СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока в 9 классе "Правонарушения и юридическая ответственность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока в 9 классе "Правонарушенияи юридическая ответственность". Разработана к учебнику Обществознание 9 класс под ред. Л.Н.Боголюбова,А.Ю.Лазебниковой, Н.И.Городецкой.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока в 9 классе "Правонарушения и юридическая ответственность"»

Технологическая карта урока в 9 классе

Выполнила учитель истории и обществознания МАОУ Николаевская СОШ Забайкальского края Улетовского района село Николаевское Сизикова Анна Ивановна

Тема урока

ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Тип урока

Изучение нового материала

Дата урока


Образовательные
ресурсы

Обществознание.9 кл. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Л.Н.Боголюбов, А.М.Матвеев, Е.И. Жильцова и др.под ред. Л.Н.Боголюбова.- М. Просвещение, 2014.

Презентация «Правонарушения и юридическая ответственность» Электронный ресурс http//festival.1september.ru/655299/presentation/pril.ppt

План урока

1. Правонарушения и его признаки.

2. Виды правонарушений.

3. Юридическая ответственность.

4. Виды юридической ответственности

Цель урока

1Создать условия для формирования представлений о юридической ответственности за правонарушения

2. Раскрыть сущность понятий “правонарушение” и “юридическая ответственность”.

3. Рассмотреть виды правонарушений и юридической ответственности.

4. Развивать умения: поиска и выделения информации в тексте; анализа с целью выделения признаков; отображение учебного материала в знаково-символической форме (составление схем и таблиц).

5. Способствовать формированию правового сознания и правовой культуры учащихся


Методы и формы
обучения

Методы: частично-поисковый.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Правонарушения, юридическая ответственность, противоправность, деяние, проступок, уголовная
ответственность



Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного
опыта/приобретенная компетентность

Научатся: определять признаки и виды правонарушений, виды юридической ответственности; решать практические задачи; определять виды юридической ответственности.

Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы, давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы,
высказывать собственную точку зрения

Коммуникативная компетенция

Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работать с книгой; взаимодействовать с окружающими;
формулировать вопросы; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока

Вре-мя
(мин)

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Формы
органи-
зации
совзаимо-действия
на уроке

Универсальные
учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Организационный момент

2

Подготовка учащихся к уроку

Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план
урока

Записывают тему и план урока в тетрадь, самостоятельно формулируют цель урока

Фрон-
тальная

Личностные: понимают
значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: принимают учебную задачу, формулируют цели

Записи
в тетради



1

2

3

4

5

6

7

8

II. Актуализация знаний

7

Беседа по теме «Правоотношения и субъекты права.

Учитель задаёт вопросы для повторения предыдущего материала (Презентация, слайды 1, 2):

1) Расставьте нормативные документы в порядке возрастания их юридической силы;

2) Выделите элементы правоотношений в предложенных ситуациях (Приложение №1)

Тема нашего занятия как раз и называется “Правонарушения и юридическая ответственность”. После этого занятия вы будете знать виды правонарушений; называть виды юридической ответственности.

Презентация,

слайд 3.На слайде название темы «Правонарушения и юридическая ответственность»


Рассуждают,
приводят доказательства своим суждениям

Фрон-
тальная

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, задают друг другу вопросы с целью уточнения информации.

Познавательные:

общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя;

логические – осуществляют
поиск существенной информации (из материалов учебника, рассказа учителя и одноклассников)

Устный опрос

III. Изу-
чение
нового
мате-

риала

20

1. Презентация «Правонарушения и юридическая ответственность». Правонарушение и его виды

2. Работа
с терминами:
противоправность, деяние, проступок,
уголовная ответственность.







Первичная проверка понимания



















2.Юридическая ответственность

Древние говорили: “Каково твоё деяние, таково и воздаяние” (презентация, слайд 7).



1.

Учитель в ходе эвристической беседы с учащимися выделяет основные признаки правонарушения: противоправность, общественная опасность, виновность; просит учеников дать определение понятию правонарушение.

(презентация, слайд 4).

Учитель характеризует два вида правонарушений с помощью схемы “Виды правонарушений” (презентация, слайд 5). В ходе беседы с учащимися выявляются различия между проступком и преступлением.

Ученики получают задание: составить схему “Преступление”, используя извлечения из Уголовного кодекса Российской Федерации (Приложение№2)

После ответов учеников и проверки заполнения схемы (презентация, слайд 6) учитель предлагает определить форму вины в ситуациях.

(Приложение №3)



2.В ходе беседы с учениками делается вывод о том, что строгость наказания должна зависеть от тяжести правонарушения, формулируется определение: “Юридическая ответственность – это ответственность перед законом, выраженная в форме наказания”.





1. Просматривают презентацию, критически анализируют информацию.

2. Ученики, участвуя в беседе, формулируют определение правонарушения как виновного, противоправного, общественно опасного деяния, сверяют со школьным справочником, записывают
в тетрадь.





Работают с документом, составляют схему.

















2.Ученики отвечают на вопросы: “Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с ним?”



1. Индивидуальная.




2. Индивидуальная.





Познавательные:

общеучебные – умеют структурировать знания; дополняют
и расширяют имеющиеся знания; осуществляют поиск информации;

логические – строят логическую цепь рассуждений.

Личностные: применяют
правила делового сотрудничества; сравнивают разные
точки зрения.

1. Записи в тетради.




2. Записи в тетради.







1

2

3

4

5

6

7

8



3.Виды юридическая ответственность

3. Работа
с текстом
учебника,
с. 83-86



3. Формулирует
задание:

– Прочитайте текст, определите и назовите виды юридической ответственности.

4. Организует само-
стоятельную работу, проводит выборочный контроль

3. Самостоятельно изучают текст, называют виды юридической ответственности.

4. Заполняют таблицу. (слайд 8-9)

3. Индивидуальная работа; фрон-
тальная
работа.

4. Индивидуальная

Регулятивные: учитывают
выделенные учителем ориен-
тиры действия, принимают
и сохраняют учебную задачу; умеют оценивать свою работу на уроке.

Коммуникативные: точно
выражают собственное мнение, оформляют диалогические высказывания; принимают другое мнение и позицию, допускают существование
различных точек зрения

3. Устные ответы.





е

IV. Первичное осмыс-

ление
и закрепление

5

4.Выполнение

тестовых заданий

Тесты на выбор на «4» или на «5» (Приложение №4)

Нацеливает учащихся
на выполнение тестовых заданий

Самостоятельно выполняют
задание. Проверяют и оценивают свои ответы.

4.Индивидуальная

Познавательные:

общеучебные – формулируют ответы;

- умеют структурировать знания;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об особенностях правоотношения.

4. Тестовые задания

V. Итоги урока. Рефлексия

4

Ответы на вопросы по выбору

Предлагает ответить на два вопроса на выбор:

1.Сегодня я узнал…

2.Я понял, что…

3.Теперь я могу…

4.Я приобрел…

5.Было трудно…

6.Я выполнил задания…

Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фрон-
тальная

Личностные: оценивают собственную учебную
деятельность.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся
за работу
на уроке



1

2

3

4

5

6

7

8

VI. Домашнее задание

2

§ 10, готовят задания к параграфу стр.86-87

Конкретизирует
домашнее задание

Записывают
домашнее
задание

Индивидуальная




Приложени№1.

После анализа учеником последней ситуации (работник полиции задержал нарушителя общественного порядка) ученикам предлагается сравнить её с предыдущими и определить различие. Ученики отмечают, что в последней ситуации один из субъектов правоотношения совершил противоправное действие.

Учитель описывает следующую ситуацию: девятиклассник во время перемены завязал драку в коридоре, в ходе которой было разбито большое окно, и один из учеников поранил лицо осколками стекла.

Как вы думаете, каким будет наказание за этот поступок? 

Выслушав ответы учащихся, учитель поясняет, что если бы на этот казус посмотрел юрист, то он, прежде всего, задал себе вопрос: а к каким видам правонарушений можно отнести данный поступок? Ведь именно от этого зависит и наказание.

Приложение 2. Извлечения из Уголовного кодекса российской Федерации


Глава V. Вина


Статья 24


1. Виновным в преступлении признаётся лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности.

2. Деяние, совершённое только по неосторожности, признаётся преступлением лишь в том случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьёй Особенной части настоящего Кодекса.


Статья 25


1. Преступлением, совершённым умышленно, признаётся деяние, совершённое с прямым или косвенным умыслом.

2. Преступление признаётся совершённым с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

3. Преступление признаётся совершённым с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.


Статья 26


1. Преступлением, совершённым по неосторожности, признаётся деяние, совершённое по легкомыслию или небрежности.

2. Преступление признаётся совершённым по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.

3. Преступление признаётся совершённым по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.


Приложение №3

1.1 апреля П. решил подшутить над своим приятелем С.: он позвонил и сказал, что на даче С. Вспыхнул пожар. У С. закружилась голова. Падая, он сильно ударился головой и попал в больницу с сотрясением мозга.

2.Гражданин Р., управлявший своим автомобилем в нетрезвом состоянии, стал виновником ДТП, в котором пострадали люди.

Приложение №4

Задания на «4»

1.Выберите из списка признаки правонарушения:

1)противоправность 2)причинение вреда 3)опасные мысли 4)наличие вины 5)аморальность

2.Установите соответствие:

Примеры

Виды правонарушения

А)продажа наркотиков

1)преступление

Б)безбилетный проезд

2)проступок

В)опоздание на работу


Г)угон трактора



3.Установите соответствие

Термин

Определение

А)правонарушение

1)действие либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения; отличается небольшой общественной опасностью

Б)преступление

2)общественно опасное деяние, совершение которого влечет применение к лицу мер уголовной ответственности

В)вина

3)внутреннее отношение лица к совершаемому действию (бездействию) и причиненным вследствие этого последствиям

Г)проступок

4)виновное противоправное деяние (действие или бездействие), нарушающее правовые нормы и влечет за собой юридическую ответственность


4.Применение мер государственного принуждения характерно:

1)моральной ответственности 2)для юридической ответственности

3)для религиозной ответственности 4)для этических норм

5.Какой вид юридической ответственности регулирует Трудовой кодекс РФ?

1)уголовную 2)дисциплинарную

3)административную 4)гражданскую

6.Верно ли, что: а)презумпция невиновности освобождает от уголовной ответственности; б) презумпция невиновности распространяется только на несовершеннолетних граждан

1)верно А 2)верно Б 3)верны оба 4)оба неверны



Задачи на «5»

1.Петр У. в состоянии алкогольного опьянения пришёл на футбольный матч, после которого   со своими друзьями решил зайти в ближайший бар. В баре Петр подрался с посетителями, которые, как, оказалось, болели за другую команду. Когда бармен пытался его остановить, Петр сильно его ударил, причинив телесные повреждения. Кроме того, вместе с друзьями он разбил посуду, сломал стулья и т.п.

     В ходе следствия его действия и действия его друзей были определены как хулиганские   (лишение свободы с отбыванием наказания в трудовой колонии)3.

2.Дмитрий 12 лет, был задержан за кражи в магазинах. Всего он совершил 70 мелких краж. Он стремился сделать денежные накопления и продавал краденые вещи. Деньги хранились у подростка и ущерб   был возмещён  практически полностью   (отсрочка исполнения наказания)2.

3.Группа девушек в возрасте 16 лет поздно вечером на остановке автобуса совершила нападение на пожилую женщину. От полученных ударов женщина упала, получив серьезную травму. А девушки отобрали у неё часы и сумку с документами и деньгами   (лишение свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии)












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!