СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология планирования урока английского языка на основе Методического конструктора А.Гина.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень подробный и полезный методический материал , в котором отражены: описание системы приемов повышения учебной мотивации, направленная на развитие навыков и умений основных видов деятельности( чтение, аудирование,письменная речь) в целом,  на отдельных этапах урока, а также игровые приемы и при контроле овладения материалом.

Просмотр содержимого документа
«Технология планирования урока английского языка на основе Методического конструктора А.Гина.»

Технология планирования уроков английского языка на основе методического конструктора А. Гина с учетом приёмов повышения учебной мотивации.

2.1. Описание методического конструктора приемов работы на уроке А. Гина

Современный урок – это грамотное последовательное отражение педагогической системы учителя любого предмета, в рамках которой он построен.

Значит в уроке:

принципы должны четко проявляться на каждом этапе;

цели урока должны реализовываться;

структура урока, поурочные отборы и организация материала, средства обучения и контроля должны соответствовать характеру концепции и целевой направленности урока.

Поэтому неэффективное использование учителем педагогических приемов и способов воздействия негативно влияет на психологическое здоровье ученика. Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся.

В современной педагогике есть такая интересная новая педагогическая идея “Конструктор урока”, применяемая как эффективное средство для “сборки уроков”. Опыт применения данной техники представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока.

Разработан алгоритм деятельности по применению техники “Конструктор” на основании разработки методического конструктора урока А. Гина [6]:

    1. обязательное обозначение основных разделов урока и обозначение их буквами;

    2. изучение разных приемов и их комбинаций;

    3. структурирование всех приемов в “Конструкторе”;

    4. тематическое планирование с введением раздела “Конструктор”.


Работа по алгоритму строится следующим образом:

Обозначение основных разделов урока может быть следующим:

Начало урока.

Объяснение нового материала.

Закрепление, тренировка, отработка умений.

Повторение.

Контроль.

Домашнее задание.

Конец урока.

Любой из разделов урока может быть реализован разными приемами или их комбинациями, то есть приемы, по сути, и есть элементы конструктора урока. У каждого учителя может быть свой конструктор, А. Гин привел возможную его форму  (Приложение 5). Пользуясь данной таблицей, как универсальной подсказкой, учитель в соответствии со своими целями обозначает формулу конкретного урока. Например: А1, Б2, В5, Д6, Е1, Ж5. Что означает: начинаем урок с интеллектуальной разминки, изучение нового материала начинаем с использованием приема “Удивляй”, закрепление идет в виде “Игры в случайность”, на уроке проводится фактологический диктант, задание задается массивом, итог урока проводим, обсуждая домашнее задание.

Приемы педагогической техники, описанные в конструкторе урока – это совокупное творчество учителя, так как систематизированы приемы, взаимосвязанные между собой. Все приемы легко применимы в условиях современной школы. При использовании “Конструктора” значительно возрастает многообразие уроков, уроки можно готовить значительно быстрее, творчество учителя переходит на новый, более высокий уровень.

 

2.2. Методический конструктор урока: система приемов повышения учебной мотивации к предмету английский язык, направленных на развитие навыков и умений основных видов речевой деятельности

На основе анализа данных научной литературы по проблеме учебной мотивации на уроках английского языка [6], [7], [11], [24], [25], [26],  все приемы повышения учебной мотивации распределены мной в 2 системы. Первая система построена на основе четырех видов речевой деятельности, которые могут иметь место на любом этапе урока, а во вторую включен алгоритм  приемов, расположенных по очередности их использования в течение урока (в пределах организационного момента, введения нового материала и т.д.). Рассмотрим первую систему приемов.  Приемы повышения мотивации при обучению чтению имеют в качестве кода букву А и соответственно обозначаются в поурочном планировании уроков так:

А2 - определение смысла слова на основе знания значения его корня и т.д.

 А. Приемы повышения мотивации при обучении чтению

Снятие трудностей

1

соотнесение слова и его перевода

 

2

определение смысла слова на основе знания значения его корня

3

определение существительных, которые могут сочетаться с данными прилагательными / глаголами и др.

4

чтение ряда слов и вычленение тех, которые относятся к теме текста

5

«снежный ком» с целью запоминания лексики по теме текста

6

«мозговой штурм» по теме

7

составление лексико-семантической карты по теме

Этап антиципации

8

определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов по заголовку

9

определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов по иллюстрациям

10

определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов по новой лексике

11

определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов при просмотре текста

12

определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов при прочтении вопросов к тексту

13

определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов при анализе схем и таблиц к тексту

14

использование ассоциаций, связанных с именем автора

Текстовой этап

15

определение главной мысли текста

16

соотнесение слова и его дефиниции

17

написание определения к слову

18

ранжирование предоставляемой в тексте информации по степени значимости

19

ответы на вопросы

20

создание заголовка к абзацу

21

соотнесение заголовка и параграфа

22

задания на множественный выбор

23

восстановление текста

24

поиск конкретной информации в тексте

25

поиск запрашиваемых фонетических / лексических / грамматических явлений

26

определение значения слова по контексту

27

определение оптимального варианта перевода слова / фразы / предложения

28

составление монолога / диалога, текстов разной стилевой принадлежности из разрозненных частей

Послетекстовой этап

29

прогнозирование дальнейшего развития событий

30

обоснование своего мнения относительно главной идеи текста

31

характеристика героев, места действия, элементов сюжета и др.

32

определение тех выражений из предоставленного списка, с которыми бы не согласился автор

33

составление плана, тезисов по тексту

34

пересказ текста от разных лиц, с опорой на план, на ключевые слова

35

написание аннотации, рецензии к тексту

36

создание новой концовки текста, вариантов его названия

37

отбор пословиц, соответствующих тексту

38

написание собственного текста по образцу

39

составление схем, таблиц, анкет по тексту

40

задание «верно / неверно»

 

Б. Приемы повышения мотивации при обучении аудированию

 

Снятие трудностей

1

соотнесение слова и его перевода

2

соотнесение слова и его дефиниции

3

написание определения к слову

4

определение смысла слова на основе знания значения его корня

5

определение существительных, которые могут сочетаться с данными прилагательными / глаголами и др.

6

прослушивание ряда слов и вычленение тех, которые относятся к теме текста

7

«снежный ком» с целью запоминания лексики по теме текста

8

«мозговой штурм» по теме

9

составление лексико-семантической карты по теме

Этап антиципации

10

определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов по заголовку

11

определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов по иллюстрациям

12

определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов по новой лексике

13

определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов при просмотре текста

14

определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов при прочтении вопросов к тексту

15

определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов при анализе схем и таблиц к тексту

16

использование ассоциаций, связанных с именем автора

Текстовой этап

17

определение главной мысли текста

18

ранжирование предоставляемой в тексте информации по степени значимости

19

ответы на вопросы

20

создание заголовка к абзацу

21

соотнесение заголовка и параграфа

22

задания на множественный выбор

23

восстановление текста

24

поиск конкретной информации в тексте

25

поиск запрашиваемых фонетических / лексических / грамматических явлений

26

определение значения слова по контексту

27

определение оптимального варианта перевода слова / фразы / предложения

Послетекстовой этап

28

прогнозирование дальнейшего развития событий

29

обоснование своего мнения относительно главной идеи текста

30

характеристика героев, места действия, элементов сюжета и др.

31

определение тех выражений из предоставленного списка, с которыми бы не согласился автор

32

составление плана, тезисов по тексту

33

пересказ текста от разных лиц, с опорой на план, на ключевые слова

34

написание аннотации, рецензии к тексту

35

создание новой концовки текста, вариантов его названия

36

отбор пословиц, соответствующих тексту

37

написание собственного текста по образцу

38

составление схем, таблиц, анкет по тексту

39

задание «верно / неверно»

 

В. Приемы повышения мотивации при обучении устной речи

 

Монологическая речь

1

высказывание своего мнения по изучаемой теме

2

описание иллюстрации с опорой на ключевые слова, план, тезисы

3

«снежный ком»

4

«сломанный телефон»

5

пересказ текста от лица одного из героев

6

составление рассказа по ключевым словам, иллюстративному материалу

7

устное сообщение, доклад по теме

8

ораторское выступление (критическое, агитационное и т.д.)

9

ролевые игры (см. далее)

10

проведение «аукциона знаний»

Диалогическая речь

11

«Опросник». Каждый учащийся имеет свой вопрос по теме урока, который он должен задать всем присутствующим. Дети ходят по классу и спрашивают друг друга. Далее ответы анализируются и отражаются в устном сообщении.

12

запрос недостающей информации

13

разыгрывание диалога по ролям с использованием жестикуляции, мимики, интонации

14

активизации использования эмоционально-окрашенных выражений взаимодействия и личностно-ориентированных вопросов

Полилогическая речь

15

дискуссия, усиление аргументации, доведение ее до драматизма, конфликта, борьбы мнений

16

пресс-конференция

17

круглый стол

18

постановка спектаклей

19

реализация сказочного сюжета в рамках урока

20

проведение КВН

 

Г. Приемы повышения мотивации при обучении письму и письменной речи

 

Графика и орфография

1

ведение словарей с синонимами, антонимами

2

запись рифмованных слов

3

группировка слов на основе фонемных соответствий

4

вставка пропущенных букв в слова

5

«незаконченное» слово

6

нахождение ошибок в словах, предложениях, тексте

7

соединение разронненых частей слова, фразы, предложения

8

кроссворд

9

загадки

10

цветное лото

11

техника синквейна

12

списывание с дополнительным заданием

13

тренировочный диктант по словам, фразам, предложениям  (материал демонстрируется на слайде, учащиеся запоминают его, далее пишут по памяти или под диктовку учителя, затем слайд показывают вновь и дети проверяют себя сами)

Письменная речь

14

завершение фразы, предложения, текста

15

составление ответов к вопросам

16

составление вопросов к ответам

17

сжатие предложения, текста

18

расширение предложения текста

19

запись плана-конспекта ответа

20

трансформация диалога в монолог и монолога в диалог

21

составление анкеты, автобиографии, резюме, заявления о приеме на работу

22

написание личного или официального письма, поздравительной открытки, рецензии, аннотации, доклада

23

написание эссе, сочинения, записки



 

2.3 Методический конструктор урока: система приемов повышения учебной мотивации к предмету английский язык, реализуемых на каждом этапе урока

Д. Приемы повышения учебной мотивации в рамках начального этапа урока

 

организационный момент

1

определение темы урока учащимися на основе ключевых слов, фраз, речевой ситуации, стихотворения, пословицы

2

«Да-нетка» [А. Гин, 2004]. Учащиеся задают учителю вопросы для определения темы урока, на которые он отвечает «да / нет»

3

организация коллективной работы по планированию и выполнению совместной деятельности

4

Удивляй! Отсроченная отгадка [А. Гин, 2004]. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом

5

Фантастическая добавка [А. Гин, 2004]. Необходимо дополнить реальную ситуацию фантастикой. Можно переносить учебную ситуацию на фантастическую планету и т.д.

«речевая зарядка»

6

Интеллектуальная разминка [А. Гин, 2004]. Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске или демонстрируются на экране и ребятам задаются вопросы.

7

в данном случае может быть использован любой прием, соответствующий цели речевой зарядки (проговаривание диалога, фонетическая игра и т.д.

 

Е. Приемы повышения учебной мотивации при введении нового материала

 

учебные приемы, основанные на содержании учебного материала

1

показ новизны содержания

2

обновление и углубление уже усвоенных знаний

3

раскрытие практической и научной значимости знаний и осваиваемых способов деятельности

4

учет межпредметных,  внутрипредметных и  межцикловых  связей

5

прием апперцепции, т.е. связи знаний с интересами учащихся

6

историзм, показ достижений современной науки

приемы семантизации новой лексики

7

определение значения слова через его дефиницию, синонимы, антонимы

8

определение значения слова посредством реализации принципа наглядности (картинки, карточки)

9

определение значения слова посредством контекста

10

определение значения слова посредством языковой догадки

11

определение значения слова при демонстрации жестов, действий

12

разработка семантического поля изучаемой темы

приемы, основанные на структурировании, упорядочивании

излагаемого материала

13

подробное резюмирование учителем каждого отдельного законченного этапа изложения

14

сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров

15

предъявление учащимся готового плана в ходе изложения

16

предъявление учащимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла

17

намек-подсказка, содержащая готовую информацию

приемы, основанные на проблемном характере изложения материала

18

контрдоводы учителя предполагаемому оппоненту в процессе изложения

19

предъявление учащимся преднамеренно нарушенной логики изложения, доказательства и анализ учителем полученных при этом результатов

20

обсуждение учителем возможных последствий, сделанных из неверных предположений

21

членение излагаемого учителем материала на развивающиеся смысловые моменты

22

установка учителя на мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в ходе изложения

23

включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы

24

наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней

25

задание учащимся на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной учителем

26

задание с избыточными данными

27

задание учащимся на сущностное описание какого-либо явления без использования инструкций

 

Ж. Игровые приемы учебной работы при отработке, тренировке, повторении, систематизации, обобщении  изучаемого материала

 

Игры на развитие памяти и внимания

1

Ход игры: учитель на короткое время показывает детям какой – либо предмет, затем убрав его, просит кого – либо описать его на английском языке по памяти, называя его цвет и размеры.

2

Ход игры: двое учеников выходят к доске, на которой в беспорядке написаны числа. Учитель называет определенное число, ученики должны быстро показать указкой и повторить числительное.

3

Ход игры: учитель называет английское слово, ученики должны придумать слово, начинающееся на последнюю букву предложенного слова.

4

Ход игры: учитель в воздухе “пишет” простые слова. Ученики “читают” и записывают их в тетради. Выигрывает тот, кто справился с заданием лучше других

5

Ход игры: ученик показывает перед классом какое – либо движение (имитирует танец, ходьбу, написание буквы и т.д.), ученики должны назвать глагол на английском языке, обозначающий это движение

Игры на развитие мышления

6

Ход игры: на доске пишутся несколько слов, нужно назвать лишнее

7

Ход игры: учитель читает несколько раз небольшой связный текст, основанный на знакомом материале. Ученики слушают и делают небольшие рисунки. Затем по рисункам воспроизводят текст. Выигрывает тот, кто сделает это лучше всех

8

Ход игры: дается ряд признаков, нужно подобрать какое – либо слово (или несколько слов), обладающее данными признаками.

Данная игра может быть проведена и в обратном порядке (от предмета к признаку)

9

Ход игры: учитель предъявляет несколько картинок. Ученик должен установить последовательность событий, изображенных на них, разложить их в логическом порядке и составить по каждой картинке предложение, попытаться составить небольшой рассказ

10

Ход игры: из нескольких карточек, на которых написаны отдельные буквы, слоги, слова, знаки препинания, нужно сложить законченное по смыслу предложение и назвать его.

11

Ход игры: учитель задумывает какой – либо предмет (по определенной теме) и просит детей отгадать, что он задумал, задавая по пять вопросов.

Игры на развитие звукового и буквенного анализа слов, двигательных функций руки, пространственной ориентировки

12

Ход игры ученики слушают учителя, объясняющего написание буквы, и стараются изобразить ее в своих тетрадях по образцу.

13

Ход игры: ведущий шепчет сидящему с краю на ухо слово на английском языке. Следующий игрок шепчет это слово своему соседу и т.д. Игра ведется на две команды.

14

Ход игры: учитель предъявляет набор букв и картинку с изображением какого – нибудь предмета. Ученики должны выбрать те буквы, которые необходимы для составления слова, обозначающего предмет на картинке, и записать его.

15

Ход игры: ученики должны найти в нижнем ряду звук, соответствующей букве в верхнем ряду и соединить их линией

16

Ход игры: учитель произносит по-английски слово, затем делается короткая пауза. Ученики должны в это время сосчитать, сколько в слове звуков (букв) и по хлопку сообщить ответ.

орфографические игры

17

Алфавит

18

Пчелиные соты.  Класс делится на две – три команды. В зависимости от числа команд на доске два или три раза пишется какое – нибудь длинное слово  Представители команд по очереди подбегают к доске и пишут слова, начинающие с букв, составляющих слово exercise, по вертикали

19

Лестница. Участники игры выстраивают на классной доске «лестницу» из слов. Каждое слово должно начинаться с последней буквы предыдущего

20

Поменяй букву.  На доске пишутся два слова с одинаковым количеством букв. Задача учеников – превратить кратчайшим путем одно слово в другое, изменяя каждый раз только одну букву

21

Лесенка. Учитель пишет на доске короткое слово. Следующее написанное под ним слово должно быть длиннее на одну букву. При этом в каждом последующем слове разрешается заменять любые буквы, кроме первой

22

Придумай слово.  Выбирается буква, которой отводится точное по счету место в слове. Например, «The letter «i» is the second in the words». Ученики по очереди пишут на доске слова, где буква «i» стоит второй по счету

23

Анаграммы. В игре используются слова, при изменении порядка букв в которых получается новое слово. Играющие получают от учителя карточку с такими словами.

24

Добавь согласны.  Учитель пишет на доске гласные буквы. Добавив недостающие согласные, ученики получают слово. Выигрывает ученик, написавший последнее слово ряда

25

Наборщик.   Учитель пишет на доске слово, например «representative». Учащиеся составляют новые слова из букв данного слова. Слова учащихся записываются на доске. Выигрывает предложивший последнее слово

26

Две первые буквы. Учитель просит учащихся придумать слова, у которых первые две буквы одинаковы с написанным на доске слогом.

грамматические игры

27

«По цепочке. Ученики по цепочке продолжают сказанное предыдущим человеком, тем самым составляя рассказ. Необходимо повторить концовку последнего говорящего и добавить свое

28

«Бременские музыканты». Ход игры: двум командам играющих предлагается серия картинок «Бременские музыканты», на которых изображены герои известной сказки. Играющие находят такие картинки и говорят, в чем  состоят их различия, употребляя предлоги

29

Дворец. Ход игры: командам предлагаются картинки, иллюстрирующие какую – либо сказку, где нарисованы дворец, персонажи, по-разному расположенные относительно дворца и друг друга.

30

Снежный ком Ход игры: участникам игры предлагается, например, такое задание: Расскажите, над какими объектами может пролетать самолет (город, деревня, лес, река и пр. Каждый ученик составляет предложения, повторяя то, что было сказано до него, и добавляя новое слово.

31

Домино Ход игры: участникам игры предлагаются карточки, на которых написаны незаконченные предложения типа «Hamlet» is written by…… или Furniture is made by……, на других карточках – фамилии писателей или названия профессий. Играющие находят окончания своих предложений, соединяя карточки, как это делается при игре в домино

ролевые игры

32

«Обучение Незнайки» (учащийся в роли учителя)

33

«Магазин». На прилавке «магазина» разложены различные предметы одежды, которую можно купить. Учащиеся заходят в «магазин» и покупают то, что им нужно

34

«Разговор по телефону». Игра проводится в группах из трех человек. Каждый ученик получает карточку с ролевым заданием

35

 «Друзья». Задание первому партнеру: вы - барон Мюнхгаузен. Вы всем интересуетесь. Задание второму партнеру: вы- ближайший друг барона. Вы во всем подражаете ему.(упражнение в имитации)

36

«Помогите мне найти». Задание первому партнеру: вы потеряли свою книгу и спрашивайте, где она, используя грамматическую структуру «there is a ..».

Задание второму партнеру: вы даете подсказки

37

«Первый визит в Лондон». Задание первому партнеру: Скажите, чтобы вы хотели увидеть в Лондоне в первую очередь?

Задание второму партнеру: Скажите, что вам хотелось бы посетить в Лондоне нечто другое.

38

«Приглашение на экскурсию». Задание первому партнеру: Вы предлагаете своему другу отправиться на экскурсию.

Задание второму партнеру: Примите приглашение вашего друга

39

«В Москве». Задание первому партнеру: Вы в Москве впервые и не знаете, с чего начать осмотр достопримечательностей столицы. Выразите нерешительность.

Задание второму партнеру: Уточните детали, чтобы дать вашему другу совет.

40

«У кассы». Задание первому партнеру: Вы - пассажир. Попросите в соответствующей кассе нужные Вам билеты.

Задание второму партнеру: Вы - кассир. Выясните у диспетчера, есть ли билеты.

41

«Реклама». Работа проводится в парах. Учитель просит ребят встать в два ряда лицом друг к другу. В одном ряду- работники книжных магазинов, в другом- покупатели.

42

«Читательская конференция» по теме «Библиотека».

Участники конференции задают друг другу вопросы о писателях, книгах, журналах и газетах, обмениваются репликами.

 

З. Приемы развития учебной мотивации при контроле за овладением материала

 

устный опрос

1

Щадящий опрос [А. Гин, 2004] Формула: учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответы учеников.

Класс разбивается на две группы по рядам-вариантам. Учитель  задает вопрос. На него отвечает первая группа. Затем на этот  же вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Учащиеся второй группы, прослушав ответ учителя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто «+» или «-».

2

Взаимо-опрос [А. Гин, 2004] Формула: ученики опрашивают друг друга по базовым вопросам

3

Опрос по цепочке [А. Гин, 2004] Формула: рассказ одного учащегося прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя, и так несколько раз до завершения ответа

4

Тихий опрос [А. Гин, 2004] Формула: беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время  как класс занят другим делом.

письменный опрос

5

индивидуальный контроль

6

групповой контроль

диктант

7

слуховой диктант

8

предупредительный диктант

9

зрительный тренировочный диктант по словам, фразам, предложениям с самопроверкой

10

объяснительный диктант

11

парный диктант с взаимопроверкой

тестирование

12

задания закрытого, запрограммированного типа:

13

задания дополнения

14

свободного изложения

15

задания открытого типа со свободными ответами

взаимооценка

16

«Светофор» [А. Гин, 2004] При опросе учащиеся поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю.

17

общественная оценка знаний, умений и навыков учащегося в рамках данной темы

 

И. Приемы развития учебной мотивации в рамках завершающего этапа урока

 

разъяснение домашнего задания

1

Совместное обсуждение  домашнего задания [А. Гин, 2004]

2

Три уровня домашнего задания [А. Гин, 2004]

3

Идеальное задание [А. Гин, 2004] Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.

подведение итогов урока, рефлексия

4

проведение коллективного обсуждения итогов работы

5

общественная оценка действий каждого учащегося, взаимооценка

6

Идеальный опрос [А. Гин, 2004] Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5» (ученики поднимают руки) на «4», на «3»?

7

Опрос-итог [А. Гин, 2004]

8

«Самооценка»  [А. Гин, 2004] Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке, закончив предложения.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!