МАОУ «СОШ №90»г. Златоуста
Водолеева О.С.
Урок, отражающий национально-региональные и этнокультурные особенности. Посещение близлежащего православного храма и музея при нем. Свято-Симеоновский храм г. Златоуста.
1. Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: Программы общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2012. - 24 с.
2. Козлов А.В. Златоуст-город крылатого коня. – Златоуст: ООО «ФотоМир». 2004.-336 с.
3. Обернихина Г.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Методическое пособие. 4 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций. - М.:Просвещение, 2014. – 192 с.
4. Златоустовская энциклопедия. Ред.-сост. А.В. Козлов, Н.А. Косиков, В.В. Чабаненко. Т. I, II.- Златоуст: Златоустовский рабочий, 1994, 1997.
5. Златоустовские купола. Сост. Козлов А.В., Заева Л.П., Тарынин М.А. Златоуст, 2001. - 127 с.;
6. Сергеев С. Дом Божий. История храма во имя Святого праведного Симеона Верхотурского Чудотворца (1901-1960 гг.) - Златоуст, 2006. – 192 с.
7. Урок-экскурсия: технологическая карта. http://www.protema.ru/didactics/forms-of-learning/item/121-urok-ekskursiya#close. Дата обращения: 20.09.2016 г.
8. Грицак Ю.П. Организация самодеятельного туризма. http://tourlib.net/books_tourism/grycak10.htm.Дата обращения: 20.09.2016 г.
9. Управление культуры ЗГО. Обзорная экскурсия «Православные храмы Златоуста». http://kultura-zlat.ru/kulturnyj-turizm/obzornye-ekskursii/163-obzornaya-ekskursiya-lpravoslavnye-xramy-zlatoustar.html. Дата обращения: 20.09.2016 г.
10. Акимцева А. С. Урок обобщения и систематизации знаний.http:// www.liveinternet.ru /users/4980570/ post 23983 9484. Дата обращения: 20.09.2016 г.
11. Храм во имя Святого Симеона Верхотурского (Златоуст). https://ru. wikipedia. org/ wiki/ Храм_во_имя_Святого_Симеона_Верхотурского_(Златоуст). Дата обращения: 20.09.2016 г.
Посещение культовых сооружений – особый вид деятельности, к проведению и подготовке которого нужно отнестись ответственно. Нужно поставить в известность родителей, (в нашей школе собираются согласия родителей на подобные мероприятия), администрацию школы, настоятеля храма. Возможно участие родителей в мероприятии. Перед посещением храма с учащимися проводится беседа о правилах поведения, уважительного отношения к мероприятию. Урок – экскурсия проходит вскоре после обычного урока, на котором изучается устройство храма (Урок №14), чтобы учащиеся могли проявить на практике свои знания и умения. Данное мероприятие имеет исключительно культурологическую направленность и предназначено для визуализации пройденного на уроках материала. Кроме посещения храма учащиеся знакомятся с приходским музеем, экспонаты которого содержат информацию о развитии района железнодорожного вокзала, истории Свято – Симеоновского храма, судьбах железнодорожниках. Как правило, экскурсия проводится вместе со священнослужителем, рассказ по истории района и храма в приходском музее проводит представитель храма. Время экскурсии – 30-35 минут.
№ | Этап урока | Формы/ приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Прогнозируемый результат |
Характеристика основных видов деятельности | Формируемые УУД |
I | Организа-ционный | Коллектив-ная /фронталь-ная беседа | Настройка учащихся к учебной деятельности на получение новых знаний; создание условия для мотивации учащихся к включению в учебный процесс. -Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Сегодня мы отправимся на экскурсию в храм, который находится рядом с нашей школой, в нашем родном железнодорожном районе. - Давайте вспомним о правилах дорожного движения. - Ребята! Как нужно вести себя в храме? Нужно вести себя спокойно, культурно, чтобы не мешать верующим. Так как для них – храм особое, святое место. Мальчики снимают головные уборы. Девочки, наоборот, должны иметь головной убор. | Приветствуют учителя. Слушают учителя, вспоминают правила дорожного движения, правила поведения в храме | Личностные УУД Эмоциональный настрой на урок | Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности |
Познавательные УУД выдвижение предположений | Формулирование собственных ожиданий |
Коммуникативные УУД Внимательное слушание педагога | Построение понятных для собеседника высказываний |
II | Централь-ный А) начало маршрута | Монолог с элементами беседы | Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности; Подготовить учащихся к изучению нового материала. - А теперь подумайте и ответьте на вопрос: какова цель нашего путешествия в храм? - Кто из вас был в храме? - Что такое храм? Храм – это особое, посвященное Богу здание, в котором собираются верующие для совершения богослужения. - Какие православные храмы нашего города вы знаете? Свято-Троицкий (старейший храм города), св. Серафима Саровского (самый крупный храм города), св. Александра Невского, церковь Петра и Павла. Как называется храм, который мы посетим сегодня? Вспомните, пожалуйста, с прошлого урока как называются основные элементы храма? | Слушают учителя, определяют цель путешествия в храм | Регулятивные УУД умеют определять цель и задачи урока на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно | Формирование умения прогнозировать предстоящую работу; Умение слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения. |
Отвечают на вопросы учителя, вспоминают материал прошлого урока, выполняют поставленную задачу | Коммуникативные УУД Взаимодействие с учителем во время опроса; участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений | Формирование умения слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения; развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности. Ответы на поставленные вопросы: Цель сегодняшнего занятия – познакомиться с устройством храма, его историей. Храм, который мы посетим именуется в честь праведного Симеона Верхотурского. Элементы храма: «алтарь», «иконостас», «иконы», «купол», «крест». |
| Б) Лекция экскурсово-да | Монолог с элементами беседы | Контроль хода экскурсии. Помощь в поддержании дисциплины в самом храме и музее | Слушают экскурсовода | Личностные УУД Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению | Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
| | | | | Коммуникативные УУД Умение учитывать позицию нового собеседника и информацию, получаемую от него. | Формирование умения ставить цель деятельности. К концу экскурсии учащиеся должны иметь представление как об общих элементах храма, так и его об особенностях. Храм на протяжении долгой истории был частью жизни железнодорожников. Именно с развитием железнодорожного узла на станции Златоуст связано строительство храма (1902 год). Храм очень много пережил. Храм закрывался и снова начинал функционировать. В одно время, в здании храма был рынок, воинская столовая. (1930-1947). В 1960 году деревянное здание храма было снесено – для строительства широкоэкранного кинотеатра «Космос». 26 мая 2002 г. — единодушным решением собрания духовенства города, прихожан храма и жителей района железнодорожного вокзала было поддержана инициатива городской администрации по возведению храма на историческом месте, как восстановление исторической справедливости. |
| Б) Вопросы к экскурсово-ду | Фронталь-ная беседа | Направляет поток вопросов экскурсоводу в рациональное русло | Задают вопросы экскурсоводу, подводят итог того, что узнали на экскурсии | Коммуникативные УУД Умение вести диалог. Корректность поставленных вопросов. Их формулирование. | Формирование культуры диалога. Умение слушать товарищей и экскурсовода. Выяснение дополнительных сведений об элементах храма и его истории. В каком году был построено деревянное здание храма (1902 г.), причины сноса и восстановление храма. Для чего сегодня нужен храм. |
IV | Итоговый | Фронталь-ное обсуждение | Благодарит представителей храма за помощь в организации экскурсии. Инструктирует по выполнению домашнего задания. Предлагает: описать эмоциональное состояние находясь на территории храма и запечатлеть момент на фото. Домашнее задание: подобрать стихи о храме, нарисовать свое впечатление об экскурсии, написать сочинение (на выбор). | Описывают свое эмоциональное состояние Воспринимают домашнее задание, уточняют | Личностные УУД Делятся впечатлениями по полученной информации Познавательные УУД Творческая переработка изученной информации | Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности Возможность пообщаться друг с другом, подойти с личным вопросом к экскурсоводу. Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно – познавательной деятельности. |
V | Рефлексия | Фронталь-ная беседа. Диалог. | По завершению экскурсии в классе. Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока; организовать проведение самооценки. Пример: Ребята, вам понравилось наша экскурсия? Предложение принять участие в небольшой игре: «Закончи предложение»: - Хочу сказать спасибо… - Я считаю, что прошедшее занятие… - Я испытывал удовольствие от … - Мне было не очень комфортно, когда … | Оценивают свою работу | Коммуникативные УУД Оценка и самооценка учебной деятельности, обобщение и систематизация знаний, учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока | Формирование умений точно и полно выражать свои мысли. Ответы на вопросы игры. |
Вывод по теме урока. Таким образом, учитывая активное участие учащихся в ходе экскурсии, следует сделать следующий вывод. Ребятам интересна форма проведения урока вне стен школы. Визуальное восприятие предмета изучения более информативно для них, чем теоретическое освоение материала учебника. Исторический экскурс в прошлое района железнодорожного вокзала будет полезен для изучения соответствующей темы на уроках курса «Я – Златоустовец». Эмоциональная составляющая экскурсии позволяет мотивировать детей на дальнейшее освоение курса ОПК. Коммуникация с людьми иного мировоззрения позволяет заложить навыки уважительного отношения к ним со стороны детей.
Полученная информация о связи истории храма и истории района позволяет оценить многогранность и богатство проявлений и течения общественных процессов.