СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология проблемного обучения в школе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многие педагоги формулируют свое педагогическое кредо так: «Стараюсь не давать информацию в готовом виде. Работаю так, что ребята сами открывают новое знание». Это как раз и означает, что учитель осуществляет проблемное обучение.

Просмотр содержимого документа
«Технология проблемного обучения в школе»

технология проблемного обучения

технология проблемного обучения

«Стараюсь не давать информацию в готовом виде. Работаю так, что ребята сами открывают новое знание».
  • «Стараюсь не давать информацию в готовом виде. Работаю так, что ребята сами открывают новое знание».
На проблемном уроке при введении материала школьники думают, анализируют, рассуждают, а на этапе воспроизведения выполняют творческие задания.  На традиционном уроке при введении знаний ребята слушают учителя, следят за его мыслью, а этапе воспроизведения запоминают готовое определение. Такая учебная деятельность – « пришел, услышал, заучил» - называется репродуктивной.
  • На проблемном уроке при введении материала школьники думают, анализируют, рассуждают, а на этапе воспроизведения выполняют творческие задания.
  • На традиционном уроке при введении знаний ребята слушают учителя, следят за его мыслью, а этапе воспроизведения запоминают готовое определение. Такая учебная деятельность – « пришел, услышал, заучил» - называется репродуктивной.
- творчески репродуктивно
  • - творчески
  • репродуктивно
Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.
  • Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.
Основано такое обучение на теоретических положениях Дьюи. Условиями успешности обучения он считал 3 компонента: проблематизацию учебного материала (Знания дети лучше усваиваются от удивления и любопытства) активность ребенка (Знания должны усваиваться с

Основано такое обучение на теоретических положениях Дьюи. Условиями успешности обучения он считал 3 компонента:

  • проблематизацию учебного материала (Знания дети лучше усваиваются от удивления и любопытства)
  • активность ребенка (Знания должны усваиваться с "аппетитом")
  • связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
С.Л.Рубинштейн утверждал:

С.Л.Рубинштейн утверждал: "Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мышление начинается с проблемы, с удивления или недоумения, с противоречия".

В основу проблемной ситуации помещают противоречие между знанием и незнанием.

Признаки проблемной ситуации: Необходимость выполнения такого действия, при котором возникает потребность в новом, неизвестном отношении, способе или условии действия. Наличие неизвестного для учащихся. Возможности учащихся должны быть достаточными для самостоятельного понимания поставленного задания и условий выполнения.

Признаки проблемной ситуации:

  • Необходимость выполнения такого действия, при котором возникает потребность в новом, неизвестном отношении, способе или условии действия.
  • Наличие неизвестного для учащихся.
  • Возможности учащихся должны быть достаточными для самостоятельного понимания поставленного задания и условий выполнения.
Образовательные цели урока Этапы урока ЗНАНИЯ - понимаемая и воспроизводимая научная информация  УМЕНИЯ –применяемые на практике знания   НАВЫКИ – автоматизированные действия введение материала, воспроизведение(проговаривание)   задачи и упражнения    многократное повторение действия

Образовательные цели урока

Этапы урока

ЗНАНИЯ - понимаемая и воспроизводимая научная информация

УМЕНИЯ –применяемые на практике знания

НАВЫКИ – автоматизированные действия

введение материала, воспроизведение(проговаривание)

задачи и упражнения

многократное повторение действия

Название Содержание Постановка проблемы Результат возникновение проблемной ситуации, осознание противоречия, формулировка проблемы Поиск решения проблема – вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленный для разрешения выдвижение гипотез проверка гипотез Выражение решения Решение – понимание нового знания выражение нового знания научным языком в принятой форме Реализация продукта Продукт – дидактические материалы, рукопись статьи, доклада, … Предоставление продукта через публикацию, выступление Реализованный продукт- реферат, статья, доклад, книга

Название

Содержание

Постановка проблемы

Результат

  • возникновение проблемной ситуации,
  • осознание противоречия,
  • формулировка проблемы

Поиск решения

проблема – вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленный для разрешения

  • выдвижение гипотез
  • проверка гипотез

Выражение решения

Решение – понимание нового знания

выражение нового знания научным языком в принятой форме

Реализация продукта

Продукт – дидактические материалы, рукопись статьи, доклада, …

Предоставление продукта через публикацию, выступление

Реализованный продукт- реферат, статья, доклад, книга

Цель урока Этапы урока З Н А Н И Е Творческие звенья деятельности учащихся введение Постановка учебной проблемы – формулирование вопроса или темы урока Поиск решения – открытие субъективно нового знания воспроизведение Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме Реализация продукта – представление продукта учителю и классу

Цель урока

Этапы урока

З

Н

А

Н

И

Е

Творческие звенья деятельности учащихся

введение

Постановка учебной проблемы – формулирование вопроса или темы урока

Поиск решения – открытие субъективно нового знания

воспроизведение

Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме

Реализация продукта – представление продукта учителю и классу

Побуждения к осознанию противоречия Побуждение к формулированию учебной проблемы Прием 1.  о фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?  о теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)? Прием 2 . Сколько в нашем классе мнений? Прием 3 . Вы сначала как думали? А как на самом деле? Прием 4 . Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Прием 5 . Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание похоже на предыдущее? Прием 6 . Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?   Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какова будет тема урока?

Побуждения к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию учебной проблемы

Прием 1. о фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?

о теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?

Прием 2 . Сколько в нашем классе мнений?

Прием 3 . Вы сначала как думали? А как на самом деле?

Прием 4 . Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

Прием 5 . Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание похоже на предыдущее?

Прием 6 . Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?

Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос?

Какова будет тема урока?

 - система посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят ученика к осознанию темы урока (могут входить и репродуктивные задания и мыслительные) МОТИВИРУЮЩИЙ ПРИЕМ   Если тема абсолютно новая , нет видимой связи с предыдущими?  Используйте «яркое пятно», «актуальность»: сказки и легенды, случаи из истории, науки, культуры, исторические или научные шутки, дидактическую игру типа «черный ящик», ИНОЕ…

- система посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят ученика к осознанию темы урока (могут входить и репродуктивные задания и мыслительные)

МОТИВИРУЮЩИЙ ПРИЕМ

Если тема абсолютно новая , нет видимой связи с предыдущими?

Используйте «яркое пятно», «актуальность»:

  • сказки и легенды,
  • случаи из истории, науки, культуры,
  • исторические или научные шутки,
  • дидактическую игру типа «черный ящик»,
  • ИНОЕ…

Структура Побуждение к выдвижению гипотез Побуждение к проверке гипотез Общее побуждение устной к любым гипотезам «Какие есть гипотезы?» Подсказка практической к решающей гипотезе Сообщение к аргументу / контраргументу: « Согласны с этой гипотезой? Почему?» решающей гипотезы к плану проверки «Как можно проверить эту гипотезу?» к аргументу / контраргументу к плану проверки аргумента / контраргумента плана проверки

Структура

Побуждение к выдвижению гипотез

Побуждение к проверке гипотез

Общее побуждение

устной

к любым гипотезам «Какие есть гипотезы?»

Подсказка

практической

к решающей гипотезе

Сообщение

к аргументу / контраргументу:

« Согласны с этой гипотезой? Почему?»

решающей гипотезы

к плану проверки

«Как можно проверить эту гипотезу?»

к аргументу / контраргументу

к плану проверки

аргумента / контраргумента

плана проверки


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!