Новрузова Светлана Николаевна,
учитель начальных классов ГБОУ Школа №426,
г. Москва
Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» во 2-ом классе на тему «Жанровые особенности научно-познавательного текста на примере рассказа С. Иванова «Каким бывает снег»
Тип урока | Урок «открытия» нового знания |
Авторы УМК | Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. |
Кол-во уч. часов | 1 час |
Планируемый результат |
Предметные умения | УУД |
Развивать умение анализировать текст, выделять главное. Познакомиться с отличительными особенностями научно-познавательного текста. Составлять план научно-познавательного рассказа. | Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Формировать умение понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и идею художественного произведения. Высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного произведения. Обсуждать текст в паре, проявляя умения слушать отвечающего, задавать вопросы, сопереживать, оказывать помощь собеседникам. Формировать действия контроля и оценки (оценивание чтения стихотворения наизусть по сформулированным критериям). |
Основной тезаурус урока | научно-познавательный рассказ, художественный текст, стихотворение, событие, тема, основная мысль. Научно-познавательная литература — это специфическая область искусства слова, стремящаяся в доступной и образной форме отразить те или иные факты науки, истории, развития общества и человеческой мысли и на основе этого расширяющая кругозор читателя. |
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Литературное чтение (особенности жанра «научно-познавательный текст»). Русский язык (обогащение словарного запаса; моделирование устного высказывания, свободного ответа; освоение диалоговых форм общения). Математика и информатика (работа с таблицей) Окружающий мир (зимние явления природы, осадки) | Групповая работа. Парная работа. Фронтальная работа. | Учебник Ефросининой Л.А. «Литературное чтение», 2 класс Рабочая тетрадь Хрестоматия «Литературное чтение. Уроки слушания», 2 класс Компьютер, проектор, раздаточный материал (отрывки текстов, таблицы приложений 1 -3. Тексты приложения 1 можно подобрать самостоятельно). |
|
I этап. Мотивация. Актуализация знаний учащихся к деятельности: создание ситуации успеха. |
Цель: вспомнить то, что ученикам уже известно о стихотворении, и определить тему урока с помощью заглавия стихотворения. Заинтересовать учащихся новым исследованием, которое позволит им применять открытые способы действия на других произведениях повествовательного жанра. | Распределение текстов (на карточках) по изученным жанрам и форме. - Какой отрывок соответствует жанру и форме изученного нами на прошлом уроке произведения? Докажите. Повторение жанровых особенностей художественного текста в стихотворной и прозаической форме, проверка домашнего задания (чтение стихотворения З.Александровой «Зима» наизусть фронтально, затем в группах по заранее определённым критериям (приложение 2) по 3-балльной системе: 3 – удалось; 2 – удалось частично; 1 – не удалось). Варианты ответов учащихся, что может быть робким, тихим, сильным, спокойным, злым (слова выведены на экран), выяснение правильного с помощью загадки: Он всё время занят делом, Он не может зря идти. Он идёт и красит белым Всё, что видит на пути. - Как вы понимаете сочетания: робкий снег, злой снег? Когда он таким бывает? - А сейчас давайте узнаем, что об этом думает С. Иванов в произведении «Каким бывает снег». |
II этап. Учебно-познавательная деятельность. Постановка и решение учебной задачи |
Цель: формировать умение анализировать рассказ; формировать умение выделять жанровые особенности текста; формировать умение контроля над своими действиями (чтение текста в соответствии с критериями выразительного чтения). | 1. Чтение рассказа хорошо читающими учащимися, указание жанра и формы текста. 2. Выяснения соответствия прочитанного рассказа художественному тексту, где возникнет затруднение. - Чем отличается это произведение от стихотворения З.Александровой? - А можно ли этот текст назвать художественным? 3. Постановка задачи и её решение в группах по составленному плану. - Какова же будет задача сегодняшнего урока? - Чтобы решить её, поработаем в группах. Сколько их будет, вы узнаете, ответив на вопросы: - Можно ли сказать, что рассказчик относится к снегу, как к человеку? (да) - Сколько «характеров» у снега он подметил? (4, следовательно, 4 группы) Дети делятся на 4 группы (по количеству частей) и анализируют часть текста, подчёркивая эпитеты, олицетворения, сравнения, работают с таблицей (приложение 3) Отчёт групп, проверка с помощью слайдов презентации. Делают вывод, что художественно-изобразительные средства помогают лучше представить снег в каждой из частей, в произведении С.Иванова нет описания событий и нет ярко выраженного отношения к описываемому предмету, как в художественных текстах. Вводится понятие научно-познавательного текста. 4. Коллективное составление плана рассказа. |
III этап. Интерпретация произведения |
Урочная деятельность |
Цель: формировать умение работать в паре по выполнению творческого задания на основе изученного произведения; подготовить основу для внеурочной деятельности класса. | Сравнить особенности изученного текста со стихотворением С.Есенина «Пороша» (на уроке). В качестве домашнего задания (по выбору): - подготовить краткий пересказ научно-познавательного текста С.Иванова «Каким бывает снег»; - найти детские научно-познавательные книги или подобрать отрывки из научно-познавательных текстов; - попробовать написать научно-познавательный рассказ на тему «Декабрьский снег». |
Внеурочная деятельность |
Цель: формировать умение работать коллективно в одном проекте, сотрудничать в группе. | 1. Иллюстрирование произведения, в том числе с использованием ИКТ (компьютерные программы и графические планшеты). 2. Подготовка презентации или мультфильма на тему «Каким бывает снег». |
IV этап. Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности |
Цель: формировать действие контроля, действие оценки и самооценки учащихся. | Учитель задет вопросы: - Какое открытие сегодня вы сделали на уроке? - Кто из ребят помог вам лично, всему классу сделать открытие? Оцените его работу. - Что удивило? - О чем бы вы могли рассказать своим родителям дома после нашего урока? |
Приложение 1
1. Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело…
2. Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца - так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.
3. Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит – невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает:
– Тепло ли тебе, девица?
– Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.
Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает:
– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
Она чуть дух переводит:
– Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.
Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал:
– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?
Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит:
– Ой, тепло, голубчик Морозушко!
Тут Морозко сжалился над девицей, окутал ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами.
4. Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.
Приложение 2
Ф.И. | Выразительность | Правильность | Темп | Паузы | Громкость | Настроение |
| | | | | | |
Приложение 3
Название части | Основная мысль | Художественно-изобразительные средства | Отношение автора к героям, событиям |
| | эпитеты | сравнения | олицетворения | |