СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология создания и методика проведения экскурсии.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание экскурсии – сложный процесс, требующий от организаторов экскурсионного дела больших творческих усилий.

В основу подготовки любой экскурсии должны быть положены главные принципы и требования: учет логики предмета, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность.

Просмотр содержимого документа
«Технология создания и методика проведения экскурсии.»

Технология создания и методика проведения экскурсии.

Создание экскурсии – сложный процесс, требующий от организаторов экскурсионного дела больших творческих усилий.

В основу подготовки любой экскурсии должны быть положены главные принципы и требования: учет логики предмета, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность.

Наиболее целесообразно обязанности в процессе подготовки экскурсии распределить между всеми участниками. Каждый член творческой группы должен подготовить свой материал, который далее объединяется и редактируется.

Выделяют несколько этапов создания экскурсии:

1 этап: Определение цели и задач экскурсии.

Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем.

Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Целями экскурсии могут быть:

- воспитание патриотизма

- эстетическое воспитание

- экологическое воспитание

- показ исторической роли объекта

- знакомство с творчеством выдающегося деятеля

- знакомство с особенностями природы

- расширение кругозора

-получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры.

Задачи экскурсии более локальны, конкретнее, чем цель. Задачи экскурсии – достичь целей путем раскрытия ее темы. Цели и задачи определяют окончательный отбор экскурсионных объектов, маршрут экскурсии, содержание экскурсионного рассказа, эмоциональный настрой экскурсии и отдельных ее частей.

2 этап: Выбор темы экскурсии.

Каждая экскурсия имеет свою определенную тему. Это то, что положено в ее основу, на чем строится показ и рассказ.

Она является критерием для отбора экскурсионных объектов, определяет содержание рассказа экскурсовода. Тема является стержнем, который объединяет все объекты экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет с наибольшей полнотой и убедительностью.

Общими требованиями к названию экскурсии считаются следующие: индивидуальность, точность, образность, легкость запоминания и воспроизводства, благозвучие, отсутствие отрицательных ассоциаций, содержательный смысл.

3 этап: Отбор литературы и составление библиографии.

В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка – определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста.

4 этап: Определение других источников материала.

Помимо публикаций в печати, могут быть использованы другие источники. В качестве источника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев событий. При этом для рассказа должны быть отобраны только достоверные, тщательно проверенные факты и сведения.

5 этап: Отбор и изучение экскурсионных объектов.

Показ объектов, как уже отмечалось, является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии.

Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии. В качестве объектов могут быть: Памятные места, связанные с историческими событиями. Здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей.

Перед экскурсионными работниками при создании экскурсии стоит задача – отобрать из множества объектов самые интересные и по внешнему виду, и по той информации, которую они с собой несут. Правильный отбор объектов обеспечит зрительную основу восприятия экскурсионного материала и глубокое раскрытие темы. Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают.

6 этап: Составление маршрута экскурсии.

Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию темы. Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута - организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

7 этап: Подготовка контрольного текста экскурсии.

Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия содержания экскурсии. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов.

Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык. На основе контрольного текста могут быть созданы варианты экскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых.

8 этап: Определение методических приемов проведения экскурсии.

Работа творческой группы на этом этапе состоит из нескольких частей:

- отбора наиболее эффективных методических приемов, особенностей показа;

- определения приемов сохранения внимания экскурсантов и активизации процесса восприятия экскурсионного материала;

- выработка рекомендаций по использованию выразительных средств в речи экскурсовода.

9 этап: Оформление методической разработки происходит следующим образом:

- на титульном листе располагаются данные: полное наименование учреждения (по Уставу), название темы экскурсии, Ф.И. и класс составителей, ФИО и должность руководителя проекта (педагога).

- на следующей странице излагается цель и задачи экскурсии;

- с третьей страницы начинается текст экскурсовода с логическими переходами. Также описываются приемы активизации внимания, если таковые используются;

- на последней странице приводится список источников.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!