Сикерина Светлана Владимировна
«Чего человек не понимает, тем он не владеет».
И.В. Гете
Технология продуктивного чтения
(формирования типа правильной читательской деятельности).
Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Постановка целей урока, с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения
Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.
Технология продуктивного чтения.
Цель: учить самостоятельно понимать текст.
Средства: приемы освоения текста до чтения, во время чтения и после чтения.
Урок литературного чтения
Традиционное обучение | Продуктивное обучение |
До чтения |
Учитель готовит к восприятию текста, например: «Сейчас я расскажу вам о писателе…» или «Сегодня узнаем о…» | Ученики прогнозируют содержание текста: «Предположите, о чем этот текст по его названию» «А иллюстрация подтверждает это?» Возникает мотивация к чтению |
Во время чтения |
Учитель сам читает новый текст вслух, дети слушают | «Читаем и ведем диалог с автором: задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту» Возникает читательская интерпретация. |
После чтения |
Ученики отвечают на вопросы учителя, перечитывают текст, выполняют задания учителя | Беседуем и уточняем позицию автора |
Технология продуктивного чтения
Главный смысл разработки федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС) заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов. Иначе говоря, ФГОС предназначен не для фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.
Основные образовательные технологии:
- Технология проблемно-диалогического обучения;
- Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности);
- Технология оценивания.
- Что такое ЧТЕНИЕ?
- Кого можно назвать «грамотным читателем»?
Грамотность чтения – это способность
- понимать письменные тексты,
- рефлексировать на содержание текстов,
- размышлять над содержанием,
- оценивать прочитанное,
- излагать свои мысли о прочитанном,
- использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.).
Великий И.В. Гете сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит». Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное. Обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы, – одна из самых актуальных дидактических задач.
Учителям начальных классов хорошо известно, как предлагает работать с новым текстом на уроке традиционная методика.
Сначала учитель готовит ребёнка к восприятию текста: рассказывает о писателе, тематике его произведений. Затем объясняет значение непонятных (с его точки зрения) слов, которые он сам заранее выписал из текста, потом (опять же сам) выразительно читает текст вслух, и только после этого к работе приступают дети: читают вслух, отвечают на вопросы учителя. Получается, что текст, который дети должны учиться читать, уже прочитан учителем. В результате деятельность детей немотивированна и им неинтересно. Более того, им не ясно, почему нужно отвечать именно на эти вопросы, как они задаются, по какому принципу. По сути дела, дети не получают ответа на главный вопрос: что же значит уметь читать текст? Не получают удовольствия и от самого процесса чтения, потому что этого процесса как такового просто нет. Отсюда – скука на уроке, нелюбовь к чтению.
Решением этой проблемы является технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная профессором Н.Н. Светловской и заявленная в Образовательной программе «Школа 2100».
На материале текстов учебника строится развитие умений слушать и читать текст, формирование правильной читательской деятельности.
Этапов работы с текстом будет 3.
Внутри каждого этапа существует определённая последовательность «шагов».
Рассмотрим, как работает данная технология на конкретном примере: тексте Геннадия Цыферова « Как цыплёнок рисовал».
I этап. Работа с текстом до чтения .
Работа над пониманием текста начинается ещё до его чтения. Дети анализируют иллюстрацию, соотносят её содержание с заглавием произведения и раздела книги, читают ключевые слова, предполагают, о чём будет текст, который им предстоит читать.
Прочитайте ключевые слова: (На доске)
цыплёнок
десять цветных карандашей
разноцветный котёнок
разноухую шапку
2. Работа с иллюстрацией.
- Кто изображен на иллюстрации? Почему ты так думаешь?.
3. Прочитайте имя автора. Знакомо ли Вам это имя? ( Читали в «Букваре» «Про чудака-лягушонка». Герои Г. Цыферова малыши, они фантазёры и очень забавны).
3. - Прочитайте название рассказа и предположите о чем он? (Прогнозирование)
(Название, иллюстрация, ключевые слова позволяют предположить, что речь пойдёт о цыплёнке, который рисовал котёнка цветными карандашами.)
4. Этап завершается постановкой цели:
«Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения».
Уже к концу 1-го класса ребенок овладевает элементами самостоятельного диалога с автором.
II этап. Работа с текстом во время чтения
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное жужжащее чтение
Хочется обратить внимание на методический приём - первичное знакомство с текстом доверяется детям. Они читают текст про себя, проверяют свои предположения. Лишь в редких случаях учитель сам читает текст - чтение-слушание, или комбинированное чтение (трудный и большой по объёму, в стихотворении сложный ритм, необычная рифма).
Первая группа вопросов предлагается после первичного чтения, направлена на достижение понимания на уровне содержания.
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
- Подтвердились ли наши предположения? - Кто герой этого текста?
2. Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
Вторая группа вопросов задаётся по ходу чтения, носит уточняющий характер. Это вопросы к автору, ответы на них нужно искать в тексте. Хотелось бы обратить внимание на то, что в процессе работы с текстом параллельно с отработкой техники чтения идёт работа над выразительностью чтения, объясняется и уточняется значение слов.
1-й абзац
- Почему цыплёнок решил нарисовать одного разноцветного котёнка, а не 10 и не 5, как думал раньше?
2-й абзац
-Прочитайте, какой получился котёнок. ( Читайте медленно, вчитываясь в каждое слово, представь, что ты цыплёнок, рисуешь и меняешь карандаши)
- Продолжите предложение: котёнок получился смешной, потому что…
(был разноцветный)
3-й абзац
- Как объясняет сам художник, почему он нарисовал такого котёнка? Прочитайте.
ПРИЕМ: диалог с автором
Видеть в тексте прямые и скрытые Вопросы (выход на подтекстовый смысл)
Прогнозировать Ответы на эти вопросы
Проверять свои прогнозы, по ходу чтения
Интерпретация текста
Задача интерпретации – извлечение из текста максимума заложенных в него смыслов.
III этап. Работа с текстом после чтения
Данный этап позволяет углубить первоначальное понимание, и достичь понимания на уровне смыла (понимание основной мысли, чтение между строк).
Это проблемный вопрос ко всему тексту:
-Какой был цыплёнок? ( Г.Цыферов прямо не сказал, но мы можем это понять, как бы «прочитать между строк». ( Выдумщик, фантазёр, с чувством юмора)
Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.
Вопросы по иллюстрации:
- Подберите к иллюстрации подходящее предложение из текста
- Кому понравилось, как рисовал цыплёнок? Почему?
А если бы животные умели говорить…- озвучьте иллюстрацию.
Опора на технологию не означает, что остальные уроки работы с текстом в «Букваре» или « Литературном чтении» должны быть однообразны по своей структуре и организации. Структура этапов может меняться.
Но такая технология продуктивного чтения применима и на других уроках в начальной школе (окружающий мир, русский язык, математика, риторика).
Такой подход действительно является обоснованным и рациональным, как показывают наблюдения, он позволяет добиваться высоких результатов обучения.
Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.
Список использованной литературы:
1. Б.В. Бирюков, И.А. Бутенко “Человек читающий: Москва, - 2000.
2. Сметанникова Н.Н. “Подходы и модели обучения чтению и письму (грамотности)”.
3. Доблаев “Логико-психологический анализ текста”.
4. Бородин, Бородина “Учим читать”.
5. И.В. Усачева “Обучение подростков приемам понимания учебного текста с помощью технологии ИНЛОККС”.