СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология изготовления якутских национальных изделий из металла

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

¨Якутские мастера - ювелиры на протяжении многих веков совершенствовали процесс художественной обработки металла.

       Мастера работали в смешанной технике. Практически каждый предмет из серебра декорировался штампованным или гравированным узором.

Просмотр содержимого документа
«Технология изготовления якутских национальных изделий из металла»

  МДК. 1.2.   Технология изготовления якутских национальных изделий из металла Гр. Ювелир-15 Тотонова Д.Г.

МДК. 1.2. Технология изготовления якутских национальных изделий из металла

Гр. Ювелир-15 Тотонова Д.Г.

  тема: История развития ювелирного дела в Якутии

тема:

История развития ювелирного дела в Якутии

Ювелирное искусство народа саха имеет древнюю историю, и богатые традиции. Как и у других тюркских народов, ювелирное дело вышло от кузнечного ремесла. Будучи искусными мастерами по дереву и кости, якуты проявили своё мастерство и в технике резьбы по металлу.
  • Ювелирное искусство народа саха имеет древнюю историю, и богатые традиции. Как и у других тюркских народов, ювелирное дело вышло от кузнечного ремесла.
  • Будучи искусными мастерами по дереву и кости, якуты проявили своё мастерство и в технике резьбы по металлу.
Якутские мастера - ювелиры на протяжении многих веков совершенствовали процесс художественной обработки металла.  Мастера работали в смешанной технике. Практически каждый предмет из серебра декорировался штампованным или гравированным узором.
  • Якутские мастера - ювелиры на протяжении многих веков совершенствовали процесс художественной обработки металла.

Мастера работали в смешанной технике. Практически каждый предмет из серебра декорировался штампованным или гравированным узором.

 Маркетологи утверждают то, что до сих пор традиционные национальные украшение востребованы на рынке сбыта Якутии. Технология изготовления этих изделий до сих пор научно не затронута и потому исследование техники гравирования мастеров Якутии по изготовлению национального украшения в современном стиле является актуальным.

Маркетологи утверждают то, что до сих пор традиционные национальные украшение востребованы на рынке сбыта Якутии. Технология изготовления этих изделий до сих пор научно не затронута и потому исследование техники гравирования мастеров Якутии по изготовлению национального украшения в современном стиле является актуальным.

( кутуу) Пожалуй самым распространенным приемом ручной обработки металла являлось литье ( кутуу), в нем якуты достигли большого совершенства. Основные металлы для литья - серебро, медь, бронза, редко свинец, олово. Способом литья изготавливали различные украшения: серьги, кольца, кресты, всевозможные подвески и бляхи, а также более крупные вещи.

( кутуу)

Пожалуй самым распространенным приемом ручной обработки металла являлось литье ( кутуу), в нем якуты достигли большого совершенства.

Основные металлы для литья - серебро, медь, бронза, редко свинец, олово.

Способом литья изготавливали различные украшения: серьги, кольца, кресты, всевозможные подвески и бляхи, а также более крупные вещи.

(тардыы, таптайыы) Другим важным приемом обработки являлась расковка (тардыы, таптайыы ), которая считалась предварительным этапом и применялась обычно в тех случаях, когда необходимо было выработать тонкую пластинку. Этот прием в ювелирном деле использовался очень широко для изготовления как крупных, так и. мелких изделий. Перед ковкой серебряную заготовку предварительно накаливали, затем, чтобы металл немного остыл, погружали в воду, иногда с молоком, от чего металл становился более мягким и ковким. Расковку производили ровными ударами сначала с одной стороны, потом с другой, при этом несколько раз повторялся процесс накаливания. Когда пластина становилась достаточно тонкой, ее накаливали горячей золе, чтобы не растопить изделие.

(тардыы, таптайыы)

Другим важным приемом обработки являлась расковка (тардыы, таптайыы ), которая считалась предварительным этапом и применялась обычно в тех случаях, когда необходимо было выработать тонкую пластинку.

Этот прием в ювелирном деле использовался очень широко для изготовления как крупных, так и. мелких изделий. Перед ковкой серебряную заготовку предварительно накаливали, затем, чтобы металл немного остыл, погружали в воду, иногда с молоком, от чего металл становился более мягким и ковким.

Расковку производили ровными ударами сначала с одной стороны, потом с другой, при этом несколько раз повторялся процесс накаливания. Когда пластина становилась достаточно тонкой, ее накаливали горячей золе, чтобы не растопить изделие.

(халыыпка баттааһын) Штамповка (халыыпка баттаасын) - один из способов изготовления мелких нашивных и подвесных бляшек из тонких серебряных, иногда бронзовых пластинок. Некоторые сведения о способах штамповки находим у А.А.Саввина. Например, на толстом роге скота (симэх охсор муос) с помощью раскаленного железного стержня (пуансон) с выпуклым рисунком на конце выжигали нужные штампы-матрицы, затем на получившееся углубление накладывали тонкую листовую заготовку и ударом того же железного пуансона получали необходимый рисунок

(халыыпка баттааһын)

Штамповка (халыыпка баттаасын) - один из способов изготовления мелких нашивных и подвесных бляшек из тонких серебряных, иногда бронзовых пластинок. Некоторые сведения о способах штамповки находим у А.А.Саввина. Например, на толстом роге скота (симэх охсор муос) с помощью раскаленного железного стержня (пуансон) с выпуклым рисунком на конце выжигали нужные штампы-матрицы, затем на получившееся углубление накладывали тонкую листовую заготовку и ударом того же железного пуансона получали необходимый рисунок

( охсуу симэх) В некоторых случаях для матриц использовали олово. Этим способом обычно изготовляли мелкие бляшки различной формы (охсуу симэх). Подобная техника штамповки описана у киргизов.

( охсуу симэх)

В некоторых случаях для матриц использовали олово. Этим способом обычно изготовляли мелкие бляшки различной формы (охсуу симэх). Подобная техника штамповки описана у киргизов.

(охсуу, батары охсуу) Чеканка (охсуу, батары охсуу) - один из основных художественных приемов обработки ювелирных изделий. Ее использовали в оформлении браслетов, блях туосахта, пластинок наспин-но-нагрудного украшения и т.д.

(охсуу, батары охсуу)

Чеканка (охсуу, батары охсуу) - один из основных художественных приемов обработки ювелирных изделий. Ее использовали в оформлении браслетов, блях туосахта, пластинок наспин-но-нагрудного украшения и т.д.

ойуулааһын, быһан ойуу, ойуу түһэрии Гравировка (ойуулааһын, быһан ойуу, ойуу түһэрии) - один из характерных художественно-технических приемов якутских ювелиров. С ее помощью можно создать как тончайшие линии узора, так и сложные орнаментальные композиции. Мастерски владея секретами гравировки, ювелиры применяли ее в оформлении почти всех видов украшений: браслетов, нагрудных пластин, поясных бляшек и т.д. Благодаря этому необычайно выразительному техническому приему якутский мастер раскрылся как прекрасный рисовальщик-гравер. Он выступает не просто как кемүсчүт, но и как художник-орнаменталист.

ойуулааһын, быһан ойуу, ойуу түһэрии

Гравировка (ойуулааһын, быһан ойуу, ойуу түһэрии) - один из характерных художественно-технических приемов якутских ювелиров. С ее помощью можно создать как тончайшие линии узора, так и сложные орнаментальные композиции. Мастерски владея секретами гравировки, ювелиры применяли ее в оформлении почти всех видов украшений: браслетов, нагрудных пластин, поясных бляшек и т.д. Благодаря этому необычайно выразительному техническому приему якутский мастер раскрылся как прекрасный рисовальщик-гравер. Он выступает не просто как кемүсчүт, но и как художник-орнаменталист.

(кирдиэх) Для этого вида техники , гравировки, у мастера имелись несколько видов специальных резцов (кирдиэх) на деревянных черенках.

(кирдиэх)

Для этого вида техники , гравировки, у мастера имелись несколько видов специальных резцов (кирдиэх) на деревянных черенках.

Работа с резцом (кирдиэх) имеет ряд технических приемов, от которых зависит характер наносимого рисунка.   Техникой хаамтарыы - медленным движением инструмента - можно получить четкий, достаточно глубокий и ритмичный орнамент. При быстром, легком движении инструмента (сүүрдүү) получается тонкий, выразительный гребенчатый узор. Эта техника в основном используется для орнаментации мелких изделий: пластинок пояса, подвесок нагрудного украшения и т.д. Данные приемы требуют умелого владения инструментом и определенного навыка. Готовые изделия полировали до блеска древесной золой.

Работа с резцом (кирдиэх) имеет ряд технических приемов, от которых зависит характер наносимого рисунка.

Техникой хаамтарыы - медленным движением инструмента - можно получить четкий, достаточно глубокий и ритмичный орнамент.

При быстром, легком движении инструмента (сүүрдүү) получается тонкий, выразительный гребенчатый узор. Эта техника в основном используется для орнаментации мелких изделий: пластинок пояса, подвесок нагрудного украшения и т.д. Данные приемы требуют умелого владения инструментом и определенного навыка. Готовые изделия полировали до блеска древесной золой.

(кыhыл солотуу) Способом золочения (кыhыл солотуу) украшались кольца, серьги, кресты. Из-за дороговизны материала использование его было ограничено. По А.А. Саввину, золото смешивали в пропорциях один к одному со ртутью в небольшом тигле. Когда при нагревании ртуть испарялась, золото брали кончиком ножа и наносили на предварительно гравированную поверхность изделия. После этого украшаемый предмет клали в горн, на теплые угли. Держали там до начала реакции очень недолго, иначе смесь сгорит

(кыhыл солотуу)

Способом золочения (кыhыл солотуу) украшались кольца, серьги, кресты. Из-за дороговизны материала использование его было ограничено.

По А.А. Саввину, золото смешивали в пропорциях один к одному со ртутью в небольшом тигле. Когда при нагревании ртуть испарялась, золото брали кончиком ножа и наносили на предварительно гравированную поверхность изделия. После этого украшаемый предмет клали в горн, на теплые угли. Держали там до начала реакции очень недолго, иначе смесь сгорит".

хара солотуу Способ черни - хара солотуу - якутские серебряники держали в особом секрете и раскрывали его только за большое вознаграждение. Традиционный процесс чернения описан ВЛ.Серо-шевским, В.В. Ливадиным, а также Л.Л. Саввиным. Чернью украшали только серебряные изделия из хорошего металла, так как на низкопробном серебре чернь не получалась.

хара солотуу

Способ черни - хара солотуу - якутские серебряники держали в особом секрете и раскрывали его только за большое вознаграждение. Традиционный процесс чернения описан ВЛ.Серо-шевским, В.В. Ливадиным, а также Л.Л. Саввиным. Чернью украшали только серебряные изделия из хорошего металла, так как на низкопробном серебре чернь не получалась.

 (күөх солотуу) Якутские ювелиры выемчатой эмалью (күөх солотуу) обычно украшали небольшие изделия: серьги, женские кресты. Якутская эмаль была немного цветной, в основном употребляли синий и зеленый цвета. Хранящиеся в музейных коллекциях изделия с эмалью отличаются тонкой работой, по ним можно судить о высоком мастерстве ювелиров, овладевших этой техникой.

(күөх солотуу)

Якутские ювелиры выемчатой эмалью (күөх солотуу) обычно украшали небольшие изделия: серьги, женские кресты.

Якутская эмаль была немного цветной, в основном употребляли синий и зеленый цвета. Хранящиеся в музейных коллекциях изделия с эмалью отличаются тонкой работой, по ним можно судить о высоком мастерстве ювелиров, овладевших этой техникой.

В.Л. Серошевский называл якугского кузнеца бродячим, «охотно перебирающимся из одной местности в другую, из юрты в юрту, то по вызову богатых работодателей, то по личному усмотрению». Вся организация ремесла, в том числе инструментарий мастера была максимально приспособлена к условиям полукочевого быта. Традиционный инструментарий якутских мастеров-ювелиров, отличавшийся богатым набором, играл важную роль в их ремесленной практике.

В.Л. Серошевский называл якугского кузнеца бродячим, «охотно перебирающимся из одной местности в другую, из юрты в юрту, то по вызову богатых работодателей, то по личному усмотрению». Вся организация ремесла, в том числе инструментарий мастера была максимально приспособлена к условиям полукочевого быта. Традиционный инструментарий якутских мастеров-ювелиров, отличавшийся богатым набором, играл важную роль в их ремесленной практике.

Кузница в зимний период располагалась в жилом помещении около камелька. В теплое время года мастер работал в специальном сарае или под навесом рядом с жилищем, для грубых работ кузнецы занимали отдельные помещения, юрточки, с тем же камином-горном

Кузница в зимний период располагалась в жилом помещении около камелька. В теплое время года мастер работал в специальном сарае или под навесом рядом с жилищем, для грубых работ кузнецы занимали отдельные помещения, юрточки, с тем же камином-горном".

Необходимые инструменты мастер изготовлял сам или они переходили ему по наследству, кроме того, были строго индивидуальными, брать или пользоваться инструментами мастера строго воспрещалось, так как они имели иччи (духа-хозяина) и считались священными.

Ремесло кузнеца, основанное исключительно на ручном труде, требовало больших физических затрат.

Ремесло кузнеца, основанное исключительно на ручном труде, требовало больших физических затрат.

Итак, традиции ювелирного искусства народа саха сохранились до наших дней, хотя и изменилась его первоначальная функция.  Особенно популярны женские украшения илин-кэлин кэбиhэр, серьги, кольца, браслеты. По прежнему женщины отдают предпочтение серебру, но уже высокой пробы, а из золота носят мелкие украшения - кольца, серьги, броши.

Итак, традиции ювелирного искусства народа саха сохранились до наших дней, хотя и изменилась его первоначальная функция.

Особенно популярны женские украшения илин-кэлин кэбиhэр, серьги, кольца, браслеты.

По прежнему женщины отдают предпочтение серебру, но уже высокой пробы, а из золота носят мелкие украшения - кольца, серьги, броши.

Существует новое направление в современном ювелирном искусстве саха по созданию оригинальных изделий из драгоценных металлов с использованием натуральных камней: бриллианта, хромдиопсида, чароита, циркония, турмалина, которыми богата якутская земля. (Сокровищница Республики Саха (Якутия) Якутск.

Существует новое направление в современном ювелирном искусстве саха по созданию оригинальных изделий из драгоценных металлов с использованием натуральных камней: бриллианта, хромдиопсида, чароита, циркония, турмалина, которыми богата якутская земля. (Сокровищница Республики Саха (Якутия) Якутск.

Традиционным материалом якутских ювелиров служило серебро (үрүҥ көмүс), оно получает широкое применение и небывалую популярность именно в XIX в. Как показывают археологические материалы, в предшествующее время серебро было довольно редким металлом.

Традиционным материалом якутских ювелиров служило серебро (үрүҥ көмүс), оно получает широкое применение и небывалую популярность именно в XIX в. Как показывают археологические материалы, в предшествующее время серебро было довольно редким металлом.

Серебро ценили за его качество при обработке, а также за мягкий матовый блеск. Якутское серебро, как правило, было низкопробным, за что получило название уулаах кемюс , т.е. «серебро с водой».

Серебро ценили за его качество при обработке, а также за мягкий матовый блеск. Якутское серебро, как правило, было низкопробным, за что получило название уулаах кемюс , т.е. «серебро с водой».

саха кемүһэ, уулаах көмүс Такой сплав в народе получил определение саха көмүһэ , т.е. «якутское серебро». Кроме того, использовали другой сорт сплава, так называемое «польское серебро*. В этнографической литературе многие авторы не отличали этот вид сплава от уулаах көмүс и часто использовали названия как синонимы. Нам не удалось найти каких-либо сведений об этом сплаве, известно лишь, что изделия, изготовленные из «польского серебра», имели наиболее низкую цену.

саха кемүһэ, уулаах көмүс

Такой сплав в народе получил определение саха көмүһэ , т.е. «якутское серебро». Кроме того, использовали другой сорт сплава, так называемое «польское серебро*. В этнографической литературе многие авторы не отличали этот вид сплава от уулаах көмүс и часто использовали названия как синонимы. Нам не удалось найти каких-либо сведений об этом сплаве, известно лишь, что изделия, изготовленные из «польского серебра», имели наиболее низкую цену.

(кыһыл көмүс) Золото (кыһыл көмүс) как драгоценный металл в обиход якутских ювелиров начало входить относительно недавно. Этот факт подтверждается самим названием металла кыһыл көмүс, т.е. «красное серебро», появившимся в якутской лексике, видимо, сравнительно поздно.

(кыһыл көмүс)

Золото (кыһыл көмүс) как драгоценный металл в обиход якутских ювелиров начало входить относительно недавно. Этот факт подтверждается самим названием металла кыһыл көмүс, т.е. «красное серебро», появившимся в якутской лексике, видимо, сравнительно поздно.

алтан - «медь» Хотя тюрко-монгольское название золота алтын (як. алтан), по данным фольклора якутов, известно с древних времен, где слово употребляется со значением «золото», «золотой». Но как известно, в якутском современном языке алтан означает «медь» , которая в практике якутских ювелиров имела самое широкое применение.

алтан - «медь»

Хотя тюрко-монгольское название золота алтын (як. алтан), по данным фольклора якутов, известно с древних времен, где слово употребляется со значением «золото», «золотой». Но как известно, в якутском современном языке алтан означает «медь» , которая в практике якутских ювелиров имела самое широкое применение.

В ювелирном деле якутов золото занимало весьма скромное место, употреблялось в очень незначительном количестве. Это прежде всего объяснялось отсутствием традиций, а также большой редкостью и дороговизной материала.

В ювелирном деле якутов золото занимало весьма скромное место, употреблялось в очень незначительном количестве. Это прежде всего объяснялось отсутствием традиций, а также большой редкостью и дороговизной материала.

Для большинства населения оно оставалось неизвестным металлом. Так, по свидетельству В.Л. Серошевского, колымские якуты, впервые увидевшие золото, равнодушно говорили: «Что в нем хорошего - та же медь!».

Для большинства населения оно оставалось неизвестным металлом. Так, по свидетельству В.Л. Серошевского, колымские якуты, впервые увидевшие золото, равнодушно говорили: «Что в нем хорошего - та же медь!».

Золотые изделия якутской работы начали появляться во второй половине XIX в. Этому способствовало открытие и освоение Ленских золотых приисков, деятельность небольших старательских артелей, стихийно возникавших повсеместно. Через них металл могли приобретать якутские ювелиры.  В начале века золото добывали на Вилюе, Алдане, Учурс. Ньюкже, Тунгирс и в других местах

Золотые изделия якутской работы начали появляться во второй половине XIX в. Этому способствовало открытие и освоение Ленских золотых приисков, деятельность небольших старательских артелей, стихийно возникавших повсеместно. Через них металл могли приобретать якутские ювелиры.

В начале века золото добывали на Вилюе, Алдане, Учурс. Ньюкже, Тунгирс и в других местах". Кроме того, местные ювелиры в практике использовали царские золотые монеты, так называемые «империалы», «червонцы», ходившие в денежном обращении в дореволюционной России.

По некоторым существующим преданиям в старину ввозилось в большом количестве листовое серебро китайского происхождения, называемое туора көмүс. Другим широко применяемым материалом была медь (алтан). Металл универсальный, из него отливали мелкие предметы, выковывали крупные бытовые изделия. Якуты хорошо знали свойства меди, различали несколько ее сортов: дьэс алтан, үрүҥ алтан, күөх алтан. По мнению ВЛ. Серошевского, «медь предпочитали ярко-красную, даже желтую медь, которую зовут

По некоторым существующим преданиям в старину ввозилось в большом количестве листовое серебро китайского происхождения, называемое туора көмүс. Другим широко применяемым материалом была медь (алтан).

Металл универсальный, из него отливали мелкие предметы, выковывали крупные бытовые изделия. Якуты хорошо знали свойства меди, различали несколько ее сортов: дьэс алтан, үрүҥ алтан, күөх алтан.

По мнению ВЛ. Серошевского, «медь предпочитали ярко-красную, даже желтую медь, которую зовут "белой медью" (үрүҥ алтан), предпочитали с красным* отливом».

Тема:  Ручное изготовление якутских национальных ювелирных украшений

Тема: Ручное изготовление якутских национальных ювелирных украшений

Последовательность изготовления ювелирных изделий

Последовательность изготовления ювелирных изделий

Изготовление серег (чоху)

Изготовление серег (чоху)

Женская серьга из меди. 17 век.

Женская серьга из меди. 17 век.

Женская серьга из меди. 18 век.

Женская серьга из меди. 18 век.

Женская серьга из меди. 19 век.

Женская серьга из меди. 19 век.

Иҥэһэ (күлүүс) ытарҕа

Иҥэһэ (күлүүс) ытарҕа

Чоху көхсө иэмэх

Чоху көхсө иэмэх

Чаанньык иэмэх

Чаанньык иэмэх

Харыйа иэмэх

Харыйа иэмэх

Кулгаахтаах иэмэх

Кулгаахтаах иэмэх

Үгэс буолбут иэмэх

Үгэс буолбут иэмэх

Подвески к якутским серьгам

Подвески к якутским серьгам

Подвески к якутским серьгам

Подвески к якутским серьгам

Подвески к якутским серьгам

Подвески к якутским серьгам

Подвески к якутским серьгам

Подвески к якутским серьгам

Тема: Изготовление мужских украшений в национальном стиле (элементы ремня)

Тема:

Изготовление мужских украшений в национальном стиле

(элементы ремня)

Кур тыла

Кур тыла

Кур тыла

Кур тыла

Кур тыла

Кур тыла

Кур тыла

Кур тыла

Кур тыла

Кур тыла

Фрагменты мужского ремня

Фрагменты мужского ремня

Фрагменты мужского ремня

Фрагменты мужского ремня

Фрагменты мужского ремня

Фрагменты мужского ремня

Элементы мужского ремня

Элементы мужского ремня

Үрүҥ көмүс кур күнэ

Үрүҥ көмүс кур күнэ

Үрүҥ көмүс кур күнэ

Үрүҥ көмүс кур күнэ

Килэгир көмүс кур күнэ

Килэгир көмүс кур күнэ

Килэгир көмүс кур күнэ

Килэгир көмүс кур күнэ

Килэгир көмүс кур күнэ

Килэгир көмүс кур күнэ

Килэгир көмүс кур күнэ

Килэгир көмүс кур күнэ

Килэгир көмүс кур күнэ

Килэгир көмүс кур күнэ

Тема: Виды отделки и художественной обработки изделий.

Тема:

Виды отделки и художественной обработки изделий.

Чеканка. Гравирование. Эмалирование. Чернение.
  • Чеканка.
  • Гравирование.
  • Эмалирование.
  • Чернение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!