Технология развития критического мышления на уроках русского языка сл 1
Целью данной образовательной технологией является развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные явления), то есть развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться.
Сл 2 Основу данной технологии составляет базовая модель трех стадий «вызов – реализация смысла, осмысление - рефлексия», которая помогает учащимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с информацией и размышлять о том, что они узнали.
Сл 3 Данную технологию я бы хотела представить на примере урока русского языка, ориентируемую на 7 класс по теме «Правописание не с причастиями», по учебнику Т. А. Ладыженской. Данный урок по программе 34, в системе уроков по теме причастие 23.
Сл 4 Итак, цель данного урока: создать условия для усвоения учащимися умений и навыков правописания не с причастием;
Перед собой я ставила следующие задачи:
развивать умения учащихся видеть орфограмму в словах;
обобщить и систематизировать сведения о слитном и раздельном написании не с различными частями речи, изученными ранее;
формировать практическое умения различать слитное и раздельное написание не с различными частями речи;
изучить и закрепить новые сведения о правописании не с причастиями;
дать учащимся представление о правилах поведения в обществе.
Тип урока: открытие нового знания.
Сл 5 Итак, начинается урок с эмоционального положительного настроя.
По-щучьему веленью, по-моему хотенью!
Пусть невозможное становится возможным!
Пусть станет близким всё, что далеко!
И пусть всё то, что было очень сложным,
Решается красиво и легко!!!!
Сл 6 Стадия «Вызов»
Данная стадия позволяет:
актуализировать и обобщить имеющиеся знания у ученика по данной теме и проблеме;
вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
побудить ученика к активной работе на уроке.
Сл 7 Для того чтобы подвести учащихся к теме урока, использую прием «Верные и неверные утверждения». Данный прием поможет учащимся научиться объяснять явления, выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий и процессов; подтверждать гипотезы на основе изученной информации.
Вызов, имеющихся знаний, мотивация учебной деятельности.
«Верные и неверные утверждения»
Верите ли вы, что в предложении «Мокрые ноги и хлюпающий нос предвещают тихую и спокойную жизнь в постели» подчеркнутое слово является глаголом?
Верите ли вы, что в предложении «Руки вымыты», подчеркнутое слово краткое причастие?
Верите ли вы, что в предложении «Если щетка (не) помещается во рту, значит, она зубная, а сапожная» подчеркнутое слово с не пишется раздельно?
Верите ли вы, что существительное «(не) ряха» с не пишется слитно?
Верите ли вы, что в предложении «(Не) послушный останется без ушей» подчеркнутое слово пишется с не раздельно»
Верите ли вы, что в предложении «Шнурки (не) завязаны» сказуемое выражено кратким причастием?
Верите ли вы, что в предложении «Шнурки (не) завязаны» сказуемое с не пишется слитно?
Верите ли вы, что в предложении «(Не) выученные мной уроки пишется раздельно?
Далее проверяем и на основе проверки учащиеся приходят к выводу, что нам сегодня предстоит познакомиться с правописанием не с причастиями.
Целеполагание.
Формулируют тему урока и цели.
Сл 8 Прием ЗУХ.
Далее предлагаю учащимся начертить таблицу ЗУХ:
Данный прием позволяет учащимся собрать уже имеющийся материал по теме, расширить знания по изучаемому вопросу и систематизировать их и графически оформить.
Учащимся предлагается самостоятельно или в парах вспомнить о правописании не с уже изученными частями речи. По возможности привести примеры. Можно пользоваться справочниками, которые ведут учащиеся. Далее идет взаимопроверка. Следующим в этой таблице будет заполнение второй графы самостоятельно каждым учащимся. Что хочу узнать. Опять же результаты озвучиваются.
Сл 9 Стадия осмысления.
Данная стадия направлена на получение новой информации, сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, на постепенное продвижение от «старого» знания к «новому».
Ученик читает. Слушает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях и ведет записи по мере осмысления новой информации.
На данном этапе использую сказку. Учащимся предлагается прослушать сказку и выявить правописания не с причастиями и записать в третью графу нашей таблицы с последующим обсуждением.
О том, как Не искала друзей среди Причастий.
Шла по дорожке одинокая Не. Вдруг она увидела Краткое Причастие, обрадовалась, подскочила к нему и говорит умоляюще:
— Я хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой всегда!
Но ничего не ответило Краткое Причастие, только молча прошло мимо. Погрустневшая Не побрела дальше на поиски друга. Видит — навстречу плетётся очень Полное Причастие с зависимыми словами, а за ним — другое, с противопоставлением и с союзом а.
Увидев Не, они только отмахнулись, сказав грубо:
— Ну тебя! — и пошли дальше.
Не совсем потеряло надежду и хотела было заплакать, как вдруг увидела: прямо к ней несётся изо всех сил красивое Полное Причастие и громко кричит:
— Ты моя любимая, ты моя хорошая! Я всюду ищу тебя! Я всегда буду с тобой! Я жить без тебя не могу, так как без Не я просто не чувствую себя полноценным словом, я просто не существую!
Они обнялись и сразу стали неразлучны. Они даже запели весёлую песенку.
И тут им встретилось одинокое (иными словами, просто одиночное!) Причастие.
Оно сказало невесело:
- Я одинокое. У меня нет ни зависимых слов, ни противопоставления с союзом а.
- Я совершенно одинокое Причастие.
- Мы примем тебя в свою компанию, но как только на горизонте появятся зависимые от тебя слова или неприятное противопоставление с союзом а, так и знай, мы немедленно отодвинем тебя в сторону, с ними мы не хотим знаться.
И друзья побежали к новым приключениям.
Обсуждение записей в классе.
Сл 10 Здоровьесберегающая техноглогия.
Физминутка.
«Порхание бабочки»
Представьте себе прекрасный летний день. Вы находитесь на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы – легкие бабочки с большими красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие – это крылья бабочки. И тело ваше тоже стало легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки.... Вам хорошо, приятно. Но вот пришла пора возвращаться в эту комнату. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза, улыбнитесь ласковому ветерку и друг другу.
Сл 11 Стадия рефлексии.
Данная стадия направлена на размышление, рождение нового знания.
Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям – предположениям, внести в них изменения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной темы.
А сейчас перейдем и посмотрим, как работает данное правило на практике, для этого я обратилась к детской книге Григория Бенционовича Остера, детского писателя, которого читают, в основном, взрослые. Автора юмористических "учебников" для детей, создателя нескольких популярнейших мультсериалов - в том числе о Мартышке, Попугае, Слоненке и Удаве. Книге «детские народные приметы и суеверия»
Попробуем в этих приметах и суевериях объяснить нашу орфограмму.
Г.Остер «Детские приметы и суеверия»
Сл 12 Проверка:
Съевшего немытые овощи постигнет тяжкая участь.
Неподстриженные ногти приводят к царапинам на друзьях.
Не завязанные, а болтающиеся шнурки – предвестники разбитого носа.
Невыученные уроки - к огорчению.
Не сказанная тобой глупость не уронит тебя в глазах товарищей.
Проверка всем классом.
Сл 13 Хорошо. А сейчас давайте вернемся в нашим верным и неверным утверждениям. Нас интересуют пункты 6, 7, 8. Давайте их проанализируем и обсудим условия выбора.
Сл 14 Подводя итог урока, проанализируйте вашу работу на уроке и закончите фразу. Список фраз у Вас на столах.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Сл 15, 16, 17 Домашнее задание дифференцированное.
Сильным ученикам составить алгоритм правописания не с причастиями.
Слабым ученикам по рисунку определить, в какой усадьбе всаднику будут рады, свой ответ аргументировать. (распечатаны или в дневнике.ру выложены)
Оценивание в конце урока, если требуется учащимся можно сразу на каждом из этапов выставлять оценки.