СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока «Жанровые особенности научно-познавательного текста на примере рассказа С. Иванова «Каким бывает снег»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существуют различные варианты оформления технологической карты, но все варианты включают такие основные элементы, как традиционная «шапка» с указанием, предмета, темы. Класса. Далее указывается планируемый результат, который отражается не в триединой задаче, как это было раньше, а подробно расписываются УУД, формируемые на конкретном уроке. Затем в форме таблицы оформляются основные элементы содержания. Опытному учителю удобна эта форма, т.к. она экономит время учителя (нет необходимости писать подробный план- конспект), следовательно больше времени остаётся на творческую составляющую педагогического труда.

Кроме того, в конце технологической карты можно указать возможность использования полученных знаний и во внеурочное время.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока «Жанровые особенности научно-познавательного текста на примере рассказа С. Иванова «Каким бывает снег»»

Новрузова Светлана Николаевна,

учитель начальных классов ГБОУ Школа №426,

г. Москва

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» во 2-ом классе на тему «Жанровые особенности научно-познавательного текста на примере рассказа С. Иванова «Каким бывает снег»


Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Авторы УМК

 Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. 

Кол-во уч. часов

1 час

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Развивать умение анализировать текст, выделять главное.

Познакомиться с отличительными особенностями научно-познавательного текста.

Составлять план научно-познавательного рассказа.

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Формировать умение понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и идею художественного произведения.

Высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного произведения.

Обсуждать текст в паре, проявляя умения слушать отвечающего, задавать вопросы, сопереживать, оказывать помощь собеседникам.

Формировать действия контроля и оценки (оценивание чтения стихотворения наизусть по сформулированным критериям).

Основной тезаурус урока

научно-познавательный рассказ, художественный текст, стихотворение, событие, тема, основная мысль.

  • Научно-познавательная литература — это специфическая область искусства слова, стремящаяся в доступной и образной форме отразить те или иные факты науки, истории, развития общества и человеческой мысли и на основе этого расширяющая кругозор читателя.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литературное чтение (особенности жанра «научно-познавательный текст»).

Русский язык (обогащение словарного запаса; моделирование устного высказывания, свободного ответа; освоение диалоговых форм общения).

Математика и информатика (работа с таблицей)

Окружающий мир (зимние явления природы, осадки)

Групповая работа.

Парная работа.

Фронтальная работа.



Учебник Ефросининой Л.А. «Литературное чтение», 2 класс

Рабочая тетрадь

Хрестоматия «Литературное чтение. Уроки слушания», 2 класс

Компьютер, проектор, раздаточный материал (отрывки текстов, таблицы приложений 1 -3. Тексты приложения 1 можно подобрать самостоятельно).



I этап. Мотивация. Актуализация знаний учащихся к деятельности: создание ситуации успеха.

Цель: вспомнить то, что ученикам уже известно о стихотворении, и определить тему урока с помощью заглавия стихотворения.








Заинтересовать учащихся новым исследованием, которое позволит им применять открытые способы действия на других произведениях повествовательного жанра.

Распределение текстов (на карточках) по изученным жанрам и форме.

- Какой отрывок соответствует жанру и форме изученного нами на прошлом уроке произведения? Докажите.

Повторение жанровых особенностей художественного текста в стихотворной и прозаической форме, проверка домашнего задания (чтение стихотворения З.Александровой «Зима» наизусть фронтально, затем в группах по заранее определённым критериям (приложение 2) по 3-балльной системе:

3 – удалось;

2 – удалось частично;

1 – не удалось).


Варианты ответов учащихся, что может быть робким, тихим, сильным, спокойным, злым (слова выведены на экран), выяснение правильного с помощью загадки:

Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути.

- Как вы понимаете сочетания: робкий снег, злой снег? Когда он таким бывает?

- А сейчас давайте узнаем, что об этом думает С. Иванов в произведении «Каким бывает снег».

II этап. Учебно-познавательная деятельность. Постановка и решение учебной задачи

Цель: формировать умение анализировать рассказ; формировать умение выделять жанровые особенности текста; формировать умение контроля над своими действиями (чтение текста в соответствии с критериями выразительного чтения).

1. Чтение рассказа хорошо читающими учащимися, указание жанра и формы текста.

2. Выяснения соответствия прочитанного рассказа художественному тексту, где возникнет затруднение.

- Чем отличается это произведение от стихотворения З.Александровой?

- А можно ли этот текст назвать художественным?

3. Постановка задачи и её решение в группах по составленному плану.

- Какова же будет задача сегодняшнего урока?

- Чтобы решить её, поработаем в группах. Сколько их будет, вы узнаете, ответив на вопросы:

- Можно ли сказать, что рассказчик относится к снегу, как к человеку? (да)

- Сколько «характеров» у снега он подметил? (4, следовательно, 4 группы)

Дети делятся на 4 группы (по количеству частей) и анализируют часть текста, подчёркивая эпитеты, олицетворения, сравнения, работают с таблицей (приложение 3)

Отчёт групп, проверка с помощью слайдов презентации.

Делают вывод, что художественно-изобразительные средства помогают лучше представить снег в каждой из частей, в произведении С.Иванова нет описания событий и нет ярко выраженного отношения к описываемому предмету, как в художественных текстах. Вводится понятие научно-познавательного текста.

4. Коллективное составление плана рассказа.

III этап. Интерпретация произведения

Урочная деятельность

Цель: формировать умение работать в паре по выполнению творческого задания на основе изученного произведения; подготовить основу для внеурочной деятельности класса.

Сравнить особенности изученного текста со стихотворением С.Есенина «Пороша» (на уроке).

В качестве домашнего задания (по выбору):

- подготовить краткий пересказ научно-познавательного текста С.Иванова «Каким бывает снег»;

- найти детские научно-познавательные книги или подобрать отрывки из научно-познавательных текстов;

- попробовать написать научно-познавательный рассказ на тему «Декабрьский снег».

Внеурочная деятельность

Цель: формировать умение работать коллективно в одном проекте, сотрудничать в группе.

1. Иллюстрирование произведения, в том числе с использованием ИКТ (компьютерные программы и графические планшеты).

2. Подготовка презентации или мультфильма на тему «Каким бывает снег».

IV этап. Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности

Цель: формировать действие контроля, действие оценки и самооценки учащихся.

Учитель задет вопросы:

- Какое открытие сегодня вы сделали на уроке?

- Кто из ребят помог вам лично, всему классу сделать открытие? Оцените его работу.

- Что удивило?

- О чем бы вы могли рассказать своим родителям дома после нашего урока?



Приложение 1


1. Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело…


2. Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца - так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга. 


3. Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит – невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает:

– Тепло ли тебе, девица?

– Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

Она чуть дух переводит:

– Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?

Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит:

– Ой, тепло, голубчик Морозушко!

Тут Морозко сжалился над девицей, окутал ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами.



4. Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.


Приложение 2



Ф.И.


Выразительность

Правильность

Темп



Паузы

Громкость

Настроение








Приложение 3



Название части

Основная мысль

Художественно-изобразительные средства

Отношение автора к героям, событиям



эпитеты

сравнения

олицетворения




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!