Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация к учебной деятельности Цель: включение в учебную деятельность. | Приветствие учащихся. Перед учащимися картины времён года и загадки о них. Учащиеся отгадывают время года, указывают в загадках прилагательные. 2. Мотивация - Сегодня мне хочется необычно начать урок. За окном еще кое-где лежит снег и холодно, но приближается весна. Можно ли услышать весну? Послушайте произведение композитора Шопена «Весенний вальс» и прочитайте отрывок из стихотворения Е. Баратынского. Оценивать свою работу будем с помощью листочков и деревца, которое должно к концу урока распуститься (в течение урока за выполнение заданий обучающиеся прикрепляют к своему дереву листочки в зависимости от правильности решения той или иной проблемы). Слайды 1-7 | Читают загадки, отгадывают время года. Высказывают своё мнение. | Личностные: самоопределение, коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Проверка и коррекция знаний обучающихся. | Работа в парах с последующей взаимопроверкой: исправьте орфографические ошибки в тексте. Найдите прилагательные, определите их грамматические признаки. Как вы думаете, в чём её особенность употребления прилагательных в тексте? Слайды 8-9 | Находят и исправляют слова с ошибками. Зема ухадить не хочет. Прячет последний снижок в лису. Воздух день ото дня типлее. Небо свитлее. Потикли ручийки. Вада залила трапинки. Звенит висёлая копель. Вот и верба нарядилась в белые серёжки. На солнечной палянке появилась молодая трова. Делают свои предположения. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, умение результативно действовать. Регулятивные: коррекция, оценка. |
Постановка цели и учебных задач урока. | Обратите внимание на репродукцию картины и предложения рядом с ней. Почему некоторые слова выделены курсивом? Что нового вы ещё узнали о кратких формах? Сформулируйте тему урока его цели и задачи. Слайды 10-11 | Выполняют задание, сравнивая полные и краткие имена прилагательные. Делают вывод. Определяют тему урока. Работают над постановкой цели и определением задач урока. | Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное формулирование цели, проблемы, сравнение, создание способов решения проблем. |
Изучение нового материла. | -Работаем с теоретическим материалом учебника. Результаты занесем в таблицу (работа в парах с последующей проверкой) Слайды 12-13 | Ученики заполняют таблицу, проверяют её. Слушают. Высказывают свои предположения. Отвечают. Анализируют, корректируют. | Познавательные: Извлечение необходимой информации, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: управление поведением партнера, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
Первичное закрепление материала. | На нашем уроке присутствует ещё один ученик, вы могли его видеть в самом начале урока. Пришло время познакомиться с ним. Это Вася Ошибкин. Он не совсем понял разницу между полными и краткими прилагательными. Придётся ему помочь. Выполним задание по распределению прилагательных по группам и объясним Васе Ошибкину, чем различаются полные и краткие прилагательные. Слайды 14-17 | Ученики распределяют прилагательные по группам, ещё раз делая вывод о морфологических и синтаксических признаках полных и кратких имён прилагательных. | Познавательные: умение применять полученные знания на практике, классификация объектов. Регулятивные: умение организовывать свои действия. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
Закрепление знаний. | Игра «Поиграем в прятки». В словах нет ни корней, ни приставок, ни суффиксов – одни окончания. Узнайте, где спряталось полное прилагательное, а где – краткое, запишите номера кратких. Слайд 18 Охарактеризуйте представленных вам героев басен И.А. Крылова при помощи кратких прилагательных. Слайд 19 | Ученики только по окончаниям определяют, где зашифровано полное, а где краткое прилагательное, и выписывают номера кратких прилагательных. Ученики вспоминают басни Крылова, характеризуют героев при помощи кратких прилагательных. | Познавательные: анализ объектов, установление связей, умение строить монологическое высказывание. Регулятивные: Коррекция, оценка. Коммуникативные: умение доказывать свою точку зрения. |
Динамическая пауза. Цель: сменить вид деятельности. | Организует смену вида деятельности. | Учащиеся в занимательной форме при помощи «инструкторов» проводят физминутку. | Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
Самостоятельная творческая работа с самопроверкой по эталону. | Любите ли вы бывать в весеннем лесу? Весной и в лес, и к людям прилетают птицы, вернувшиеся с юга. О чём могут сообщить эти птицы? Перед вами текст «О чём сообщили скворцы, вернувшиеся с юга». В тексте пропущены прилагательные. Восстановите его, используя прилагательные краткой формы и прилагательные полной формы. Слайды 20-22 | Учащиеся выполняют творческое списывание под музыку Ф. Шопена. По окончании произведения происходит самопроверка по эталону. | Личностные: умение делать выбор и отвечать за этот выбор. Познавательные: умение строить высказывание в письменной форме, выбор наиболее эффективного способа решения учебной задачи, контроль и оценка результатов деятельности. Регулятивные: умение организовывать свои действия. |
Решение проблемной задачи. Повторение и закрепление ранее изученного. | Отгадайте. Даже ночью муравьишка Не пропустит свой домишко, Путь дорожку до зари Освещают фонари; На больших столбах подряд Лампы белые висят(……………………..) Ландыш – цветок с сильным «характером». Он не жалует многих соседей по вазе и только голубоглазой красавице-незабудке делает исключение. Ландыш – любимый цветок многих народов. Во Франции даже праздник ландышей есть. На Руси много прекрасных легенд сложено об этом цветке. Славянская легенда о ландыше Удалого Садко полюбила водяная царевна Волхова. Однажды, гуляя поздно по лесу, увидела она Садко, обнимавшего свою невесту Любаву. Гордая царевна отвернулась и пошла прочь. И только луна была свидетельницей, как из ее глаз катились чистые девичьи слезы, и, упав на землю, превращались в нежные ландыши. Учитель предлагает вспомнить правила правописания Ь на конце существительных после шипящих. Слайд 23 Как вы думаете, пишется ли Ь на конце кратких прилагательных после шипящих? Вася Ошибкин не знает. Помогите ему. Заполните таблицу «Правописание Ь после шипящих на конце разных частей речи». Вам поможет учебник. Если вы правильно расставите «+» и «-», то в итоге у вас получится интересная фигура (групповая работа). Слайд 24-26 | . Отгадывают загадку. Слушают легенду. Заполняют таблицу и проверяют её по образцу. | Познавательные: поиск т выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной форме, поиск разнообразных способов решения задач. Коммуникативные: Сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: контроль, коррекция |
Итоги урока. Рефлексия. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. Домашнее задание. | Что нового вы узнали на уроке? Чем отличается полная форма прилагательного от краткой? Дружит ли краткая форма прилагагательных с основой на шипящий с Ь? Составим синквейн по теме урока. Прилагательные Краткие и полные Дополняют, украшают, уточняют Без них скучно! Эпитеты Слайды 27-28 Поднимите руки, у кого распустилось дерево. Все у кого сегодня распустилось дерево, смогут смело шагать дальше, получать новые знания и получать как можно больше таких листочков и расти в своих знаниях как ваши деревья. А тем, кто сегодня получил мало листочков, желаю работать. Вам нужно немного остановиться, взять на заметку те ошибки, которые вы допустили, чтобы на последующих занятиях их не было. Слайд 29 Продолжите высказывания: Сегодня я убедился в том, что… Теперь я умею определять… Было трудно… Было интересно… Слайд 30 Д.з. Выписать несколько предложений с краткими прилагательными из сказок Пушкина (учитель демонстрирует слайды с иллюстрациями из сказок Пушкина). Слайды 31-40 - Какова была цель урока? - Удалось ли ее достигнуть? - Какой этап показался наиболее интересным? Слайд 41 | Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свое впечатление от урока, используя только прилагательные. Каким сегодня был урок? Составляют совместно с учителем синквейн, сравнивают получившиеся деревья. Выполняют рефлексию. Записывают домашнее задание. Возвращаются к началу урока и отвечают, достигли ли поставленной цели. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |