СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Полные и краткие имена прилагательные" (с презентацией)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Полные и краткие имена прилагательные" (с презентацией).

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 5 классемой УРОК»



Технологическая карта урока русского языка в 5 классе



УМК: С. И. Львовой, В. В. Львова

Тема урока: «Полные и краткие имена прилагательные»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Планируемые результаты:

Личностные:

- формировать положительный настрой в обучении, воспитывать чуткое отношение к родному языку и родной культуре, формировать адекватную позитивную самооценку, развивать умение сотрудничать при выполнении упражнений, воспитывать активную жизненную позицию, умение делать выбор.

Метапредметные:

регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с конкретной учебной задачей, а также оценивать свои результаты;

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, выделять существенную информацию из текстов разных видов; устанавливать причинно – следственные связи.

коммуникативные: развивать речевые способности учащихся и потребность в эстетическом совершенствовании своей речи, участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общее решение.

Предметные:

пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи; закрепить умение отграничивать прилагательное от других частей речи, определять морфологические признаки имени прилагательного, умение разграничивать полные и краткие прилагательные, умение логически рассуждать на грамматическую тему.

Технологии:

проектная, личностно – ориентированная, информационно – коммуникативная, проблемно – диалогическая, системно – деятельностная, дифференцированное обучение.

Формы работы:

коллективная, групповая, творческая, проектная.

Межпредметные связи:

Литература, изобразительное искусство, музыка, физкультура.

Виды деятельности учителя:

организует, направляет, контролирует, диагностирует.



Виды деятельности учащихся:

составляют таблицы-схемы, разграничивают языковые явления, работают над созданием лингвистического текста, редактируют тексты, объясняют правописание разных орфограмм, исправляют орфографические ошибки.


Вид используемых ИКТ: презентация

Оборудование: раздаточный материал, мультимедиа (презентация)


Структура и ход урока

Вступительное слово учителя.

Введение в тему.

Овладение новыми знаниями.

Исследование 1. В чем отличие кратких прилагательных от полных.

Исследование 2. Роль кратких прилагательных в речи.

Исследование 3. Правописание кратких прилагательных.

Проверка полученных результатов. Коррекция.

Физкультминутка.

Творческое задание.

Домашнее задание.

Рефлексия.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация к учебной деятельности

Цель: включение в учебную деятельность.


Приветствие учащихся. Перед учащимися картины времён года и загадки о них. Учащиеся отгадывают время года, указывают в загадках прилагательные.

2. Мотивация - Сегодня мне хочется необычно начать урок. За окном еще кое-где лежит снег и холодно, но приближается весна. Можно ли услышать весну? Послушайте произведение композитора Шопена «Весенний вальс» и прочитайте отрывок из стихотворения Е. Баратынского.

Оценивать свою работу будем с помощью листочков и деревца, которое должно к концу урока распуститься (в течение урока за выполнение заданий обучающиеся прикрепляют к своему дереву листочки в зависимости от правильности решения той или иной проблемы).

Слайды 1-7


Читают загадки, отгадывают время года. Высказывают своё мнение.

Личностные: самоопределение, коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Проверка и коррекция знаний обучающихся.


Работа в парах с последующей взаимопроверкой: исправьте орфографические ошибки в тексте. Найдите прилагательные, определите их грамматические признаки.

Как вы думаете, в чём её особенность употребления прилагательных в тексте?

Слайды 8-9


Находят и исправляют слова с ошибками.

Зема ухадить не хочет. Прячет последний снижок в лису. Воздух день ото дня типлее. Небо свитлее. Потикли ручийки. Вада залила трапинки. Звенит висёлая копель.
Вот и верба нарядилась в белые серёжки. На солнечной палянке появилась молодая трова.

Делают свои предположения.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, умение результативно действовать.

Регулятивные: коррекция, оценка.

Постановка цели и учебных задач урока.

Обратите внимание на репродукцию картины и предложения рядом с ней.

Почему некоторые слова выделены курсивом?

Что нового вы ещё узнали о кратких формах?

Сформулируйте тему урока его цели и задачи.

Слайды 10-11

Выполняют задание, сравнивая полные и краткие имена прилагательные. Делают вывод. Определяют тему урока. Работают над постановкой цели и определением задач урока.



Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное формулирование цели, проблемы, сравнение, создание способов решения проблем.


Изучение нового материла.











-Работаем с теоретическим материалом учебника. Результаты занесем в таблицу (работа в парах с последующей проверкой)

Слайды 12-13











Ученики заполняют таблицу, проверяют её.




Слушают. Высказывают свои предположения.


Отвечают. Анализируют, корректируют.





Познавательные:

Извлечение необходимой информации,

умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнера, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Первичное закрепление материала.

На нашем уроке присутствует ещё один ученик, вы могли его видеть в самом начале урока. Пришло время познакомиться с ним. Это Вася Ошибкин. Он не совсем понял разницу между полными и краткими прилагательными. Придётся ему помочь. Выполним задание по распределению прилагательных по группам и объясним Васе Ошибкину, чем различаются полные и краткие прилагательные.

Слайды 14-17

Ученики распределяют прилагательные по группам, ещё раз делая вывод о морфологических и синтаксических признаках полных и кратких имён прилагательных.

Познавательные:

умение применять полученные знания на практике, классификация объектов.

Регулятивные:

умение организовывать свои действия.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

Закрепление знаний.

Игра «Поиграем в прятки». В словах нет ни корней, ни приставок, ни суффиксов – одни окончания. Узнайте, где спряталось полное прилагательное, а где – краткое, запишите номера кратких.

Слайд 18

Охарактеризуйте представленных вам героев басен И.А. Крылова при помощи кратких прилагательных.

Слайд 19

Ученики только по окончаниям определяют, где зашифровано полное, а где краткое прилагательное, и выписывают номера кратких прилагательных.

Ученики вспоминают басни Крылова, характеризуют героев при помощи кратких прилагательных.

Познавательные:

анализ объектов, установление связей, умение строить монологическое высказывание.

Регулятивные:

Коррекция, оценка.

Коммуникативные:

умение доказывать свою точку зрения.

Динамическая пауза.

Цель: сменить вид деятельности.

Организует смену вида деятельности.

Учащиеся в занимательной форме при помощи «инструкторов» проводят физминутку.

Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

Самостоятельная творческая работа с самопроверкой по эталону.

Любите ли вы бывать в весеннем лесу? Весной и в лес, и к людям прилетают птицы, вернувшиеся с юга. О чём могут сообщить эти птицы? Перед вами текст «О чём сообщили скворцы, вернувшиеся с юга». В тексте пропущены прилагательные. Восстановите его, используя прилагательные краткой формы и прилагательные полной формы.

Слайды 20-22


Учащиеся выполняют творческое списывание под музыку Ф. Шопена. По окончании произведения происходит самопроверка по эталону.

Личностные:

умение делать выбор и отвечать за этот выбор.

Познавательные:

умение строить высказывание в письменной форме, выбор наиболее эффективного способа решения учебной задачи, контроль и оценка результатов деятельности.

Регулятивные:

умение организовывать свои действия.

Решение проблемной задачи.

Повторение и закрепление ранее изученного.

Отгадайте.

Даже ночью муравьишка

Не пропустит свой домишко,

Путь дорожку до зари

Освещают фонари;

На больших столбах подряд

Лампы белые висят(……………………..)

Ландыш – цветок с сильным «характером». Он не жалует многих соседей по вазе и только голубоглазой красавице-незабудке делает исключение. Ландыш – любимый цветок многих народов. Во Франции даже праздник ландышей есть. На Руси много прекрасных легенд сложено об этом цветке.

Славянская легенда о ландыше

Удалого Садко полюбила водяная царевна Волхова. Однажды, гуляя поздно по лесу, увидела она Садко, обнимавшего свою невесту Любаву. Гордая царевна отвернулась и пошла прочь. И только луна была свидетельницей, как из ее глаз катились чистые девичьи слезы, и, упав на землю, превращались в нежные ландыши.

Учитель предлагает вспомнить правила правописания Ь на конце существительных после шипящих.

Слайд 23

Как вы думаете, пишется ли Ь на конце кратких прилагательных после шипящих? Вася Ошибкин не знает. Помогите ему. Заполните таблицу «Правописание Ь после шипящих на конце разных частей речи». Вам поможет учебник. Если вы правильно расставите «+» и «-», то в итоге у вас получится интересная фигура (групповая работа).

Слайд 24-26



.






Отгадывают загадку.


Слушают легенду.


Заполняют таблицу и проверяют её по образцу.















Познавательные: поиск т выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной форме, поиск разнообразных способов решения задач. Коммуникативные:

Сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные: контроль, коррекция

Итоги урока.

Рефлексия.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.














Домашнее задание.


Что нового вы узнали на уроке?

Чем отличается полная форма прилагательного от краткой?

Дружит ли краткая форма прилагагательных с основой на шипящий с Ь?

Составим синквейн по теме урока.

Прилагательные

Краткие и полные

Дополняют, украшают, уточняют

Без них скучно!

Эпитеты

Слайды 27-28

Поднимите руки, у кого распустилось дерево. Все у кого сегодня распустилось дерево, смогут смело шагать дальше, получать новые знания и получать как можно больше таких листочков и расти в своих знаниях как ваши деревья. А тем, кто сегодня получил мало листочков, желаю работать. Вам нужно немного остановиться, взять на заметку те ошибки, которые вы допустили, чтобы на последующих занятиях их не было.

Слайд 29


Продолжите высказывания:

Сегодня я убедился в том, что…
Теперь я умею определять…
Было трудно…
Было интересно…

Слайд 30


Д.з. Выписать несколько предложений с краткими прилагательными из сказок Пушкина (учитель демонстрирует слайды с иллюстрациями из сказок Пушкина).

Слайды 31-40


- Какова была цель урока?

- Удалось ли ее достигнуть?

- Какой этап показался наиболее интересным?

Слайд 41



Учащиеся отвечают на вопросы,

высказывают свое впечатление от урока, используя только прилагательные.

Каким сегодня был урок?

Составляют совместно с учителем синквейн, сравнивают получившиеся деревья.













Выполняют рефлексию.





Записывают домашнее задание.




Возвращаются к началу урока и отвечают, достигли ли поставленной цели.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности



Использованная литература

1. Практикум по русскому языку: 5 кл. /С. И. Львова. – М.: Просвещение, 2012.
2. С. И. Львова, В. В. Львов. Русский язык. М.: Мнемозина, 2012.

































Просмотр содержимого презентации
«мой урок»

Классная работа .

Классная работа .

Голубые, синие  Небо и ручьи.  В синих лужах плещутся  Стайкой воробьи

Голубые, синие Небо и ручьи. В синих лужах плещутся Стайкой воробьи

Лес и поле в зелени,  Синяя река,  Белые, пушистые  В небе облака.

Лес и поле в зелени, Синяя река, Белые, пушистые В небе облака.

Золотые, тихие  Рощи и сады,  Нивы урожайные,  Спелые плоды.

Золотые, тихие Рощи и сады, Нивы урожайные, Спелые плоды.

Лес и поле белые,  Белые луга.  У осин заснеженных –  Ветки как рога.

Лес и поле белые, Белые луга. У осин заснеженных – Ветки как рога.

Весна! Весна! Как воздух чист ! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Е.А Баратынский

Весна! Весна!

Как воздух чист !

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Е.А Баратынский

Исправьте орфографические ошибки

Исправьте орфографические ошибки

  • Зема ухадить не хочет. Прячет последний снижок в лису. Воздух день ото дня типлее. Небо свитлее. Потикли ручийки. Вада залила трапинки. Звенит висёлая копель. Вот и верба нарядилась в белые серёжки. На солнечной палянке появилась молодая трова.
Исправьте орфографические ошибки

Исправьте орфографические ошибки

  • З и ма ух о дить не хочет. Прячет последний сн е жок в л е су. Воздух день ото дня т е плее. Небо св е тлее. Пот е кли руч е йки. В о да залила тр о пинки. Звенит в е сёлая к а пель. Вот и верба нарядилась в белые серёжки. На солнечной п о лянке появилась молодая тр а ва.
Весна – чудесное время.  Погода прекрасная . Воздух свеж_ и чист .

Весна – чудесное время.

Погода прекрасная .

Воздух свеж_ и чист .

Тема урока:

Тема урока:

Работа с учебником (стр. 104) полные  Вопрос краткие Род   Число Падеж Синтаксическая роль

Работа с учебником (стр. 104)

полные

Вопрос

краткие

Род

Число

Падеж

Синтаксическая роль

полные  Вопрос Какой? Какая? Какое? Какие? краткие Род Каков? Какова? Каково? Каковы?  Число Падеж + +  Синтаксическая роль 

полные

Вопрос

Какой? Какая?

Какое? Какие?

краткие

Род

Каков? Какова?

Каково? Каковы?

Число

Падеж

+

+

Синтаксическая роль

Это Вася Ошибкин! Ему сегодня придётся помогать!

Это Вася Ошибкин!

Ему сегодня придётся помогать!

Распределите прилагательные по группам.

Распределите прилагательные по группам.

  • Чистый воздух, небо ясно, удивительная погода, день прекрасен, цветы чудесны, свежий ветер, вода прозрачна, яркое солнце.
Полные Чист ый воздух Какой? Ясн ое  небо Какое? Удивительн ая погода Какая? Ярк ие лучи Какие? Краткие  Воздух чист Каков? Небо ясн о Каково? Погода удивительн а Какова? Лучи ярк и Каковы?

Полные

Чист ый воздух

Какой?

Ясн ое небо

Какое?

Удивительн ая погода

Какая?

Ярк ие лучи

Какие?

Краткие

Воздух чист

Каков?

Небо ясн о

Каково?

Погода удивительн а

Какова?

Лучи ярк и

Каковы?

Отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? В предложении являются Определения, сказуемые Каков? Какова? Каково? Каковы? Изменяются Сказуемые По родам, числам, падежам По родам и числам

Отвечают на вопросы

Какой? Какая? Какое? Какие?

В предложении являются

Определения, сказуемые

Каков? Какова? Каково? Каковы?

Изменяются

Сказуемые

По родам, числам, падежам

По родам и числам

В словах нет ни корней, ни приставок, ни суффиксов – одни окончания. Узнайте, где спряталось полное прилагательное, а где – краткое, запишите номера кратких.  1. _ _ _ ая  4. _ _ _ ий   7. _ _ _ ое  2. _ _ _ а  5. _ _ _ ы   8. _ _ _ ее  3. _ _ _  6. _ _ _ ые   9. _ _ _ о 2,3,5,9

В словах нет ни корней, ни приставок, ни суффиксов – одни окончания. Узнайте, где спряталось полное прилагательное, а где – краткое, запишите номера кратких.

1. _ _ _ ая 4. _ _ _ ий 7. _ _ _ ое

2. _ _ _ а 5. _ _ _ ы 8. _ _ _ ее

3. _ _ _ 6. _ _ _ ые 9. _ _ _ о

2,3,5,9

Охарактеризуйте героев басен И. А. Крылова

Охарактеризуйте героев басен И. А. Крылова

О чём сообщили скворцы, вернувшиеся с юга.   «  Весна идёт! Весна идёт! Мы _____весны гонцы». Зимние дни миновали, ночи _____ стали. ____ небесная лазурь. Солнышко с неба луч ______ разливает.  Воздух ______ и _______. ______ теплом подувает ветер с полей.  Утро ещё ______ . И всё-таки на душе ____ и ____, потому что «весна _____ повеяла крылом».

О чём сообщили скворцы, вернувшиеся с юга.

« Весна идёт! Весна идёт! Мы _____весны гонцы». Зимние дни миновали, ночи _____ стали.

____ небесная лазурь. Солнышко с неба луч ______ разливает. Воздух ______ и _______. ______ теплом подувает ветер с полей.

Утро ещё ______ . И всё-таки на душе ____ и ____, потому что «весна _____ повеяла крылом».

О чём сообщили скворцы, вернувшиеся с юга.     «Весна идёт! Весна идёт! Мы молодой весны гонцы». Зимние дни миновали, ночи короткие стали. Чиста небесная лазурь. Солнышко с неба луч золотой  разливает. Воздух свеж и прозрачен.  Влажным  теплом подувает ветер с полей.   Утро ещё прохладно . И всё-таки на душе светло и радостно , потому что «весна душистая повеяла крылом».

О чём сообщили скворцы, вернувшиеся с юга.

«Весна идёт! Весна идёт! Мы молодой весны гонцы». Зимние дни миновали, ночи короткие стали. Чиста небесная лазурь. Солнышко с неба луч золотой разливает. Воздух свеж и прозрачен. Влажным теплом подувает ветер с полей.

Утро ещё прохладно . И всё-таки на душе светло и радостно , потому что «весна душистая повеяла крылом».

Даже ночью муравьишка Не пропустит свой домишко, Путь- дорожку до зари  Освещают фонари; На больших столбах подряд Лампы белые висят

Даже ночью муравьишка

Не пропустит свой домишко,

Путь- дорожку до зари

Освещают фонари;

На больших столбах подряд

Лампы белые висят

Нужно ли писать Ь на конце кратких имён прилагательных после шипящих

Нужно ли писать Ь на конце кратких имён прилагательных после шипящих

стрич_ реж_ колюч_ свеж_ могуч_ ветош_ глуш_ задач_ трескуч_ печ_ грач_ сыпуч_ мыш_ жгуч_ брош_ бежиш_ горяч_ лож_ пахуч_ береч_ горюч_ привлеч_ придеш_ молодеж теч_

стрич_

реж_

колюч_

свеж_

могуч_

ветош_

глуш_

задач_

трескуч_

печ_

грач_

сыпуч_

мыш_

жгуч_

брош_

бежиш_

горяч_

лож_

пахуч_

береч_

горюч_

привлеч_

придеш_

молодеж

теч_

ь ь ь ь ь ь ь ь ь ь ь ь ь ь

ь

ь

ь

ь

ь

ь

ь

ь

ь

ь

ь

ь

ь

ь

Рефлексия…

Рефлексия…

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Чем отличается полная форма от краткой?
  • Дружит ли краткая форма прилагательных с основой на шипящий с мягким знаком?
- Итак, наше исследование подошло к концу, и нужно подвести итоги.    Прилагательные  Краткие и полные  Дополняют, украшают, уточняют  Без них скучно!  Эпитеты .

- Итак, наше исследование подошло к концу, и нужно подвести итоги.

Прилагательные

Краткие и полные

Дополняют, украшают, уточняют

Без них скучно!

Эпитеты .

  • Поднимите руки, у кого распустилось дерево. Все у кого сегодня распустилось дерево, смогут смело шагать дальше, получать новые знания и получать как можно больше таких листочков и расти в своих знаниях как ваши деревья. А тем, кто сегодня не получил листочки, желаю работать, вам нужно немного остановиться, взять на заметку, те ошибки, которые вы допустили, чтобы на последующих занятиях их не было.
Сегодня я убедился в том, что…  Теперь я умею определять…  Было трудно…  Было интересно…

Сегодня я убедился в том, что… Теперь я умею определять… Было трудно… Было интересно…

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Выписать 5-7 предложений с краткими прилагательными из сказок А.С. Пушкина .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!