СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии личностно-ориентированного образования в учебно-воспитаельном процессе.

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной идеей личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе является концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

Просмотр содержимого документа
«Технологии личностно-ориентированного образования в учебно-воспитаельном процессе.»

8



Личностно-ориентированные подходы в обучении находят все большее распространение в системе образования. Причины этого лежат не только в сфере педагогики, но, главным образом, в сфере социальной. Основной идеей личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе является концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития. В личностно-ориентированном образовании на первое место выходит признание самобытности и уникальности каждого ученика. При организации образовательного процесса педагог создает условия для развития и реализации способностей ребенка, его склонностей, интересов, особенностей психофизического развития. Личность включается в образовательный процесс как субъект, как активный его участник, ответственный за результаты. В основе такого обучения лежит личностно - деятельностный подход, выражающий основной принцип гуманизации образования, и требующий качественно нового взаимодействия между участниками образовательного процесса. К личностно-ориентированным технологиям относится «педагогика сотрудничества». Личностно-ориентированное обучение предполагает использование различных форм и методов организации учебной деятельности. Обучение в сотрудничестве предполагает организацию групп учащихся, работающих совместно над решением какого-либо вопроса или изучением темы. Эта технология ориентирована на то, чтобы ребенок научился учиться.  Рассмотрю организацию урока с использованием этой технологии на конкретном примере. Свой урок по теме «атмосферное давление» в 7 классе я организовала следующим образом: заранее объявила тему урока и названия групп – «географы», «историки», «экспериментаторы», «теоретики», «биологи», «практики». Ребята распределились по группам, получили задания. Например, «экспериментаторы» подбирали опыты, доказывающие существование атмосферного давления и готовились их показать. «практики» демонстрировали устройства, связанные с использованием атмосферного давления. «биологи» готовили сообщения о влиянии атмосферного давления на человека, использовании его живыми организмами, отвечали на вопросы о том, как вести себя при изменении атмосферного давления и т. Д. После выступления каждой группы я просила выступающих выделить кратко самое важное, ответить на вопросы. Несколько предложений мы записывали в тетрадь. Конечно, в классе есть ребята, которые ленятся, не хотят учиться, но обязательным условием было участие всех ребят группы в выступлении на уроке. Во время выступления участников группы остальные в специальных листах-критериях оценивали их. Таким образом, мы совместно работали над темой урока.Хотела бы выделить те положительные моменты и трудности, которые, на мой взгляд, дает использование этой технологии. Плюсами я считаю следующее: При подготовке выступления создаются условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся, это дает лучший результат, чем пассивное приобретение знаний в готовом виде; Формируются навыки сотрудничества со сверстниками и взрослым (учителем) в образовательной учебно-исследовательской деятельности; Развивается готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности (умение поиска, анализа, планирования и отбора информации, владение навыка работы с различными источниками информации); Во время выступления ребята развивают устную речь, учатся задавать и отвечать на вопросы, анализировать факты, отыскивать причины явлений; Но есть и трудности: Учителю надо создать на уроке атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса, стимулировать учащихся к высказываниям без боязни ошибиться; Учитель является полноправным участником процесса обучения, помощником учеников, и справиться с этой новой ролью непросто (ведь учителя зачастую диктаторы); Нельзя заранее предсказать результат, действовать по отработанному плану.  И все же сотрудничество, приобщение к знаниям через совместные действия, я уверена, дадут результат. Ведь именно через них идет процесс изменения сознания личности. Работа на таком уроке развивает уверенность учащихся в собственных силах, в возможности достижения успеха; Развивается навык оценки и самооценки. Целью личностно-ориентированной технологии являются личностные достижения учащегося, а их связывают с уровнем компетентности учащегося в образовательном процессе. Перечисленные положительные, на мой взгляд, результаты позволяют формировать различные компетенции: учебно-познавательную, коммуникативную, информационную, здоровьесберегающую. Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровье сбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.  В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии: V    информационно – коммуникационная технология V    технология развития критического мышления V    проектная технология V    технология развивающего обучения V    здоровье сберегающие технологии   V    технология проблемного обучения V    игровые технологии V    модульная технология V    технология мастерских V    кейс – технология V    технология интегрированного обучения V    педагогика сотрудничества.  V    технологии уровневой дифференциации  V    групповые технологии.  V    традиционные технологии (классно-урочная система) Информационно – коммуникационные технологии. Оснащенность нашей школы компьютерами дает возможность использовать на уроках компьютерные технологии. Они используются мною как способ диагностирования знаний учащихся, средство обучения, источник информации (учащиеся используют internet), как тренинговое устройство. Без компьютера теперь обходится редкий урок физики, потому что это одновременно и телевизор, и экспериментальная установка, и справочник, и задачник, и средство контроля знаний. Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность. Благодаря использованию информационных технологий на уроке можно показывать фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, графики, формулы, анимацию изучаемых процессов и явлений, работу технических устройств и экспериментальных установок, послушать музыку и речь, обратиться к интерактивным лекциям. С помощью компьютера можно показать такие явления и эксперименты, которые недоступны непосредственному наблюдению, например, эволюцию звезд, ядерные превращения, квантование электронных орбит и т.п. С помощью моделей из виртуальной лаборатории, созданной в проектной среде "живая физика" можно смоделировать процессы, происходящие в циклотроне, масс-спектрометре, показать движение электронов в магнитном поле. Демонстрация опытов, микропроцессов, которые нельзя проделать в школе, возможна без показа реальных экспериментов. Появляется возможность выполнить работу в виртуальной лаборатории путем выбора различных начальных параметров. Например, в курсе 9 класс есть лабораторная работа «измерение ускорения свободного падения», которую предлагается, при отсутствии необходимого оборудования, провести по готовому рисунку в учебнике. Насколько эффектнее и интереснее её провести в форме компьютерного эксперимента, возможно с использованием интернета. Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок и позволяют организовывать новые виды учебной деятельности. Для проведения тематического и итогового контроля знаний учащихся мною составлены и используются на уроках компьютерные тесты.К наиболее эффективными иновационным формам представления материала следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе урока, что позволяет мне оперативно сочетать разнообразные средства обучения, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономии времени на уроке, насыщению его информацией. Мною разработана и систематизирована папка уроков – презентаций по всем разделам курса физики. Презентация дает мне возможность проявить творчество и индивидуальность. Дети и сами охотно составляют презентации и используют их в своих ответах на уроке. В кабинете физики уже накоплена коллекция данных презентаций и картотека домашних лабораторных исследований с помощью компьютера. Проблемное обучение. Сегодня под проблемным образованием понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительной деятельности. Физика в этом плане дает широкие возможности. Практически каждый урок физики – проблемный урок. В начале урока задаю вопрос: «может ли кипеть вода при комнатной температуре?», который служит основой для создания проблемной ситуации. После обсуждения показываю известный опыт, демонстрирующий кипение воды при комнатной температуре. При изучении явления электромагнитной индукции спрашиваю: «известно, что возникновение электрического тока всегда сопровождается появлением магнитного поля. Можно ли получить обратное явление: вызвать электрический ток в проводнике с помощью магнитного поля?» обсуждая разные варианты решения проблемы, ученики в результате обсуждения приходят к изучению известного опыта м. Фарадея, связанного с открытием явления электромагнитной индукции. Проблемное задание отличается тем, что я намеренно провоцирую создание противоречивых ситуаций, порождая у учащихся стремление разобраться и устранить их, формирует познавательный интерес. В зависимости от характера постановки проблемы, различают несколько типов ситуаций. В процессе объяснения нового материала я чаще всего применяю ситуации несоответствия и неожиданности. Мною накоплены, обобщены и систематизированы задания проблемной направленности по различным разделам курса физики. Использование элементов проблемного обучения позволяет создать на уроке условия для творческой мыслительной работы учащихся. Проблемное обучение выступает как одна из важнейших педагогических технологий, обеспечивающих возникновение мотивационного компонента учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках физики. Эта технология привлекает меня своей нестандартностью, открывает передо мной большие практические возможности, способствует развитию творчества, преодолению пассивности учащихся на уроке, повышению качества знаний по предмету. При использовании данной технологии я реализую принцип коррекции знаний и их уровневой дифференциации, что дает возможность учащимся усваивать не только стандарт образования, но и продвигаться на более высокий уровень. Игровые технологии. Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека. Игру как метод обучения люди использовали в древности. Широкое применение игра находит и в педагогике a.m .горький писал: “игра - путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить”. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока: например: при проведении повторительно-обобщающего урока в 8 классе «физика за чайным столом», «физика на кухне», в 7 классе – «физика в загадках», по математике в 6 классе путешествие в страну математики и т.д Игровые технологии использую во внеклассной работе. Таким образом, игра находит широкое применение в учебно-воспитательном процессе. Технология опорных схем. Особенностью которой является оформление учебного материала в виде опорных схем – конспектов.Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, заменяющие смысловое значение. Опорный конспект – система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. В своей практике я использую опорные сигналы, схемы, конспекты. Метод проектов Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения. С учетом дифференцированного подхода: каждый выбирает задания по своим способностям, я провожу зачёты по различным темам. Зачёт состоит из 10 вопросов, которые раздаются в начале каждой четверти. В настоящее время все самостоятельные работы по математике выполняются с учетом дифференцированного подхода: каждый выбирает задания по своим способностям. При таком подходе видно, кто из учеников переоценивает свои знания, кто объективен, кто недооценивает свои возможности, над чем ученику и учителю надо поработать. Здоровьесберегающие технологии Главная задача реализации здоровьесберегающей технологии – такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью. Обеспечить сохранность здоровья учащихся в ходе обучения позволяет применение на уроках здоровьесберегающих технологий. Это совокупность принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополнят традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения. Поэтому основными критериями здоровьесберегающей направленности урока являются: исключение гиподинамии; соблюдение гигиенических и психолого- педагогических условий проведения урока. Здоровье это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Состояние благополучия определяется реализацией базовых потребностей человека, а реализация базовых потребностей ребенка в образовательном учреждении позволяет дифференцировать школьные факторы риска. Для реализации этой программы необходима технология. - 1. Санитарное состояние кабинета -2. Состояние мебели - 3. Качество и эстетика наглядных пособий - 4. Структура урока - приветствие - опрос самочувствие - релаксация - оздоровительные упражнения - рефлексия - прощание 5. стараюсь контролировать как дети сидят. 6. Физкультминутки (упражнение для глаз 7-10класс, физические разминки для 6 класса) 7. Психологический климат – сотрудничество, дружелюбие. Все вышеозначенные технологии позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления. Личность ребенка формируется в процессе его собственной деятельности, которая, в свою очередь, возможна только в общении с взрослыми, во взаимодействии с ними и под их постоянным руководством. Через общение лежит путь к родству душ. 45 минут урока для меня – это не только интеллектуальное напряжение, но и простое человеческое общение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!