СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология Mind-mapping на уроках иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текстовый материал к презентации "Технология Mind-mapping" на уроках иностранного языка

Просмотр содержимого документа
«Технология Mind-mapping на уроках иностранного языка»

ТЕХНОЛОГИЯ MIND-MAPPING

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО И НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Как правило, к иностранному языку относятся как к очень трудному предмету. Такое положение можно изменить, если создать у учащихся положительную мотивацию к обучению иностранному языку. Недостаточно вызвать первоначальный интерес, нужно его постоянно поддерживать и расширять. Поддержать у учащихся желание работать изо дня в день, из урока в урок, продвигаясь вперед маленькими шажками, - дело нелегкое.

Цель каждого учителя - заинтересовать учащихся своим предметом, вызвать желание овладеть им. Потребность учащегося в изучении предмета зависит и от того, какую технологию в обучении использует учитель, т.е. как он учит.

Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на одном из приемов, используемом в технологии развития критического мышления. Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить.

Я считаю, самым удачной технологией, при помощи которой учащиеся должны научиться сами делать открытия, опираясь на ранее приобретенные знания и личный опыт, является технология «Mind Mapping».(от англ. Mind map- Карта ума, чаще интеллект-карты, карты памяти)-слайд 3

Интеллект-карты были изобретены американским учёным Тони Бьюзеном в в 60-70 годах XX века и представлены в его книгах «Супермышление» и «Научите себя думать».

Карта памяти Mind Map выступает альтернативой традиционным способам обработки и передачи информации (конспектам, кратким записям, схемам и т.п.) Эта альтернатива более продуктивна, так как имеет естественную психологическую основу, а главное превращает ученика в активного создателя собственного знания.

Психологической основой метода карты памяти является ассоциативное мышление. Сама карта памяти, с точки зрения ее создателей, есть модель работы нашего мозга.

Мы еще не освоили работу мозга, этого потрясающего биокомпьютера.

Мозг человека – это многоканальная система обработки и хранения информации, в которой объекты связаны нитями ассоциаций с другими объектами, а те в свою очередь с третьими и т.д.

Достаточно воспроизвести в памяти один объект этой информационной карты, и он цепочкой потянет за собой десятки взаимосвязанных фактов, событий, ощущений. Так возникает многомерное ассоциативное мышление, которое позволяет видеть не просто объект окружающего мира сам по себе, а во взаимосвязи с другими объектами.

Это и есть принцип работы карты памяти.

Благодаря технологии mind-mapping можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся.

Применение интеллект-карт на уроке ИЯ позволяет: (слайд-4)

1. Создать мотивацию к овладению иностранным языком как средством общения.

2. Организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся.

3. Конструировать учебное содержание в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

4. Осуществлять дифференцированный подход к учащимся.

5. Организовывать самостоятельную работу учащихся.

6. Организовывать проектную деятельность учащихся.

7. Научить учащихся пользоваться словарями, справочниками и другими источниками письменной и устной информации с целью поиска необходимых значений, расшифровки словарных обозначений.

8. Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память, а также проявлять интуитивные способности.

Широк диапазон применения карт памяти на уроках иностранного языка:(слайд 5)

1) Работа с фонетическим материалом

2) Работа с лексическим материалом

3) Работа с грамматическим материалом.

4) Работа с текстовым материалом.

5) Обучение устному монологическому высказыванию.

6) Представление результатов проектной деятельности.

7) Подготовка к ГИА и ЕГЭ.

8) Проведение дискуссии, дебатов.

Мне бы хотелось подробнее рассказать о применении mind maps в работе с лексическим, грамматическим и текстовым материалом.

Правила построения интеллект-карт: (слайд 6)

1. Основная идея, проблема или слово располагается в центре. Выделению ключевого слова ассоциативной цепи Бьюзен придаёт едва ли не главное значение

2. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.

3. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

4. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

5. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

6. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

7. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

8. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

На первых порах учитель помогает обучающимся создавать интеллект-карту. Отдельно предлагаются лексические единицы, которые нужно поставить на свои места. Например, изучаем тему “ Travelling ”. Учащиеся встречают много новой лексики. Чтобы помочь эффективнее её запомнить, предлагаю всем вместе составить интеллект-карту на доске. Задаём ключевое слово – "Travelling". Прошу учеников предлагать любые понятия, ассоциативно связанные с данным (виды путешествий, места, цели путешествий; глаголы, синонимы). Все названные понятия укладываем в определенную схему.

Логические связи ученики могут строить самостоятельно, постепенно дополняя интеллект-карту. Такие карты хороши именно тем, что их можно расширять, оставаясь в пределах одной темы. Это простой и эффективный способ записать как можно больше лексических комбинаций с одним и тем же словом или относящихся к одной теме. Если дополнять карту рисунками, визуализация, следовательно, и запоминаемость слов увеличивается, да и весь процесс становится значительно интереснее.

Таким образом, в создании интеллект-карт задействуются воображение, творческое и критическое мышление и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет эффективнее запоминать лексический материал. (слайд 7-8)

Обучение пересказу текста на иностранном языке.

Всем известно, что наиболее сложным видом иноязычной речевой деятельности является говорение(диалогическая форма, монологическая форма и письменная речь). Я бы хотела подробнее остановиться на монологической форме, а именно умении учащихся пересказывать прочитанный текст. Как правило, учащиеся выписывают предложения, которые характеризуют основное содержание текста, просто зачитывают их или же выучивают наизусть. Моя главная цель- научить их, используя интеллект-карты, самостоятельно составлять предложения, из которых впоследствии формируется небольшой рассказ.

Цели применения интелллект –карт при обучении пересказу текста(слайд 9)

1. Повышение уровня мотивации к изучению ИЯ.

2. Вовлечение в работу слабых учащихся.

3. Развитие навыков монологической речи.

4. Организация парной и групповой работы.

5. Организация поэтапной работы с текстом: поиск, анализ и структурирование информации

6. Развитие грамматических навыков.


Поэтапная работа с текстом и составление mind-map:(слайд 10)

1. Чтение и перевод текста.

2. Corn-search(поиск основной проблемы / идеи)

3. Запись проблемы на доске

4. Поиск подтем

5. Запись подтем с последующими ответвлениями( вся информация записывается в виде ключевых слов).

6. Пересказ текста, используя mind map.


Интеллект-карты учащихся(слайды 11-15)



Составление карты памяти с участниками мастер-класса(слайд 16-17)



Заключение

В нашем современном мире с большим потоком информации применение мыслительных карт в обучении может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее. Одной из основных положительных сторон мыслительных карт является то, что их можно использовать при изучении любой темы и с детьми практически любого возраста.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!