СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии уровневой дифференциации при изучении дисциплин общеобразовательного цикла

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческой личности студента, его потребности в самореализации и самосовершенствовании через технологии уровневой дифференциации.

Просмотр содержимого документа
«Технологии уровневой дифференциации при изучении дисциплин общеобразовательного цикла»


УДК 377.031 : 51

Оксана Викторовна Рыженко,

преподаватель высшей

квалификационной категории,

преподаватель-методист

ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна»

ГО ВПО «Донецкий национальный университет

экономики и торговли имени

Михаила Туган-Барановского»

г. Донецк


ТЕХНОЛОГИИ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА


Аннотация. Развитие творческой личности студента, его потребности в самореализации и самосовершенствовании через технологии уровневой дифференциации.


Ключевые слова: дифференциация; технологии; уровни обучения.


TECHNOLOGY OF LEVEL DIFFERENTIATION WHEN STUDYING DISCIPLINES OF A SECONDARY CYCLE

Oksana Ryzhenko


Annotation. The development of the creative personality of the student, his needs of self-realization and self-improvement through the technology of level differentiation.


Key words: differentiation; technologies; levels of learning.


В связи с необходимостью развития творческой активности людей во всех сферах деятельности перед педагогической наукой и практикой сегодня стоит ряд задач по совершенствованию организации, содержания и методов обучения: нужно повысить качество обучения и воспитания, обеспечить более высокий научный уровень преподавания дисциплин, прочного знания основ наук. Это требует совершенствования форм, методов и средств обучения, более активного привлечения студентов к работе с учебником и другими источниками знаний, оказание помощи им в выработке самостоятельности мышления, проявления творческой активности, подготовки их к непрерывному образованию и самообразованию.

Педагогическая практика и научные исследования показывают, что существуют большие индивидуальные различия, как в способностях подростков, так и в уровне умственного развития вообще. Именно поэтому образовательные учреждения среднего профессионального образования сегодня должны создать благоприятные условия для отстающих студентов и для тех, которые способны опережать в обучении, овладевать знаниями на повышенном уровне. То есть дать возможность каждому студенту почувствовать успех в своей учебной деятельности, радость познания и преодоления трудностей, дать каждому студенту одинаковый шанс в достижении высокого уровня подготовки. Решение этой современной проблемы, поставленной перед образовательными учреждениями, возможно путем индивидуализации обучения, основным средством которой в условиях классно-урочной системы является дифференциация.

Применение технологии уровневой дифференциации позволит преподавателю:

- создавать оптимальные условия для развития творческих способностей студентов на занятиях;

- создавать атмосферу сотрудничества, взаимодействия преподавателя и студента;

- выявлять и развивать творческие способности студентов, проявляющих интерес к изучению дисциплины.

Результативность изучения учебной дисциплины в образовательном учреждении повысится, если гибко подходить к организации индивидуальной работы студентов, варьировать их направленность в зависимости от степени достижения ими уровня обязательной подготовки, что является главной задачей преподавателя на занятии. Если преподаватель сумеет удачно использовать разницу в психологическом и умственном развитии каждого из студентов и на основе этого четко проведет распределение задач в соответствии с их индивидуальными возможностями, то это значительно будет способствовать повышению продуктивности изучения материала и усвоения знаний.

Традиционно дифференцированный подход основывался на психолого-педагогическом различии обучающихся, особенно первого курса, изучающих дисциплины общеобразовательной подготовки. При этом конечная учебная цель оставалась для всех студентов единственной, а для многих заведомо непосильной. Сущность дифференциации состоит в поиске методов и способов обучения, которые индивидуальными путями вели бы всех студентов к одинаковому овладению программой.

Существует ряд важных условий, выполнение которых необходимо для успешного и эффективного достижения уровневой дифференциации:

1. Выделенные уровни усвоения материала, и в первую очередь обязательные результаты обучения, должны быть открыты для студентов.

2. Уровневая дифференциация достигается не потому, что одним студентам дают меньше, а другим больше, а в силу того, что, предоставляя обучающимся одинаковый объем материала, устанавливаются различные уровни требований к его усвоению.

3. В обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении студента по уровням.

4. Каждый студент имеет право добровольно и сознательно решать для себя, на каком уровне ему усваивать материал.

Уровневая дифференциация позволяет учитывать индивидуальные качества в большей мере и развивать и формировать их у всех студентов в ходе дифференцированной работы.

Дифференциация как средство индивидуализации может осуществляться по характеру индивидуальных особенностей, важных с точки зрения обучения общеобразовательных дисциплин, по уровню требований к усвоению материала, оставаясь в рамках, предусмотренных программой, по способу ориентации познавательной деятельности студентов, по характеру помощи студентам, которая разделяет уровень их деятельности.

В этом смысле студенты условно могут быть разделены на три группы.

1 группа – студенты с низким темпом продвижения в обучении в процессе усвоения нового материала испытывают определенные затруднения, во многих случаях нуждаются в дополнительных объяснениях.

II группа – студенты со средним темпом продвижения в обучении: овладение новыми знаниями и умениями не вызывает особых сложностей.

III группа – студенты с высоким темпом продвижения в обучении: общие схемы выполнения типовых заданий фактически усваивают в процессе их первичного объяснения.

Согласно такому разделению на группы можно выделить соответственно три таких уровня упражнений на закрепление умений и навыков в процессе обучения.

I уровень – упражнения и вопросы на один-два логических шага преимущественно репродуктивного характера.

II уровень включает в себя более сложные задания на два-четыре логических шага, а их выполнение требует более широкого круга знаний, умений и практических навыков.

I и II уровни содержат упражнения обязательных результатов и характеризуют основной уровень базовой подготовки, как это предусмотрено программой.

Ш уровень – это задания на четыре-шесть логических шагов, выполнение которых требуют творческого использования приобретенных знаний. Упражнения такого уровня составляют усложненный уровень базового образования.

В разработке общей схемы организации дифференцированного обучения студентов, его учебно-методического обеспечения можно исходить из такого понимания обязательных результатов как основы для дифференциации требований к студентам.

1. Достижение обязательных результатов, задающих нижнюю границу подготовки студентов, за время, отведенное на изучение тем, посильное для студентов с низкими темпами продвижения в обучении. Условием достижения обязательных результатов студентов, отстающими в учебе, естественно, является преодоление недостатков в знаниях и умениях.

2. Предвидя концепцию обязательных результатов, подход к формированию умений на основе элементарных заданий (в отличие от традиционного принципа преимущественного использования заданий средней сложности) имеет важное значение и для студентов с высоким и средним темпом продвижения в обучении.

В последовательном формировании умений самостоятельно находить решения более сложных задач на основе обязательных результатов усматривается существенное значение развивающего обучения.

В процессе использования дифференцированных заданий осуществляется постепенный переход от коллективных форм работы студентов в частично автономные и полностью самостоятельные в рамках занятия или системы занятий. Такой подход дает возможность студентам участвовать в выполнении задач, сложность которых возрастает.

Применение уровневой дифференциации позволяет каждому студенту работать на любом уровне учебных достижений и получить соответствующие результаты.

Работа студентов на занятии может осуществляться как индивидуально с соответствующими заданиями, так и в парах или группах. Группы формируются по кооперировано-групповой форме. Задания дифференцируются по принципу индивидуального подхода. Состав групп студентов не должен быть постоянным: с ростом возможностей студента его переводят в другую группу.

На материалах различных общеобразовательных дисциплин психологи доказали, что ориентация заданий при обучении не столько на способ действия в конкретном случае, сколько на анализ ситуации ближе всего подводит студентов к творческому мышлению, является ориентиром на сущность, это путь к формированию теоретического мышления.

Из психологии известно, что студенты отличаются своими наклонностями, типами памяти, темпом работы, мышлением, особенностями восприятия материала. В связи с этим дифференциация по дисциплине может осуществляться в зависимости от выбранных направлений усвоения учебного материала. Можно выделить такие виды внедрения дифференциации в процессе закрепления изученного материала и формирования умений и навыков:

- по полноте изученного учебного материала;

- по степени обоснованности учебного материала;

- дифференциация по сложности задач.

Например, при изучении математики дифференциация требований к студентам должна осуществляться по линии задач. При этом из каждой темы уровень подготовки может быть охарактеризован небольшим количеством заданий определенной сложности, каждое из которых является представителем некоторого класса задач. В процессе разработки материалов можно выделить три уровня подготовки к делению студентов на группы: базисный, усложненный и повышенный.

С точки зрения индивидуализации учебного процесса, то есть создания условий для овладения каждым студентом его уровня подготовки в характерном для него темпе, наиболее целесообразной является такая организация обучения, при которой студенты сначала овладевают программным материалом из всей темы на базисном уровне. Студенты, которые достигают его, переходят к обучению на усложненный уровень, а те, что сталкиваются с трудностями, привлекаются к дополнительной тренировочной работе на основе блоков учебных задач, а затем переходят к высшему уровню.

Для целенаправленной работы по формированию умений базисного уровня подготовки и осуществление контроля его достижения используются соответственно тренировочные упражнения и зачетные работы.

Контроль учебных достижений студентов с помощью разноуровневых задач осуществлялся в условиях индивидуальной, групповой, парной и фронтальной организации учебной деятельности студентов, предполагающих сочетание контроля со стороны преподавателя, самоконтролем и взаимоконтролем (таб.1).

Таблица 1. Содержание заданий для типов студентов в различных видах контроля

Виды контроля

Характеристика особенностей групп студентов

Содержание заданий

Текущий

Тематический

Итоговой

Сильный студент - с высоким уровнем учебных возможностей.


Наблюдается устойчивый мотивированный интерес, устойчивое внимание, сообразительность, быстрое и точное восприятие вопросов и задач, высокий уровень работоспособности, добросовестное отношение к учебной работе, высокая активность и инициативность, оптимальный темп при выполнении заданий, уверенность в своих силах, стремление самостоятельно дойти до истины, сила воли.

устный, письменный опрос с творческими задачами конкретной темы занятия;


рецензирование ответов;


доказательство конкретных выводов по теме занятия;


составление вопросов для проверки знаний

составление и защита творческой научной работы;


написание сочинения, реферата;


письменное рецензирование творческих работ одногруппников;


составление устного или письменного ответа на обобщающий или проблемный вопрос

составление и защита научного проекта;


исследование и презентация по теме;


выполнение заданий творческого уровня;


решение задач с межпредметными связями;


задачи на моделирование;


решение задач в ходе научного турнира-игры, что предполагает исполнение ролей докладчика, оппонента и т. п.

Средний студент - с достаточным уровнем учебных возможностей.


Характеризуется неустойчивым учебным интересом,

самостоятельное выполнение рисунков, графиков, составление схем по конкретной теме;


дополнение схем, таблиц;

выполнение реконструктивных и с элементами творчества заданий рабочих тетрадей с печатной основой

выполнение задач реконструктивного, обобщающего характера;


задания на установление логических связей






Продолжение таблицы 1

средними способностями, недостаточно устойчивым вниманием; свойственна активность, но нередко она обусловлена стимулированием со стороны преподавателя


составление кроссворда



между природными явлениями, процессами


семинары, зачеты, экзамены;


сочетание тестовых заданий с другими, которые позволяют проверить знания, умения раздела

Слабый студент - с низким уровнем учебных возможностей.


Как правило, лучше запоминает наглядный материал, чем устное объяснение; преимущественно механическое запоминание; потребность и умение контролировать себя развиты слабо; не способен концентрировать свое внимание, часто отвлекают посторонние раздражители

задания на выявление умений узнавать, называть, давать определения, пересказывать;


ответы на вопросы с использованием таблиц, наглядности, терминологические диктанты и т. п;


дополнение схем, таблиц по образцу;


подписи к рисункам,

составление плана ответа по определенной теме;


составление вопросов для проверки материала определенной темы курса

решение задач репродуктивного характера (знание основных понятий, структур, свойств, значение);


решение задач с элементами реконструкции;


выполнение тестовых заданий репродуктивного характера;


индивидуальные самостоятельные работы



Во время внедрения дифференциации в учебный процесс существенное значение играют критерии оценивания знаний студентов, которые характеризуют результаты достижений студентов на каждом соответствующем этапе овладения знаниями теории и практических навыков.

Следует отметить, что оценка студента должна фиксировать не только определенный объем знаний в результате изучения того или иного материала, но и уровень самостоятельного овладения учебным материалом.

Результативность поэтапного обучения студентов по мере продвижения по уровням оценивается после проведения зачетной работы, которая включает в себя основные обобщенные аспекты рассмотренных приемов выполнения упражнений на соответствующем уровне. Баллы высокого уровня ставятся студентам, которые правильно выполнили задание зачетной работы и проявили определенную самостоятельность в нахождении решений задач. Баллы достаточного уровня выставляются тем студентам, которые овладели соответствующими результатами преимущественно через репродуктивную деятельность. Согласно такому подходу отметки за самостоятельную и зачетную работы фиксируют не только овладение студентами определенным объемом умений, но и характеризуют уровень самостоятельности в мышлении, способность выходить за пределы сообщенной математической информации.

Таким образом, использование уровневой дифференциации при изучении дисциплин общеобразовательного цикла:

- обеспечивает условия для развития творческой личности студента;

- способствует положительной мотивации студентов к познавательной деятельности, потребности в самопознании, самореализации и самосовершенствовании;

- позволяет гарантировать достижение стандарта образования;

- обеспечивает личностно ориентированную модель обучения;

- делает возможным оригинальный подход к построению структуры современного занятия.


Список использованных источников:

1. Арутюнян, Е.Б. Взаимообучение школьников на уроках математики [Текст] / Е.Б. Арутюнян, Е.Б. Глазков, Г.Г. Левитас // Математика в школе. – 2008. – №4. – С.49.

2. Дахин, А.Н. К вопросу о разноуровневом обучении [Текст] / А.Н. Дахин // Математика в школе. – 2003. – №4. - С.39.

3. Калмыкова, С.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. [Текст] / С.И. Калмыкова – М.: Педагогика, 1981. – 200 с.

4. Кравченко, Т.В. Технология уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении математике [Текст] / Т.В. Кравченко  // Математика в школе. – 2007. –.№1.- С.7-13.

5. Ломов, Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. [Текст] / Б.Ф. Ломов – М.: Педагогика, 1991. – 296 с.

6. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. [Текст] / И.Э. Унт – М.: Педагогика, 1990. – 192 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!