СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология развития смыслообразования в работе с младшими школьниками в условиях реализации ФГОС

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка "Технология развития смыслообразования в работе с детьми младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС"

Просмотр содержимого документа
«Технология развития смыслообразования в работе с младшими школьниками в условиях реализации ФГОС»

«Технология развития смыслообразования в работе с детьми младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС»


Выбор данной темы был не случаен, так как приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности учащегося.

Новые стандарты ФГОС ориентируют педагогов на развитие учебных универсальных действий (УУД) учащихся, среди которых можно выделить группу личностных (самоопределение, смыслообразование, нравственно- этическое оценивание).

В настоящее время педагогической науке и практике динамики смысловой сферы, к которой относятся процессы смыслообразования, придается большое значение. Многие исследователи отдают предпочтение образовательным целям, ориентированным на духовное развитие и ценностно-смысловое развитие учащихся (А.Г. Асмолов, С.Л. Братченко, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьев, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн и др.)

Целью технологии развития смыслообразования в работе с младшими школьниками является формирование ценностных ориентиров деятельности на основе:

  • развития познавательных интересов, учебных мотивов;

  • мотивов достижения и социального признания;

  • мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Данная работа включает в себя 4 этапа.

Первым этапом работы является актуализация личностных смыслов учащихся с помощью методов кооперативного обучения, мозгового штурма при которых выявляется ранее сложившееся у учеников отношение к предмету освоения.

Специфика данного этапа состоит в необходимости выявления уже имеющегося осведомленность в предмете освоения, но и в эмоционально-ценностной, смысловой личностные конструкты, переживания, убеждения, личностные ценности).

Актуализированный опыт выступает основой для последующего развития и обогащения.

На втором этапе выступают средством развития и обогащения смысловой системы личности, освоение школьниками новых способов категоризации опыта. Задачи данного этапа включают создание условий для освоения и интеграции двух взаимосвязанных смысловых проекций знания.

Это позволяет выявить смысл каждого из осваиваемых компонентов деятельности учения (в том числе и знаний), выработать мотивы, выходящие за пределы ситуации, связать новое знание с различными смысловыми контекстами, осознать его социально-личностную ценность, увидеть возможность его использования для решения значимых задач и т.д.

Следующий этап работы, представленный на слайде также реализуется с помощью методов мозгового штурма, групповой дискуссии, самопрезентации собственной работы. В основе третьего этапа лежит основа сформированной базы знаний. Учащиеся оказываются подготовленными к новому уровню взаимодействия, на котором происходит осознание и уточнение личностной ценностной позиции, создание ее структуры. Предметом диалога выступает смысловая проблема, которая требует обоснования ценностных приоритетов при выборе ее решения и разные грани, которой высвечиваются в процессе коллективного обсуждения.

На четвертом этапе смыслообразование должно обеспечить внутреннею личностностную картину на основе сложившейся ранее системы ценностей. Этот процесс происходит в форме самоосмысления (через призму новых ценностей и смыслов) и рефлексии собственных стратегий взаимодействия с миром, осознания целей и способов их достижения.

Таким образом, смыслообразование означает новое понимание жизненной ситуации, переосмысление ценностей, изменение поведенческих установок, выбор адекватного способа решения проблем.

Программное обеспечение технологии развития смыслообразования младших школьников является мониторинг, цикл занятий направленный на формирование развития познавательных интересов, учебных мотивов; мотивов достижения и социального признания; беседа «О дружбе и друзьях» с целью формирование представления о том, что такое дружба и каким должен быть друг; воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу и Творческая работа «Положительные и отрицательные качества людей», которая способствует содействию формированию у детей стремления к самопознанию и саморазвитию.

С помощью методик «Беседа о школе», «Опросник мотивации», «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса», «Проба на познавательную инициативу» мы можем проследить динамику развития личностных действий смыслообразования у детей младшего школьного возраста, оценить сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; оценить сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность,быть полезным обществу; оценить сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению.

Результатом работы является положительная динамика развития смыслообразования у учащихся.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!