СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка с элементами РКИ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конструируя технологическую карту урока русского языка с элементами РКИ необходимо учитывать уровень владения учащимися русским языком (для многих их них это язык неродной).

В структуре технологической карты урока (традиционно) предлагаю выделить блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса, но внести в них содержание методики РКИ (русский как иностранный):

І) блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить); ІІ) инструментальный блок (какими средствами это достижимо); ІІІ) блок организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка с элементами РКИ»

Технологическая карта урока русского языка с элементами РКИ.  Емельянова Е.А. руководитель структурного подразделения по научно-методической и инновационной деятельности ГБОУ СОШ №157 им. К.А. Керимова. Почетный работник образования РФ, Победитель конкурса «Грант Москвы-2011».

Технологическая карта урока русского языка с элементами РКИ.

Емельянова Е.А.

руководитель структурного подразделения по научно-методической и инновационной деятельности ГБОУ СОШ №157 им. К.А. Керимова.

Почетный работник образования РФ,

Победитель конкурса «Грант Москвы-2011».

Язык

Вид

Русский

Совершенный и несовершенный

Азербайджанский

Время

Армянский

Видовая категория глагола охватывает 6 форм (прикладная, желательная, условная, необходимая, нужная, изъявительная).

В 5 различных грамматических видах (известный, неизвестный, возвратный, взаимно совместный, понудительный).

3 времени (настоящее, прошедшее, будущее)

Залог

Действительный и страдательный

Наклонение

3 вида действия (совершаемое, совершенное и подлежащее совершению)

Таджикский

5 времен глагола (

реальное прошлое,

повествовательное

прошлое,

настоящее,

категорическое

будущее,

некатегорическое

будущее)

Изъявительное, условное, повелительное

Настояще-будущее время.

Настоящее определённое, или продолженное, время. Параллельная форма настоящего времени, образуемая при помощи глагола гаштан.

Простое прошедшее время.

Прошедшее длительное время. Основная форма перфекта.

Перфект длительный. Преждепрошедшее время. Преждепрошедший перфект.

Прошедшее определённое время. Перфект определённый. Будущее составное время.

3 времени (настоящее, прошедшее, будущее).

Временные формы бывают простые и аналитические, делящиеся на главные составные и вторичные составные

3 залога (действительный, страдательный и средний)

Действительный и страдательный залоги.

Понудительный залог

5 наклонений (изъявительное, повелительное, желательное, условное, побудительное)

Изъявительное наклонение. Повелительное наклонение.

Условно-сослагательное наклонение.

Предположительное наклонение.

Следовательно, возникают вопросы: Чем методика обучения русскому языку как иностранному отличается от методики русского языка как родного? Какие нормативно-методические документы и источники необходимо знать учителю-русисту для эффективной деятельности в полиэтнической школе? Как помочь детям адаптироваться к новой для них школе? Как включить всех детей в процесс общения на уроке?

Следовательно, возникают вопросы:

  • Чем методика обучения русскому языку как иностранному отличается от методики русского языка как родного?
  • Какие нормативно-методические документы и источники необходимо знать учителю-русисту для эффективной деятельности в полиэтнической школе?
  • Как помочь детям адаптироваться к новой для них школе?
  • Как включить всех детей в процесс общения на уроке?
форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п. (Политехнический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989).

форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п. (Политехнический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989).

она имеет статус документа; в ней записан весь процесс; указаны операции, их составные части; названы материалы; перечислено оборудование; указаны инструменты; обозначены технологические режимы; рассчитано время; определён квалификационный статус исполнителей.
  • она имеет статус документа;
  • в ней записан весь процесс;
  • указаны операции, их составные части;
  • названы материалы;
  • перечислено оборудование;
  • указаны инструменты;
  • обозначены технологические режимы;
  • рассчитано время;
  • определён квалификационный статус исполнителей.
блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить) Инструментальный блок (какими средствами это достижимо) Блок организационно- деятельностный ( структуризация на действия и операции)
  • блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить)
  • Инструментальный блок (какими средствами это достижимо)
  • Блок организационно- деятельностный ( структуризация на действия и операции)
Тема урока Цель урока Планируемый результат Личностно-формирующая направленность урока
  • Тема урока
  • Цель урока
  • Планируемый результат
  • Личностно-формирующая направленность урока
Задачи урока Тип урока Учебно-методический комплекс
  • Задачи урока
  • Тип урока
  • Учебно-методический комплекс
источник информации оборудование дидактическое сопровождение материалы для познавательной деятельности ученика
  • источник информации
  • оборудование
  • дидактическое сопровождение
  • материалы для познавательной деятельности ученика
Проблемные вопросы; Когнитивные и деятельностные установки; Понятийный аппарат; Логические схемы; Рисунки; Видеозаписи; Индикаторы обратной связи и т.п.
  • Проблемные вопросы;
  • Когнитивные и деятельностные установки;
  • Понятийный аппарат;
  • Логические схемы;
  • Рисунки;
  • Видеозаписи;
  • Индикаторы обратной связи и т.п.
Уровневые задания; Карточки для самостоятельной работы; Тексты контрольных самостоятельных работ; Технологические карты лабораторных работ; Инструкция по технике безопасности; Задания для выполнения на уроке; Задания для самопроверки; Другие материалы, с которыми непосредственно работает ученик и т.п.
  • Уровневые задания;
  • Карточки для самостоятельной работы;
  • Тексты контрольных самостоятельных работ;
  • Технологические карты лабораторных работ;
  • Инструкция по технике безопасности;
  • Задания для выполнения на уроке;
  • Задания для самопроверки;
  • Другие материалы, с которыми непосредственно работает ученик и т.п.
План урока Диагностика результатов урока Домашнее задание
  • План урока
  • Диагностика результатов урока
  • Домашнее задание
 Деятельность учителя  Деятельность обучающихся  Познавательная  Осуществляемые действия  1-й этап урока  2-й этап урока  Коммуникативная  Формируемые способы деятельности  Осуществляемые действия …  Регулятивная  Формируемые способы деятельности  Осуществляемые действия  Формируемые способы деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Осуществляемые действия

1-й этап урока

2-й этап урока

Коммуникативная

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Регулятивная

Формируемые способы

деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Шаг 5

Шаг 2

Шаг 3

Шаг 7

Шаг 4

Шаг 8

Шаг 1

Шаг 6

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

  • четко определить и сформулировать для себя тему урока;
  • определить место темы в учебном курсе;
  • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
  • и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

§ что контролировать;

§ как контролировать;

§ как использовать результаты контроля.

Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Спланировать учебный материал

Подобрать учебные задания, целью которых является:

§ узнавание нового материала;

§ воспроизведение;

§ применение знаний в новой ситуации;

§ применение знаний в незнакомой ситуации;

§ творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:

§ задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

§ задания, способствующие осмыслению материала учеником;

§ задания, способствующие закреплению материала учеником .

Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

Специфика урока русского языка (с элементами РКИ) Урок русского языка с элементами РКИ имеет свою специфику:  В связи с этим выделим следующие ключевые характеристики урока: речевая направленность , обучение в условиях, адекватных условиям реальной коммуникации; функциональность;  ситуативность;  индивидуализация  процесса обучения; мотивированность;

Специфика урока русского языка (с элементами РКИ)

Урок русского языка с элементами РКИ имеет свою специфику:

В связи с этим выделим следующие ключевые характеристики урока:

  • речевая направленность , обучение в условиях, адекватных условиям реальной коммуникации;
  • функциональность;
  • ситуативность;
  • индивидуализация процесса обучения;
  • мотивированность;

Содержание современного языкового образования и закономерности процесса обучения определяют ряд обязательных требований к уроку:

  • урок должен предусматривать не только накопление информации, знаний, но и их применение на практике;
  • урок может и должен быть вариативным по структуре и приемам обучения;
  • одним из базовых требований к уроку является его научность, т.е. соответствие современному уровню лингводидактической мысли, педагогики, психологии;
  • важной характеристикой урока - при групповой (коллективной) форме работы учащихся - является индивидуализация обучения - условие, обеспечивающее работу каждого учащегося в доступном темпе, стимулирование способностей и обеспечение учебной перспективы в отношении конкретного учащегося;
  • урок, как педагогическое "произведение", должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, с четким переходом от одной его части к другой в соответствии с лингводидактической целью и закономерностями процесса обучения (под внутренней структурой урока подразумеваются шаги к достижению цели урока), единой логикой развертывания деятельности педагога и учащихся;
Специфика занятия РКИ проявляется в его произвольном планировании, т.е. преподаватель имеет возможность варьировать компоненты урока, определять их последовательность. Так, если педагог придерживается в обучении принципов прямого метода и считает, что учащийся овладевает неродным языком бессознательно, как и родным, то на уроке отсутствует этап введения, презентации материала. Если педагог полагает, что исправление ошибок отрицательно сказывается на обучении, он минимизирует или видоизменяет этап контроля.

Специфика занятия РКИ

  • проявляется в его произвольном планировании, т.е. преподаватель имеет возможность варьировать компоненты урока, определять их последовательность. Так, если педагог придерживается в обучении принципов прямого метода и считает, что учащийся овладевает неродным языком бессознательно, как и родным, то на уроке отсутствует этап введения, презентации материала. Если педагог полагает, что исправление ошибок отрицательно сказывается на обучении, он минимизирует или видоизменяет этап контроля.
Структура урока Начало урока лучше связать с фронтальной работой - организационной формой деятельности, в которую включается весь учебный коллектив; это снимает чувство напряжения, позволяет вначале

Структура урока

  • Начало урока лучше связать с фронтальной работой - организационной формой деятельности, в которую включается весь учебный коллектив; это снимает чувство напряжения, позволяет вначале "распределить ответственность" за качество речевой деятельности между учениками. Фонетическая зарядка, короткая беседа вовлекает группу в атмосферу изучаемого языка.
  • Главные задачи решаются в основной части урока: введение материала - языкового, речевого, его тренировка, закрепление, активизация в устной и письменной речи.
  • Заключительная часть урока, как правило, связана с подведением итогов работы, разъяснением домашнего задания (цель домашнего задания - углубление и активизация знаний, навыков, умений в ходе самостоятельной работы).
 Этапы урока в соответствии с технологической картой. мин 1 1-2 мин этап цель организационный этап Мотивация к учебной деятельности включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. требования рекомендации 1) создаются условия для возникновения у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). 2) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 3) устанавливаются тематические рамки («могу»). доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, и т.д.; беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д.

Этапы урока в соответствии

с технологической картой.

мин

1

1-2 мин

этап

цель

организационный этап

Мотивация к учебной деятельности

включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

требования

рекомендации

1) создаются условия для возникновения у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

2) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);

3) устанавливаются тематические рамки («могу»).

доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, и т.д.;

беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д.

Теперь на конкретном примере урока русского языка по теме: «Род имен существительных» попытаемся определить каким образом введены элементы РКИ: Форма организации образовательного процесса, в рамках которого строится ситуация.  Урок. Название учебной ситуации. В каком классе организуется ситуация? РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. 5 класс. Единица содержания.  КАТЕГОРИЯ РОДА.  ЭЛЕМЕНТЫ РКИ

Теперь на конкретном примере урока русского языка по теме: «Род имен существительных» попытаемся определить каким образом введены элементы РКИ:

  • Форма организации образовательного процесса, в рамках которого строится ситуация.

Урок.

  • Название учебной ситуации. В каком классе организуется ситуация?

РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

5 класс.

  • Единица содержания.

КАТЕГОРИЯ РОДА.

ЭЛЕМЕНТЫ РКИ

РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ЖЕНСКИЙ РОД МУЖСКОЙ РОД СРЕДНИИЙ РОД Схема единицы содержания в соответствии с названным типом содержания.

РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

ЖЕНСКИЙ РОД

МУЖСКОЙ РОД

СРЕДНИИЙ РОД

Схема единицы содержания в соответствии с названным типом содержания.

Место осваиваемой единицы содержания в системе других единиц типа содержания.   Урок проводился во втором полугодии, 3 учебной четверти 5 класса, в разделе «Морфология».  Схема системы единиц с указанием  в ней места осваиваемой  единицы.  РОД ЧИСЛО СКЛОНЕНИЕ
  • Место осваиваемой единицы содержания в системе других единиц типа содержания.

Урок проводился во втором полугодии, 3 учебной четверти 5 класса, в разделе «Морфология».

  • Схема системы единиц с указанием  в ней места осваиваемой  единицы.

РОД

ЧИСЛО

СКЛОНЕНИЕ

Технология, обеспечивающая освоение единицы содержания.  Технология деятельностного метода обучения. В структуре урока можно выделить 4 этапа. I этап: Подготовка учащихся к активному восприятию нового материала по обобщающей теме. Проблемная ситуация. II этап: Ввод обобщенных понятий «Род имен существительных» и морфологические признаки с использованием таблицы. Поэтапное обобщение сходного морфологического материала. III этап: Ввод обобщающего алгоритма и образцов рассуждения (устного и графического). Свертывание обобщений на основе главных признаков. Графическая фиксация. IV этап: Ввод обобщающих и алгоритмизированных упражнений. Ввод упражнений на группировку, классификацию, систематизацию материала. Элементы редактирования текста.
  • Технология, обеспечивающая освоение единицы содержания.

Технология деятельностного метода обучения.

В структуре урока можно выделить 4 этапа.

I этап:

  • Подготовка учащихся к активному восприятию нового материала по обобщающей теме.
  • Проблемная ситуация.

II этап:

  • Ввод обобщенных понятий «Род имен существительных» и морфологические признаки с использованием таблицы.
  • Поэтапное обобщение сходного морфологического материала.

III этап:

  • Ввод обобщающего алгоритма и образцов рассуждения (устного и графического).
  • Свертывание обобщений на основе главных признаков.
  • Графическая фиксация.

IV этап:

  • Ввод обобщающих и алгоритмизированных упражнений.
  • Ввод упражнений на группировку, классификацию, систематизацию материала.
  • Элементы редактирования текста.
 Схема выбранной технологии. восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – рефлексия организационный этап; этап актуализации субъектного опыта учащихся; этап изучения новых знаний и способов деятельности; этап первичной проверки понимания изученного; этап закрепления изученного; этап применения изученного; этап обобщения и систематизации; этап контроля и самоконтроля; этап рефлексии. этап информации о домашнем задании; этап подведения итогов занятия;

Схема выбранной технологии.

восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – рефлексия

  • организационный этап;
  • этап актуализации субъектного опыта учащихся;
  • этап изучения новых знаний и способов деятельности;
  • этап первичной проверки понимания изученного;
  • этап закрепления изученного;
  • этап применения изученного;
  • этап обобщения и систематизации;
  • этап контроля и самоконтроля;
  • этап рефлексии.
  • этап информации о домашнем задании;
  • этап подведения итогов занятия;
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ Примерное время Мотивация. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ Ребята, послушайте, какая тишина! Это в школе начались уроки. Мы не будем тратить время зря, И приступим все к работе. 1 мин. Все ль на месте, Все ль в порядке - Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Тут затеи и задачи, Игры, шутки – все для вас! Пожелаю всем удачи. За работу, в добрый час! Проверяют готовность к уроку.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Примерное время

  • Мотивация.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Ребята, послушайте, какая тишина! Это в школе начались уроки. Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

1 мин.

Все ль на месте,

Все ль в порядке -

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки – все для вас!

Пожелаю всем удачи.

За работу, в добрый час!

Проверяют готовность к уроку.

2. Актуализация Какую большую тему мы сейчас изучаем? Что вы знаете о существительном? На доске деформированная схема . Учащимся предлагается ее восстановить. Имя существительное

2. Актуализация

Какую большую тему мы сейчас изучаем?

Что вы знаете о существительном?

На доске деформированная схема . Учащимся предлагается ее восстановить.

Имя существительное

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ______________ ОБОЗНАЧАЕТ__________________________ ОТВЕЧАЕТ______________________________ ИЗМЕНЯЕТСЯ_____________________________ БЫВАЕТ__________________________________ В ПРЕДЛОЖЕНИИ МОЖЕТ БЫТЬ____________

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ______________

ОБОЗНАЧАЕТ__________________________

ОТВЕЧАЕТ______________________________

ИЗМЕНЯЕТСЯ_____________________________

БЫВАЕТ__________________________________

В ПРЕДЛОЖЕНИИ МОЖЕТ БЫТЬ____________

СТОЛ, ЗИМА, ОБЛАКО, ПОЛЕ, БАШНЯ, ДЕЛО, ДЯДЯ, СОЛОМА, ЯБЛОКО, СЕВЕР, УЛИЦА, РИСУНОК, ПОСУДА, ПЛАТОК, МОРЕ, ДЕДУШКА.

СТОЛ, ЗИМА, ОБЛАКО, ПОЛЕ, БАШНЯ, ДЕЛО, ДЯДЯ, СОЛОМА, ЯБЛОКО, СЕВЕР, УЛИЦА, РИСУНОК, ПОСУДА, ПЛАТОК, МОРЕ, ДЕДУШКА.

 Стол Дядя Север Рисунок Платок Дедушка  Зима Башня Солома Улица Посуда  Облако Поле Дело Яблоко Море

Стол

Дядя

Север

Рисунок

Платок

Дедушка

Зима

Башня

Солома

Улица

Посуда

Облако

Поле

Дело

Яблоко

Море

1. По какому признаку вы распределяли слова в столбики?

1. По какому признаку вы распределяли слова в столбики?

2. Можно ли выделить окончания в каждой из групп? 3. Какие это окончания?

2. Можно ли выделить окончания в каждой из групп?

3. Какие это окончания?

 Стол Дядя Север Рисунок Платок Дедушка  Зима Башня Солома Улица Посуда  Облако Поле Дело Яблоко Море

Стол

Дядя

Север

Рисунок

Платок

Дедушка

Зима

Башня

Солома

Улица

Посуда

Облако

Поле

Дело

Яблоко

Море

4. Какого рода слова в 1 столбике? Во втором? В третьем?

4. Какого рода слова в 1 столбике? Во втором? В третьем?

 Стол Дядя Север Рисунок Платок Дедушка  Зима Башня Солома Улица Посуда  Облако Поле Дело Яблоко Море

Стол

Дядя

Север

Рисунок

Платок

Дедушка

Зима

Башня

Солома

Улица

Посуда

Облако

Поле

Дело

Яблоко

Море

МУЖСКОЙ РОД  Стол Дядя Север Рисунок Платок Дедушка  Зима Башня Солома Улица Посуда  Облако Поле Дело Яблоко Море

МУЖСКОЙ РОД

Стол

Дядя

Север

Рисунок

Платок

Дедушка

Зима

Башня

Солома

Улица

Посуда

Облако

Поле

Дело

Яблоко

Море

МУЖСКОЙ РОД ЖЕНСКИЙ  РОД  Стол Дядя Север Рисунок Платок Дедушка  Зима Башня Солома Улица Посуда  Облако Поле Дело Яблоко Море

МУЖСКОЙ РОД

ЖЕНСКИЙ

РОД

Стол

Дядя

Север

Рисунок

Платок

Дедушка

Зима

Башня

Солома

Улица

Посуда

Облако

Поле

Дело

Яблоко

Море

МУЖСКОЙ РОД ЖЕНСКИЙ  РОД  Стол Дядя Север Рисунок Платок Дедушка  СРЕДНИЙ РОД Зима Башня Солома Улица Посуда  Облако Поле Дело Яблоко Море

МУЖСКОЙ РОД

ЖЕНСКИЙ

РОД

Стол

Дядя

Север

Рисунок

Платок

Дедушка

СРЕДНИЙ

РОД

Зима

Башня

Солома

Улица

Посуда

Облако

Поле

Дело

Яблоко

Море

- Предположите, о чём пойдёт речь на уроке, сформулируйте тему и цели урока. - Вспомните, что вы знаете по этой теме. - Что хотите ещё узнать или чему хотите научиться.

- Предположите, о чём пойдёт речь на уроке, сформулируйте тему и цели урока.

- Вспомните, что вы знаете по этой теме.

- Что хотите ещё узнать или чему хотите научиться.

Как определить род имени существительного?

Как определить род имени существительного?

Давайте попробуем составить алгоритм.

Давайте попробуем составить алгоритм.

АЛГОРИТМ: Ставлю существительное в начальную форму (И.П., Ед.ч, Кто?, Что?) Заменяю местоимением он, она, оно. Делаю вывод.

АЛГОРИТМ:

  • Ставлю существительное в начальную форму (И.П., Ед.ч, Кто?, Что?)
  • Заменяю местоимением он, она, оно.
  • Делаю вывод.

Давайте проверим, как работает алгоритм? СРЕДА, БРЕВНО, МЯЧ, ГВОЗДЬ, МОРЕ, ТРОПИНКА, ГОЛУБЬ, ВОСКРЕСЕНЬЕ, УРОЖАЙ.

Давайте проверим, как работает алгоритм?

СРЕДА, БРЕВНО, МЯЧ, ГВОЗДЬ, МОРЕ, ТРОПИНКА, ГОЛУБЬ, ВОСКРЕСЕНЬЕ, УРОЖАЙ.

Дидактическая игра «Угадай слово». Составьте слова. Определите род. 1 группа 2 группа П---а 3 группа В---к М---о Б---а Б---т Б---н З---о В---о М---а

Дидактическая игра «Угадай слово». Составьте слова. Определите род.

1 группа

2 группа

П---а

3 группа

В---к

М---о

Б---а

Б---т

Б---н

З---о

В---о

М---а

Физкультминутка Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали.  Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем.

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРОГО ПРОВОДЯТ ПРЯМЫЕ ЛИНИИ ИЛИ ИЗМЕРЯЮТ ДЛИНУ.  Я ЗЕМЛЮ КОПАЛА, НИЧУТЬ НЕ УСТАЛА.  ТО Я В КЛЕТКУ, ТО В ЛИНЕЙКУ, НАПИСАТЬ ВО МНЕ СУМЕЙ-КА.  СОСУД, В КОТОРОМ КИПЯТЯТ ВОДУ И ЗАВАРИВАЮТ ЧАЙ.  ПОМЕЩЕНИЕ, ГДЕ СОЯТ МАШИНЫ.  СЪЕЛ СЛАСТЕНА В ВОСКРЕСЕНЬЕ ВСЕ ВИШНЕВОЕ___.
  • ПРИСПОСОБЛЕНИЕ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРОГО ПРОВОДЯТ ПРЯМЫЕ ЛИНИИ ИЛИ ИЗМЕРЯЮТ ДЛИНУ.
  • Я ЗЕМЛЮ КОПАЛА, НИЧУТЬ НЕ УСТАЛА.
  • ТО Я В КЛЕТКУ, ТО В ЛИНЕЙКУ, НАПИСАТЬ ВО МНЕ СУМЕЙ-КА.
  • СОСУД, В КОТОРОМ КИПЯТЯТ ВОДУ И ЗАВАРИВАЮТ ЧАЙ.
  • ПОМЕЩЕНИЕ, ГДЕ СОЯТ МАШИНЫ.
  • СЪЕЛ СЛАСТЕНА В ВОСКРЕСЕНЬЕ ВСЕ ВИШНЕВОЕ___.

ВАРЕНЬЕ ЧАЙНИК ГАРАЖ ЛИНЕЙКА

ВАРЕНЬЕ

ЧАЙНИК

ГАРАЖ

ЛИНЕЙКА

Письмо Майкла Здравствуй мой любимая подруга Оля! Пишет тебе твоя далёкий друг Майкл. Я часто вспоминаю наши тёплые встречи в вашем уютном доме. Твой добрая мама угощала меня пельменями. А твоя умный папа учил меня играть в лото. Твой милая бабушка и строгий дедушка рассказывали о своей молодости. Я полюбил Россию и русских людей за их доброту. С нетерпением жду новой встречи. Ваш Майкл.

Письмо Майкла

Здравствуй мой любимая подруга Оля! Пишет тебе твоя далёкий друг Майкл. Я часто вспоминаю наши тёплые встречи в вашем уютном доме. Твой добрая мама угощала меня пельменями. А твоя умный папа учил меня играть в лото. Твой милая бабушка и строгий дедушка рассказывали о своей молодости. Я полюбил Россию и русских людей за их доброту. С нетерпением жду новой встречи. Ваш Майкл.

ИНСТРУКЦИЯ: 1. Прочитай предложение.  2. Подчеркни имена существительные, род которых не знает Майкл.  3. Исправь ошибки.

ИНСТРУКЦИЯ:

1. Прочитай предложение. 2. Подчеркни имена существительные, род которых не знает Майкл. 3. Исправь ошибки.

Здравствуй мой любимая подруга Оля! Пишет тебе тво Й далёкий друг  Майкл. Я часто вспоминаю наши тёплые встречи в вашем уютном доме. Тво Я добрая мама угощала меня пельменями. А тво Й умный папа учил меня играть в лото. Тво Я милая бабушка и строгий дедушка рассказывали о своей молодости. Я полюбил Россию и русских людей за их доброту. С нетерпением жду новой встречи. Ваш Майкл.

Здравствуй мой любимая подруга Оля! Пишет тебе тво Й далёкий друг Майкл. Я часто вспоминаю наши тёплые встречи в вашем уютном доме. Тво Я добрая мама угощала меня пельменями. А тво Й умный папа учил меня играть в лото. Тво Я милая бабушка и строгий дедушка рассказывали о своей молодости. Я полюбил Россию и русских людей за их доброту. С нетерпением жду новой встречи. Ваш Майкл.

Род имен существительных М.Р. СР. Р. Ж.Р. ОНА ОНО ОН СТОЛ МАШИНА МЕТРО ОБОБЩАЮЩАЯ СХЕМА

Род имен существительных

М.Р.

СР. Р.

Ж.Р.

ОНА

ОНО

ОН

СТОЛ

МАШИНА

МЕТРО

ОБОБЩАЮЩАЯ СХЕМА

№ Вопросы 1 + или - Существительные имеют форму м.р, ж.р., ср.р. 2 Пальто –ср.р 3 Мороженое –м.р 4 Ящик-м.р. 5 Картина –ср.р САМОКОНТРОЛЬ

Вопросы

1

+ или -

Существительные имеют форму м.р, ж.р., ср.р.

2

Пальто –ср.р

3

Мороженое –м.р

4

Ящик-м.р.

5

Картина –ср.р

САМОКОНТРОЛЬ

ВЫБЕРИТЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ. КОТОРОЕ СООТВЕТСТВУЕТ ВАШЕМУ НАСТРОЕНИЮ НА УРОКЕ, И ОТМЕТЬТЕ ЕГО ЗНАКОМ +

ВЫБЕРИТЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ. КОТОРОЕ СООТВЕТСТВУЕТ ВАШЕМУ НАСТРОЕНИЮ НА УРОКЕ, И ОТМЕТЬТЕ ЕГО ЗНАКОМ +

ДОПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:  Сегодня я узнал… Теперь я могу… Урок для меня показался… Было трудно…

ДОПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: Сегодня я узнал…

Теперь я могу…

Урок для меня показался…

Было трудно…

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Из толкового словаря выпишите по 5 слов каждого рода. Составьте с этими словами 3-5 предложений.  

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Из толкового словаря выпишите по 5 слов каждого рода. Составьте с этими словами 3-5 предложений.

 

Успехов  в  работе! В заключение хотелось бы отметить, что желание детей учить русский язык необходимо поощрять и стимулировать любыми средствами.           Хорошими помощниками учителя станут педагогика сотрудничества и воспитание успехом, это позволит создать на уроке условия, в которых ребенок будет чувствовать себя спокойно, свободно, испытывать только положительные эмоции, а овладение русским языком для него станет радостью и удовольствием.

Успехов

в

работе!

В заключение хотелось бы отметить, что желание детей учить русский язык необходимо поощрять и стимулировать любыми средствами.         

Хорошими помощниками учителя станут педагогика сотрудничества и воспитание успехом, это позволит создать на уроке условия, в которых ребенок будет чувствовать себя спокойно, свободно, испытывать только положительные эмоции, а овладение русским языком для него станет радостью и удовольствием.

СПАСИБО ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!