СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии подготовки школьников к ЕГЭ

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Невозможно качественно строить подготовку к ЕГЭ, опираясь только на задания ЕГЭ, так как в ряде случаев нарушается логика и целостность повторения или изучения темы. Представленные модели адаптированы к содержанию заданий ЕГЭ, тогда как содержание ЕГЭ должно «вырастать» из учебного процесса, а не наоборот. Я убеждены в том, что содержание ЕГЭ должно состоять из заданий диагностик в ТК по математическим курсам 10 – 11 классов, спроектированных на основе ГОС и отработанных в учебном процессе

Просмотр содержимого документа
«Технологии подготовки школьников к ЕГЭ»

Технологии подготовки школьников к единому государственному экзамену


Е.В. Бахусова, к.п.н., доцент, директор «Центра педагогических технологий академика В.М. Монахова», г. Тольятти


Технологии целенаправленной подготовки школьников к Единому государственному экзамену, обеспечивающие и гарантирующие необходимую математическую подготовку в ИТ- образовании


Новая форма итоговой аттестации выпускников школ в виде единого государственного экзамена (ЕГЭ) обнажила ряд проблем современной школы. Принятие решения об обязательном и всеобщем переходе к ЕГЭ сегодня ставит перед педагогикой принципиальную задачу о гарантированности общеобразовательной подготовки по математике и информатике школьников, которым предстоит дальнейшее обучение проходить в условиях IT – образования.


Проанализируем на примере предмета математика основные трудности, с которыми столкнулась школа при подготовке учащихся к ЕГЭ.


Первая проблема заключается в непредсказуемости содержания заданий ЕГЭ.


Демонстрационные материалы, предлагаемые Министерством науки и образования для тренировки учащихся, имеют большие расхождения с реальными вариантами ЕГЭ. Поэтому гипотетически приходится учитывать требования ЕГЭ предыдущих лет, надеясь, что они не сильно изменятся в нынешнем учебном году.


Вторая проблема – нетипичность и многообразие формулировок заданий в вариантах ЕГЭ.


В школьных учебниках, как правило, используются стандартные формулировки. Слабых и средних учеников незнакомые формулировки заданий ставят в тупик, хотя после разъяснений они легко справляются с заданием.


Третья проблема – невозможность проведения системного анализа результатов ЕГЭ.


В различных вариантах ЕГЭ по математике одного года задания под одним и тем же номером могут быть из разных тем, поэтому трудно выяснить по результатам экзамена задачи какого типа вызвали наибольшее затруднение у выпускников.



Четвёртая проблема – выпускники общеобразовательной школы и школы с углубленным изучением математики имеют неравные возможности получить хорошую оценку за ЕГЭ, так как программы и количество часов на изучение математики в этих школах разные. В заданиях ЕГЭ встречаются задачи на такие темы, которые или не входят в программу математики общеобразовательной школы, или изучаются обзорно.


Ещё одна проблема подготовки к ЕГЭ по математике – насыщенность программы новым учебным материалом в 11 классе, который учителя вынуждены преподавать до месяца марта. Поэтому чаще всего подготовка к ЕГЭ начинается в 11 классе во внеурочное время, так как на уроках надо изучать программный материал. Как правило, подготовка к ЕГЭ заключается в решении вариантов контрольно-измерительных материалов (КИМ), то есть носит характер «натаскивания», а не систематического повторения пройденного материала. Наличие в продаже литературы для подготовки к ЕГЭ по математике не облегчает участь учителей и выпускников, так как всем уже стало очевидно, что кроме задачного материала необходима методика или технология подготовки к успешной сдаче ЕГЭ.


В сообщении представлены две созданных нашим центром модели подготовки к ЕГЭ по математике, на наш взгляд в основном решающие вышеперечисленные проблемы.


Первая модель реализуется без отрыва от учебного процесса в 10 –11 классах.


Вторая модель предполагает систематическую подготовку к ЕГЭ на этапе обобщающего повторения курса математики в 11 классе.


Также не исключена ситуация последовательного использования обеих моделей, когда на протяжении изучения всего курса математики 10 - 11 классов реализуется первая модель, а на завершающем этапе обобщающего повторения – вторая модель. Обе модели строятся на базе технологии проектирования учебного процесса академика В.М. Монахова[1].


Кратко изложим суть технологии проектирования учебного процесса.


Работа учителя по технологии включает пять этапов:

разработка проекта учебного процесса по предмету в виде технологических карт (ТК) по всем учебным темам;

апробация спроектированных ТК в учебном процессе;

сбор информации о качестве учебного процесса;

анализ собранной информации;

внесение изменений в проект на основе поведённого анализа.


Каждый из пяти этапов имеет строгие правила реализации в техно-логии.


Остановимся подробнее на первом этапе – создании проекта учебного процесса.


Главным методическим документом проектирования учебного процесса по технологии В.М. Монахова является учебная тема, представляемая в виде ТК. Для каждой темы составляется технологическая карта, структурно включающая пять блоков:

«Целеполагание»

«Диагностики»

«Дозирование самостоятельной деятельности учащихся»

«Коррекция»

«Логическая структура».

Технологическая карта учебной темы


Блок «Целеполагание» представляет собой систему микроцелей или главных вопросов темы. Целеполагание – это перевод требований ГОСа на «язык» микроцелей. Микроцель формулируются таким образом, чтобы можно было проверить, достигнута она учащимся или нет.


Блок «Диагностика» - это перевод содержания образовательного стандарта на образцы учебно-познавательной деятельности учащегося. Диагностика – это система заданий на трёх уровнях сложности, позволяющая установить факт достижения или не достижения микроцели.


Блок «Дозирование самостоятельной деятельности учащихся» – это совокупность заданий, распределенных по трем уровням сложности (стандарт, хорошо, отлично), которые ученик выполняет самостоятельно. Цель этого блока – гарантированно подготовить ученика к «диагностике».


Блок «Коррекция» - это описание типичных ошибок, которые могут допустить учащиеся при «диагностировании», а также рекомендации по устранению пробелов в знаниях учащихся.


Блок «Логическая структура» – это цепочка уроков, разбитых по числу микроцелей. Для каждой микроцели в ЛС выделяется цепочка уроков на изучение микроцели, заканчивающейся диагностикой.


Содержание ТК заранее известно учащимся, что делает учебный процесс открытым, доступным. ТК – проект изучения учебной темы, своего рода договор между учителем и учеником. Система диагностик, имеющая тотальный и неизбежный характер, позволяет выявить уровень подготовки каждого учащегося на любом промежутке учебного курса, вовремя провести коррекцию, даёт много информации учителю для совершенствования самого проекта учебного процесса.


Первая модель подготовки к ЕГЭ.


Эта модель предполагает проектирование содержания учебного процесса по математике с учётом заданий ЕГЭ. Таким образом, подготовка к ЕГЭ осуществляется без отрыва от учебного процесса. Содержания материалов ЕГЭ и учебной программы по математике для 10-11 на 80% совпадают и включают следующие темы: «Тригонометрические функции», «Тригонометрические уравнения», «Преобразования тригонометрических выражений», «Производная», «Первообразная и интеграл», «Степени и корни. Степенные функции», «Показательная функция», «Логарифмическая функция», «Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств».


Поэтому подготовку к ЕГЭ по математике целесообразно начинать в 10 классе.


Процедуры проектирования учебного процесса по математике в 10-11 классах, с учётом требований ЕГЭ


Процедура 1. Анализ заданий ЕГЭ по математике за все годы, начиная с 2001года:

систематизация заданий по темам;

выявление тем ЕГЭ, не вошедших в программу предмета;

формирование последовательности изучения тем ЕГЭ.


Процедура 2. Сопряжение тем ЕГЭ с темами учебного предмета, соответствующими программе по математике;


(Результат 2-й процедуры – последовательность изучения тем предмета в 10 и 11 классах с учётом тем ЕГЭ)


Процедура 3. Построение системы микроцелей по всем учебным темам (с учётом анализа заданий ЕГЭ).


Процедура 4. Построение системы диагностик для каждой микроцели (с учётом заданий ЕГЭ)


Процедура 5. Определение объёма содержания самостоятельной работы для подготовки к диагностикам (с учётом заданий ЕГЭ).


Процедура 6. Разработка логической структуры модели учебного процесса в границах учебной темы.


Процедура 7. Проектирование технологических карт по каждой теме.


Процедура 8. Апробация атласа технологических карт в учебном процессе и сбор информации о качестве учебного процесса.


Процедура 9. Анализ собранной информации. Анализ заданий ЕГЭ по предмету за текущий год.


Процедура 10. Внесение изменений в проект.


ТК учебных тем, построенные согласно вышеизложенным процедурам, обязательно обогащается заданиями из ЕГЭ. Эти задания гармонично вписываются в логику учебного процесса. Учащиеся получают возможность потренироваться в решении заданий ЕГЭ трёх уровней сложности в учебное время. Графическое представление результатов диагностик каждого ученика помогает определить пробелы в знаниях и вовремя провести коррекцию, а графическое представление результатов диагностик всего класса выявляет объективно трудные микроцели предмета. Реализация проекта осуществляется по правилам, описанным в технологии.


Вторая модель предназначена для подготовки к ЕГЭ на этапе обобщающего повторения.


Использовать эту модель можно и для подготовки к ЕГЭ выпускников прошлых лет.


Процедуры проектирования курса систематической подготовки к ЕГЭ по математике


Процедура 1. Анализ заданий ЕГЭ по математике за все годы начиная с 2001года:

систематизация заданий по темам;

формирование последовательности тем, вошедших в ЕГЭ.


Процедура 2. Формирование последовательности тем повторения курса математика:

встраивание в последовательность тем, не вошедших в содержание ЕГЭ, но предусмотренных для изучения программой по математике;

укрупнение тем последовательности;


(Результат 2 этапа – последовательность разделов и тем повторения курса математика)


Процедура 3. Построение системы микроцелей по всем учебным темам.


Процедура 4. Построение системы диагностик для каждой микроцели


Процедура 5. Подбор содержания самостоятельной работы для подготовки к диагностикам.


Процедура 6. Проектирование технологических карт по каждой теме.


Процедура 7. Апробация атласа технологических карт в учебном процессе и сбор информации о качестве учебного процесса.


Процедура 8. Анализ собранной информации. Анализ заданий ЕГЭ по предмету за текущий год.


Процедура 9. Внесение изменений в проект.


Для каждой темы проектируется ТК. Задания диагностик и самостоятельной деятельности в ТК подбираются таким образом, чтобы отрабатывался уже повторён-ный материал, и не получилась ситуация, когда требуется решить задание без повторения необходимого учебного материала.


Таким образом, задания в ТК позволяют систематично и постепенно повторить весь учебный материал. Так как проект реализуется в дополнительное от учебного процесса время, то правила реализации проекта будут иными, чем в технологии.

Логика повторения курса «Алгебра и начала анализа»


Акцент в реализации второй модели делается на самостоятельную подготовку учащихся, поэтому в ТК блок «дозирование самостоятельной деятельности учащихся» содержит как можно больше заданий, без ограничений. Учащиеся сами определяют не только уровень сложности заданий для самостоятельной подготовки, но и их количество.


Блок «коррекция» содержит рекомендации к решению задач, правила и формулы и т.д., то есть краткий справочный материал по каждой микроцели. Роль учителя – консультирование и диагностирование учащихся.


Невозможно качественно строить подготовку к ЕГЭ, опираясь только на задания ЕГЭ, так как в ряде случаев нарушается логика и целостность повторения или изучения темы. Представленные модели адаптированы к содержанию заданий ЕГЭ, тогда как содержание ЕГЭ должно «вырастать» из учебного процесса, а не наоборот. Мы убеждены в том, что содержание ЕГЭ должно состоять из заданий диагностик в ТК по математическим курсам 10 – 11 классов, спроектированных на основе ГОС и отработанных в учебном процессе.


Литература


1.Монахов В.М., Никулина Е.В. Изучаем технологию В.М. Монахова за семь дней. Учебное пособие. Новокузнецк 1997.


2.Бахусова Е.В. Технолого-методическая культура современного преподавателя. Монографический сборник трудов научно-практической конференции «Технологии В.М. Монахова в образовательном пространстве города Тольятти». Тольятти, 2006. – с.76-84.


3.Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий. Монография. Волгоград, «Перемена», 2006.

Категория: СМС

Статья Обсуждение Править История

Представиться / зарегистрироваться

Навигация

Заглавная страница

Сообщество

Текущие события

Свежие правки

Случайная статья

Справка

Поиск

Инструменты

Ссылки сюда

Связанные правки

Загрузить файл

Спецстраницы

Версия для печати

Постоянная ссылка


Последнее изменение этой страницы: 14:02, 12 марта 2008. К этой странице обращались 904 раза. Политика конфиденциальности Описание Khabawiki Отказ от ответственности


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!