учителя начальных классов МОУ СОШ № 10 г. Ухты
Тип: Урок «открытия» нового знания. Урок вхождения в проект.
Материально – техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник «Математика» 2 класс.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1.Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) 1мин. | Цель: Включение в деловой ритм. С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. - Какие правила необходимо соблюдать на уроке? - Начинаем урок! - Чем мы занимались на прошлом уроке? - Зачем нам надо уметь находить периметр, площадь? . (Слайд 1) | Дети отвечают хором. На уроке не зевать, Нужно думать и считать. Ответы детей: - Находили периметр прямоугольника. Познакомились с понятием площадь и научились находить площадь, расчерчивая прямоугольник на квадраты. - В строительстве, в огороде и т.д. | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 8-9 мин. | Цель: Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатков. 1.Какие фигуры изображены на доске? (Слайд 2) Среди данных фигур найдите прямоугольники. Докажите свой выбор. 2. Задача на нахождение периметра прямоугольника. (Слайд 3) Составление выражения при нахождении периметра: (6+4) х 2 = 20 (см) 3.Сформулируйте вывод: как найти периметр? (слайд 4) | 1.Называют фигуры и доказывают свой выбор: прямые углы, противоположные стороны равны. 2.Решают задачу на нахождение периметра. Запись в тетрадях: 3 способов вычисления. 3.Формулируют правило. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
3. Выявление причины затруднения. 2-3 мин. | Цель: Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации. Задача на нахождение площади. (Слайд 5) - Найдите площадь прямоугольника. Проблема: как найти площадь, не расчерчивая каждый раз на квадратные сантиметры? - Сформулируйте тему урока и цель. | Подсчитывают квадратные сантиметры.(24 кв. см) Можно длину умножить на ширину. Площадь прямокгольгика. Научиться находить площадь. | Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. 10-11 мин. | Цель: Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации. - Что же нужно знать, чтобы найти площадь? (Слайд 6) Сформулируйте вывод: как найти площадь? | Надо знать длину и ширину. | Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные:самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы. |
5. Реализация построенного проекта. 4-5 мин. | Цель: Установление осознанности восприятия. Первичное обобщение. Решите задачу: Длина 6 см, ширина в 2 раза меньше. Чему равна площадь? (Слайд 7 открыта только верхняя часть, без решения). Выпоните самопроверку по образцу на экране ( открываю нижнюю часть слайда) 1) 6 : 2 = 3 (см) ширина. 2) S = 6 х 3 = 18 (см2) площадь. Ответ: S = 18 см2. Сформулируйте правило: как найти площадь? | Решают самостоятельно в тетрадях. Проверяют по эталону на слайде. Формулируют правило. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные:моделирование; Логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство; Коммуникативные –инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
6.Физкультминутка. 2-3 мин. | Цель: Проверим внимательность и ловкость. 1.Присядем столько раз, сколько углов в кабинете у нас; 2.Наклонимся столько раз, сколько парт стоит у нас; 3. Повороты влево, вправо по столько раз, сколько окошек в классе у нас. Сформулируйте вывод: для чего необходимо выполнять физкультминутку? | Дети выполняют соответствующие движения. Делают вывод: чтобы отдохнуть и расти здоровыми. | Личностные: самоопределение |
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 4-5 мин. | Цель: проверка алгоритма восприятия. Первичное закрепление. Решение задачи (Слайд 8), сделав чертеж и необходимые расчеты. А = ? см В = 4 см Чему равна длина? Выполните взаимопроверку по образцу. (открываю нижнюю часть слайда) Решение: 1)32 : 4 = 8 (см) Ответ: 8 см длина Постановка проблемы: - Как найти длину по известным площади и ширине? Сформулируйте вывод. | 1.Самостоятельно решают. Взаимопроверка в парах Ребята делают предположения и обосновывают свои ответы. Делают вывод: чтобы найти длину по известным площади и ширине, нужно площадь разделить на ширину. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
Вхождение в учебный проект. Самостоятельная работа. | Цель: Организация проектной деятельности Как вы думаете, есть ли связь между периметром и площадью? В чём она заключается? А что изображают на линейке? А это что? ( показываю линейку с дюймами) Какие у вас возникли предположения? А всегда ли так находили площадь и периметр? А во всех ли странах также находят площадь и периметр? Какие у вас возникли вопросы? Что бы вы хотели предложить? Что нужно сделать, чтобы создать проект? Этим мы займёмся и на внеурочном занятии по математике. Выполните самостоятельную работу в тетради. | Да , есть, нужно знать длину и ширину. Нужно с помощью линейки измерить длину и ширину. Цифры, деления, мм, см, дм , м. Не знаем. Да, нет, не знаем. Может это неизвестные нам меры, может старинные, китайские, английские, немецкие? Да, нет, не знаем. Как раньше находили площадь и периметр? Как в других странах находят площадь и периметр? Нам бы хотелось провести учебное исследование, нам не хватает этих знаний, они нам пригодятся в жизни при решении задач. Разработать план проекта, разделиться на группы. Определить темы и сроки и т.д. Самостоятельное решение в тетради. Взаимопроверка. Работают по индивидуальным карточкам. (Приложение 1) | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
9. Домашнее задание. 2-3 мин. | Цель: задания для закрепления полученных знаний на уроке. Какое домашнее задание вы считаете нужным для себя сделать? Сформулируйте вывод: для чего необходимо выполнять д/з ? | Обсуждение и запись задания в дневник. 1)Выучить в учебнике правило нахождения площади; 2)Создать две задачи для соседа по парте на нахождение площади. Делают вывод: чтобы закрепить полученные знания на уроке надо выполнить домашнее задание. | Регулятивные: контроль, коррекция; Личностные: самоопределение. |
10. Рефлексия деятельности. (итог урока). 3-5 мин. | Цель: Организация рефлексии. Какова была тема и цель урока? Что удалось на уроке? - Чем понравился урок? - Что нового узнали? - Чему учились? — Как оцениваете свою работу? Над чем задумаетесь? | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Площадь прямоуголиника. Научиться находить площадь. Формулу нахождения площади, как найти сторону по известной стороне и площади. Над проектом «Меры». | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |
Начерти прямоугольник с длиной 2 см и шириной 5 см.
Вычисли площадь.