СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология формирования типа правильной читательской деятельности, включающая в себя три этапа работы с текстом

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПОЗВОЛИТ ПОВЫСИТЬ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ. 

Просмотр содержимого документа
«Технология формирования типа правильной читательской деятельности, включающая в себя три этапа работы с текстом»

Сикерина Светлана Владимировна

«Чего человек не понимает, тем он не владеет».

И.В. Гете

Технология продуктивного чтения

(формирования типа правильной читательской деятельности).

Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
    Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

  2. Постановка целей урока, с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения

  1. Первичное чтение текста.
    Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
    Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
    Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

  2. Перечитывание текста.
    Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
    Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

  3. Беседа по содержанию текста.
    Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
    Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

  4. Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
    Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

  2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

  3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

  4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.







Технология продуктивного чтения.

Цель: учить самостоятельно понимать текст.

Средства: приемы освоения текста до чтения, во время чтения и после чтения.

Урок литературного чтения

Традиционное обучение

Продуктивное обучение

До чтения

Учитель готовит к восприятию текста, например: «Сейчас я расскажу вам о писателе…» или «Сегодня узнаем о…»

Ученики прогнозируют содержание текста: «Предположите, о чем этот текст по его названию» «А иллюстрация подтверждает это?» Возникает мотивация к чтению

Во время чтения

Учитель сам читает новый текст вслух, дети слушают

«Читаем и ведем диалог с автором: задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту» Возникает читательская интерпретация.

После чтения

Ученики отвечают на вопросы учителя, перечитывают текст, выполняют задания учителя

Беседуем и уточняем позицию автора

Технология продуктивного чтения

Главный смысл разработки федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС) заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов. Иначе говоря, ФГОС предназначен не для фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.

Основные образовательные технологии:
- Технология проблемно-диалогического обучения;
- Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности);
- Технология оценивания.

- Что такое ЧТЕНИЕ?

  • Учебный предмет

  • Процесс освоения текста

  • Общеучебное умение (компетенция)

- Кого можно назвать «грамотным читателем»?

Грамотность чтения – это способность

- понимать письменные тексты,

- рефлексировать на содержание текстов,

- размышлять над содержанием,

- оценивать прочитанное,

- излагать свои мысли о прочитанном,

- использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.).

Великий И.В. Гете сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит». Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное. Обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы, – одна из самых актуальных дидактических задач.

Учителям начальных классов хорошо известно, как предлагает работать с новым текстом на уроке традиционная методика.

Сначала учитель готовит ребёнка к восприятию текста: рассказывает о писателе, тематике его произведений. Затем объясняет значение непонятных (с его точки зрения) слов, которые он сам заранее выписал из текста, потом (опять же сам) выразительно читает текст вслух, и только после этого к работе приступают дети: читают вслух, отвечают на вопросы учителя. Получается, что текст, который дети должны учиться читать, уже прочитан учителем. В результате деятельность детей немотивированна и им неинтересно. Более того, им не ясно, почему нужно отвечать именно на эти вопросы, как они задаются, по какому принципу. По сути дела, дети не получают ответа на главный вопрос: что же значит уметь читать текст? Не получают удовольствия и от самого процесса чтения, потому что этого процесса как такового просто нет. Отсюда – скука на уроке, нелюбовь к чтению.

Решением этой проблемы является технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная профессором Н.Н. Светловской и заявленная в Образовательной программе «Школа 2100».

На материале текстов учебника строится развитие умений слушать и читать текст, формирование правильной читательс­кой деятельности.

Этапов работы с текстом будет 3.

Внутри каждого этапа существует определённая последовательность «шагов».

Рассмотрим, как работает данная технология на конкретном примере: тексте Геннадия Цыферова « Как цыплёнок рисовал».



I этап. Работа с текстом до чтения .

Работа над пониманием текста начинается ещё до его чтения. Дети анализируют иллюстрацию, соотносят её содержание с заглавием произведения и раздела книги, читают ключевые слова, предполагают, о чём будет текст, который им предстоит читать.

  1. Прочитайте ключевые слова: (На доске)

цыплёнок

десять цветных карандашей

разноцветный котёнок

разноухую шапку

2. Работа с иллюстрацией.

- Кто изображен на иллюстрации? Почему ты так думаешь?.

3. Прочитайте имя автора. Знакомо ли Вам это имя? ( Читали в «Букваре» «Про чудака-лягушонка». Герои Г. Цыферова малыши, они фантазёры и очень забавны).

3. - Прочитайте название рассказа и предположите о чем он? (Прогнозирование)

(Название, иллюстрация, ключевые слова позволяют предположить, что речь пойдёт о цыплёнке, который рисовал котёнка цветными карандашами.)

4. Этап завершается постановкой цели:

«Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения».
Уже к концу 1-го класса ребенок овладевает элементами самостоятельного диалога с автором.



II этап. Работа с текстом во время чтения
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное жужжащее чтение

Хочется обратить внимание на методический приём - первичное знакомство с текстом доверяется детям. Они читают текст про себя, проверяют свои предположения. Лишь в редких случаях учитель сам читает текст - чтение-слушание, или комбинированное чтение (трудный и большой по объёму, в стихотворении сложный ритм, необычная рифма).
Первая группа вопросов предлагается после первичного чтения, направлена на достижение понимания на уровне содержания.
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

- Подтвердились ли наши предположения? - Кто герой этого текста?


2. Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

Вторая группа вопросов задаётся по ходу чтения, носит уточняющий характер. Это вопросы к автору, ответы на них нужно искать в тексте. Хотелось бы обратить внимание на то, что в процессе работы с текстом параллельно с отработкой техники чтения идёт работа над выразительностью чтения, объясняется и уточняется значение слов.

1-й абзац

- Почему цыплёнок решил нарисовать одного разноцветного котёнка, а не 10 и не 5, как думал раньше?

2-й абзац

-Прочитайте, какой получился котёнок. ( Читайте медленно, вчитываясь в каждое слово, представь, что ты цыплёнок, рисуешь и меняешь карандаши)

- Продолжите предложение: котёнок получился смешной, потому что…

(был разноцветный)

3-й абзац

- Как объясняет сам художник, почему он нарисовал такого котёнка? Прочитайте.

ПРИЕМ: диалог с автором

  • Видеть в тексте прямые и скрытые Вопросы (выход на подтекстовый смысл)

  • Прогнозировать Ответы на эти вопросы

  • Проверять свои прогнозы, по ходу чтения

Интерпретация текста

Задача интерпретации – извлечение из текста максимума заложенных в него смыслов.



III этап. Работа с текстом после чтения

Данный этап позволяет углубить первоначальное понимание, и достичь понимания на уровне смыла (понимание основной мысли, чтение между строк).

Это проблемный вопрос ко всему тексту:

-Какой был цыплёнок? ( Г.Цыферов прямо не сказал, но мы можем это понять, как бы «прочитать между строк». ( Выдумщик, фантазёр, с чувством юмора)

Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.



Вопросы по иллюстрации:

- Подберите к иллюстрации подходящее предложение из текста

- Кому понравилось, как рисовал цыплёнок? Почему?

А если бы животные умели говорить…- озвучьте иллюстрацию.

Опора на технологию не означает, что остальные уроки работы с текстом в «Букваре» или « Литературном чтении» должны быть однообразны по своей структуре и организации. Структура этапов может меняться.

Но такая технология продуктивного чтения применима и на других уроках в начальной школе (окружающий мир, русский язык, математика, риторика).

Такой подход действительно является обоснованным и рациональным, как показывают наблюдения, он позволяет добиваться высоких результатов обучения.

Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.

Список использованной литературы:

1. Б.В. Бирюков, И.А. Бутенко “Человек читающий: Москва, - 2000.
2. Сметанникова Н.Н. “Подходы и модели обучения чтению и письму (грамотности)”.
3. Доблаев “Логико-психологический анализ текста”.
4. Бородин, Бородина “Учим читать”.
5. И.В. Усачева “Обучение подростков приемам понимания учебного текста с помощью технологии ИНЛОККС”.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!