Технология.
Тема. Игла-труженица. Что умеет игла?
Цель. Познакомить с новыми понятиями, разными видами игл, правилами хранения и безопасного использования игл и булавок. Освоить приемы отмеривания нитки и вдевание ее в иголку, прием выполнения прямого стежка.
УУД.
Р.- организовывать рабочее место, поддерживать порядок на нем во время работы, убирать в конце, осуществлять визуальный контроль приготовленных деталей, соблюдать последовательность действий, оценивать результат своей деятельности.
П.- наблюдать и сравнивать иглы, булавки и другие приспособления по внешнему виду и их назначению; открывать новое знание и практическое умение через пробные упражнения (отмеривание нитки для шитья, заправка нитки в иглу, приёмы выполнения строчки прямого стежка). К.- использовать речь для регуляции своего действия.
Ход урока
I. Познавательно-информационная беседа
— С каким новым материалом вы познакомились на прошлом уроке?
— Что вы о нём узнали?
— Каким способом лучше соединять детали из ткани? (Сшиванием нитками.)
— Какой инструмент помогает мамам, бабушкам и портным шить? (Игла.)
— Как вы думаете, все ли иголки одинаковые? Давайте посмотрим, как устроена игла.
II. Практическая работа
1. Организация рабочего места
Ученикам раздаётся необходимое оборудование урока для каждой группы.
Иглы и булавки в лотках, на партах магниты для поиска упавших игл.
2. Практическое исследование образцов игл.
1). Рассмотреть иглы, сравнить их устройство.
- Почему у всех игл есть острые концы?
- Почему швейные иглы имеют отверстие-ушко с противоположного острию конца, а у игл для швейной машины ушко — около острия.
— Какие опасности таят иглы? (Острые, могут легко теряться, о них можно уколоться.)
- Все иглы имеют острый конец, так как прокалывают прошиваемую ткань, для ручного шитья используют иглу с ушком на противоположном от острия конце. Так удобнее шить вручную.
— Как аккуратно обращаться с иглами? (Не оставлять на столе, а хранить в игольнице; если игла упадёт, сразу же её найти и убрать в игольницу; игольницу хранить в закрытом месте, например шкатулке, коробке для рукоделия; передавать иглу лучше через игольницу, а не из рук в руки).
2). Рассказ о поиске упавшей иглы с помощью магнита.
3). Обсуждение правила безопасного обращения с булавками, сравнение их с правилами безопасного обращения с иглами.
4). Объяснение назначение игл, имеющих разный размер ушка (широкое ушко имеют штопальные иглы, маленькое — иглы для вышивания, среднее — иглы для шитья).
5). Рассказ о назначении напёрстка, нитковдевателя.
Тренировка в их использовании.
6). Работа по учебнику.
Пробное тренировочное упражнение: рассмотреть рисунки в учебнике на с. 68.
- Сравните результаты наблюдений с информацией учебника.
- Выполните задание.
- Прочтите совет мастера-бобра.
3. Промежуточное обобщение
— Игла — основной инструмент для шитья. У неё есть помощники-приспособления (булавки, напёрсток, нитковдеватель). С иглой и булавками надо обращаться внимательно и осторожно.
— Давайте научимся работать иглой.
Освоение приёмов отмеривания нитки, вдевания нитки в иглу по рекомендациям учебника на с. 69.
1. Нитка для шитья отмеривается двумя способами (см. учебник, с. 69).
Попробовать оба, сравнить получившиеся длины ниток. Они примерно равны.
Вывод: можно отмерять длину нитки любым способом.
- Почему нитка не должна быть очень короткой и слишком длинной? (Шить неудобно.)
2. При заправке нитки в иголку можно вдевать нитку, можно насаживать иглу на нитку. 3
3. При прошивании строчки прямого стежка игла делает два прокола одномоментно, т. е. «ныряет» в ткань и сразу же «выныривает» . Строчка выполняется мелкими стежками на канве по счёту нитей или на другой размеченной плотной основе.
Общий вывод об освоенных способах и приёмах.
2. Уборка рабочих мест Предметы раскладываются по местам.
III. Итоговое обобщение
- Что нового для себя вы сегодня узнали?
Вывод: шитьё требует внимательности. Главный инструмент при шитье — иглы. С ними надо обращаться осторожно. Мастера пользуются разными иглами.