СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Обобщающий урок в 6 классе по теме: «Имя существительное»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе. Обобщающий урок в 6 классе по теме: «Имя существительное»

Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Групповая работа на уроке русского языка.

Учитель русского языка и литературы: Сухарева Светлана Алексеевна

 

Просмотр содержимого документа
«Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Обобщающий урок в 6 классе по теме: «Имя существительное»»

МБОУ гимназия №45 имени Жоржа Дюмезиля


Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Групповая работа на уроке русского языка


Обобщающий урок в 6 классе

по теме:

«Имя существительное»






Учитель русского языка и литературы:

Сухарева Светлана Алексеевна













Владикавказ, 2015

I. Стадия вызова. Игра «Верите ли вы, что...»


Итак, верите ли вы, что…

.. .в русском языке нет ни одного «родного», исконного слова на букву А.. .что в русском языке 10 разносклоняемых существительных;

.. .в кафе с кофем всегда подают мороженое..

.. .что большое кенгуру может весить до 150 килограмм;

.. .что растяпой может быть и Таня, и Ваня;

.. .чтобы стать грамотным человеком, нужно очень хорошо изучать грамматику?


Правила работы в группе :

  1. Вы свободно обмениваетесь мнениями.

  2. Вы имеете право на ошибку. Критика запрещена.

  3. Вы уважаете мнение каждого ученика


II. Стадия осмысления. Стратегия «Зигзаг»


Заранее в классе парты расставлены таким образом, чтобы никто из членов группы не сидел спиной друг к другу. Каждый ученик в группе будет «играть» свою роль.

Каждая группа получает своё учебное задание, которое состоит из шести частей. Все части задания связаны между собой и составлены с чётом уровня подготовки каждого ученика.

Выполнить задание. Обменяться результатами своей работы с другими членами группы.


Учебное задание № 1


Вставь пропущенные буквы.

  1. О бремен.., о дельфин.., на семен.., около Норвегии.., о стремен.., по глин.., при Александре.., на гитар... без энергии., без бремен..., в гнёздышк.., благодаря знамен.., при сопротивлени.., по темен.., на гвоздик..., без стремен.., по Кат.., к гимнастик..., в племен.., в акварел...

  1. Продолжи пословицу.

Большого ... не задуешь. До поры до ... не сеют... . Нет тяжелее ...., чем безделье. Лучше глаза лишиться, чем доброго....

3. Замени эти словосочетание устойчивым оборотом (фразеологизмом) ; используя разносклоняемые существительные.

Свято хранить идеалы, заветы; начать бороться за что-нибудь; принять участие на чьей-либо стороне.

4. Ответьте на вопросы.

  1. Какие окончания имеют существительные на -мя и существительное путь в родительном, дательном, творительном и предложном падежах?

  2. С каким окончанием какого склонения сходны эти окончания?

  3. Какое окончание у существительных на -мя в творительном падеже?

  4. Существительные какого склонения имеют в т.п. такое же окончание?

  5. Почему существительные на -мя и существительное путь называются разносклоняемыми?

5. Используя вопросы, составьте таблицу «Разносклоняемые имена существительные".

6. Составьте небольшой рассказ, используя разносклоняемые существительные.


Учебное задание №2


1. Вставьте пропущенные буквы.

Говорили о лили.., из теори.., идти по дорог..., к избушк..., преуспевать в школ..., по истории..,. располагаться в слени... возле речк.., гулять по галере..., побывать на лекции.., находиться возле палатк..., сдавать экзамен по геометрии.., задержаться в планетарии.., участвовать в решении... вопроса.

2. Определите, есть ли среди этих слов исконно русское?

Абажур, алое, амплуа, абрикос, автор, ария, аристократ, армия, аспирин, асфальт, аркан, армяк.

3. Расположите синонимы порядке усиления степени признака.

Большой, громадный, колоссальный..

Гениальный, способный, талантливый.

Родимый, родной? близкий, кровный.

Противный, омерзительный, неприятный.

4. Ответьте на вопросы

1. Когда у существительных в единственном числе пишется окончание - и, а когда –е.

2. В чем особенности правописания падежных окончаний существительных типа армия, здание, планетарий?

5.Используя вопросы, составьте таблицу «Правописание падежных окончаний существительных».

6.Составьте небольшой рассказ, используя существительные из задания №2 и сущ. на -ие, -ий, -ия.


Учебное задание № 3


1. Запищите словосочетания «прил. + сущ". Обозначьте ударение и род существительных.

Алоэ, амплуа, бюр0, жабо, жюри, какао, кофе, кредо, лассо, манто, маэстро, метро, пони, пике, пальто. Пюре, радио, соло, табло, тавро, танго, такси, турне, фойе, фото.

2. Составьте и запишите предложения со сложносокращенными существительными, согласуя по нормам литературного языка с глаголами, данными в скобках.

ГИБДД (выдал, выдала, выдало).;

ОРТ (показал, показала, показало);

МГУ (пригласил, пригласила, пригласило);

НИИ (разработал, разработала, разработало).

  1. Определите, к какому роду относятся слова.

Картофель, санаторий, кофе, какао, фамилия, простыня, тополь, тюль, рояль, мозоль.

  1. ответьте на вопросы.

  1. К какому роду преимущественно относятся несклоняемые имена существительные?

  2. В каком случае они относятся к женскому роду?

  3. В каком случае относятся к мужскому?

  1. Опираясь на вопросы, составьте таблицу "Род несклоняемых имён существительных".

  2. Составьте рассказ, используя несклоняемые имена существительные, укажите их род.


Учебное задание №4


1. "Отгадай словечко», составь с угаданными словами словосочетания.

Здание для ремонта и стоянки паровозов и вагонов (...). Отдельное движение в танце с определённой последовательностью ног (...), Сигнальный щит, на котором автоматически показываются какие-либо результаты Спортивная командная игра в мяч на воде (...). Низкорослая шотландская лошадка (...). Знак препинания в виде длинной горизонтальной чёрточки 9...). Кусок мяса или рыбы, очищенной от

костей (...). Воздушное пирожное (...).

2. Вставьте пропущенные буквы, расставьте ударения.

М..тро, инт..рвью, п..нальти, к..нферансье, ав..ню, фл..минго, т..бло, ж..люзи, ат..лье, пи..нино, ш..мпанзе, эск..мо, к..либри.

  1. Ответьте на вопросы.

  1. Почему некоторые имена существительные называются несклоняемые?

  2. Каково происхождение большинства несклоняемых существительных?

  3. Какие существительные относятся к несклоняемым?

  1. Используя ответы на вопросы, составьте таблицу «Несклоняемые имена существительные».

  2. Заполни таблицу своими примерами.

Имена сущ.

на глас, звук

Сущ. на согласный

Русские фамилии на -о, - их, -ых

Сложносокращённые

слова

нарицательные

собственные









6. Используя существительные общего рода из упр. № 2, составьте небольшой рассказ.

Учебное задание№5


  1. Вставьте пропущенные буквы, разберите предложение по членам предложения.

Берё..ка на опушк.. прямо в снег р..няет с..мена.

  1. Выписать существительные общего рода; с одним из них составить 2 предложения так, чтобы в одном предложении существительное относилось к мужскому роду, а в другом - к женскому.

Время, грязнуля, фамилия, кофе, жадина, яблоко, ломака, растеряха, колибри, племя, недотрога, пианино, подлиза, неженка.

  1. Ответить на вопрос: «Что я знаю о слове грязнуля?»

  2. Внимательно рассмотри таблицу.

Правильно

Неправильно

Пришла лечащий врач

Пришла лечащая врач


Используя эти знания, составь и запиши ’ предложения такого же строения со словами инженер, композитор, бригадир, геолог. Употребляя эти слова для обозначения лиц женского пола. С этими словами составьте небольшой рассказ.

  1. Составьте таблицу: «Имена существительные общего рода».

  2. Распределите слова в два столбика: в левый – существительные, отрицательно характеризующие человека; в правый – не дающей отрицательной оценки.

Мазила, тезка, зазнайка, разиня, левша, умница, соня, неряха, растяпа, сирота, малютка, тихоня, работяга, симпатяга, скряга.


Как организуется работа над заданием.

Разные части задания выполняют разные ученики. Части задания разные по степени сложности. Лидер группы заранее ознакомлен с заданием и ,согласно уровню подготовки учеников, распределяет задания между членами группы. После выполнения задания каждый зачитывает его вслух. Таким образом каждый член группы знакомится с работой товарища и может его поправить. Работу организует лидер: устанавливает очерёдность высказываний, руководит обсуждением. В результате обсуждения фиксатор записывает текст. Иллюстратор приводит примеры из задания или свои собственные. Связной добавляет в текст наблюдения. Задания № 4и 5 вся группа делает коллективно.


III. Стадия рефлексии. Составление сводной таблицы.


Учащиеся на основе таблиц, составленных в группах, составляют одну

общую, зачитывают свои рассказы, отвечают на вопросы: «Верите ли вы, что..»

Оценки учебной работы используются как воспитательный и методический приём. Не ставятся стандартные оценки, а устно отмечается работа более слаженной команды, каждому же ученику вручаются поощрительные грамоты в определённых номинациях.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!