СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология формирования межличностных отношений в детском обществе.1част

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

                            Технология формирования межличностных

отношений в детском сообществе.

 

«Написанные, найденные строки

Хранят подчас разумные уроки.»

Вильям Шекспир

 

Одним из важнейших факторов формирования личности каждого ребенка являются фактические межличностные отношения внутри детского сообщества. Сообщество превращается в детский коллектив в том случае, если эти отношения нравственные и позитивные.

На необходимость овладения результативной методикой при работе в любой сфере деятельности указывал Нобелевский лауреат, гордость русской школы физиологов, академик Иван Петрович Павлов в обращении к молодым коллегам: «Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных точных данных - этой истиной вы должны проникнуться. Впоследствии вы будете иметь дело с человеком, и если вы будете пользоваться пустыми и ложными методами, то ваша роль будет пустая и никуда не годная.» [И.П. Павлов «Лекции по физиологии». Обращение к молодым учёным, Изд-во АМН СССР, 1952 г.]

Эффективная и результативная методика воспитательного процесса была сформулирована и апробирована Антоном Семёновичем Макаренко в первой половине ХХ века. Дальнейшее развитие педагогической науки в теории и практике В.А.Сухомлинского, И.И. Иванова и плеяды педагогов, работавших в рамках творческой лаборатории АПН под руководством д.п.н., профессора Л.И.Новиковой, а затем д.п.н., профессора Н.Е.Селивановой, полностью подтвердило гениальный вклад в методику воспитания А.С.Макаренко. Эта уникальная методика не утратила своей актуальности и в настоящее время. А мы знаем, что в развитии многих областей науки гениальные открытия определяют их продвижение на многие десятилетия. Например, Д.И. Менделеев в 1869 году открыл периодический закон химических элементов, один из основных законов естествознания - «Периодическую систему элементов Менделеева» - значение которого для химии актуально и на сегодняшний день, служит развитию химической науки, открытию новых элементов. К.С. Станиславский в начале ХХ века создал систему актерского творчества, являющуюся теорией сценического реализма, методологией творческого процесса актера. Система Станиславского разрабатывает основные принципы и указывает практические приемы работы актёра над совершенствованием своих внутренних и внешних актерских данных при создании образа данной роли. Такое же глобальное значение в педагогической науке имеет «Методика воспитательного процесса А.С.Макаренко». Не случайно профессор Баварского университета В.Зюнкель, изучавший широкое использование этого учения в Германии уже в конце ХХ века, считал, что «все его (Макаренко)  педагогические труды, в первую очередь принципиально новая теория воспитания, может быть поставлена в один ряд с теорией относительности Эйнштейна, настолько она оригинальна». [ В.Зюнкель «Педагогическая теория А.С.Макаренко». Ж.: «Советская педагогика», №4, 1990г.]

Великая ценность педагогического наследия А.С.Макаренко в том, что оно отвечает на вопрос: как создать практически социально-психологическую среду, где каждый ребёнок чувствует себя защищённым, где формируются позитивные отношения со своим сверстниками в классе, т.е. организация, активизация и развитие сплочённого детского коллектива, как способа решить задачи воспитания каждой личности в соответствии с требованиями времени.

А.С.Макаренко считал, что не бывает плохих детей, а бывает плохая социальная среда. Использование его методики воспитательного процесса дает возможность сформировать позитивную социальную среду, в которой успешно осуществляется социализация каждой личности и подготовка её к жизни в обществе. Это, в первую очередь, формирование такого важнейшего нравственного качества как доброта,  т.е. умения «встать» на место другого, понять, каково ему в данной ситуации и, следовательно, откликнуться необходимой помощью.

 

«Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живёт в нас сострадание,

Пока мечтаем мы и буйствуем,

Есть нашей жизни оправдание.»

                                      А.Дементьев.

 

По-настоящему добрым становится тот человек, кто умеет радоваться удаче, счастью другого, кто может сопереживать и радость, а не только беду. Уберечь детей от страшной участи завистника и жадюги - очень важная задача педагога. Не менее важным в воспитании является развитие «тормозов», умения владеть своими проявлениями. В этом случае обстановка в классе становится спокойной, деликатной. Всё это обеспечивает защищённость каждого ребенка в детском сообществе, избавляя его от насилия, издевательств, изоляции. Случаи проявления агрессии в отношениях между детьми более опасны даже не для «жертвы», а для всех остальных участников этих событий, которые изо дня в день испытывают удовольствие от страданий, боли, унижения другого человека, формируя в себе ростки садизма. При наличии позитивной социальной среды создаются условия для развития таких черт как доброжелательность и коммуникабельность, что является важным фактором социализации личности.

Так же необходимым является условие, когда с первых лет жизни человек изолирован от праздности и безделья, когда у него всегда есть интересная, захватывающая деятельность, в результате которой он приобретает различные навыки, умения, развивает свои способности. В данном случае дополнительное образование предоставляет широкий круг использования различных областей искусства, культуры, спорта, где может определиться и дальнейшая профессиональная направленность. Ребенок, у которого нет увлечения, занятия каким-либо направлением, не интересен ни себе, ни окружающим. А в настоящее время, когда есть на вооружении компьютер, праздность и безделье приводят к уходу в виртуальную реальность, что создает условия для потери здоровья и возникновения различных психических расстройств.

Составленная нами таблица «Мониторинг уровня воздействия методики воспитания на формирование и развитие межличностных отношений учащихся в коллективе класса» поможет педагогу эффективно использовать на практике «Методику воспитательного процесса А.С.Макаренко».

В первой графе данной таблицы перечислены методы и приёмы, которые составляют единое органическое целое в воспитательной системе А.С.Макаренко. Четыре последующие графы таблицы показывают четыре уровня развития детского коллектива, с явным ростом инициативы самих детей, самоуправления, социальной значимости перспектив, эстетики внешнего вида, среды, сознательного поведения, сопереживания и сочувствия в дружбе и общении. Если же нет движения коллектива к более высокому уровню развития или классный руководитель оставляет детский коллектив на первом уровне, где он осуществляет главную роль, а дети - пассивные исполнители, то неизбежно движение живого организма вспять, и превращение в антиколлектив, где приняты отдельные идеалы и нормы асоциальных групп. «Дедовщина» в армии не свалилась к нам с неба из-за рубежа, она убедительно доказывает, что эти мальчики воспитывались в антиколлективах, под руководством не владеющих своей профессией учителей. А что может быть страшнее такой участи для учителя.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!