.. -Какие бывают члены предложения -Назовите главные члены предложения. Назовите второстепенные члены предложения. Какие бывают предложения по цели высказывания? По интонации? По наличию второстепенных членов предложения? По количеству грамматических основ? -Можете ли вы сформулировать тему нашего урока? - Чем отличается сложное предложение от простого? Сегодня мы решаем проблему: Чем отличается сложное предложение от простого? Проверяем домашнее задание: -Кто составил простое предложение? Зачитайте. -Что есть в этом предложении? -Поставили запятую? Почему? -Кто составил сложное предложение? Поставили запятую? Почему? Учитель предъявляет учащимся схему постановки запятой в простом и сложном предложении. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя и формулируют цель, выдвигают гипотезу по ее достижению, составляют план действий.
Дети отвечают на вопросы учителя.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/01/s_5a986351d1013/846484_3.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/01/s_5a986351d1013/846484_4.png) Отвечают на вопросы учителя. Объясняют схему постановки запятой в простом и сложном предложении. | Регулятивные (целеполагание): Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того , что ещё неизвестно Познавательные: (общеучебные) Формулирование познавательной цели Коммуникативные- умение слушать и говорить Личностные- самоопредление, оценивание. Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; -выявлять сущность, особенности объектов на основе анализа объектов делать выводы. -обобщать и классифицировать по признакам. |
Этап 3. Откры-тие нового знания 12 мин. |
Каллиграфические упражнения
Работа группах.
| Проверяем свою осанку. Слайд. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/01/s_5a986351d1013/846484_5.png) Запишем число. Оформим работу. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/01/s_5a986351d1013/846484_6.png) Минутка чистописания. Выполнить её помогут нам названия частей речи части речи, названия частей слова. Запись: Спгмн /оокпс/нмлрй/фммс На доске записаны слова: Алмаз, рояль, прекрасный, ремонт. Найдите лишнее слово. Это слово «прекрасный». Повторим правила работы в малых группах. Вы не раз уже убеждались в том, что если вы соблюдаете правила дружной работы, вместе вы выполняете работу гораздо быстрее и качественнее. Прислушивайтесь к мнению других, отстаивайте своё. 1 группа Слово прекрасный разбираем по составу 2 группа Выполняет транскрипцию слова. 3 группа. Подбирает синонимы и антонимы к слову. Звучит музыка. Учитель под музыку читает. Однажды Гаршин был в гостях у своего друга поэта Полонского, где играл Антон Рубинштейн. Композитор сидел за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него, мешал человек весьма неприятного вида. Эта разница между прекрасной музыкой и действительностью и привела писателя к идее создать маленькую, но трогательную сказку о жабе и розе. Слайд. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/01/s_5a986351d1013/846484_7.png) На столах карточки -На какие две группы можно распределить эти слова? Проверим работу ребят -Что заметили? Какие слова оказались в первом столбике? -Составьте подходящие словосочетания, используя слова. Назовите три основные орфограммы. -Найти их в словах. -Прочитать стихи. Слайд. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/01/s_5a986351d1013/846484_8.png) Слайд. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/01/s_5a986351d1013/846484_9.png) | Выполняют действия направленные на решения поставленной учебной задачи
Выполняют действия направленные на решения поставленной учебной задачи Ведут обсуждение в группе, выполняют работу, делают вывод,
Два ученика у доски распределяют слова на 2 группы: Сущ. Прил. Роза скользкая Жаба холодная Сестра красивая Соловей липкие Мальчик Дети работают с фонариком (верно – неверно)
Дети зачитывают стихи: Мир жабы злобен, Нам предстоит его раскрыть. А роза милое созданье Она сотворена любить.
Вот эти два противоречья, Без них никак нельзя нам быть, Задача наша на сегодня Добро и зло разоблачить. | Личностные - здоровье-сбережение Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; -выявлять сущность, особенности объектов на основе анализа объектов делать выводы. -обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные: - составление плана и последовательности действий. развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. -оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. -прогнозировать предстоящую работу |
Этап 4. Закрепление 10 мин. |
| Выполним морфологический разбор слова «соловей». | Дети выполняют морфологический разбор слова «соловей». Соловей – (кто?)н.ф.соловей, сущ., одуш., нариц., м.р., ед.ч., им.п. | Регулятивные: (Прогнозирование) Предвосхищение результатом уровня усвоения Коммуникативные: управление поведением партнера с точностью выражать свои мысли Личностные (самоопределение): Мотивация учения Познавательные; Синтез как составление целого и частей |
Физми-нутка 2 мин | Снятие усталости | В простом предложении тихо постоим, А в сложном – сядем, посидим. -Жили на свете жаба и роза. -Ёжик надвинул себе на лоб колючую шубку и превратился в шар. -Жаба глядела вверх, где начался цветок, и роза замирала. -Жаба переколола себе пальцы и свалилась на землю. -Наступило утро, прошёл полдень, а роза почти позабыла о своём враге. -Девушка взяла ножницы и вышла в сад. Сделаем вывод о простом и сложном предложении. | Выполняют гимнастику исходя из задания. | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. |
Этап 4. Закрепление изучен-ного 10 минут
|
Применение имеющихся знаний (работа в парах) | Записать под диктовку предложения: Прилетел соловей, забрался в розовый куст и запел свою песню. -Найти изученные орфограммы. -Определить грамматическую основу. -Что заметили? Как называются эти однородные члены? -Дайте характеристику предложения. -Составьте схему предложения. Работа на слайде. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/01/s_5a986351d1013/846484_10.png) Разберите предложение. Так, чем отличается сложное предложение от простого? Если согласны с утверждением, то +,если не согласны, то -. 1.Простое и сложное предложение одинаковые- 2.В предложении может быть один главный член предложения+ 3.Простое предложение имеет две грамматические основы- 4.Сложное предложение имеет две грамматические основы+ 5.Простое предложение имеет одну грамматическую основу+
Так, чем отличается сложное предложение от простого? | Дети записывают предложение и находят в нём однородные члены предложения. Определяют однородные сказуемые. Составляют характеристику предложения: Простое, повеств., невоскл., распр., с однородными сказуемыми)
Дети объясняют постановку запятой в сложном предложении. Составляют схему предложения делают вывод,
Выполняют тестовые задания, проверяют. | Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - самостоятельное формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений;
Личностные: - формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки умение работать в паре. Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Личностные: - умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей |
Этап 5. Рефлексивный (Итог) 2-3 мин. | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом | Составление синквейна. Слово «роза». -Можно ли сказать, что роза-символ добра? ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/01/s_5a986351d1013/846484_11.png) -А чем отличаются люди, похожие на розу? Чистота души, любовь к ближнему, кротость, смирение, сильная воля в своём служении. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/01/s_5a986351d1013/846484_12.png) -Каких людей напоминает жаба? (жестоких, равнодушных, злых, чёрствых). -Почему розу поставили в отдельный бокал? Выберите основную мысль этого произведения. Всеволоду Гаршину принадлежит удивительная мысль: «Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле». ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/01/s_5a986351d1013/846484_13.png) Если учебная работа принесла вам удовлетворение, поблагодарите друг друга добрыми улыбками. Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке. | Формулируют выводы по теме урока, определяют значимость полученных знаний. Отвечают на поставленные вопросы учителя. Красота спасёт мир. Добро победит зло. О хорошем всегда помнят. Приноси добро и радость, и о тебе будут помнить. Доброе дело два века живёт.
Высказывают свои впечатления от урока Самоконтроль и самооценка
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/01/s_5a986351d1013/846484_14.png) | Познавательные: умение структурировать знания. Регулятивные:волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Познавательные: - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства. Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |