Организационный момент | Подготовка класса к работе. -Давайте поздороваемся: "Добрый день". (Обучающиеся садятся) -Ребята, а теперь улыбнемся друг другу и пожелаем удачи. А чтобы наш урок был интересным, увлекательным и полезным, надо выполнять определенные правила. Давайте вспомним эти правила. -На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. Говори все чётко, внятно, Чтобы все было понятно, Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать, Если друг стал отвечать, Не спеши перебивать. А помочь захочешь другу, Подними спокойно руку. -Ребята, продолжить наш урок я хотела бы пословицей: "Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости" Как вы понимаете ее смысл? -Вы знаете, что наши знания - это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. |
(Первую строчку произносит учитель, а вторую - ученики) Объясняют смысл пословицы. | |
Ι. Актуализация знаний. | Словарная работа. На доске записана транскрипция слов: [варона],[й'агада], [б'ир'оза],[карз'ина], [фанар']. – Прочитайте и запишите слова. У доски работает один ученик. | Записывают слова в тетрадь: Ворона, ягода, берёза, корзина, фонарь. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. |
ΙΙ. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания. | – Найдите «лишнее» слово. Почему оно «лишнее»? Сравните произношение остальных слов. Что мы наблюдаем? (Произносим одни гласные звуки, а пишем другие.) – Сформулируйте проблемный вопрос. – Составим план урока. План (примерный). Учитель составляет план вместе с детьми. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) Наблюдение над произношением и написанием букв гласных в безударных слогах. 1. Наблюдение по упражнениям в учебнике. а) Упр. 218 – развивается умение различать произношение гласных в ударных и безударных слогах. б) Упр. 219 – развивается умение наблюдать за произношением гласных звуков и написание букв гласных в корне под ударением и в безударной позиции. Выполняется 1-я часть на доске под руководством учителя. Слова заранее написаны на доске: вода, водичка, воды, водяной, подводный, водитель. – Прочитайте слова. Какое слово здесь лишнее? -Почему? Мы его сотрём. – Какие слова называются однокоренными? – Выделите корень. Мы будем наблюдать за гласным в корне. – Прочитайте слова. Какой гласный произносится в корне? – Подчеркните слова, в которых гласный в корне звучит под ударением. – Назовите слова, в которых слышим звук, близкий к [а]. -Что в этих словах общего? – Почему во всех словах мы в корне написали букву о? 2-я часть упражнения выполняется по заданиям в учебнике с комментированием. - Какие звуки слышим в корне однокоренных слов, а какие буквы пишем? Чтение правила в рамке после упр. 219. Сравнение вывода учащихся с правилом в рамке. – Запишите ключевые слова. После чтения правила делаем ещё одно наблюдение. – Какие буквы пишутся в корнях слов вода, трава? А какие звуки слышатся? – В каком положении звуки слышатся одинаковые? – Сделайте заключительный вывод: в каких случаях слышим одинаковый звук, а буквы можем выбрать разные? – Как называется такое место в слове? | - Ворона. В этом слове безударную гласную можно проверить. -Почему (в каких случаях) расходится написание букв и произношение гласных звуков? Наблюдаем над словами. Делаем выводы. Сравниваем их с правилом в учебнике. Применяем правило. 1-й вывод учащихся: под ударением слышится один гласный звук, а в безударных слогах – другой. -Водитель. -У этого слова другое лексическое значение. -ВодА, водИчка, водянОй. - Гласный находится в безударном положении во всех словах, кроме слова «подводный» - Потому что они однокоренные. 2-й вывод учащихся: - Звуки разные, а буквы одинаковые. Однокоренные слова, разные гласные звуки, одна и та же буква. - В безударном положении слышатся одинаковые звуки, а буквы выбираем разные. - Орфограмма. |
Познавательные УУД
Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы
Регулятивные УУД
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Личностные результаты Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
ΙΙI. Развитие умений – применение знания. | Работа по учебнику. Упр. 217 (опора на изученный материал с проверкой правил произношения орфоэпически трудных слов). Несколько слов из упражнения записано на доске. – Спишите, поставьте ударение: звон – звонок – звонит – звонят жил – ожил – ожила – Выделите корень. Какой звук слышите в корне? Какую букву написали? Почему? 2. Письмо под диктовку. Упр. 218 («Дидактический материал»). Выполняется сначала устно по заданиям. Затем письмо под диктовку учителя с обозначением знакомых орфограмм. 3. Задание № 2, тема 15 в Рабочей тетради. – Произнесите слово из варианта 2. Какой безударный гласный в корне выбранного вами слова? 4. Дополнительный материал. (Максимальный уровень) Упр. 219 («Дидактический материал»). Выполняется по трём вариантам самостоятельно. Проверка коллективная. – О чём вы помнили, когда выполняли упражнение? – Были ли у вас затруднения? В чём? Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. - Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? | звон – звонОк – звонИт – звонЯт жил – Ожил – ожилА - Умение работать с информацией. | Познавательные УУД
Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Ориентироваться на развороте учебника
Коммуникативные УУД
Развиваем умение слушать и понимать других.
Оформлять свои мысли в устной форме. |
ΙV. Итог урока. | – Опираясь на ключевые слова, сформулируйте главную закономерность написания, которую мы сегодня вывели. – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? | | Регулятивные УУД Развиваем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию Познавательные УУД На основе анализа объектов делать выводы; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. |