УМК: под ред. Н. М. Шанского
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и методы работы | Формируемые УУД |
мотивация | Вступительное слово: Эпиграф: « Повторяем то, что знаем, Вспоминаем, что забыли» Настрой на урок Мы проснулись, мы здоровы, И к работе все готовы. Голова наша светла, Отдохнула до утра. Мышцы стали все сильнее, Каждый орган - здоровее. Нервы крепкие – стальные, Как пружинки заводные. Ноги-руки – все в движенье Вот и снято напряженье. -С каким настроением пришли на урок? Кто отвечает на уроке, вы сами берете на столе учителя карточки соответствующего цвета(зеленый- правильно; желтый – не совсем точно, красный–сильно ошиблись). | Слушают учителя, выполняют физические упражнения, демонстрируют готовность к уроку | Групповая Эвристический метод | Личностные: положительно относятся к учению, желают приобретать новые знания, совершенствовать имеющие Познавательные: понимают познавательную задачу Регулятивные: планируют необходимые действия Коммуникативные: умеют слушать друг друга |
Актуализация и пробное учебное действие | Даны слова 1)Светло-розовый, розоватый, розовенький, розоветь; 2)белый, бел, белый-пребелый, белизна. - Посмотрите на слова и сформулируйте задание. (найти лишнее слово в рядах) Выполнение заданий по группам - С чего вы начали выполнять это задание? (С определения вопроса к словам, вспоминали вопросы частей речи и искали лишнее слово) Проверка заданий. - Сделайте вывод. Почему слова розоветь и белизна оказались лишними? (Все слова прилагательные, а розоветь–глагол, белизна–существительное) Отгадайте загадку: Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! -Какая часть речи может о себе так сказать? (прилагательное) -Какую роль играет имя прилагательное в нашей речи? (имя прилагательное украшает нашу речь, уточняет, обогащает) - Почему имя прилагательное имеет такое название? (предположения детей) - Ребята, как вы думаете какова тема нашего урока? (имя прилагательное как часть речи.) Запись в тетрадях Сформулируйте цель по опорным фразам Повторить, что……. Уточнить, как…., с чем… , чем бывает в …….. Учиться отличать … от других…. (повторить, что такое имя прилагательное; уточнить, как изменяется имя прилагательное, с чем согласуется и чем бывает в предложениях; учиться отличать прилагательные от других частей речи) | Выполняют задание, формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения, делают выводы, озвучивают тему урока, формулируют цель урока в диалоге с учителем. | Групповая фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в письменной и устной форме, осуществляют для решенияучебных задач операции сравнения, устанавливают причинно-следственные связи Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные: слушают, пишут, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. |
Выявление места и причины затруднения | -Прочитайте текст. -Вы догадались, о какой птице идет речь? (Слайд, текст из учебника) Ж…вет у нас (в) лесу птица. Это черная птица с белыми п…стринками, а на затылке у нее яркие, красные перышки. У птицы сильный острый пр…мой клю… (Дятел) (показан рисунок) -Какие средства языка помогли вам узнать дятла? -К какой часть речи относятся эти слова? -Что вы знаете об этой части речи? | Читают, слушают, рассматривают учебное пособие, выполняют задание, отвечают на вопросы. | Фронтальная Диалогический метод | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению Познавательные: Устанавливают причинно-следственные связи, отвечают на вопросы Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний |
Целеполагание (вспомнить-узнать-научиться) | Сегодня на уроке поэтапно, шаг за шагом мы сделаем с вами открытие. Посмотрите видеоролик и заполните таблицу. Имя прилагательное (самостоятельная или служебная часть речи?) | | Что обозначает имя прилагательное? | | На какие вопросы отвечает имя прилагательное? | | От какой части речи зависит имя прилагательное? | | Как изменяется имя прилагательное? | | Чем в предложении являются имена прилагательные? | | Для чего нужны имена прилагательные? | | Приведите примеры имени прилагательного | | - Сформулируйте правило имени прилагательного. Прочитаем правило в учебнике. | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят ролик, воспринимают на слух информацию, осваивают термины. Заполняют таблицу. Обдумывают ответы на вопросы. | Индивидуальная Работа в парах. эвристический метод | Личностные: осознают свои возможности в учении Познавательные: извлекают необходимую информацию, систематизируют собственные знания Регулятивные: планируют необходимые действия , работают по плану Коммуникативные: строят монологические высказывания |
физминутка | 1.Берегите зрение, ребята 2.Посмотрите в окно, что увидели? | Выполняют упражнения, движения в соответствии с текстом | Индивидуальная Диалогический метод | |
Творческая практическая деятельность по реализации построения проекта | Работа по составлению памятки(схемы) о имени прилагательном. | Формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. Составляют схему, памятку в сотрудничестве с учителем делают вывод. | Фронтальная Групповая алгоритмический метод | Личностные: желают приобретать и совершенствовать знания. Познавательные: извлекают нужную информацию, самостоятельно составляют памятку, схему Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. |
коммуникация | -Как вы думаете, могли ли прилагательные быть первыми появившимися словами? -Вы знаете, что по количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов. По частоте употребления – 5 место. Когда же чаще всего мы используем прилагательные?(предполагаемые ответы детей) -Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы. Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к тексту: Региональный компонент Е.Н. Тиников «Енисей» текст распечатан. (А какой отсюда вид на Енисей…) Чтение текста -какая тема текста? -почему так назван текст? -кто был и видел Енисей? -Пользуясь правилом, выпишите словосочетания «прил+ сущ из первого абзаца, определить у прилагательного род, число. Вывод: во мн.ч. род у прилагательных не определяем. Выполнение задания у доски с комментарием. Второй абзац дети выполняют самостоятельно. Проверка Вопросы к ученику, выполнявшему работу – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты выполнил всё сам(а) или с чьей-то помощью? (берет карточку определенного цвета) | Слушают, обосновывают свою точку зрения, выполняют задания, делают выводы, Слушают одноклассников,оценивание себя и одноклассников. | Индивидуальная Эвристический метод | Личностные: понимают , значение прилагательных для человека, развитие любви и уважения к своей природе Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, сравнивают, устанавливают причинно-следственные связи Регулятивные: оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные :развивают умение слушать и понимать других, Строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформляют свои мысли в устной форме. |
| Игра «Угадай слово» Один ученик выходит к доске. Учитель показывает рисунок. Дети по одному подбирают и называют к этому слову прилагательное, а ученик отгадывает слово. -Так для чего нужны прилагательные? -Вывод: (для яркости, образности нашей речи, чтобы описать предмет) Чтение стихотворения « Имя прилагательное» Сильно любознательное Имя прилагательное. В чём предметов-то секрет? На вопросы дай ответ: Он какой? Она какая? Сильный, добрая, родная. А оно? Оно смешное, Тёплое и озорное. Эти признаки важны, Речь обогатить должны. (Елена Мельникова-Кравченко) | Принимают участие в игре, слушают одноклассников, оценивают. | Фронтальная Диалогический метод | Личностные: Понимают, в чем значение знаний для человека Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической повседневной жизни Регулятивные: Оценивают свою работу, исправляют ошибки Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Взаимопроверка взаимоконтроль | Дифференцированная работа 1 уровень: Просклоняйте словосочетания 1 ряд - ясный день 2 ряд - сырой воздух Вывод: Прилагательные изменяются по падежам 2 уровень- в словосочетаниях «прилаг+ сущ»,определить род, число, падеж. Удивленное лицо, живут весело, дружные ребята. Вывод: У прилагательных во мн.ч. род не определяем. 3 уровень- Синтаксический разбор предложения + род, число, падеж у прилагательных. На колючей шишке кактуса распускается цветок редкой красоты. Вывод : Имена прилагательные в предложении являются определениями. (Взаимопроверка) Проверочная работа. Материал распечатан. Мини-тест Найдите имя прилагательное: А)Звонко б) звонок в)звонкий Найди словосочетание «прил+ сущ»: А)Пели звонко б)звонкая песня Найди прилагательное ед. ч. ж.р.В. п. А)Высокие горы б)за трусливым зайцем в)хитрую лису. Подчеркни в предложении имена прилагательные Прилетел на соседнее дерево красивый дятел. (Взаимопроверка): 1) в, 2) б, 3)в, 4) соседнее, красивый | Выбирают задание, выполняют работу, слушают одноклассников, Выполняют тест, оценивают их. Делают выводы. | Индивидуальная Фронтальная исследовательский метод | Личностные: Понимают, в чем значение знаний для человека Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической повседневной жизни Регулятивные: Оценивают свою работу, исправляют ошибки Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Рефлексия самооценивание | -Чтобы упрочить наши знания, даю домашнее задание. Упр 572, упр 574(учитель объясняет выполнение задания) (задание дифференцированное- сами дети выбирают, что будут делать) -Что нового узнали на уроке? -Что у вас получалось сегодня лучше всего? –В чём испытали затруднения? - Как вы их преодолевали? -Кто сегодня получит отметку в дневник? – За что? Вопросы к ученикам, которые набрали карточки по цвету. – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты выполнил всё сам(а) или с чьей-то помощью? – Какую отметку ты бы себе поставил(а)? -Какое настроение у вас сейчас? Урок понравился-карточка с улыбающимся лицом, нет- с грустным лицом) Спасибо за работу на уроке. До свидания! | Выбирают задание, самооценивание себя и одноклассников, определяют эмоциональное состояние на уроке | индивидуальная диалогический метод | Регулятивные Оценивают достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания Познавательные: Приобретают умения использовать полученные знания в жизни Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. |