СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Ткани человеческого организма" (урок с использованием средств информационных технологий)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Ткани человеческого организма" (урок с использованием средств информационных технологий)»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема урока,

урока по теме

Ткани человеческого организма.

3 урок по главе «Общий обзор организма человека»

Тип урока

Комбинированный

Форма урока

Урок-лаборатория

Цель

Формирование представлений о тканях человеческого организма

Задачи

- образовательные: познакомиться со структурной организацией тканей, их внешним видом при микроскопическом исследовании; установить связь строения тканей с их функцией;

- развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; способствовать самостоятельному приобретению знаний и способности к самоконтролю;

- воспитательные: воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Технологии

Использование ИКТ

Актуальность использования средств ИКТ

Обеспечение наглядности, освоение материала урока; усиление мотивации, повышение интерактивности обучения

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

компьютер с проектором, программа Microsoft Power Point, ноутбуки

Материал и оборудование

Микроскопы, микропрепараты тканей, тестовые задания, инструктивные карточки, карточки для групповой работы, тетрадь для лабораторных работ и практических заданий по биологии для 9 класса / М.В. Мащенко, О.Л. Борисов, А.А. Антипенко. – Минск: Аверсэв, 2015; Учебное пособие для 9 класса «Биология» / М.В. Мащенко, О.Л. Борисов. – Минск: Нар. асвета, 2011.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока, дидактические цели,

Длительность этапа

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма организации учебной деятельности

Оборудование и учебные материалы

1 этап Организацион-ный

  • Приветствие, мобилизация внимания учащихся, создание психологически комфортного настроя учащихся;

1 мин.

Приветствие учащихся.

Мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания позитивной эмоциональной обстановки.

Правила работы в паре:

- Распределяем работу;

- Говорим вежливо;
- Говорим по очереди, не перебивая друг друга;
- Внимательно слушаем;
- Если непонятно, переспросите партнера;
- Четко высказываем свое мнение;
- Соблюдаем порядок на парте;
- Уважаем мнение собеседника.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению и совместной деятельности – рукопожатие.

фронтальная

Учебная презентация

слайд 1 «Правила работы в паре»


2 этап

Проверка домашнего задания


Установление правильности и осознанности выполнения всеми учащимися домашнего задания, устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях

6 мин.

Организация индивидуальной работы учащихся у доски.

2 варианта тестовых заданий.










Организация фронтального опроса по домашнему заданию с остальными учащимися:

1. Что такое клетка?

2. Назовите структурные элементы клетки.

3. Раскройте смысл утверждения: «Плазматическая мембрана клетки обладает избирательной проницаемостью».

4. Может ли клетка существовать без органоидов? Почему?

5. Перечислите свойства клеток.

6. Каким свойством обладают мышечные волокна кроме возбудимости и проводимости? Какую функцию в связи с этим свойством они выполняют?

7. Объясните смысл утверждения: «Клетка – открытая система».


Для ребят, работающих у доски, подготовлены вопросы повышенного уровня:

1. Некоторые клетки нашего организма утратили ядро. Какая их функция при этом стала невыполнимой?

2. Некоторые клетки нашего организма (например, клетки крови) утратили способность к делению. Предположи, каким образом возможно восполнение их численности.


Предварительная оценка работы и ответов учащихся.

Двое учащихся работают у доски, отвечая на тестовые задания, осуществляют самопроверку, используя ключ с ответами.



Отвечают на вопросы учителя

индивидуальная





фронтальная

Индивидуальные тестовые карточки, ключ к тесту для самопроверки




3 этап

Актуализация знаний

актуализация опорных знаний учащихсяся для восприятия нового материала; организация познавательной деятельности учащихся

1 мин.

Выявляет уровень знаний, необходимый для восприятия нового материала. Сообщает цель, тему изучения нового материала.

Слайд 2

1. Какие клетки мы изучали в курсе ботаники и зоологии?

2. Что образует группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемой функции?

Слайд 3

Оглашение темы урока

3. Какие виды растительной ткани вы знаете?

4. Какие виды тканей животных вы знаете?

На этот вопрос мы будем отвечать в течение нашего урока.

Предложение учащимся сформулировать цель урока.

Цель: ознакомиться со структурной организацией тканей, их внешним видом при микроскопическом исследовании; установить связь строения тканей с их функцией.








Отвечают на вопросы.










Самостоятельная постановка образовательной цели урока

фронтальная

Учебная презентация

Слайд 2




4 этап

Организация восприятия и осмысления нового материала. Организация усвоения способов деятельности по новой теме

Дать учащимся конкретное представление об изучаемых объектах через использование ИКТ, способствовать самостоятель-ному поиску необходимой информации; обеспечить первичное обобщение и систематизацию новых знаний.



28,5 мин.

Перед работой напоминаются ОПБП.

Организует коммуникативную познавательную деятельность учащихсяся в парах,

помогает в формировании умений самостоятельно осуществлять поиск информации, работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Объяснение схемы действий при самостоятельном изучении типов тканей.

Изучение эпителиальной ткани по инструктивной карточке № 1 осуществляется под контролем учителя.

Объект №1. Эпителиальная ткань

Время выполнения: 4 минуты.
Инструкция:
1.Подготовьте микроскоп к работе.
2.Установите микропрепарат «железистый эпителий».
3. Рассмотрите препарат. Установите, как располагаются клетки?

4. Сравните наблюдаемый объект с рисунком в презентации. Для этого нажмите на гиперссылку Эпителиальная ткань

Чтобы ответить на последующие вопросы по этой ткани, нажимайте гиперссылку дальше , чтобы вернуться на предыдущую страницу - на значок
5. Найдите ответы на вопросы:

- Какими разновидностями представлена эпителиальная ткань?

- Где в организме встречается такая ткань и каковы ее функции?

6. Заполните графу «Эпителиальная ткань» в таблице в тетради, используя информацию из презентации или учебника.




Объект №2
Нервная ткань

Время выполнения: 4 минуты

Инструкция:
1. Выйдите на главную страницу, нажав значок

2. Выберите «Нервная ткань»

3. Рассмотрите рисунок нервной ткани, определите строение нервной ткани.

4. Рассмотрите строение нервной клетки (нейрона), нажав на гиперссылку «Нейрон»

5. Ответьте на вопросы в таблице, используя информацию из презентации или учебника.

Чтобы ответить на вопросы по этой ткани, нажимайте гиперссылку дальше

, чтобы вернуться на предыдущую страницу на значок





Динамическая пауза 1,5 мин.

Упражнения для глаз:

1. смотрим вправо-влево 5раз

2. сморим вверх-вниз 5 раз

3. круговые движения глаз в правую сторону 3 круга

4. круговые движения глаз в левую сторону 2 круга

5. зажмурить глаза, посмотреть вдаль 3 раза

6. посмотреть на кончик носа, отвести взгляд вдаль 3 раза.

Упражнение для шейных позвонков:

1. поднять голову вверх, опустить вниз 3 раза

2. наклон головы вправо влево 3 раза

3. круговые движения головой через левое плечо 3 раза

4. круговые движения головы через правое плечо 3 раза

Упражнение для рук и туловища:

1. сжать руки в замок, проделать круговые движения в разные стороны

2. вытянуть руки в замке перед собой, поднять их вверх, потянуться.

3. разомкнуть руки, встряхнуть руками.


Объект №3
Ткани внутренней среды

Время выполнения: 9 минут

Инструкция:
1. Установите микропрепарат — кровь человека.
2. Найдите эритроциты (красные кровяные клетки)− межклеточное вещество — плазма.
3. Рассмотрите гиалиновый хрящ.
4. Найдите межклеточное вещество и клетки.
5. Рассмотрите клетки кости. Найдите клетки, межклеточное вещество.

6. Сравните наблюдаемые изображения с рисунками в презентации:

Ткани внутренней среды


Вопрос. Что общего в строении всех этих разновидностей соединительной ткани?




Уточнения учителя: Межклеточное вещество определяет свойства тканей. Если оно жидкое — это кровь, если твердое — кость; упругое, эластичное — хрящ.
7. Установите микропрепарат — рыхлая волокнистая соединительная ткань.

8. Рассмотрите, как расположены волокна.

Беседа с учителем

- Попробуйте собрать кожу на предплечье в складку и опустить ее. Что наблюдаем? Уточнения учителя: Так как в состав кожи также кроме эпителиальной ткани входит рыхлая соединительная ткань, от него зависит упругость кожи.

Кликните мышью на знак стрелки вперёд В презентации представлены разновидности тканей внутренней среды. С некоторыми мы уже познакомились, изучив их внешний вид при микроскопическом исследовании; с остальными вы познакомитесь, пройдя по соответствующим ссылкам в презентации и заполняя ячейки таблицы в ваших тетрадях.

13. Ответьте на вопросы в таблице, используя информацию из презентации или учебника.

Выберите изучаемую ткань

Чтобы ответить на вопросы по этой ткани, нажимайте гиперссылку дальше , чтобы вернуться на предыдущую страницу - на значок
.

Чтобы вернуться на страницу «Ткани внутренней среды», нажмите .



Объект №4.
Мышечная ткань

Время выполнения: 6 минут

Инструкция:
1. Установите микропрепарат — гладкая мышечная ткань.

2. Рассмотрите расположение мышечных волокон и наличие ядер.

3. Установите микропрепарат — поперечнополосатая скелетная мышечная ткань.

4. Рассмотрите расположение мышечных волокон и наличие ядер.

5. Работа с учебником, отвечаем на данные вопросы:
- Чем отличается работа поперечнополосатой мышечной ткани от гладкой мышечной ткани?

- В чем особенность сердечной мышечной ткани?

8. Ответьте на вопросы в таблице, используя информацию из презентации или учебника.


Мышечная ткань


Чтобы ответить на вопросы по этой ткани нажимайте гиперссылку изучаемой разновидности, чтобы вернуться на главную страницу «Мышечные ткани»

- Для тех, кто претендует на более высокую отметку, должны ответить на дополнительные вопросы в тетради. Остальные могут дорабатывать таблицу. 4 мин.





















Выполнение заданий по инструктивной карточке №1

Рассматривают микропрепарат

Проявление познавательной инициативы.



Изучение новой учебной информации.



Находят ответы на поставленные вопросы.

Оглашение ответа.


Осуществляют поиск необходимой информации для заполнения таблицы в тетради.







Выполнение заданий по инструктивной карточке №2

Изучение новой учебной информации.

Обсуждают в парах изученный материал



Осуществляют поиск необходимой информации для заполнения таблицы в тетради.











Выполняют упражнения для глаз, шейных позвонков, рук и туловища.



































Выполнение заданий по инструктивной карточке №3



Рассматривают микропрепараты








Изучение новой учебной информации.





Находят ответ на поставленный вопрос. Обсуждают в парах изученный материал.

Предполагают ответ на поставленный вопрос.







Рассматривают микропрепарат





Проводят исследование, аргументируют наблюдаемые процессы

















Осуществляют поиск необходимой информации для заполнения таблицы в тетради.













Выполнение заданий по инструктивной карточке №4

Рассматривают микропрепараты








Изучение новой учебной информации.

Обсуждают в парах изученный материал.

Предполагают ответы на поставленные вопросы.








Осуществляют поиск необходимой информации для заполнения таблицы в тетради.








работа в паре





















Микроскоп, микропрепарат «Эпителиальная ткань»

Учебная презентация

Слайды 3-5









Тетрадь для лабораторных работ и практических заданий по биологии для 9 класса / М.В. Мащенко, О.Л. Борисов, А.А. Антипенко. – Минск: Аверсэв, 2015 (Далее рабочая тетрадь)





Учебная презентация

Слайды 6-8





Рабочая тетрадь















































Микроскоп, микропрепараты «Кровь человека», «Гиалиновый хрящ», «Костная ткань»






Учебная презентация

Слайды 9-11















Микроскоп, микропрепарат «Рыхлая волокнистая ткань»








Учебная презентация

Слайды 10, 12-17









Рабочая тетрадь


















Микроскоп, микропрепарат

«Гладкая мышечная ткань», «Поперечнополо-сатая мышечная ткань»


Учебное пособие для 9 класса «Биология» / М.В. Мащенко, О.Л. Борисов. – Минск: Нар. асвета, 2011. (Далее учебник)





Учебная презентация

Слайды 18-21





Рабочая тетрадь, учебник. Учебная презентация

Слайд 22


5 этап

Контроль и проверка знаний


Выявление качества и уровня овладения знаниями, способами действий; устранение возможных пробелов; закрепление полученных знаний и умений.


5 мин.

Обеспечивает контроль для установления глубины и прочности знаний учащихся, полученных на уроке.

Организует деление класса на группы. Объясняет задание.

На ваших компьютерах лежат карточки определённого цвета, ваша задача подойти к столу, где находится карточка такого же цвета.

Вы условно разделились на 4 группы, ровно столько типов тканей мы сегодня изучили. 1 группа находит из перечня карточек только те, которые образованы нервной тканью. Вторая – эпителиальной тканью, третья – мышечной, четвёртая – разновидностями тканей внутренней среды. Задача каждого, назвать, какой именно разновидностью ткани образована выбранная структура.


Задание «Узнать ткань по рисунку»


Деление на группы, совместная работа, направленная на конечный результат.



Выполнение заданий













Узнают ткань и называют её разновидность.

Групповая











фронтальная

Карточки для групповой работы
















Учебная презентация

Слайд 24

6 этап

Рефлексия

Формирование у учащихся способностей к рефлексии


1,5 мин.

Мобилизует учащихсяся на рефлексию своей деятельности в сфере знаний и умений.

- Как ты оцениваешь свою работу на уроке?

- Что у тебя получилось хорошо при выполнении заданий?

- С чем ты не справился во время урока?

- Комфортно и удобно ли вам было работать в паре, почему?

- Понравился ли тебе урок?




Оценивают результативность своей деятельности на уроке


индивидуальная

Презентация

Слайд 25


7 этап

Оценка деятельности учащихся

Соотнесение поставленной цели с достигну-тым результатом

1 мин.

Оценивает деятельность учащихся на уроке, объявляет отметки.

Проверка выполненной практической работы в тетрадях к следующему уроку.

Соотносят поставленную цель с достигнутым результатом. Выставление отметок в дневник.


Дневники учащихся

8 этап

Инормация о домашнем задании

1 мин.

Объясняет выполнение обязательного домашнего задания.


Параграф §3, вопросы 1-5 на странице 16. Индивидуальное опережающее задание: подготовить учебное сообщение «Системы органов».

Слушают инструкции учителя,

задают вопросы по выполнению домашнего задания, делают записи в дневниках.


Учебное пособие для 9 класса «Биология» / М.В. Мащенко, О.Л. Борисов. – Минск: Нар. асвета, 2011.

Дневники учащихся





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!