УДК 377.031 : 51
Оксана Викторовна Рыженко,
преподаватель высшей
квалификационной категории,
преподаватель-методист
ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна»
ГО ВПО «Донецкий национальный университет
экономики и торговли имени
Михаила Туган-Барановского»
г. Донецк
ТЕХНОЛОГИИ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА
Аннотация. Развитие творческой личности студента, его потребности в самореализации и самосовершенствовании через технологии уровневой дифференциации.
Ключевые слова: дифференциация; технологии; уровни обучения.
TECHNOLOGY OF LEVEL DIFFERENTIATION WHEN STUDYING DISCIPLINES OF A SECONDARY CYCLE
Oksana Ryzhenko
Annotation. The development of the creative personality of the student, his needs of self-realization and self-improvement through the technology of level differentiation.
Key words: differentiation; technologies; levels of learning.
В связи с необходимостью развития творческой активности людей во всех сферах деятельности перед педагогической наукой и практикой сегодня стоит ряд задач по совершенствованию организации, содержания и методов обучения: нужно повысить качество обучения и воспитания, обеспечить более высокий научный уровень преподавания дисциплин, прочного знания основ наук. Это требует совершенствования форм, методов и средств обучения, более активного привлечения студентов к работе с учебником и другими источниками знаний, оказание помощи им в выработке самостоятельности мышления, проявления творческой активности, подготовки их к непрерывному образованию и самообразованию.
Педагогическая практика и научные исследования показывают, что существуют большие индивидуальные различия, как в способностях подростков, так и в уровне умственного развития вообще. Именно поэтому образовательные учреждения среднего профессионального образования сегодня должны создать благоприятные условия для отстающих студентов и для тех, которые способны опережать в обучении, овладевать знаниями на повышенном уровне. То есть дать возможность каждому студенту почувствовать успех в своей учебной деятельности, радость познания и преодоления трудностей, дать каждому студенту одинаковый шанс в достижении высокого уровня подготовки. Решение этой современной проблемы, поставленной перед образовательными учреждениями, возможно путем индивидуализации обучения, основным средством которой в условиях классно-урочной системы является дифференциация.
Применение технологии уровневой дифференциации позволит преподавателю:
- создавать оптимальные условия для развития творческих способностей студентов на занятиях;
- создавать атмосферу сотрудничества, взаимодействия преподавателя и студента;
- выявлять и развивать творческие способности студентов, проявляющих интерес к изучению дисциплины.
Результативность изучения учебной дисциплины в образовательном учреждении повысится, если гибко подходить к организации индивидуальной работы студентов, варьировать их направленность в зависимости от степени достижения ими уровня обязательной подготовки, что является главной задачей преподавателя на занятии. Если преподаватель сумеет удачно использовать разницу в психологическом и умственном развитии каждого из студентов и на основе этого четко проведет распределение задач в соответствии с их индивидуальными возможностями, то это значительно будет способствовать повышению продуктивности изучения материала и усвоения знаний.
Традиционно дифференцированный подход основывался на психолого-педагогическом различии обучающихся, особенно первого курса, изучающих дисциплины общеобразовательной подготовки. При этом конечная учебная цель оставалась для всех студентов единственной, а для многих заведомо непосильной. Сущность дифференциации состоит в поиске методов и способов обучения, которые индивидуальными путями вели бы всех студентов к одинаковому овладению программой.
Существует ряд важных условий, выполнение которых необходимо для успешного и эффективного достижения уровневой дифференциации:
1. Выделенные уровни усвоения материала, и в первую очередь обязательные результаты обучения, должны быть открыты для студентов.
2. Уровневая дифференциация достигается не потому, что одним студентам дают меньше, а другим больше, а в силу того, что, предоставляя обучающимся одинаковый объем материала, устанавливаются различные уровни требований к его усвоению.
3. В обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении студента по уровням.
4. Каждый студент имеет право добровольно и сознательно решать для себя, на каком уровне ему усваивать материал.
Уровневая дифференциация позволяет учитывать индивидуальные качества в большей мере и развивать и формировать их у всех студентов в ходе дифференцированной работы.
Дифференциация как средство индивидуализации может осуществляться по характеру индивидуальных особенностей, важных с точки зрения обучения общеобразовательных дисциплин, по уровню требований к усвоению материала, оставаясь в рамках, предусмотренных программой, по способу ориентации познавательной деятельности студентов, по характеру помощи студентам, которая разделяет уровень их деятельности.
В этом смысле студенты условно могут быть разделены на три группы.
1 группа – студенты с низким темпом продвижения в обучении в процессе усвоения нового материала испытывают определенные затруднения, во многих случаях нуждаются в дополнительных объяснениях.
II группа – студенты со средним темпом продвижения в обучении: овладение новыми знаниями и умениями не вызывает особых сложностей.
III группа – студенты с высоким темпом продвижения в обучении: общие схемы выполнения типовых заданий фактически усваивают в процессе их первичного объяснения.
Согласно такому разделению на группы можно выделить соответственно три таких уровня упражнений на закрепление умений и навыков в процессе обучения.
I уровень – упражнения и вопросы на один-два логических шага преимущественно репродуктивного характера.
II уровень включает в себя более сложные задания на два-четыре логических шага, а их выполнение требует более широкого круга знаний, умений и практических навыков.
I и II уровни содержат упражнения обязательных результатов и характеризуют основной уровень базовой подготовки, как это предусмотрено программой.
Ш уровень – это задания на четыре-шесть логических шагов, выполнение которых требуют творческого использования приобретенных знаний. Упражнения такого уровня составляют усложненный уровень базового образования.
В разработке общей схемы организации дифференцированного обучения студентов, его учебно-методического обеспечения можно исходить из такого понимания обязательных результатов как основы для дифференциации требований к студентам.
1. Достижение обязательных результатов, задающих нижнюю границу подготовки студентов, за время, отведенное на изучение тем, посильное для студентов с низкими темпами продвижения в обучении. Условием достижения обязательных результатов студентов, отстающими в учебе, естественно, является преодоление недостатков в знаниях и умениях.
2. Предвидя концепцию обязательных результатов, подход к формированию умений на основе элементарных заданий (в отличие от традиционного принципа преимущественного использования заданий средней сложности) имеет важное значение и для студентов с высоким и средним темпом продвижения в обучении.
В последовательном формировании умений самостоятельно находить решения более сложных задач на основе обязательных результатов усматривается существенное значение развивающего обучения.
В процессе использования дифференцированных заданий осуществляется постепенный переход от коллективных форм работы студентов в частично автономные и полностью самостоятельные в рамках занятия или системы занятий. Такой подход дает возможность студентам участвовать в выполнении задач, сложность которых возрастает.
Применение уровневой дифференциации позволяет каждому студенту работать на любом уровне учебных достижений и получить соответствующие результаты.
Работа студентов на занятии может осуществляться как индивидуально с соответствующими заданиями, так и в парах или группах. Группы формируются по кооперировано-групповой форме. Задания дифференцируются по принципу индивидуального подхода. Состав групп студентов не должен быть постоянным: с ростом возможностей студента его переводят в другую группу.
На материалах различных общеобразовательных дисциплин психологи доказали, что ориентация заданий при обучении не столько на способ действия в конкретном случае, сколько на анализ ситуации ближе всего подводит студентов к творческому мышлению, является ориентиром на сущность, это путь к формированию теоретического мышления.
Из психологии известно, что студенты отличаются своими наклонностями, типами памяти, темпом работы, мышлением, особенностями восприятия материала. В связи с этим дифференциация по дисциплине может осуществляться в зависимости от выбранных направлений усвоения учебного материала. Можно выделить такие виды внедрения дифференциации в процессе закрепления изученного материала и формирования умений и навыков:
- по полноте изученного учебного материала;
- по степени обоснованности учебного материала;
- дифференциация по сложности задач.
Например, при изучении математики дифференциация требований к студентам должна осуществляться по линии задач. При этом из каждой темы уровень подготовки может быть охарактеризован небольшим количеством заданий определенной сложности, каждое из которых является представителем некоторого класса задач. В процессе разработки материалов можно выделить три уровня подготовки к делению студентов на группы: базисный, усложненный и повышенный.
С точки зрения индивидуализации учебного процесса, то есть создания условий для овладения каждым студентом его уровня подготовки в характерном для него темпе, наиболее целесообразной является такая организация обучения, при которой студенты сначала овладевают программным материалом из всей темы на базисном уровне. Студенты, которые достигают его, переходят к обучению на усложненный уровень, а те, что сталкиваются с трудностями, привлекаются к дополнительной тренировочной работе на основе блоков учебных задач, а затем переходят к высшему уровню.
Для целенаправленной работы по формированию умений базисного уровня подготовки и осуществление контроля его достижения используются соответственно тренировочные упражнения и зачетные работы.
Контроль учебных достижений студентов с помощью разноуровневых задач осуществлялся в условиях индивидуальной, групповой, парной и фронтальной организации учебной деятельности студентов, предполагающих сочетание контроля со стороны преподавателя, самоконтролем и взаимоконтролем (таб.1).
Таблица 1. Содержание заданий для типов студентов в различных видах контроля
Виды контроля Характеристика особенностей групп студентов | Содержание заданий |
Текущий | Тематический | Итоговой |
Сильный студент - с высоким уровнем учебных возможностей. Наблюдается устойчивый мотивированный интерес, устойчивое внимание, сообразительность, быстрое и точное восприятие вопросов и задач, высокий уровень работоспособности, добросовестное отношение к учебной работе, высокая активность и инициативность, оптимальный темп при выполнении заданий, уверенность в своих силах, стремление самостоятельно дойти до истины, сила воли. | устный, письменный опрос с творческими задачами конкретной темы занятия; рецензирование ответов; доказательство конкретных выводов по теме занятия; составление вопросов для проверки знаний | составление и защита творческой научной работы; написание сочинения, реферата; письменное рецензирование творческих работ одногруппников; составление устного или письменного ответа на обобщающий или проблемный вопрос | составление и защита научного проекта; исследование и презентация по теме; выполнение заданий творческого уровня; решение задач с межпредметными связями; задачи на моделирование; решение задач в ходе научного турнира-игры, что предполагает исполнение ролей докладчика, оппонента и т. п. |
Средний студент - с достаточным уровнем учебных возможностей. Характеризуется неустойчивым учебным интересом, | самостоятельное выполнение рисунков, графиков, составление схем по конкретной теме; дополнение схем, таблиц; | выполнение реконструктивных и с элементами творчества заданий рабочих тетрадей с печатной основой | выполнение задач реконструктивного, обобщающего характера; задания на установление логических связей |
| | |
| | Продолжение таблицы 1 |
средними способностями, недостаточно устойчивым вниманием; свойственна активность, но нередко она обусловлена стимулированием со стороны преподавателя | составление кроссворда | | между природными явлениями, процессами семинары, зачеты, экзамены; сочетание тестовых заданий с другими, которые позволяют проверить знания, умения раздела |
Слабый студент - с низким уровнем учебных возможностей. Как правило, лучше запоминает наглядный материал, чем устное объяснение; преимущественно механическое запоминание; потребность и умение контролировать себя развиты слабо; не способен концентрировать свое внимание, часто отвлекают посторонние раздражители | задания на выявление умений узнавать, называть, давать определения, пересказывать; ответы на вопросы с использованием таблиц, наглядности, терминологические диктанты и т. п; дополнение схем, таблиц по образцу; подписи к рисункам, | составление плана ответа по определенной теме; составление вопросов для проверки материала определенной темы курса | решение задач репродуктивного характера (знание основных понятий, структур, свойств, значение); решение задач с элементами реконструкции; выполнение тестовых заданий репродуктивного характера; индивидуальные самостоятельные работы |
Во время внедрения дифференциации в учебный процесс существенное значение играют критерии оценивания знаний студентов, которые характеризуют результаты достижений студентов на каждом соответствующем этапе овладения знаниями теории и практических навыков.
Следует отметить, что оценка студента должна фиксировать не только определенный объем знаний в результате изучения того или иного материала, но и уровень самостоятельного овладения учебным материалом.
Результативность поэтапного обучения студентов по мере продвижения по уровням оценивается после проведения зачетной работы, которая включает в себя основные обобщенные аспекты рассмотренных приемов выполнения упражнений на соответствующем уровне. Баллы высокого уровня ставятся студентам, которые правильно выполнили задание зачетной работы и проявили определенную самостоятельность в нахождении решений задач. Баллы достаточного уровня выставляются тем студентам, которые овладели соответствующими результатами преимущественно через репродуктивную деятельность. Согласно такому подходу отметки за самостоятельную и зачетную работы фиксируют не только овладение студентами определенным объемом умений, но и характеризуют уровень самостоятельности в мышлении, способность выходить за пределы сообщенной математической информации.
Таким образом, использование уровневой дифференциации при изучении дисциплин общеобразовательного цикла:
- обеспечивает условия для развития творческой личности студента;
- способствует положительной мотивации студентов к познавательной деятельности, потребности в самопознании, самореализации и самосовершенствовании;
- позволяет гарантировать достижение стандарта образования;
- обеспечивает личностно ориентированную модель обучения;
- делает возможным оригинальный подход к построению структуры современного занятия.
Список использованных источников:
1. Арутюнян, Е.Б. Взаимообучение школьников на уроках математики [Текст] / Е.Б. Арутюнян, Е.Б. Глазков, Г.Г. Левитас // Математика в школе. – 2008. – №4. – С.49.
2. Дахин, А.Н. К вопросу о разноуровневом обучении [Текст] / А.Н. Дахин // Математика в школе. – 2003. – №4. - С.39.
3. Калмыкова, С.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. [Текст] / С.И. Калмыкова – М.: Педагогика, 1981. – 200 с.
4. Кравченко, Т.В. Технология уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении математике [Текст] / Т.В. Кравченко // Математика в школе. – 2007. –.№1.- С.7-13.
5. Ломов, Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. [Текст] / Б.Ф. Ломов – М.: Педагогика, 1991. – 296 с.
6. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. [Текст] / И.Э. Унт – М.: Педагогика, 1990. – 192 с.