СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта внеклассного урока-экскурсии «Православный храм. История и современность»

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен урок - экскурсия. В ходе урока  предполагается посещение учащимися православного храма.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта внеклассного урока-экскурсии «Православный храм. История и современность»»









Технологическая карта

внеклассного урока-экскурсии

«Православный храм. История и современность»




МАОУ «СОШ №90»г. Златоуста

Учитель I категории (музыка, ОПК)

Водолеева О.С.







2016



  1. Класс: 4

  2. Тема урока: №14 Храм.

Урок, отражающий национально-региональные и этнокультурные особенности. Посещение близлежащего православного храма и музея при нем. Свято-Симеоновский храм г. Златоуста.

  1. Тип урока: урок формирования первоначальных предметных умений

  2. Педагогическая цель: создать условия для понимания учащимися особенностей устройства современного православного храма, его истории.

  3. Планируемые результаты:

  • Предметные: углубление теоретических представлений об элементах православной культуры; практическое ознакомление с устройством православного храма; умения описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

  • Личностные: способствовать формированию и развитию нравственных и эстетических качеств личности, уважительного отношения к истории родного города и района; уважительного отношения к культовым сооружениям.

  • Метапредметные: способствовать развитию речи учащихся, обогащению и усложнению словарного запаса; учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать понятия; способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся; способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к истории края.

  1. Понятия урока: алтарь, царские врата, икона, иконостас, канун, поминание, благословение, церковно-славянский язык, колокола, богослужение, престольный праздник, регент, свеча, подсвечник, аналой, притвор.

  2. Оборудование:

  • православный храм;

  • экспонаты приходского музея (фотографии, предметы культа, копии документов).

  • аудиопроигрыватель.

  1. Литература и Интернет-ресурсы:

1. Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: Программы общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2012. - 24 с.

2. Козлов А.В. Златоуст-город крылатого коня. – Златоуст: ООО «ФотоМир». 2004.-336 с.

3. Обернихина Г.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Методическое пособие. 4 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций. - М.:Просвещение, 2014. – 192 с.

4. Златоустовская энциклопедия. Ред.-сост. А.В. Козлов, Н.А. Косиков, В.В. Чабаненко. Т. I, II.- Златоуст: Златоустовский рабочий, 1994, 1997.

5. Златоустовские купола. Сост. Козлов А.В., Заева Л.П., Тарынин М.А. Златоуст, 2001. - 127 с.;

6. Сергеев С. Дом Божий. История храма во имя Святого праведного Симеона Верхотурского Чудотворца (1901-1960 гг.) - Златоуст, 2006. – 192 с.

7. Урок-экскурсия: технологическая карта. http://www.protema.ru/didactics/forms-of-learning/item/121-urok-ekskursiya#close. Дата обращения: 20.09.2016 г.

8. Грицак Ю.П. Организация самодеятельного туризма. http://tourlib.net/books_tourism/grycak10.htm.Дата обращения: 20.09.2016 г.

9. Управление культуры ЗГО. Обзорная экскурсия «Православные храмы Златоуста». http://kultura-zlat.ru/kulturnyj-turizm/obzornye-ekskursii/163-obzornaya-ekskursiya-lpravoslavnye-xramy-zlatoustar.html. Дата обращения: 20.09.2016 г.

10. Акимцева А. С. Урок обобщения и систематизации знаний.http:// www.liveinternet.ru /users/4980570/ post 23983 9484. Дата обращения: 20.09.2016 г.

11. Храм во имя Святого Симеона Верхотурского (Златоуст). https://ru. wikipedia. org/ wiki/ Храм_во_имя_Святого_Симеона_Верхотурского_(Златоуст). Дата обращения: 20.09.2016 г.



  1. Примечания:

Посещение культовых сооружений – особый вид деятельности, к проведению и подготовке которого нужно отнестись ответственно. Нужно поставить в известность родителей, (в нашей школе собираются согласия родителей на подобные мероприятия), администрацию школы, настоятеля храма. Возможно участие родителей в мероприятии. Перед посещением храма с учащимися проводится беседа о правилах поведения, уважительного отношения к мероприятию. Урок – экскурсия проходит вскоре после обычного урока, на котором изучается устройство храма (Урок №14), чтобы учащиеся могли проявить на практике свои знания и умения. Данное мероприятие имеет исключительно культурологическую направленность и предназначено для визуализации пройденного на уроках материала. Кроме посещения храма учащиеся знакомятся с приходским музеем, экспонаты которого содержат информацию о развитии района железнодорожного вокзала, истории Свято – Симеоновского храма, судьбах железнодорожниках. Как правило, экскурсия проводится вместе со священнослужителем, рассказ по истории района и храма в приходском музее проводит представитель храма. Время экскурсии – 30-35 минут.













  1. Ход урока.


Этап урока

Формы/

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Прогнозируемый результат

Характеристика основных видов деятельности

Формируемые УУД

I

Организа-ционный

Коллектив-ная /фронталь-ная беседа

Настройка учащихся к учебной деятельности на получение новых знаний; создание условия для мотивации учащихся к включению в учебный процесс.

-Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Сегодня мы отправимся на экскурсию в храм, который находится рядом с нашей школой, в нашем родном железнодорожном районе.

- Давайте вспомним о правилах дорожного движения.

- Ребята! Как нужно вести себя в храме? Нужно вести себя спокойно, культурно, чтобы не мешать верующим. Так как для них – храм особое, святое место. Мальчики снимают головные уборы. Девочки, наоборот, должны иметь головной убор.


Приветствуют учителя. Слушают учителя, вспоминают правила дорожного движения, правила поведения в храме

Личностные УУД Эмоциональный настрой на урок

Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Познавательные УУД выдвижение предположений

Формулирование собственных ожиданий

Коммуникативные УУД Внимательное слушание педагога

Построение понятных для собеседника высказываний

II

Централь-ный


А) начало

маршрута

Монолог с элементами беседы

Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности; Подготовить учащихся к изучению нового материала.

- А теперь подумайте и ответьте на вопрос: какова цель нашего путешествия в храм?

- Кто из вас был в храме?

- Что такое храм? Храм – это особое, посвященное Богу здание, в котором собираются верующие для совершения богослужения.

- Какие православные храмы нашего города вы знаете? Свято-Троицкий (старейший храм города), св. Серафима Саровского (самый крупный храм города), св. Александра Невского, церковь Петра и Павла.


Как называется храм, который мы посетим сегодня?

Вспомните, пожалуйста, с прошлого урока как называются основные элементы храма?


Слушают учителя, определяют цель путешествия в храм

Регулятивные УУД умеют определять цель и задачи урока на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

Формирование умения прогнозировать предстоящую работу;

Умение слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения.



Отвечают на вопросы учителя, вспоминают материал прошлого урока, выполняют поставленную задачу

Коммуникативные УУД Взаимодействие с учителем во время опроса; участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений

Формирование умения слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения;

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.



Ответы на поставленные вопросы:


Цель сегодняшнего занятия – познакомиться с устройством храма, его историей.

Храм, который мы посетим именуется в честь праведного

Симеона Верхотурского.


Элементы храма: «алтарь», «иконостас», «иконы», «купол», «крест».


Б) Лекция экскурсово-да

Монолог с элементами беседы

Контроль хода экскурсии. Помощь в поддержании дисциплины в самом храме и музее

Слушают экскурсовода

Личностные УУД Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности






Коммуникативные УУД Умение учитывать позицию нового собеседника и информацию, получаемую от него.

Формирование умения ставить цель деятельности.


К концу экскурсии учащиеся должны иметь представление как об общих элементах храма, так и его об особенностях. Храм на протяжении долгой истории был частью жизни железнодорожников. Именно с развитием железнодорожного узла на станции Златоуст связано строительство храма (1902 год). Храм очень много пережил. Храм закрывался и снова начинал функционировать. В одно время, в здании храма был рынок, воинская столовая. (1930-1947). В 1960 году деревянное здание храма было снесено – для строительства широкоэкранного кинотеатра «Космос». 26 мая 2002 г. — единодушным решением собрания духовенства города, прихожан храма и жителей района железнодорожного вокзала было поддержана инициатива городской администрации по возведению храма на историческом месте, как восстановление исторической справедливости.


Б) Вопросы к экскурсово-ду

Фронталь-ная беседа

Направляет поток вопросов экскурсоводу в рациональное русло

Задают вопросы экскурсоводу, подводят итог того, что узнали на экскурсии

Коммуникативные УУД Умение вести диалог. Корректность поставленных вопросов. Их формулирование.

Формирование культуры диалога. Умение слушать товарищей и экскурсовода.


Выяснение дополнительных сведений об элементах храма и его истории.

В каком году был построено деревянное здание храма (1902 г.), причины сноса и восстановление храма. Для чего сегодня нужен храм.


IV

Итоговый

Фронталь-ное обсуждение

Благодарит представителей храма за помощь в организации экскурсии. Инструктирует по выполнению домашнего задания.

Предлагает: описать эмоциональное состояние находясь на территории храма и запечатлеть момент на фото.

Домашнее задание: подобрать стихи о храме, нарисовать свое впечатление об экскурсии, написать сочинение (на выбор).

Описывают свое эмоциональное состояние


Воспринимают домашнее задание, уточняют

Личностные УУД Делятся впечатлениями по полученной информации

Познавательные УУД Творческая переработка изученной информации

Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности Возможность пообщаться друг с другом, подойти с личным вопросом к экскурсоводу.

Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно – познавательной деятельности.

V

Рефлексия

Фронталь-ная беседа. Диалог.


По завершению экскурсии в классе. Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока; организовать проведение самооценки.

Пример:

Ребята, вам понравилось наша экскурсия?

Предложение принять участие в небольшой игре: «Закончи предложение»:

- Хочу сказать спасибо…

- Я считаю, что прошедшее занятие…

- Я испытывал удовольствие от …

- Мне было не очень комфортно, когда …






Оценивают свою работу

Коммуникативные УУД

Оценка и самооценка учебной деятельности, обобщение и систематизация знаний, учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока

Формирование умений точно и полно выражать свои мысли.


Ответы на вопросы игры.

Вывод по теме урока. Таким образом, учитывая активное участие учащихся в ходе экскурсии, следует сделать следующий вывод. Ребятам интересна форма проведения урока вне стен школы. Визуальное восприятие предмета изучения более информативно для них, чем теоретическое освоение материала учебника. Исторический экскурс в прошлое района железнодорожного вокзала будет полезен для изучения соответствующей темы на уроках курса «Я – Златоустовец». Эмоциональная составляющая экскурсии позволяет мотивировать детей на дальнейшее освоение курса ОПК. Коммуникация с людьми иного мировоззрения позволяет заложить навыки уважительного отношения к ним со стороны детей.

Полученная информация о связи истории храма и истории района позволяет оценить многогранность и богатство проявлений и течения общественных процессов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!