Технологическая карта урока по русскому языку.
Класс: 2 «Б».
Учитель: Зубкова Н. А.
Тема: «Текст. Типы текстов».
Тип урока: закрепление пройденного по теме.
Задачи:
1. Закрепить знания по теме «Предложение, текст».
2. Учиться определять тип текста.
3. Учиться редактировать текст (составлять).
4. Проверить свои знания по теме «Текст» (дополнение текста).
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
-
развить познавательные процессы (речь, внимание, восприятие, мышление);
-
развить эмоциональную сферу;
-
развить коммуникативные умения;
-
развить мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация и другие).
Воспитательные:
Предметные УУД:
Познавательные:
Учащийся научится:
-понимать учебную информацию, представленную в знаково-символической форме;
- характеризовать языковые единицы;
- составление предложений, текста;
- озаглавливание текста;
- определение типов текстов;
- оформление предложения на письме в соответствии с правилами пунктуации;
- нахождение главных членов предложения;
- повторение изученных орфограмм;
- умение выделять словосочетание из предложения с помощью вопросов.
Учащийся получит возможность научиться:
-находить необходимую информацию как в учебнике, так и в справочной или научно-популярной литературе;
Личностные:
Обучающийся научится:
- осознавать необходимость свободного владения языком для успешного общения;
- применять навыки культурного поведения при общении.
Обучающийся получит возможность:
-развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.);
-осмыслить значение общения;
-понимать культурную значимость орфографически верной письменной речи;
-осознавать необходимость писать грамотно;
-создавать собственные словесные произведения по образцу;
-сформировать интерес и любовь к живой природе;
-оценивать степень своего продвижения в освоении учебного материала;
-умения вести конструктивный диалог с учителем, товарищами по классу в ходе решения задачи, выполнения групповой работы;
-понимать необходимость постепенности в усвоении знаний.
КоммуникативныеУУД:
Регулятивные:
Обучающийся научится:
-составлять под руководством учителя план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий;
-соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
-участвовать в диалоге, слушать и понимать других;
-контролировать свою речь в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
-выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
-осознавать результаты учебных действий, описывать результаты действий, используя лингвистическую терминологию;
-применять полученные знания для решения практических задач.
- контроль;
- коррекция;
- оценка;
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
-строить понятные для собеседника высказывания и аргументировать свою позицию.
соблюдение правил общения: проявлять к собеседнику внимание и терпение, уважение к чужому мнению, опираться на морально-этические нормы;
- управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Оборудование и материалы: карточки с заданиями для групп и индивидуальной работы, проектор, презентация к уроку.
Ход урока.
Этапы (методы и технологии): | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание: |
Орг. мом. Подготовка и настрой учащихся. Создание условий для поддержания интереса к учёбе. | -Итак, друзья, внимание, Ведь прозвенел звонок! Садитесь поудобнее - Начнём скорей урок. Урок – русского языка. Слайд № 1. Хорошего настроения на весь день! Слайд №2. Начинается урок! Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать! - Проверьте всё ли готово к уроку: учебник, рабочая и тонкая тетрадь, пенал, дневник. Слайд №3. - Сегодня на уроке вам предстоит работать в парах и группах. По окончании урока Вы должны будете на листочках со смайликами поставить самооценку за урок (в пустом оконце смайлика) и оценить своего партнёра в паре. Повторим правила работы в парах. Работа в парах: -
Думаю сам, -
Обсуждаю с товарищем, -
Говорю классу. | Учащиеся проверяют готовность к уроку. | На партах помимо учебника, тетради и письменных принадлежностей, приготовлены листы бумаги - карточки для групп, листочки с маленькими фигурами-смайликами для самооценки и самооценки партнёра. Презентация – слайды № 1-3. |
Постановка темы и задач урока. Повторение пройденного материала (языковых единиц). Самоопределение к учебной деятельности, развитие рациональных и интуитивных способностей. | Слайд №4. - Чем наделён человек? Из каких языковых единиц состоит речь? Речь человека: звуки, буквы, слоги, слова, предложения, текст. Определяем тему урока - Что из вышеперечисленного помогает человеку понять многогранную речь собеседника? (Текст, предложения.) Слайд №5. - Постараемся сформулировать задачи: Знаем… Будем продолжать учиться… -
Закрепить знания по теме «Предложение, текст». -
Учиться определять тип текста. -
Учиться редактировать текст (составлять). -
Проверить свои знания по теме «Текст» (дополнение текста). | Учащиеся формулируют тему и задачи урока. | Презентация – слайды № 4-5. |
Орфографическая минутка. Повторение ранее изученного. Создание условий для развития эмоциональных способностей в ходе обучения на основе использования визуальной и цветной информации. | Слайд №6. - Начнём наш урок с орфографической минутки. Слова спрятаны:
Цв(е/и)ты символов одним из вечных д(а/о)бра (и/я)вляются и х(а/о)рошего настроения. - Сравните с образцом: Слова: цветы (цвет), добра (добрый), являются (явка), хороший. - Можно ли назвать предложением? Почему? Обоснуйте свою точку зрения. - Отредактируйте и запишите предложение. Цветы являются одним из вечных символов добра и хорошего настроения. *Выделите грамматическую основу предложения. Слайд №7. - Сделайте вывод о признаках предложения: 1. Выражает законченную мысль. 2. Слова в предложении взаимосвязаны. | Учащийся комментирует запись слов в тетрадь, сравнивают с образцом. Учащиеся доказывают свою точку зрения и редактируют предложение. Учащиеся делают вывод о признаках предложения. | Презентация – слайды № 6-7. |
Актуализация знаний. Прогнозирование. Выдвижение гипотез. | Слайд №8. - Сформулируйте понятие текста. Текст? Группа предложений, которые связаны друг с другом по смыслу. Слайд №9. - Проанализируйте иллюстрации. Почему они даны, чему посвящены? Можно ли догадаться о чём будут тексты (текст). Типы текстов (иллюстрации). | Учащиеся формулируют понятие текста, выдвигают гипотезы по предложенным иллюстрациям. | Презентация – слайды № 8-9. |
Физ. мин. Здоровье-сберегающая технология | Вы, наверное, устали И поэтому все встали - Физминутку проведём. | Учащиеся выполняют физические упражнения, отдыхают. | Развитие физических, эмоциональных способностей. |
Продолжение, изучение темы. Работа по учебнику. (Развитие внимательности, наблюдательности.) | Слайд №10. - Прочитайте тексты (1 ученик от группы читает вслух). - Сейчас ваша задача в группах: определить тип текста и обозначить основополагающие слова – вопросы, помогающие в данном определении. Типы текстов (учебник стр.132 упр.181) 1. Одуванчик – весёлый весенний цветок. На высоком ровном стебельке держит он свою жёлтую головку. Она похожа на маленькое яркое солнышко. Одуванчика зубчатые листья. На безлистном стебле цветочные корзинки расположены. 2. В деревне у нас под окном был луг, весь золотой от цветущих одуванчиков. Но однажды я вышел из дома удить рыбу до восхода солнца и заметил, что луг не золотой, а зелёный. Я стал наблюдать. Сорвал одуванчик и понял, что он сжимает свои золотые лепестки, когда нет солнца. Взошло солнышко. Все одуванчики раскрылись ему навстречу. 3. Одуванчик стал моим самым любимым цветком, потому что он ложился спать вместе с нами, детьми, и вместе с нами просыпался с первыми лучами солнца. Слайд №11. 1 группа. Текст-описание 1. Одуванчик – весёлый весенний цветок. На высоком ровном стебельке держит он свою жёлтую головку. Она похожа на маленькое яркое солнышко. Одуванчика зубчатые листья. На безлистном стебле цветочные корзинки расположены. (Листья одуванчика зубчатые. Цветочные корзинки расположены на безлистном листе.) Текст отвечает на вопрос: какой? Его можно соотнести с картиной. Текст – описание. (*Выпишите из данного текста 2-3 словосочетания по модели: прил. сущ.) Слайд №12. 2 группа. Текст-повествование В деревне у нас под окном был луг, весь золотой от цветущих одуванчиков. Но однажды я вышел из дома удить рыбу до восхода солнца и заметил, что луг не золотой, а зелёный. Я стал наблюдать. Сорвал одуванчик и понял, что он сжимает свои золотые лепестки, когда нет солнца. Взошло солнышко. Все одуванчики раскрылись ему навстречу. Текст, отвечает на вопрос что происходит?, одна картина сменяет другую, как кадры фильма. Текст называется сообщение или повествование. *Запишите текст, отвечая на вопросы: 1.Когда я вышел из дома, что заметил? 2. Что происходило с одуванчиком, когда я его сорвал? 3. Как отреагировали одуванчики, когда выглянуло солнышко? Слайд №13. 3 группа. Текст-рассуждение Одуванчик стал моим самым любимым цветком, потому что он ложился спать вместе с нами, детьми, и вместе с нами просыпался с первыми лучами солнца. (*Из источников дополнительной литературы запишите, лечебные свойства одуванчика - лекарственного растения.) Текст-рассуждение отвечает на вопросы: где?, как?, почему?. | Распределение учащихся в группы по рядам. Учащиеся читают слайды. (1 текст – для 1 группы, 2 текст – для 2 группы, 3 текст – для 3 группы). Задания даны на карточках, учащиеся записывают в тетрадь. | Презентация – слайды № 10-13. |
Самостоятельная работа. | Слайд №14. - Для проверки собственных знаний. Самостоятельная работа (рабочая тетрадь стр.58 упр.192). Составление текста (дополнение).
| Учащиеся выполняют и контролируют собственные действия, записывают в тетрадь. | Презентация – слайд № 14. |
Дом. задание | - Какое домашнее задание по пройденному материалу вы хотели бы получить? - Составить и записать текст. | Учащиеся | |
Подведение итога. Рефлексия себя и партнёра. | - Что повторяли на уроке? Что было интересным? Что понравилось, не понравилось? - Оцените свою работу на уроке и работу партнёра! В смайлике поставьте отметку и подпишите своё имя. - Кто желает прокомментировать работу? Спасибо за урок! Убираем всё с парт в портфель, готовимся к следующему уроку. | Учащиеся подводят итог, делают выводы и проводят рефлексию. | |
Текст –.... Одуванчик – весёлый весенний цветок. На высоком ровном стебельке держит он свою жёлтую головку. Она похожа на маленькое яркое солнышко. Одуванчика зубчатые листья. На безлистном стебле цветочные корзинки расположены. (*Выпишите из данного текста 2-3 словосочетания по модели: прил. сущ.) | Текст-… Одуванчик стал моим самым любимым цветком, потому что он ложился спать вместе с нами, детьми, и вместе с нами просыпался с первыми лучами солнца. (*Из источников дополнительной литературы запишите, лечебные свойства одуванчика - лекарственного растения. *Выполните звуко-буквенный разбор слова: растение.) |
Текст –.... Одуванчик – весёлый весенний цветок. На высоком ровном стебельке держит он свою жёлтую головку. Она похожа на маленькое яркое солнышко. Одуванчика зубчатые листья. На безлистном стебле цветочные корзинки расположены. (*Выпишите из данного текста 2-3 словосочетания по модели: прил. сущ.) | Текст-… Одуванчик стал моим самым любимым цветком, потому что он ложился спать вместе с нами, детьми, и вместе с нами просыпался с первыми лучами солнца. (*Из источников дополнительной литературы запишите, лечебные свойства одуванчика - лекарственного растения. *Выполните звуко-буквенный разбор слова: растение.) |
Текст –.... Одуванчик – весёлый весенний цветок. На высоком ровном стебельке держит он свою жёлтую головку. Она похожа на маленькое яркое солнышко. Одуванчика зубчатые листья. На безлистном стебле цветочные корзинки расположены. (*Выпишите из данного текста 2-3 словосочетания по модели: прил. сущ.) | Текст-… Одуванчик стал моим самым любимым цветком, потому что он ложился спать вместе с нами, детьми, и вместе с нами просыпался с первыми лучами солнца. (*Из источников дополнительной литературы запишите, лечебные свойства одуванчика - лекарственного растения. *Выполните звуко-буквенный разбор слова: растение.) |
Текст –.... Одуванчик – весёлый весенний цветок. На высоком ровном стебельке держит он свою жёлтую головку. Она похожа на маленькое яркое солнышко. Одуванчика зубчатые листья. На безлистном стебле цветочные корзинки расположены. (*Выпишите из данного текста 2-3 словосочетания по модели: прил. сущ.) | Текст-… Одуванчик стал моим самым любимым цветком, потому что он ложился спать вместе с нами, детьми, и вместе с нами просыпался с первыми лучами солнца. (*Из источников дополнительной литературы запишите, лечебные свойства одуванчика - лекарственного растения. *Выполните звуко-буквенный разбор слова: растение.) |
Текст-… В деревне у нас под окном был луг, весь золотой от цветущих одуванчиков. Но однажды я вышел из дома удить рыбу до восхода солнца и заметил, что луг не золотой, а зелёный. Я стал наблюдать. Сорвал одуванчик и понял, что он сжимает свои золотые лепестки, когда нет солнца. Взошло солнышко. Все одуванчики раскрылись ему навстречу. *Запишите текст, отвечая на вопросы: 1.Когда я вышел из дома, что заметил? 2. Что происходило с одуванчиком, когда я его сорвал? 3. Как отреагировали одуванчики, когда выглянуло солнышко? | Текст-… В деревне у нас под окном был луг, весь золотой от цветущих одуванчиков. Но однажды я вышел из дома удить рыбу до восхода солнца и заметил, что луг не золотой, а зелёный. Я стал наблюдать. Сорвал одуванчик и понял, что он сжимает свои золотые лепестки, когда нет солнца. Взошло солнышко. Все одуванчики раскрылись ему навстречу. *Запишите текст, отвечая на вопросы: 1.Когда я вышел из дома, что заметил? 2. Что происходило с одуванчиком, когда я его сорвал? 3. Как отреагировали одуванчики, когда выглянуло солнышко? |
Текст-… В деревне у нас под окном был луг, весь золотой от цветущих одуванчиков. Но однажды я вышел из дома удить рыбу до восхода солнца и заметил, что луг не золотой, а зелёный. Я стал наблюдать. Сорвал одуванчик и понял, что он сжимает свои золотые лепестки, когда нет солнца. Взошло солнышко. Все одуванчики раскрылись ему навстречу. *Запишите текст, отвечая на вопросы: 1.Когда я вышел из дома, что заметил? 2. Что происходило с одуванчиком, когда я его сорвал? 3. Как отреагировали одуванчики, когда выглянуло солнышко? | Текст-… В деревне у нас под окном был луг, весь золотой от цветущих одуванчиков. Но однажды я вышел из дома удить рыбу до восхода солнца и заметил, что луг не золотой, а зелёный. Я стал наблюдать. Сорвал одуванчик и понял, что он сжимает свои золотые лепестки, когда нет солнца. Взошло солнышко. Все одуванчики раскрылись ему навстречу. *Запишите текст, отвечая на вопросы: 1.Когда я вышел из дома, что заметил? 2. Что происходило с одуванчиком, когда я его сорвал? 3. Как отреагировали одуванчики, когда выглянуло солнышко? |
Текст-… В деревне у нас под окном был луг, весь золотой от цветущих одуванчиков. Но однажды я вышел из дома удить рыбу до восхода солнца и заметил, что луг не золотой, а зелёный. Я стал наблюдать. Сорвал одуванчик и понял, что он сжимает свои золотые лепестки, когда нет солнца. Взошло солнышко. Все одуванчики раскрылись ему навстречу. *Запишите текст, отвечая на вопросы: 1.Когда я вышел из дома, что заметил? 2. Что происходило с одуванчиком, когда я его сорвал? 3. Как отреагировали одуванчики, когда выглянуло солнышко? | Текст-… В деревне у нас под окном был луг, весь золотой от цветущих одуванчиков. Но однажды я вышел из дома удить рыбу до восхода солнца и заметил, что луг не золотой, а зелёный. Я стал наблюдать. Сорвал одуванчик и понял, что он сжимает свои золотые лепестки, когда нет солнца. Взошло солнышко. Все одуванчики раскрылись ему навстречу. *Запишите текст, отвечая на вопросы: 1.Когда я вышел из дома, что заметил? 2. Что происходило с одуванчиком, когда я его сорвал? 3. Как отреагировали одуванчики, когда выглянуло солнышко? |
Текст-… В деревне у нас под окном был луг, весь золотой от цветущих одуванчиков. Но однажды я вышел из дома удить рыбу до восхода солнца и заметил, что луг не золотой, а зелёный. Я стал наблюдать. Сорвал одуванчик и понял, что он сжимает свои золотые лепестки, когда нет солнца. Взошло солнышко. Все одуванчики раскрылись ему навстречу. *Запишите текст, отвечая на вопросы: 1.Когда я вышел из дома, что заметил? 2. Что происходило с одуванчиком, когда я его сорвал? 3. Как отреагировали одуванчики, когда выглянуло солнышко? | Текст-… В деревне у нас под окном был луг, весь золотой от цветущих одуванчиков. Но однажды я вышел из дома удить рыбу до восхода солнца и заметил, что луг не золотой, а зелёный. Я стал наблюдать. Сорвал одуванчик и понял, что он сжимает свои золотые лепестки, когда нет солнца. Взошло солнышко. Все одуванчики раскрылись ему навстречу. *Запишите текст, отвечая на вопросы: 1.Когда я вышел из дома, что заметил? 2. Что происходило с одуванчиком, когда я его сорвал? 3. Как отреагировали одуванчики, когда выглянуло солнышко? |
Карточка для индивидуальной работы Вставь пропущенные буквы и подбери проверочные слова: (О/а)кно - __________, лу(г/к) - __________, з(а/о)л(о/а)той – ________________________________, цв(и/е)тущий - _____________, ры(б/п)ка _________________, со(?)нца - _______________________, ст(и/е)белёк - ______________________. | Карточка для индивидуальной работы Вставь пропущенные буквы и подбери проверочные слова: (О/а)кно - __________, лу(г/к) - __________, з(а/о)л(о/а)той – ________________________________, цв(и/е)тущий - _____________, ры(б/п)ка _________________, со(?)нца - _______________________, ст(и/е)белёк - ______________________. |
Карточка для индивидуальной работы Выполни морфемный анализ слов (разбери слова по составу), запиши, как называются данные слова в русском языке: Позеленели, зелёный, зелень - _____________________. | Карточка для индивидуальной работы Выполни морфемный анализ слов (разбери слова по составу), запиши, как называются данные слова в русском языке: Позеленели, зелёный, зелень - _____________________. |
Лист посещения урока
Предмет:русский язык. Класс: 2 «б»
Тема урока: «Текст. Типы текстов».
Ф.И.О. учителя Зубкова Н. А.
Критерии оценки | Качественные характеристики | Замечания | Комментарии |
«+» присутствуют | «- » отсутствуют | «+» положительные моменты | «- » отрицательные моменты |
Мобилизирующее начало урока, его эффективность | | | | | |
Единые требования к организации урока, к развитию устной речи, орфографическому режиму | | | | | |
Методика опроса | | | | | |
Качество знаний | | | | | |
Степень активизации учащихся | | | | | |
Повторение ранее изученного материала | | | | | |
Вопросы сравнительного, развивающего и обобщающего характера | | | | | |
Логическая связь между новым и ранее изученным материалом, между этапами урока | | | | | |
Методика изучения нового материала | | | | | |
Проблемно-познавательная задача урока и её решение | | | | | |
Научность | | | | | |
Связь с жизнью и предыдущим опытом учащихся | | | | | |
Полнота изложения программного материала | | | | | |
Элементы, стимулирующие любознательность и мотивированность учащихся | | | | | |
Дифференциация в обучении | | | | | |
Организация практической части, самостоятельной работы учащихся | | | | | |
Использование ТСО, средств наглядности | | | | | |
Использование ИКТ-технологий | | | | | |
НОТ учителя и учащихся | | | | | |
Методика закрепления, степень усвоения нового материала | | | | | |
Поиск дополнительной информации, работа с понятиями | | | | | |
Разнообразие методов и приёмов, применяемых на уроке, их целесообразность | | | | | |
Деятельность учителя | | | | | |
Организация деятельности учащихся | | | | | |
Задание на дом: методика, объём | | | | | |
Эмоциональная сторона урока | | | | | |
Педагогическая техника учителя (темп, дикция, эмоциональность и т.д.) | | | | | |
Психологическая обстановка на уроке | | | | | |
Соответствие урока его цели и типу | | | | | |
Подведение итога урока или этапов урока | | | | | |
Формирование личностных УУД | | | | | |
Формирование регулятивных УУД | | | | | |
Формирование познавательных УУД | | | | | |
Формирование коммуникативных УУД | | | | | |
Выводы и предложения: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись посетившего урок: _______________ (________________)
«С выводами и предложениями ознакомлен». Подпись: ________________