СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Технология развития межпредметных связей на уроках русского языка, литературного чтения и математики (на экономическом материале)».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время рыночные отношения, сопровождающие все процессы жизнедеятельности граждан нашей станы, повышают уровень требований к экономической подготовке молодежи. В связи с этим, возрастает потребность государства в решении проблемы экономического образования, что находит свое отражение в требованиях к содержанию образования, зафиксированных в Законе РФ «Об образовании», в стратегических задачах Национальной доктрины развития образования РФ (до 2025г.), а также в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и других законодательных и нормативных документах.

Просмотр содержимого документа
««Технология развития межпредметных связей на уроках русского языка, литературного чтения и математики (на экономическом материале)».»

Что касается экономики,

то каждый уже с детства

кое – что знает о ней.

Пол Самуэльсон


Актуальность темы. В настоящее время рыночные отношения, сопровождающие все процессы жизнедеятельности граждан нашей станы, повышают уровень требований к экономической подготовке молодежи. В связи с этим, возрастает потребность государства в решении проблемы экономического образования, что находит свое отражение в требованиях к содержанию образования, зафиксированных в Законе РФ «Об образовании», в стратегических задачах Национальной доктрины развития образования РФ (до 2025г.), а также в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и других законодательных и нормативных документах.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года одной из главных задач ставит формирование предприимчивого, образованного, нравственного гражданина, способного совершать рациональный выбор, нести ответственность за собственную деятельность и социально-эконо­ми­че­ское будущее страны. Наряду с этой задачей особую значимость приобретает умение устанавливать деловые контакты, вести деловую беседу, кратко и ясно излагать свои мысли, умение слушать собеседника.

Анализируя нормативные документы Российской Федерации, можно констатировать, что экономическое образование в нашей стране направлено на формирование у выпускников школы неискаженного представления об экономике и деловой этике, а также призвано сформировать целостное представление о системе рыночных отношений, обеспечить выпускников школы необходимыми знаниями, умениями и навыками, достаточными для социализации.

Изучая экономическое образование, следует сделать вывод, что экономическая образованность не констатируется как необходимый результат экономического образования младших школьников, поскольку экономическое образование в начальной школе рассматривается как пропедевтический этап, на котором ребенок только готовится к предстоящей экономической жизни и социализации.

Однако могу отметить, что современные младшие школьники уже включены в социально-экономические отношения и поэтому вынуждены употреблять сформированные знания, навыки экономического поведения в жизни. Исходя из вышеизложенного, могу предположить, что элементарные экономические знания и навыки необходимо формировать с начального звена общеобразовательной школы.

Кроме того, приобретение экономических знаний, навыков зависит от активности обучаемых. Для того чтобы учащиеся были активны, необходимо пересмотреть формы и способы деятельности педагога и ученика в процессе экономического образования младших школьников.

Выбор темы обусловлен противоречиями между:

 стремлением взрослых к приобретению экономических знаний, с одной стороны;

 способностью детей усваивать многие экономические понятия за более короткий срок, чем взрослые, - с другой.


Актуальность выявленной проблемы и обозначенные противоречия определили выбор темы работы: «Технология развития межпредметных связей на уроках русского языка, литературного чтения и математики (на экономическом материале)».

Ориентируясь на новые требования жизни, обучение детей общим экономическим понятиям позволит подойти к решению, по крайней мере, двух фундаментальных проблем школьного образования.

Первое: устранить пробел в граждановедческом образовании младших школьников.
Второе: осуществлять подготовку младших школьников к жизни во взрослом обществе посредством экономических знаний.

Условия успешности экономического образования младших школьников:

 тщательное планирование экономического блока в системе уроков в начальной школе;

 мотивация школьников к решению задач, упражнений, кроссвордов экономического характера;

 введение в занятия игр, сказочных представлений, инсценировок;

 привлечение родителей к составлению творческих заданий экономического содержания;

 создание ситуаций выбора правильного ответа, дискуссии, отстаивания собственной точки зрения.

 творческий характер деятельности учителя, уверенность в сохранении и развитии данного направления работы и технологии обучения в старшем звене.

Таким образом, определены следующие задачи:
- осуществлять учебную деятельность в соответствии с индивидуальными познавательными потребностями детей;
- вводить материал, не как описательный, а как содержащий реальную проблему;
- строить процесс обучения так, чтобы отслеживалось доминирование собственной исследовательской практики школьников над репродуктивным усвоением знаний.

Цели обучения:
- развитие продуктивного мышления;
- приобщение младших школьников к новой информации;
- поощрение инициативы и самостоятельности в учебе;
- развитие самосознания ребенка;
- предоставление широких возможностей для проявления лидерских способностей.



Методические основы. Я убеждена, что обучение младших школьников экономике должно быть ориентировано на активное использование деятельностного подхода к обучению учащихся. Основой обучения при этом является не запоминание учениками информации, которой в изобилии их снабжает учитель, а участие самих школьников в процессе ее приобретения. Ребенок выступает не как объект обучения, а сам участвует во всех видах учебной деятельности.

Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество, - писал В. Сухомлинский, - верная дорога к сердцу ребенка... Без сказки, без игры воображения ребенок не может жить... В сказочных образах - первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному". Особое внимание обращаю на использование такого методического приема как чтение сказки. За основу взяла книги: «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях» Т. А. Попова, «Экономика для малышей или как Миша стал бизнесменом» Л. В. Кнышова, О. И. Меньшикова. Работа со сказкой это не длительный монолог учителя. Обращаю внимание на то, чтобы по ходу чтения и слушания сказки школьники много говорили сами, направляю вопросами, дискутируем, друг с другом, обсуждаем услышанное. Вопросы, которые задают герои сказки и ответы на них, звучат только после того, как ученики сами попытаются дать ответ. Постоянно вовлекаю учащихся в беседу, с помощью цепочки вопросов направляю ход дискуссии, обобщаю и корректирую ответы учеников. Применяю наглядность, игрушки: царица Экономика, гном Эконом и т. д.

Эти сказочные персонажи помогают детям усвоить такие сложные представления, как «потребность», «ресурсы», «товар», «услуги», «бартер». Я постаралась опереться на способность детей младшего школьного возраста запоминать образы, а через них переходить к логическим выводам.

Идея деятельностного подхода к обучению учащихся реализована посредством систематического выполнения учащимися упражнений, решения экономических задач, проблемных заданий, участия в развивающих и дидактических играх и т.п. Через выполнение подобного рода заданий и упражнений, игры, практическую деятельность подвожу учеников к выявлению некоторых экономических взаимосвязей, самостоятельным логическим выводам. Учащиеся не получают готовое знание, а постоянно трудятся над его приобретением.

Формы организации учебных занятий.

С учетом возрастных особенностей детей процесс обучения строю с использованием игровых элементов, экскурсий, практических занятий, конкурсов и деловых игр, математических задач с экономическим содержанием.

Элементы экономики лучше всего вводить как игровые формы обучения, в частности, дидактические игры. Приведу примеры разработанных мною игр.

Игра «Капитал» (разработана для уроков русского языка и математики) см. Приложение.


Игра «Фирма» (разработана для уроков русского языка и математики; может использоваться также на уроках ознакомления с окружающим миром).


Игра «Бартер» (разработана для уроков русского языка и информатики).

Играм, рассчитанным, на повторение и контроль знаний учащихся по всему пройденному материалу отвожу целый урок. Организовать эти игры надо так, чтобы они носили не только образовательный, но и праздничный, соревновательный характер. Формы организации этих уроков могут быть разнообразны. Могу рекомендовать такие игровые формы, как "Брейн-ринг", "Путешествие в страну Экономика", "Звездный час" (См. в Приложении).

Проведение деловых игр помогает поддерживать постоянный высокий интерес у учащихся к предмету, активизирует их самостоятельную деятельность, формирует и закрепляет практические навыки экономических расчетов. Игровые моменты (придумать название своему предприятию, распределить роли...) увлекают ребят. В процессе игры ребята не только усваивают экономические понятия, но и учатся деловому сотрудничеству и общению.

Проведение экскурсий в краеведческий музей, в банк, в магазин (См. Приложение), дает детям дополнительную возможность усвоить экономические понятия, получить реальное представление о том, что изучалось на уроках.

Особенно нравятся детям экскурсии. Например, во время экскурсии, на тему «Конкуренция", в разные магазины. Дети убедились, что у каждого продавца есть свое рабочее место, инструменты, оборудование. Заметили, как оформлены витрины, рассмотрели ассортимент товаров с ценниками, проследили за процессом купли – продажи, затем (конечно, с разрешения родителей), сделали свои первые покупки. (См. Приложение)

Очень заинтересовала ребят реклама. В своих играх они на перебой рекламируют «лучшие» товары, подчеркивая их привлекательный внешний вид, многофункциональность, преимущества. Даже когда в качестве «объекта» были предложены долго бывшие в употреблении и из – за этого имеющие не очень привлекательный вид игрушки, дети придумали рекламу о том, как их можно использовать по – другому. Очевидно, это помогает развитию творческого воображения детей, их умений выделять свойства предметов, использовать их.

Чтобы произношение экономических терминов было правильным и грамотным, рекомендую новые экономические термины записывать на доске. Это позволит задействовать зрительную память учащихся. По мере приобретения школьниками экономических знаний перед учителем ставится задача добиваться, чтобы в своих ответах ученики использовали изученные экономические понятия.


Межпредметные связи. Предлагаемые мною разработки уроков, игр, задач экономического характера тесно связаны со многими школьными предметами: математикой, окружающим миром, развитием речи (как составной частью уроков чтения и русского языка).

Чем теснее будут осуществляться межпредметные связи, тем продуктивнее будет изучение основ экономики. В связи с этим педагог начальной школы, не имеющий специальной подготовки по экономике, считаю, что может преподавать элементы экономики малышам.

Несмотря на свою значимость, проблема экономического обучения в общеобразовательной школе и в начальной в частности решена только в некоторых регионах страны. В действующих учебных программах и учебниках для начальной школы, рекомендованных Министерством образования РФ, тем экономического всеобуча недостаточно.

Например, лишь программа курса А. А. Плешакова «Окружающий мир» 2 класс знакомят детей с понятием «экономика» и ее составными частями, со специализацией магазинов, расширяет представление о профессиях.

В 3 классе для изучения дан раздел «Чему учит экономика». Знакомятся с понятиями: «потребности», «товар», «услуги», «капитал», «труд», «отрасль», «бартер», «деньги», «цена», «денежные единицы», «сбережения», «заработная плата», «государственный бюджет», «доходы», «налоги», «расходы», «семейный бюджет».


В нашей школе нет факультативного изучения предмета экономика. Особенность моей работы в изучении экономических понятий, применение интегрированного подхода в организации учебного процесса. Экономика тесно взаимодействует с естественными, техническими и гуманитарными областями знаний. Поэтому я экономические знания встраиваю в более, общие и доступные учебные предметы, например, математику (решение математических задач экономического содержания, выяснение внутренних взаимосвязей двух наук, умение обосновывать экономические величины с использованием математических методов), дополняю урок экономическими играми (приложение). Русский язык и литература (правила написания экономических терминов, использование текстов экономического содержания, создание экономических эссе, творческих работ, рефератов). Окружающий мир (природа как источник экономических ресурсов, связь естественной и антропологенной сред, созданной самими людьми (производством, торговлей, потреблением и т. д.), экология и экономика).

Благодаря чему, процесс обучения насыщается межпредметными связями и приобретает комплексность, системность и логическую стройность.

В своей педагогической практике этим урокам я уделяю особое внимание. Они стали предметом моих инновационных изысканий. Мне хотелось бы поделиться некоторыми своими соображениями о содержании таких уроков (см. Приложение)

Программа по математике предусматривает изучение различных величин: стоимость, количество, цена, путь, время, скорость и т. д. Это могут быть задачи, вопросы которых начинаются со слов "сколько?" ("сколько израсходовали?", "сколько заплатили?", "сколько денег осталось?", "сколько деталей сверх плана?" и т.п.), "хватит ли?" и т.д. Такие задачи в достаточном количестве содержатся в действующих учебниках и учебных пособиях по математике для начальной школы. Решение подобных задач на уроках, возможно, сопровождать проигрыванием различных ситуаций: например, покупка того или иного товара в "магазине", где нужно осуществить простейшие экономические расчёты: распределение денежной суммы, выбор и оплата товара, определение сдачи с номинальной суммы и т.п.
Математический материал, изучаемый в школе, создает большие возможности для составления задач, отражающих существо экономических вопросов, значение бережливости. Решение таких задач придает обучению практическую направленность, способствует выработке активной жизненной позиции, показывает многогранность экономической жизни страны, учит, насколько важно рачительно относиться к народному добру, в том числе к школьному имуществу, личным вещам.

Помимо учебника, предлагаю такие задачи:

1. 20 первоклассникам выдали учебники. К концу учебного года они отремонтировали 8 из них. Сколько учебников сохранили ученики без ремонта?

2. Наташа подклеила в библиотеке 5 книг, а Игорь – 4. Скольким книгам продлили жизнь школьники?

Цель: бережное отношение к книгам. Продлить время их «работы» – значит сохранить лес, необходимый для выпуска новых книг.

В учебниках математики много задач, связанных с экономным подходом к расходованию различных ресурсов.

3. Швея сшила 5 платьев для девочек. На раскрое каждого платья было сэкономлено 20 см. ткани. Какое ее количество сберегла мастерица, раскраивая 5 платьев?

Цель: обратить внимание, к какой экономии приводит бережный раскрой ткани.

После решения данной задачи, можно добавить цену детского платья, и мы получим экономию, выраженную в денежном эквиваленте.
4. При изготовлении аппликаций на уроках труда ученик сэкономил один лист бумаги. Сколько листов сэкономили бы при рациональном раскрое 8 учеников?

5. На уроках труда ученики вырезали из бумаги трафареты овощей. Из одного листа Петя вырезал 8 трафаретов, а Коля – 6 такого же размера. Насколько меньше использует Петя листов бумаги, если каждому мальчику нужно вырезать 48 трафаретов?

Цель: учащиеся должны понять, насколько важно научиться приемам правильного раскроя при изготовлении выкроек и тем самым экономить бумагу.

6. На покраску парт в одном классе расходуется 3 кг. краски. Какое ее количество сэкономят ученики двух таких классов, если они будут содержать парты в образцовом порядке и сохранять их без ремонта?

Цель: на примере бережного отношения к школьному имуществу ребята должны убедиться, насколько важно экономить строительные материалы.

7. При утечке капли воды из крана за сутки теряется одно ее ведро. Сколько ведер воды можно сохранить за неделю при исправном кране?

За сутки из неисправного крана вытекает 60 л воды. Сколько будет потеряно ее в течение этого времени, если в доме неисправно 24 крана?

8. Утечка воды из одного недостаточно закрытого крана составляет за минуту 110 капель (в час вытекает 600 г.). Сколько вытекает ее в течение суток из одного такого крана? В школе 30 кранов. Если они будут закрыто неплотно, сколько воды из всех их может вытечь зря?

9. Если в семье будет выброшено в день 100 г. хлеба, то, какое количество это составит в год?

10. Если за один день в одной квартире сэкономлено на 20 копеек электроэнергии, то, сколько это составит в год?

Цель: обратить внимание на значение экономии воды, хлеба, электроэнергии учитывая широкое использование в промышленности и нехватку в городе, селе воды, показать необходимость исправного состояния водопроводных кранов.

11. Члены первого звена отремонтировали 3 стула, а второго на 4 больше. Сколько всего стульев привели в порядок ребята к новому учебному году?

Цель: обратить внимание детей на значимость общественного полезного труда их сверстников, на то, какой экономический вклад вносят они в общее дело.

Привитие навыков рационального использования времени необходимо при изучении тем «Год, месяц, неделя», «Сутки, часы, минута».

Чтобы облегчить адаптацию школьников к рыночным отношениям, необходимо сформировать у них на уроках умение планировать трудовую деятельность, организовывать своё рабочее место, контролировать процесс и результаты труда, ценить время и определять его затраты на выполнение работ.

Их можно условно назвать задачи на "планирование действий".

12. На рабочем столе и на книжной полке Маши образцовый порядок, а вот у Вали учебные принадлежности разбросаны, и для того, чтобы сложить их в портфель, Маше нужно 5 минут, а Вале 11. Сколько времени теряет Валя за 10 дней? За месяц?

13. Какую денежную сумму предстоит израсходовать в течение года на приобретение письменных тетрадей одному ученику, если за месяц он исписывает в классе и дома две тетради? Сколько денег израсходовано напрасно, если в каждой тетради оставляется один чистый лист? Продолжительность учебного года 9 месяцев, стоимость одной тетради – 2 рубля.

Цель: отметить важность культуры учебного труда, значение бережного отношения к тетрадям и как следствие этого – экономии денежных семейных средств.

Задача, которая дает ложный след.
14. Десять строителей строят за 10 месяцев десять гаражей. Сколько надо иметь строителей, чтобы за 20 месяцев построить двадцать гаражей.
На первый взгляд, кажется, что надо иметь 20 строителей. Но это неверно. Все дело в том, что если десять строителей строят за 10 месяцев десять гаражей, то те же самые строители за вдвое больший срок построят вдвое больше гаражей.
Ответ: 10 строителей.
Усилить "экономический эффект" задачи можно, изменив её условие, вопрос или продолжив работу над ней после решения.
15. Рассмотрим такую задачу: "Рабочий по плану должен изготовить 30 деталей за 10 часов. Но, экономя время, он успевал делать одну деталь за 15 минут. Сколько деталей сверх плана за 10 часов может сделать рабочий за счёт сэкономленного времени?". Решив эту задачу, выясняем, что сверх плана рабочий изготовит 10 деталей. Этот ответ сам по себе мало, что говорит детям в условиях, когда такие понятия, как "план, "государственный заказ" и т.п. в стране практически отсутствуют. Достаточно добавить в условие этой задачи цену детали (например, 15 руб.). И мы получаем экономический эффект рационального подхода к труду данного рабочего – 150 руб.
Такая работа над решённой задачей поможет сформировать у учащихся умения анализировать результаты своего труда и находить резервы повышения его производительности, определять качество работы.

Задачи с нетрадиционным содержанием.
16. Американская фирма "Рибок", выпускающая спортивную обувь (кроссовки), построила филиалы в Таиланде и на Тайване, и столкнулась с новой для себя проблемой: рабочие фабрик-филиалов воруют обувь. Качество обуви хорошее, основное место сбыта - крупные европейские и американские магазины. Как быть? Самое последнее решение - применить репрессивные методы.

Рабочие расхищали обувь с целью перепродажи. Руководство фирмы нашло интересный выход из положения: теперь на Тайване производят только правый ботинок, а в Таиланде - левый. По парам же обувь раскладывают в США и в Европе непосредственно в местах продажи.

Результат: детям интересно рассматривать и решать задачи с нетрадиционным содержанием, каждый из них может предложить свой вариант решения, каждый может стать победителем в разрешении экономической проблемы, при этом я всегда обращаю внимание детей на нравственный аспект разрешения ситуации.

В условиях радикальных преобразований всех сторон общественной жизни от человека требуется альтернативное, гибкое, свободное мышление. Чтобы дать детям импульс развитию такого мышления, необходимо ввести в содержание обучения несколько точек зрения. В учебниках знание объективно. Развитию альтернативного мышления способствует решение задач с неоднозначным ответом, выполняя которые ребёнок учится отстаивать свою точку зрения, делать общие выводы. Это способствует воспитанию у учащегося таких личностных качеств, как самостоятельность, независимость суждений, сочетающаяся с уважением к мнению других людей, а также критичность мышления, т.к., решив задачу, ученик привыкает сомневаться в единственности полученного результата и искать новые варианты.
Рассмотрим задачу: "Родители подарили вам с братом на новый год 250 руб. и доверили тебе купить подарок. Ты можешь купить себе игру "Конструктор" за 220 руб. или за 100 руб., PUZZLE для младшего брата стоит 100 руб., шоколадка 15 руб. Что ты можешь купить на имеющиеся у тебя деньги? Какой набор подарков выбрал бы ты?"
Данная задача, являясь задачей с неоднозначным ответом, кроме того, требует от ребёнка сделать нравственный выбор (ведь с точки зрения математики вариант 220 + 15 + 15 = 250 является оптимальным). Это особенно актуально в современных условиях преобладания меркантильных интересов и власти денег, когда в семье, как правило, один ребёнок и взрослые удовлетворяют абсолютно все его потребности, не требуя ничего взамен. Такая эгоцентрическая позиция пагубно сказывается на детях, затрудняет их вхождение в настоящую жизнь: способствует развитию негативных качеств: иждивенчество, расточительство, неорганизованность, безответственность и др.
Активизации мышления детей, более осмысленному подходу к решению задач способствует использование на уроках задач-ловушек.

  1. Из куска кожи сапожник сшил пару туфель для Белоснежки. Сколько кусков кожи потребуется, чтобы обуть 7 гномов?
    Мы видим, что данная задача не имеет решения, т.к., очевидно, на пару обуви для гнома потребуется иное количество кожи, чем на пару туфель для Белоснежки.

  2. Муравьишка был в гостях в соседнем муравейнике. Туда он шёл пешком, а обратно ехал. Первую половину пути он ехал на Гусенице в 2 раза медленнее, чем шёл пешком. А другую половину пути он ехал на Кузнечике в 5 раз быстрее, чем шёл пешком. На какой путь Муравьишка затратил времени меньше: в гости или обратно?
    Детям вначале может показаться, что ехать всё-таки быстрее, чем идти. Ведь, не смотря на то, что сначала Муравьишка ехал в 2 раза медленнее, потом-то – в 5 раз быстрее! Однако видим, что лишь на половину пути верхом на Гусенице он потратил столько же времени, сколько на весь путь пешком.

Подводя итог сказанному, отмечу, что осуществлять экономическое воспитание детей можно в условиях отсутствия специального предмета "Экономика", используя задачи из традиционных учебников математики, применяя задачи "на оптимизацию", "планирование действий", ситуацию выбора, задачи с неоднозначным ответом, нетрадиционным содержанием, задачи, которые дают ложный след, задачи-ловушки.
Таким образом, я могу утверждать, что математика обладает большими возможностями в формировании экономической культуры младших школьников, от сформированности которой у будущих граждан и подготовленности их к эффективной самореализации в условиях рынка, независимо от рода деятельности, во многом будет зависеть решение проблем экономической стабильности общества.

Уроки чтения обладают широкими возможностями для экономического образования учащихся. В процессе преподавания предмета можно эффективно знакомить учащихся с такими понятиями, как: «деньги», «бартер», «потребности», «товар» и т. д.



При изучении понятия «Бартер» можно объяснить с помощью сказки «Петушок и бобовое зернышко».

– Мы попытаемся рассмотреть сказку с экономической точки зрения.

“Кузнец дал хозяину новую косу, хозяин дал коровушке свежей травы, коровушка дала молочка, хозяюшка сбила масло, дала маслице курочке. Смазала курочка петушку горлышко. Петушок сглотнул маслица и бобок проглотил”.

При этом сказка развивает интерес детей к предмету, а ее постановка и анализ формируют ключевые компетенции: коммуникативность, навыки работы в группе, креативность, способность к общению.

Учащиеся проводят анализ и самостоятельно приходят к новым знаниям, отвечая на следующие вопросы:

Почему курочка стала обменивать предметы? (Ей нужно было маслице, чтобы смазать петушку горлышко.)

Что нужно было корове?

Почему хозяин поменял траву на косу?

Чем занималась курица? (Обменивала, то есть использовала бартер.)

Что же такое бартер?

Дети самостоятельно делают вывод: бартер – прямой обмен…

Что обменивала курица? (Товары и услуги)

…товарами и услугами…

Использовала ли курица деньги? (Нет)

…..без использования денег.

– Можно ли утверждать, что между героями сказки существуют экономические отношения?

– В чем заключаются эти отношения? (обмен предметами)

– Можно ли этот обмен назвать торговлей?



Рассмотрим сказку «Гуси – лебеди» с экономической точки зрения.

– Речка–матушка, спрячь меня!

– Съешь моего киселя!

Нечего делать, съела. Речка ее посадила под бережок, гуси пролетели”.

– Что лежит в основе этих экономических отношений?

Дети: – Обмен услугами.

– В экономике обмен без использования денег называется БАРТЕР. Это одно из новых экономических понятий, с которым мы сегодня познакомимся.



Рассмотрим «Сказку о царе Салтане…» А. С. Пушкина с экономической точки зрения.

О ком говориться в отрывке?

 "Чем вы, гости, торг ведете

 И куда теперь плывете?"

Корабельщики в ответ:

"Мы объехали весь свет,

Торговали соболями,

Чернобурыми лисами.

А теперь нам вышел срок.

Едем прямо на восток,

Мимо острова Буяна,

В царство славного Салтана..."

Ответ. О купцах.

Задание. Подобрать синонимы к слову "купец", (коммерсант, торговец, продавец, работник торговли)

Стихотворение «У лукоморья дуб зеленый…» А. С. Пушкина.

-Потребности можно удовлетворить при помощи товаров и услуг.

Вопрос. Чем отличаются товары и услуги.

Ответ. Товар это предмет, с помощью которого мы удовлетворяем свои потребности. Услуга- деятельность, результаты которой удовлетворяют те или иные потребности людей.

Возьмем текст - стихотворения "У лукоморья дуб зеленый...", из данного стихотворения выпишите все товары и услуги.

Ответ.

Товары

 Услуги

Золотая цепь

Песнь заводит

Избушка

Сказку говорит

Мед

Колдун несет

Пиво

Серый волк служит

Ступа

 Королевич пленяет


Для развития избирательного внимания использую методику Мюнстерберга.

Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их (см. Приложение «Найди слово»)



На уроках русского языка использую экономический компонент так, проводя проверочную работу по теме: «Приставки» учащиеся определяли значение приставок под -, на-, до- в слове копить, затем вставляли слова, подходящие по смыслу в текст.

Фрагмент урока по теме «Имя существительное»

При изучении понятия «аукцион» провести аукцион.

Учитель: Цена за имя существительное – то, что вы знаете о нем.

Ученик. Имя существительное обозначает предмет.

Ученик. Отвечает на вопрос кто? что?

Учитель. Вопросы имени существительного – раз! Вопросы – два! Кто больше?

Ученица. Имя существительное изменяется по падежам.

Учитель. Изменение по падежам – раз! Изменение по падежам – два! Кто больше?

Ученик. Имя существительное бывает одушевленным и неодушевленным. И т. д.

Жетон получает тот, кто будет последним.


Упражнения:

1. Упражнение на увеличение поля зрения.

Работа по буквенным таблицам проводится следующим образом:

подготовительный этап – зафиксировать взгляд в центре таблицы, видеть ее целиком и найти все видимые буквы по порядку нарастания алфавита (время выполнения – 25 с.);

исполнительный этап – последовательный поиск всех букв. Затем проводится игра «Печатная машинка».

«Напечатать» называемые учителем слова (экономические термины, словарные слова на уроках русского языка)

Ученики указывают карандашом буквы слова по таблице (см. Приложение)

2. Дописать пропущенные слова в пословицах, предложениях.

Лучше торговать, чем…. Без ума торговать – долги …

Не имей сто рублей, а имей …. Хлебу мера, а деньгам…

3. Кто больше составит слов из слова ярмарка.

4. Подберите слова, которые вам понадобятся, чтобы рассказать о каком-либо качественном товаре.

Хороший, прекрасный, долговечный, практичный, удобный, красивый, прочный, надёжный, аккуратный…

5. Выпишите пословицы так, чтобы они помогали отвечать на следующие вопросы:

  • Почему выгодно производить качественные товары? (2, 4)

  • Отчего получаются товары плохого качества? (1, 3, 5, 6, 7)

1. На скорую ручку – комком да в кучку.
2. Хорошая работа 2 века живёт.
3. Количеством взял, да качеством смял.
4. Хорошему делу – красная цена.
5. Какова пряха – такова и рубаха.
6. Авось да как-нибудь до добра не доведут.
7. Каково волокно, таково и полотно.

Я вижу свою основную цель в том, чтобы помочь нынешним школьникам жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно, чем предыдущие поколения. Убеждена, что в этом им поможет знакомство с экономикой. Путешествие моих воспитанников в сложный мир экономики только начинается. Но уже сейчас, наблюдая за их играми, я могу сказать, что наше «досрочное» знакомство с экономикой не проходит впустую. Дети узнали о новых профессиях и могут рассказать о них. Обогатился их словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью. У ребят появился здоровый интерес к деньгам, они начинают осознавать противоречие между множеством человеческих потребностей и желаний и фактором ограниченных возможностей: не все можно купить сразу. Дети учатся честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарища, проигрывать и не бояться проигрыша, начинают бережнее относиться к игрушкам и учебному материалу.


Развиваются экономические качества личности: трудолюбие, добросовестность, бережливость, расчетливость, практичность, дисциплинированность, исполнительность, инициатив ность, деловитость, которые помогают их социальной адаптации вне школы.


Экономическое образование имеет большое воспитательное и развивающее значение. Оно будет способствовать формированию мировоззрения, развивать наблюдательность, логическое мышление и речь, уважение к труду и его результатам.


Методическое обеспечение школьного экономического образования можно считать достаточным. В настоящий момент существует большое количество учебных пособий и методических материалов по основам экономики, которое постоянно пополняется и обновляется работами отечественных и зарубежных авторов. Список литературы, постоянно находящейся на моем столе, приводится отдельно (см. Приложение).

Экономика - это жизнь. Экономическое обучение, экономическое воспитание и экономическое мышление - триединый процесс подготовки подрастающего молодого человека к его предстоящей экономической деятельности, охватывающей ведение домашнего хозяйства, повседневную куплю-продажу товаров и все виды производства материальных благ.



17




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!