технология проблемного обучения
- «Стараюсь не давать информацию в готовом виде. Работаю так, что ребята сами открывают новое знание».
- На проблемном уроке при введении материала школьники думают, анализируют, рассуждают, а на этапе воспроизведения выполняют творческие задания.
- На традиционном уроке при введении знаний ребята слушают учителя, следят за его мыслью, а этапе воспроизведения запоминают готовое определение. Такая учебная деятельность – « пришел, услышал, заучил» - называется репродуктивной.
- - творчески
- репродуктивно
- Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.
Основано такое обучение на теоретических положениях Дьюи. Условиями успешности обучения он считал 3 компонента:
- проблематизацию учебного материала (Знания дети лучше усваиваются от удивления и любопытства)
- активность ребенка (Знания должны усваиваться с "аппетитом")
- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
С.Л.Рубинштейн утверждал: "Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мышление начинается с проблемы, с удивления или недоумения, с противоречия".
В основу проблемной ситуации помещают противоречие между знанием и незнанием.
Признаки проблемной ситуации:
- Необходимость выполнения такого действия, при котором возникает потребность в новом, неизвестном отношении, способе или условии действия.
- Наличие неизвестного для учащихся.
- Возможности учащихся должны быть достаточными для самостоятельного понимания поставленного задания и условий выполнения.
Образовательные цели урока
Этапы урока
ЗНАНИЯ - понимаемая и воспроизводимая научная информация
УМЕНИЯ –применяемые на практике знания
НАВЫКИ – автоматизированные действия
введение материала, воспроизведение(проговаривание)
задачи и упражнения
многократное повторение действия
Название
Содержание
Постановка проблемы
Результат
- возникновение проблемной ситуации,
- осознание противоречия,
- формулировка проблемы
Поиск решения
проблема – вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленный для разрешения
- выдвижение гипотез
- проверка гипотез
Выражение решения
Решение – понимание нового знания
выражение нового знания научным языком в принятой форме
Реализация продукта
Продукт – дидактические материалы, рукопись статьи, доклада, …
Предоставление продукта через публикацию, выступление
Реализованный продукт- реферат, статья, доклад, книга
Цель урока
Этапы урока
З
Н
А
Н
И
Е
Творческие звенья деятельности учащихся
введение
Постановка учебной проблемы – формулирование вопроса или темы урока
Поиск решения – открытие субъективно нового знания
воспроизведение
Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме
Реализация продукта – представление продукта учителю и классу
Побуждения к осознанию противоречия
Побуждение к формулированию учебной проблемы
Прием 1. о фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?
о теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?
Прием 2 . Сколько в нашем классе мнений?
Прием 3 . Вы сначала как думали? А как на самом деле?
Прием 4 . Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?
Прием 5 . Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание похоже на предыдущее?
Прием 6 . Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?
Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос?
Какова будет тема урока?
- система посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят ученика к осознанию темы урока (могут входить и репродуктивные задания и мыслительные)
МОТИВИРУЮЩИЙ ПРИЕМ
Если тема абсолютно новая , нет видимой связи с предыдущими?
Используйте «яркое пятно», «актуальность»:
- сказки и легенды,
- случаи из истории, науки, культуры,
- исторические или научные шутки,
- дидактическую игру типа «черный ящик»,
- ИНОЕ…
Структура
Побуждение к выдвижению гипотез
Побуждение к проверке гипотез
Общее побуждение
устной
к любым гипотезам «Какие есть гипотезы?»
Подсказка
практической
к решающей гипотезе
Сообщение
к аргументу / контраргументу:
« Согласны с этой гипотезой? Почему?»
решающей гипотезы
к плану проверки
«Как можно проверить эту гипотезу?»
к аргументу / контраргументу
к плану проверки
аргумента / контраргумента
плана проверки