СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии изготовления текстильных кукол

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

С целью возрождения технологий изготовления русской традиционной безликой текстильной куклы как феномена народной культуры рассматриваются и и систематизируются ее виды и образы, ее функции и типология, описаны основные технологии изготовления текстильной куклы, а также была разработана и описана  технология  изготовления текстильной безликой куклы «Ведучка».

 

Просмотр содержимого документа
«Технологии изготовления текстильных кукол»

Технологии изготовления текстильных кукол

1. Виды и образы текстильных кукол

Куклы-обереги для дома (ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1)

Берегиня
Берегиня – одна из самых древних кукол-оберегов. Куклу с красным лицом вешали напротив двери. Делали Берегинь и белолицых. Считалось, что Берегиня никого с дурными мыслями в дом не пустит. А в обязательном мешочке у нее три вещи: лекарственная трава, чтобы все были в доме здоровы, зерно, чтобы сберечь достаток и куделька - неспряденная шерсть для тепла и уюта.

Метёлочка

Метёлочка должна сидеть дома выше всех, чтобы всех видеть. И если дома случилась ссора, то после, когда уже все разойдутся, надо взять Метёлочку, открыть форточку и помахать куклой, как веником, выгоняя ссору прочь, в окно.

Кубышка-травница

Кубышка-травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Еще её ставили около кровати больному.

Крупеничка

Кукла "Крупеничка"- это оберег на сытость и достаток в семье. Первые горстки при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе куколки. Зерно в ней символизировало обережные силы Земли. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном нового урожая. Её наряжали и бережно хранили в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье.





Колокольчик

Колокольчик – кукла добрых вестей. Родина куклы – Валдай. У куколки три юбки, она веселая и задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения.

Десятиручка

Многорукую куклу "Десятиручку" помещали на видное место в доме там, где женщина проводит время в работе. Эта кукла помогала девушкам и женщинам в разных домашних делах, в частности в рукоделии.

Кукла «десятиручка» помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.

День и ночь

День и ночь – это куклы-обереги жилища, смены дня и ночи, порядка в доме. Днём выставляют вперёд светлую куклу, а вечером - тёмную. Куколка День - оберегает день, чтобы не зря прошёл, а Ночь следит, чтобы все угомонились и легли спать.

Куклы-обереги для матери и ребенка (ПРИЛОЖЕНИЕ 1.2)

Кувадки (Куватки )

Кувадки - простые и очень непростые куклы, простые по форме и непростые по образу, который они раскрывают.

Сегодня мало кому известен обряд «кувады». Но в середине XIX века он еще существовал в Орловской и Костромской губерниях. Магия обряда связывалась с таинством рождения ребенка. Отец ребенка обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия. Громкими воплями он выманивал злых духов в предбанник, где развешивались обрядовые куклы, в которые, по мнению людей, вселялись злые духи. Самого младенца прятали в чулане, а мужчине подкладывали спеленутую куклу. После родов куклы сжигались во время обряда очищения.

К концу XIX века истоки древнего обряда были окончательно утрачены и забыты, а куклы остались.Но назначение их изменилось: теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от злых духов. Обычно в связке было от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и веселые, они заменяли погремушки.

Ведучка

"Ведучка» - это тип куклы, характерный для Сергиевской игрушки 19 века, символ преемственности поколений, материнской заботы и любви, изображает кормилицу, ведущую малыша. Отсюда и местное название «Ведучка» (ведущая в жизнь).

Купавка

Купавка - это летняя кукла одного дня. Ее делали к началу купаний и связывали с праздником Ивана Купала. К рукам  Купавки  привязывали множество тесемочек, которые символизировали болезни людей, невзгоды. Ее украшали травой, цветами, зелеными ветками и в день праздника сплавляли по воде, веря, что вода очистит человека от всех бед.

Лихоманки
Куклы Лихоманки делались под особый заговор. Перед холодами приглашали в дом специальную бабку, которая читала длинный заговор от разных болезней и в это время старшая в семье женщина должна была скрутить минимум 12 кукол, иногда до 100 доходило. Считалось, чем больше она скрутит кукол, тем от больших болезней она семью на время зимы защитит, а в апреле их выносили на улицу и сжигали, с огнем уходили те болезни, которые они на себя взяли.

Куколка от коли и боли

Эту удивительную куколку прикладывали на больное место для того, чтобыона сняла боль, и человек перестал ее чувствовать.
Капризных младенцев также успокаивали этой куклой. Куколкуне изготавливали заранее, а только в случае боли. 
Например, при коликах в животе у грудного ребенка, его родители быстро изготавливали из тряпочек куклу и прикладывали к животику, после чего ребенка пеленали вместе с куклой. Куколка находилась с ребенком до тех пор, пока колики не проходили. Куколка была локтевая, то есть размер ее был от ладони до локтя того, кто ее изготавливал. Она делается по принципу Кувадки, наряжается в юбку с фартуком и платок.

Рванка-Платочница-Капуста-Кормилка
Эта обереговая кукла имеет множество названий: Рванка, потому что материал не режется, а рвется. Платочница, потому, что из 5 одинаковых кусков ткани сделана. Капуста по количеству юбок, а самое трогательное название - Кормилка.
Кормилка оберегала ребенка до самой свадьбы. Девочки чтобы удачно выйти замуж, делали эту куклу с длинной шеей, на которую наворачивали воротнички, означавшие положительные качества будущего мужа: чтобы добрый был, не пил, не гулял.

Утешница

Кукла на берестяной основе находилась в запасе, не на виду, доставалась только как скорая помощь при болезни, для отвлечения малыша. Делалась Утешница из самых ярких тканей, на руках и на поясе навешивались конфеты, завёрнутые в матерчатые кулечки. Пока ребёнок болен и безутешен, кукла находилась у него. При успокоении кукла убиралась до следующего раза за печку, возможно за образа для очищения.

Младенчик

Это первая куколка-оберег для младенца до года.
Вятская женщина, ожидая ребенка, скручивала куклу и загадывала будущее своему ребенку, наделяя его разными добрыми качествами: «Пусть будет здоровым, смелым, сильным, умным…». В течение 1-го года жизни ребенка по мере загрязнения куколки ее меняли много раз, менялся ее цвет, фактура ткани, что позволяло получать разные впечатления и эмоции ребенку.
Рождественский Ангел

Куклу дарили на Пасху или на Рождество. Они отличались тем, что на Пасху делали красных, белых и зеленых ангелов, а на Рождество – белых и голубых. Куклу располагали над детской кроваткой, охраняя сон ребенка.

Веснянка

C наступлением весны девушки делали и дарили друг другу ярких куколок с волосами необычных цветов. Эти куклы "Веснянки" имели силу оберега молодости и красоты.

 Куклы-обереги для жениха и невесты (ПРИЛОЖЕНИЕ 1.3)

Неразлучники

Усажены - свадебные куклы на машину (раньше на гужевые повозки).

Роль Неразлучники для молодоженов играли полотняные, соломенные, травяные, или нитяные куклы. На свадьбу изготавливалось несколько видов "берегинь", и у каждой было свое назначение.

Две эти тряпичные куклы изготавливались подругами невесты, и олицетворяли мужское и женское начало. Отличительной особенностью Неразлучников являлась общая рука, основой для которой служила длинная деревянная лучина. Общая рука, как и само название оберега, говорило о том, что супруги неразлучно должны идти по жизни "рука об руку".

Неразлучники не просто хранились после свадьбы в красном углу горницы, но, с появлением детей, дополнялись Мартинчиками, связанными из пучка белых нитей.

Мировое дерево

Мир в славянской языческой мифологии представлялся в виде дерева, корни которого являли собой подземное царство, а крона - небесный свод, божественное начало. Ствол же символизировал мир земной. Семья, как основа новой жизни, также представлялась деревом, которое вскоре принесет плоды в виде потомства. В русской свадебной символике тема дерева прослеживалась и в сравнении молодых с ягодками райского дерева, и в мотивах вышивки свадебных рушников - райские птицы, сидящие на ветках деревьев, являлись связующим звеном между землей и небом.

Символом Мирового (родового) Дерева на свадьбе являлись фигурки жениха и невесты, прикрепленные к березовой рогатине, которая вставлялась в центр свадебного пирога невесты. Эти куклы так и назывались "Мировое дерево" и являлись залогом семейного благополучия и плодовитости.

Московка
Во время девичника было много обрядов и один из них - изготовление куклы Московки. Называли ее еще Семья, Седьмая я и Плодородие. Её делали для того, чтобы будущая семья была дружная, крепкая, детьми богатая. Основание, на котором все держится, олицетворяет мужское начало. Очень гармоничная кукла: мужское начало, женское и дети.

Обрядовые куклы (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Масленица

Самой распространенной обрядовой куклой является Масленица. К празднику Масленицы изготавливалось чучело Масленицы в человеческий рост, которое обязательно сжигалось, символизируя переход из одного времени года в другое. Домашняя Масленица находилась дома до следующего года и считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили куклу в красномуглуилиувходавжилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, Домашней Масленицей встречали жениха и невесту. 

Спиридон-Солнцеворот

 Люди говорили: "Спиридон-Солнцеворот колесо в руках несет". Праздник Спиридона — это праздник зимнего и летнего солнцестояния, праздник нарождающегося или уходящего солнца. Он проходил с участием в обрядах этой куклы.

На празднике отправляли обряды, посвященные солнцу. Скатывали с горы колесо и сжигали его вместе с другими символами солнца, приговаривая: «Колесо, гори, катись, с весною красною вернись!».

В конце праздника куколку сжигали без одежды, одежду прибирали для следующей куколки. Сжигали со старьем, чтобы куколка забрала с собой все старое и негодное, высвободив силы для новой жизни.

Коляда

Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни.

В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды. С ее приходом в доме поселится счастье, мир и согласие между членами семьи.

Мартинчики

Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда "закликания" весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев. Имели эти куколки и второе значение. С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары.

Рябинка

Кукла Рябинка - символ женской мудрости, материнства, домашнего очага. Она связана с деревом рябиной.

Именины дерева рябины праздновались четыре раза в год. Осенью, на четвертые именины, когда созревали плоды, делали эту куклу. В знак почитания ее, как оберега, делали большую праздничную куклу Рябинку.

Санница

Санницу катали с горки, и, считалось, чем дальше уедет кукла не падая, тем длиннее будет лен,лучше будет кудель, а значит и нить и холсты льна будут хорошими.

Игровая кукла (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Зайчик на пальчик

Зайчик на пальчик - первая игрушка малыша. Казалось бы, все настолько просто, но ребенок ее уже не выбросит, ручками водит, сам себя развлекает. Кукла очень важна для снятия слабого мышечного тонуса большого пальца. Наши предки не знали таких слов, а просто понимали, что неправильное положение пальца может помешать освоению ремесел и надевали зайчика на мизинец.

Куклы Хороводницы

Куклы Хороводницы устроены так, чтобы девочки их крутили и развивали одновременно две ручки. Это было важно для работы за прялкой.

Бойцы на палочках

Бойцов на палочках было тоже два. Они были с мешочками в руках. Этими мешочками они дрались. Навыки, которые получали мальчики, благодаря этой кукле, нужны были для плетения лаптей.Сын с трехлетнего возраста помогал отцу плести лапти. И если у него не получалось завязывать узлы, ему говорили: "Тебе еще в куклы играть надо", то есть тренироваться.
Убоженка
Убоженка делалась нарочито неряшливой, в старой одежде. Она должна была научить ребенка состраданию. Если ребенок такую куклу в руки берет, то и в нищего уже камень не кинет.

Девка-Баба

Девка-Баба- кукла-перевертыш. Все жизненные контрасты мама на такой кукле показывала. Вот она девка нарядная, красивая, с одной косой. А замужем: платье серое, на посиделки уже не сходишь. Чтобы девочке это сразу не было шоком. Потому что выходили замуж очень рано, в 12-13 лет. Мама старалась такими куклами ее подготовить.

Малышок-Голышок

Кукла была голенькой, без одежды, но с поясом, который в русском традиционном костюме всегда считался сильным обереговым знаком. Такая игровая кукла своим элементом незавершенности стимулировала тем самым воображение детей, поскольку им разрешалось придавать ей черты лица, одевать. Кроме того, кукла, наделенная магическими свойствами, развивала в ребенке, по верованиям древних, материнское начало и чувство семьи.


2. Основные технологии изготовления текстильных кукол



В изготовлении кукол своими руками есть великий смысл. Ведь такая кукла несет в себе отпечаток и потенциал мыслей, чувств человека, которые он переживает во время рукоделия. Кукла же с самого первого узелочка делалась таким образом, чтобы она стала почти одушевленным существом, имеющим свои силы и поручение. Например, защитить, поддержать в трудную минуту. А порой - и суженого указать, ребенка от хвори вылечить, о судьбе поведать. Куклы - удивительные создания, для изготовления которых нужно иметь лишь несколько лоскутков, кусочки тесьмы и нитки.



Закрутка

В основе куклы - плотно закрученный лоскут ткани. Как и многих других кукол, эту куклу изготавливают без использования иглы и ножниц. Любое исключение предрекало "колото-резаную" жизнь владельцу оберега. Лоскуты рвали, затем сворачивали и обматывали нитями. Сворачивая и завязывая ткань, не делают ни одного шва.

Для изготовления туловища куклы нужно взять небольшую плотную ткань размером примерно 20х20 см. Подогнув один край ткани внутрь на 3 см, нужно сделать плотную скрутку-рулик. Это будет тулово куклы. Там, где край ткани подогнут, будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.

Теперь примерно на уровне шеи и пояса скрутку перевязывают ниткой или веревочкой.

Далее делается голова и руки. Нужно взять квадратик белой ткани, накрыть им скрутку по центру и сформировать голову. Внутрь можно положить вату или синтепон, чтобы голова получилась круглой и перевязать ниткой на уровне шеи. Теперь нужно расправить ткань, убрать лишние складочки назад, округлив голову.


Рис.1

Затем нужно сделать руки. Противоположные, свободные концы ткани выравнивают, определяют длину рук и лишнюю ткань сворачивают внутрь рукава, убирая края в середину. С края отмеряют размеры ладошки куклы и перетягивают ткань ниткой. Вот и руки готовы.

Оставшиеся уголки ткани подвязывают вокруг туловища ниткой на поясе. Направление рук определяется в зависимости от натяжения ткани. Они могут быть и широко раскинуты, и слегка опущены.

Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были безликими. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства.

Основа куклы готова. Теперь самая интересная и творческая работа: рядить куклу. Здесь можно проявить всю свою фантазию и мастерство. В доме часто остается много лоскутков и обрезков от тканей, которые можно использовать для костюма нашей куклы. Это может быть и широкая юбка-солнце, и цветной сарафан, и душегрея, и понева.

Волосы и косы можно сделать из шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, отмерив нужную длину и количество нитей. Закрепить их на голове можно с помощью ленты или платка. Остальные детали одежды и украшения куклы - дело вкуса хозяйки!


Столбушка

В Центральной России у девушек существовала традиция 14 февраля (1 февраля по старому стилю) "загадывать на жениха" с помощью берестяной куколки. На бересте писали заветное имя суженого.

Поэтому не случайно во владимирских деревнях старательно и аккуратно накручивали на берестяные трубочки скромные, но такие милые куколки Столбушки. По-видимому, это название присвоили кукле за схожесть ее основной детали со столбиком. Но, может быть, существуют и другие, более глубокие корни появления таких кукол.

Дальнейшие технологические операции совпадают с последовательностью изготовления Закрутки.



Крестушка

Традиционную русскую куклу Крестушку делали с малолетства, т.к. она очень проста исполнении. В основе куклы – крест.

Крест в основе и косой крест на груди несут не только технологический смысл, это символ плодородия. Крестовидные куклы являли собой не только мифологическую формулу мироустройства (схема триединого мира: небесного, земного и подземного), но и указывали ещё и на четыре стороны света. Таким образом, в самой их конструкции содержится универсальное число семь - символ мироздания. Магия семёрки живет в нашей речи и сейчас: " семь раз отмерь", "семь пядей во лбу", "семь пятниц на неделе", "на седьмом небе". Каждодневное слово "семья" звучит как древнее заклинание: "я" - в центре мироздания, "я" должен повториться семь раз - тогда будет семья. Эта мощная символика зашифрована и в кукле.

Крестики собирали из прутиков, палочек, лучинок, щепок; иногда взрослые выстругивали для этого гладкие планочки. Короткую горизонтальную палочку клали на вертикальную, более длинную, и перевязывали их прочными нитками крест-накрест спереди и сзади. Получалась основа куклы — крест: голова, руки и туловище. Если палочки круглые, то на вертикали в месте перекрестья делается ножом вырез, куда вкладывается горизонтальная перекладинка. Затем палочки перевязываются нитками. Вариантов дальнейшего оформления куклы было множество. На широкой плоской планочке рисовали лицо и одевали Крестушку в юбку и кофту, в рубаху, платье с рукавами, подвязав поясом под грудью.

На верхушку тонкой палочки наматывали мох, сухую траву и обтягивали головку белой тряпкой. Пришивали кудельные волосы и одевали куклу.
Делали также Крестушку-Мужичка. Находили прутики с развилкой из одинаковых сучков, которые изображали ноги. Руки привязывали точно так же с помощью горизонтальной перекладинки. Такую крестушку одевали в порты (штаны), в рубаху и подпоясывали.

Мастерили и целую семью Крестушек с детьми и приданым. Крестушки удобны в игре. Держась за палочку-туловище под платьем, дети манипулировали фигурками, как театральными куклами1.



Набивная кукла-мешочек

В основе куклы — тоже характерный столбик, только набитый зерном, поэтому куклу называют «Зернушка». Для изготовления куклы прямоугольный кусок тонкого холста сшивается плотным швом по длине. Получается холщовая трубочка. С одного конца ее простегивают ровным частым стежком, стягивают и завязывают узелком. Для прочности самый кончик сборки у основания перетягивают ниткой и выворачивают.

Теперь в верхний край столбика продергивают нитку, оставив свободными концы нитки. Затем насыпают в столбик-мешочек сухое зерно (пшеницу, ячмень), наполнив его не до самого верха. Стягивают ниткой верхний край мешочка, завязывают и зашивают отверстие. Готовый столбик перетягивают вязкой по линии шеи — головка куклы наполняется зерном до верха. Получается устойчивая, приятная на ощупь фигурка.

Одевают Зернушку в юбку и передник, пришивают волосы из крапивной кудели или просто повязывают платком, завязав его вокруг шеи. Фигурка величиной в 15—20 см выглядит наиболее пропорциональной и удачной. Таких кукол дарили раньше с пожеланием благополучия, достатка, счастья. Она может быть хорошим, оригинальным подарком.



Пеленашка

В основе правил изготовления куклы Пеленашки лежит традиционное понимание мироздания крестьянами. В ней простейшими приемами изготовления воспроизводили основные признаки человеческого подобия: тело, голову и центр жизненной силы, который, по поверьям, располагается в районе пупа.

Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук и пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы. При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения.

Ткань плотно скручивали в скатку и с усилием перетягивали посередине специально изготовленным пояском. Завязанный тугой узел символизировал пуп. Оставшиеся концы шнура откусывали так же, как пуповину при рождении ребенка. Целостность образа концентрировалась на узле: развяжи узел — и образ распадется. Вторая не менее существенная составляющая образа — голова. Для обозначения головы скатку перетягивали нитями, выделяя треть длины с одного из концов.

С этого момента пропорции куклы соизмеряются с пропорциями младенца. Треть длины куклы, отделенная нитью, составляла верх — голову, другие две трети — низ куклы, а узел шнура – пояса располагали спереди. Это наиболее существенные детали, которые учитывали при пеленании куклы.

Куклу пеленали в три основных этапа. Сначала на голову повязывали платок. Для этого небольшой кусок ткани перегибали по диагонали. Платок накидывали концами крест-накрест, концы заводили за спину, не завязывая узла.

Затем куклу плотно пеленали куском ткани. Для этого скатку укладывали на прямоугольный кусок ткани, чтобы часть с подвязанным платком выступала над его длинной стороной. Один из верхних углов ткани заводили наискосок за скатку.

Рис. 2

Узелковая кукла

Рассмотрим технологию изготовления Рождественского Ангела (Рис.3). Традиционно эта кукла делалась из тонкой белой натуральной ткани, но можно взять ткань светлых оттенков размером 20см х 20см. Изготавливается без ножниц и иголки. Поэтому квадратик не вырезается, а отрывается от куска ткани, при этом с краю получается ровная бахрома, так напоминающая перышки. 
В середину квадратика ткани помещается наполнитель. Ткань перегибается по диагонали, наполнитель обтягивается тканью и завязывается длинной ниткой (а). Затем, той же ниткой перевязывается «талия» и «крылья» (б), а также при переходах нитки вверх-вниз формируется «крест» (в). 
Чтобы украсить куклу, поверх нитки можно проложить декоративный шнурок. 

Рис. 3


Кукла на палочке

Существует несколько технологий изготовления текстильных кукол на палочке:

А) палочка является основой тулова куклы; в остальном, кукла изготавливается по технологии куклы Столбушки.

Б) палочка является не только основой тулова куклы, но и держателем. Примерами таких кукол являются кукла Пастушок, Хороводницы, Борцы и др.

В) палочка не является основой тулова кукол, а служит общей рукой (символом неразлучности), на которую надеваются узелковые куклы, символизирующие жениха и невесту. Когда в семье появлялись дети, фигурки немного раздвигались, и на общую руку привязывались нитяные куколки – мартинчики.



Рис. 4

Г) палочка (рогатина) является основой тулова двух кукол. Таким способом изготавливается кукла Мировое Дерево. На левом сучке рогатины делают куклу Невесты. Технология изготовления соответствует типу Столбушка. На втором сучке рогатины оформляют куклу Жениха.

3. Технология изготовления традиционной безликой текстильной куклы «Ведучка»

За основу разработки технологии куклы Ведучки взяты работы мастера Ирины Хабышевой.



Для создания куклы-кормилицы потребуется:

  1. Плотная ткань (65х30) для изготовления тулова куклы.

  2. Плотная ткать (40х3) для придания тулову большей устойчивости.

  3. Ткань (36х12) для изготовления рук кукол.

  4. Полоска их белой тонкой ткани для обертывания рук кукол (приблизительно 70х1).

  5. Тонкая белая ткань (40х40) для лица, предплечий, тулова.

  6. Синтепон для формирования головы, груди и бедер куклы.

  7. Ткань для рубахи ( 30х15).

  8. Ткань для юбки (75х20).

  9. Белая ткань для нижней юбки (75х20).

  10. Ткань для повойника.

  11. Мягкая, легко драпирующаяся ткань для платка.

  12. Шитье (75 см)

  13. Нитки красные, белые и цветов, соответствующих цвету юбки и рубахи и нитки для пояска.

Для куклы-ребенка потребуется:

1. Плотная ткань (26х10) для тулова.

2. Ткань для рубахи.

3. Ткань для юбки и нижней юбки.

4. Лен для «прически»

5. Белая узкая ленточка (25 см).

6. Нитки для обвязывания куклы и для пошива юбок.

7. Нитки для пояска.

1. Сначала необходимо создать тулово куклы. Для этого плотно скручиваем отрез ткани. Полученную скрутку (диаметром 3,5 см) фиксируем красной нитью в области шеи (7,5 см от верхней точки), в области талии (в середине скрутки) и приблизительно в 10 см от нижней точки тулова. Это будет нижняя точка «общей руки» куклы. По низу тулова для устойчивости куклы наматываем подготовленную полоску плотной ткани. Фиксируем ее белой ниткой.

2. Скручиваем в жгут ткань для рук кукол. Чтобы его закрепить, оборачивает подготовленной полоской белой ткани. Готовый жгут привязываем к тулову в области шеи. Для хорошей фиксации делаем двойную обвязку. Основа куклы готова (илл.1).

.

Илл. 1 Илл. 2

3. Начинаем формировать голову, грудь и бедра куклы (илл.2). Для этого в середину квадратного отреза ткани раскладываем синтепон, накрываем тулово по диагонали и начинаем формировать голову. Делаем несколько туров красной нитью вокруг шеи, расправляем складочки. В области лица складок не должно быть.

4. Отрезаем излишки ткани. Ткань подворачиваем и завязываем в области предплечий. При помощи синтепона формируем грудь, аккуратно драпируем ткань и обвязываем куклу по линии талии. Ниже талии делаем плотный тур синтепона. Остатки белой ткани подтыкаем под слой синтепона. Основа куклы приобрела очертания женской фигуры

5. Одеваем куклу-кормилицу, завязываем повойник и платочек (илл. 3).



Илл.3. Илл.4.

6. Приступаем к кукле-дочке. Эта куколка узловая. Жгут, скатанный из плотной ткани, сворачиваем пополам и привязываем к общей руке парной куклы. Начинаем «рядить»

дочку. Рубаха состоит из трех частей. Сначала закрепляем рукава. Затем аккуратно фиксируем красной нитью переднюю и заднюю части рубахи в области талии (илл. 4).

7. Делаем куколке из льняных волокон прическу. Привязываем «волосы» к головке куклы. Надеваем юбочки. Дочка готова (илл. 5). Осталось завязать обеим куколка обережные пояски (илл. 6).



Илл.5 Илл. 6

Технология изготовления Ведучки – одна из самых сложных, но кукла очень красивая и по сути своей очень привлекательная. За короткий срок знакомства с теорией и недолгое время изготовления куклы можно приобрести лишь элементарные знания и навыки. Но и за это время можно ощутить на себе ее природу и истоки и полюбить русскую традиционную куклу на всю жизнь.





















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Руководствуясь целью возрождения технологий изготовления русской традиционной безликой текстильной куклы как феномена народной культуры, были рассмотрены и систематизированы ее виды и образы, ее функции и типология, описаны основные технологии изготовления текстильной куклы, а также была разработана и описана технология изготовления текстильной безликой куклы «Ведучка».

В контексте русской народной куклы не всегда можно говорить о её эволюционном развитии. Попытка уничтожения русской текстильной куклы, вероятно, не могла не внести некоторого искажения форм и образов традиционной куклы. Но, как показывает история, все, что имеет непреходящую ценность, несмотря ни на какие преграды, становится традицией. Эти традиции складывались веками и шлифовались многими поколениями людей. В настоящее время русская традиционная текстильная кукла переживает период живого интереса, неподдельной увлеченности, настоящего своего возрождения. Но современные народные мастера принадлежат, в основном, поколениям, выросшим во время технического прогресса. Это не прежние крестьяне, работавшие скорее интуитивно, по сложившимся канонам. У сегодняшних мастеров больше выбора в ткани, цвете, больше соблазна отойти от канона.

Сегодня от народного мастера требуется не только высокое мастерство, но и сознательное творческое отношение к своей деятельности, глубокое проникновение в народную культуру. И, конечно же, определённая образованность, способность ориентироваться в вопросах традиционного русского искусства.

Поставленные задачи решены. Для систематизации исследуемого материала, была изучена и проанализирована литература по данной теме. Рассмотрены архетипы традиционной текстильной безликой куклы и тенденции ее возрождения. На основе приобретенных знаний была изготовлена парная кукла Ведучка.

Поставленная цель достигнута.

Список использованной литературы



  1. Берстенева Е.В., Довгаева Н. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. М., 2010, 112 с.

  2. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология.– Культура и традиции, 2007.

  3. Г. Дайн. Октябрь - золотая осень. http://www.detsad14.ru

  4. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. — СПб.: «Паритет», 2003. — 240 с.

  5. Лотман Ю.М. Куклы в системе культуры // Избранные статьи в трех томах. Т.1.- Таллинн, 1992.

  6. Народная игрушка. Сборник «Кладовая Солнцеворота»; Омск, 2001.

  7. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. СПб.: «Детство-Пресс», 2011.

  8. Шептуля А.Э. Обереги своими руками укрась и защити свой дом. - М.: Эксмо, 2007.

  9. Музей «Берегиня» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.usadba-bereginya.narod.ru/museum.

10. Национальные традиции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.Letopisi.Ru

11. Традиционная культура Русского Севера: история и современность. Материалы V научной конференции по изучению народной культуры Русского Севера /Редколлегия: Т.Г. Иванова (ответственный редактор) и др. Петрозаводск, 2007. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://kizhi.karelia.ru/specialist/pub/library/rjabinin2007/8_actual/batagova.htm

12. Художественно-педагогический музей игрушки Российской академии образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. sergiev - posad . ru /


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1


Берегиня

Очистительная


Кубышка-

Травница




Крупеничка


Колокольчик


Десятиручка


День и Ночь

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.2

Кувадки

Ведучка

Купавка




Лихоманки


От коли и боли


Рванка

Утешница

Младенчик


Рождественский Ангел

Веснянка

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.3

Неразлучники

Мировое дерево


Московка











ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Масленница


Спиридин-Солнцеворот


Коляда


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Зайчик на пальчик

Хороводницы

Девка-баба



1 Г. Дайн. Октябрь - золотая осень. http://www.detsad14.ru



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!