СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология проектного обучения на уроках информатики

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важным шагом при работе с индивидуальным проектом является выбор темы. Учащиеся должны выбрать тему не только интересную себе, но должны предположить интерес других учащихся или возможность заинтересовать учащихся при защите своей работы. Кроме того, ребята должны учитывать специфику программы и подобрать материал способный реализовать проект по всем предъявляемым требованиям (количество связанных по ключевым полям таблиц, количество полей, записей, наличие числовых, текстовых, логических и OLE полей, количество созданных отчетов, запросов и т.д.). Другим важным этапом создания проекта является его реализация на персональном компьютере, благодаря этому этапу ребята закрепляют, все то, что было изучено на уроках, а некоторые из них изучают и дополнительный материал, они приобретают опыт работы с программой, закрепленный интересом к создаваемому программному продукту.

Просмотр содержимого документа
«Технология проектного обучения на уроках информатики»

МБОУ Воинский УВК











Технология проектного обучения на уроках информатики








Выполнила: учитель информатики

Полищук Н.В.











2016- 2017 уч. год

Использование метода проектов при изучении разных тем информатики и информационных технологий п. 1. Использование метода проектов при изучении графических редакторов

Тема, изучение которой не обходится без использования метода проектов, – «Графический редактор». Выполнение каждого задания – это мини-проект.

При изучении этой темы рассматриваются следующие вопросы:

  • Понятие графических редакторов.

  • Векторное и растровое графические изображения.

  • Инструменты графического редактора Paint.

  • Создание рисунка.

  • Редактирование рисунка.

  • Добавление в рисунок текстовой надписи.

  • Копирование фрагментов рисунка в графическом редакторе.

  • Проверочная работа по теме «Технология обработки графической информации»

Задания для обучения учащихся:

  • «Квадраты и круги» (рисование правильных фигур, умение пользоваться такими инструментами, как лупа, ластик, заливка) (Приложение 1).

  • Затем учащимся предлагается создать свой рисунок-проект на свободную тему, на последующих уроках они используются для создания проекта «Открытка»

Знания и умения работы в графических редакторах используются в дальнейшем при изучении других тем информатики, например: «Моделирование». Учащимся предлагается подготовить следующие проекты: «Модель комнаты» , «Модель мебели» (с использованием «кирпичиков»), «Паркет».

При изучении любой темы информатики можно предложить учащимся создание мини-проектов «Кроссворд», «Ребус» (Приложение 2), которые выполняются в графическом редакторе.

У учащихся формируются навыки использования графического редактора не только для создания картинок, но и для выполнения чертежей и схем для доклада, реферата, курсовой работы и т.д.

п. 2. Использование метода проектов при изучении текстового редактора

При изучении этой темы рассматриваются следующие вопросы:

  • Назначение и возможности текстовых редакторов.

  • Создание и редактирование документов.

  • Форматирование текста.

  • Создание списков.

  • Создание и редактирование таблицы.

  • Включение в текстовый документ графических объектов, объектов WordArt.

  • Элементы типографского оформления документа

  • Проверочная работа по теме «Прикладная среда текстового редактора».

Начальной ступенью применения метода проектов является создание проблемных ситуаций на уроках.

Проблемная ситуация - это ситуация интеллектуального затруднения, когда для решения поставленной задачи учащемуся не хватает имеющихся знаний Проблемная ситуация - это мостик от имеющихся знаний к новым.

Перед детьми ставится проблема: как успеть за 20-25 минут урока, которые отводятся на выполнение задания, набрать такое большое количество текста? Какие пути решения ими предлагаются? Если дети не ответят, то нужно обратить их внимание на наличие буфера обмена для копирования и вставки текста, показать, где он находится. Повторить с ними алгоритм копирования-вставки фрагментов текста, а также редактирования текста в режиме вставки.

Таким образом, при выполнении данного проекта от уже имеющихся знаний по печати и редактированию текста учащиеся переходят к новым знаниям по использованию буфера обмена и при выполнении данного проекта закрепляют умения и навыки.

При изучении текстового редактора учащимся предлагаются следующие проекты:

  • «Задания по образцу» (научить учащихся работать в текстовом редакторе).

  • «Заявление» (задание на умение форматировать текст).

  • «Объявление» (задание на умение работать с таблицей).

  • «Меню» (проверяется умение создавать списки).

  • «Приглашение», «Открытка» (совместная работа с текстом и графикой) (Приложение 3).

В качестве проекта можно рассматривать создание алгоритмов в виде блок-схемы в текстовом редакторе (Приложение 4), составление кроссворда (Приложение 5).

В качестве творческого проекта можно рассматривать создание газетной полосы, сборника любимых стихов и прозы, рассказ (рекламный буклет) о любимом исполнителе. Структура этих проектов в начале работы только намечается, чаще всего жесткого плана по выполнению не устанавливается, оговариваются лишь сроки, прогнозируемые результаты и возможные формы их представления (электронный документ, страница формата А4, буклет, брошюра).

п. 3. Использование метода проектов при изучении табличного процессора

При изучении этой темы рассматриваются следующие вопросы:

  • Назначение и возможности табличных процессоров.

  • Создание и редактирование табличного документа.

  • Форматирование табличных документов.

  • Вычисления по формулам. Использование в формулах встроенных функций.

  • Относительная и абсолютная адресация.

  • Смешанные ссылки.

  • Использование в формулах логических функций.

  • Сортировка и поиск данных.

  • Построение диаграмм и графиков.

  • Проверочная работа по теме «Прикладная среда табличного процессора».

При изучении этой темы учащимся предлагается выполнить следующие мини-проекты:

  • «Расчет заработной платы» (использование формул).

  • «Количество калорий» (использование относительных и абсолютных ссылок) (Приложение 6).

  • «Зачисление в группу» (применение логических функций).

  • «Графики» (Приложение 7) , «Биоритмы» (создание и использование графиков, диаграмм).

  • «Магазин» (здесь учащиеся проявляют своё творчество, выбирают наименования товара, интересного им).

п. 4. Использование метода проектов при изучении баз данных

При изучении этой темы рассматриваются следующие вопросы:

  • Назначение и возможности системы управления базой данных.

  • Создание структуры и заполнение базы данных.

  • Создание формы базы данных.

  • Редактирование записей.

  • Сортировка и фильтрация данных.

  • Обработка данных. Создание запросов.

  • Разработка отчета для вывода данных.

  • Установка связей.

  • Создание реляционной базы данных.

  • Проверочная работа по теме «Система управления базой данных».

На первом уроке при постановке целей и актуализации изучения данной темы учащимся объявляется, что результатом изучения этой темы станет создание и защита индивидуальных проектов – баз данных, созданных по любой теме, выбранной самими учениками, исходя из их интересов и требований к данной работе. На первых уроках ребятам рассказывается об этапах создания БД, которые они должны пройти для создания своих проектов. Можно заметить, что на последующих уроках процесс изучении нового материала и получении новых умений происходит с большим интересом и активностью, т.к. ребятам предстоит применить все это при реализации собственного продукта. В процессе изучения данного раздела учитель контролирует, координирует и оценивает промежуточные этапы работы над проектом (структура базы данных, связанные таблицы, возможные запросы, отчеты и т.д.).

На этапе обучения учащимся предлагаются следующие проекты:

  • «Мой класс», учащиеся заполняют базу данных сведениями о своих одноклассниках (фамилия, имя, рост, вес, цвет глаз, домашнее животное и т. д.).

  • «Моя библиотека», учащиеся представляют базу данных по своим книгам (автор, название, год издания, количество страниц и т. д.) (Приложение 8).

Важным шагом при работе с индивидуальным проектом является выбор темы. Учащиеся должны выбрать тему не только интересную себе, но должны предположить интерес других учащихся или возможность заинтересовать учащихся при защите своей работы. Кроме того, ребята должны учитывать специфику программы и подобрать материал способный реализовать проект по всем предъявляемым требованиям (количество связанных по ключевым полям таблиц, количество полей, записей, наличие числовых, текстовых, логических и OLE полей, количество созданных отчетов, запросов и т.д.). Другим важным этапом создания проекта является его реализация на персональном компьютере, благодаря этому этапу ребята закрепляют, все то, что было изучено на уроках, а некоторые из них изучают и дополнительный материал, они приобретают опыт работы с программой, закрепленный интересом к создаваемому программному продукту.

Список тем, представленных учащимися при создании баз данных: «Наши друзья», «Кино», «Музыка», «Животные», «Футбол» и т. д.

При защите учащиеся рассказывают о причинах и актуальности выбранной темы, доказывают правильность выбранной структуры, ее оригинальность, описывают проблемы, возникшие при создании проекта и пути их реализации, представляют полученную базу данных. Выслушивается мнения и рекомендации одноклассников, учителя. Выставляется оценка. Учащиеся тем самым приобретают не только необходимые знания умения и навыки по данной теме, но и возможность самостоятельно пройти все этапы и создать свою индивидуальную базу данных.

п. 5. Использование метода проектов при изучении технологий создания компьютерных презентаций

Создание презентаций - еще один яркий пример применения технологии метода проектов в курсе информатики. При изучении этой темы рассматриваются следующие вопросы:

  • Назначение и возможности приложения PowerPoint.

  • Создание презентации: создание фона, текста.

  • Вставка рисунков.

  • Настройка анимации.

  • Создание презентации, состоящей из нескольких кадров.

  • Создание управляющих кнопок, гиперссылок.

  • Создание собственной презентации.

  • Проверочная работа по теме «Технология создания компьютерных презентаций»

На первом уроке учащихся знакомят с этапами создания презентаций (от планирования до защиты). Учащиеся при изучении основных возможностей программы Power Point , параллельно реализуют мини-проекты: «Светофор», «Часы», «Рекламная презентация коммерческой фирмы», «Пословицы». К моменту реализации проекта на персональном компьютере у учащихся должен быть собран весь необходимый материал в виде отдельной папки на компьютере, где содержатся графические, музыкальные, видео и текстовые материалы будущей презентации. Описаны основная идея презентации, этапы планирования, вид навигации. Основной акцент расставляется на творческий подход, создание единого стиля проекта, а также простоту навигации. Изучение темы завершает защита проектов.

Работа над проектом состоит из следующих этапов:

  1. выбор темы и подбор информации,

  2. разработка сценария презентации, структуры,

  3. разработка дизайна слайдов с соблюдением эргономических требований, требований информативности и наглядности представления материала,

  4. тестирование презентации (проверка правильности гиперссылок, эффектов и др.),

  5. защита проекта.

Список презентаций, представленных учащимися на защиту: «Животные», «Достопримечательности разных стран» (Приложение 9), «Мир цветов» и т. д.

п. 6. Использование метода проектов при изучении темы «Технология создания Web-сайта»

При изучении этой темы рассматриваются следующие вопросы:

  • HTML – язык разметки гипертекста.

  • Структура web-страницы.

  • Параметры .

  • Форматирование текста.

  • Вставка изображений.

  • Гиперссылки на web-страницах.

  • Создание списков, таблиц.

  • Формы на web-страницах.

  • Проверочная работа по теме «Технология создания web-сайта»

Дети самостоятельно продумывают тему, подбирают информацию, разрабатывают структуру сайта. Таким образом, в среднем звене проект – это, в основном, зачетная работа по изученной теме. Причем, проекты выполняются всеми учащимися.

В 11 классе учащиеся выполняют проект – сайт на любую тему по информатике. Учащиеся подбирают материал, творчески оформляют свои работы. На защите представляют свои работы одноклассникам.

п. 7. Использование метода проектов при изучении темы «Программирование АВС Паскаль» ( Приложение 10)

При изучении этой темы в курсе информатики и информационных технологий рассматриваются следующие темы:

  • Основы объектно-ориентированного визуального программирования.

  • Интегрированная среда разработки языка АВС Паскаль .

  • Форма и размещение на ней управляющих элементов.

  • Создание программного кода.

  • Тип, имя и значение переменной.

  • Выражения и функции.

  • Графические возможности языка Паскаль .

  • Программирование ветвлений.

  • Программирование повторений.

  • Процедуры.

  • Массивы.

  • Решение задач.

  • Разработка проекта.

  • Конференция.







Приложение 1

Проект «Квадраты и круги»


Приложение 2

Проект «Ребус»



Приложение 3

Проект «Открытка»



Приложение 4

Проект «Блок-схема»



Приложение 5

Проект «Кроссворд»



Приложение 6

Проект «Расчетная книга Буратино»





















Проект «Количество калорий»

Приложение 7

Проект «Графики»



Приложение 8

Проект «Моя библиотека»















































Приложение 9

Проект «Достопримечательности разных стран»



Приложение 10

Проект «Тоннели»
















Проект «Спирали»















Проект «Цветок»













19




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!