ТРУД 4-1-5,6
Тема урока: Изготовление коробки и рамки из картонной бумаги.
Цель урока: Рассказать о способах изготовления коробки; обучить изготовлению коробки. Закрепить знания о правилах безопасного труда и личной гигиены.
Необходимые инструменты и материалы: картонная бумага, линейка, карандаш, ножницы, клей ПВА, кисточка, альбомный лист.
Ход урока
Прежде чем учащиеся приступят к изготовлению коробки из картонной бумаги, учитель демонстрирует им образцы коробок, знакомит с информацией о разных видах коробок, о сферах их применения, объясняет, в какой последовательности необходимо изготовить коробку по образцу, представленному в учебнике.
Перед началом процесса изготовления коробки следует объяснить учащимся порядок подготовки к работе, способы использования необходимых материалов и инструментов, правила безопасности и меры соблюдения требований гигиены на рабочем месте.
Практическая работа
При ознакомлении учащихся с технологией изготовления коробки учитель объясняет, как нужно правильно выбирать необходимый материал, как точно наносить знаки измерения на обратную сторону картонной бумаги, делать на ней по обозначенным линиям углубления острием ножниц. Цель нанесения углублений острием ножниц - правильное и четкое сгибание граней коробки.
Учитель объясняет, что учащиеся могут выбрать образец коробки по своему вкусу. Такая возможность является ключом к правильному выбору учащимися соответствующего их индивидуальным способностям объекта предстоящей работы.
Виды коробок, предлагаемые учащимся на выбор:
Коробка без дна (обязательный уровень).
Коробка с дном и крышкой для хранения медикаментов, других предметов (возможный уровень).
Цилиндрообразная коробка с изогнутыми гранями для хранения подарков, мелких предметов (максимальный уровень).
Кроме того, следует объяснить различные способы художественного оформления коробок, продемонстрированных в дидактических целях.
В таком случае ученик, держа в руках конкретный предмет, может внимательно рассмотреть его и, опираясь на свои творческие способности, постарается качественно выполнить задание.
Учителю следует обратить особое внимание учащихся на этапы работы в процессе изготовления коробки:
правильный выбор картонной бумаги;
знание того, как работать с данным материалом;
точное обозначение знаков измерения;
умение наносить острием ножниц углубления по линиям чертежа;
правильное сгибание граней коробки, выполнение ровных линий сгибов коробки;
склеивание граней коробки в местах соединения;
экономное использование картонной бумаги;
соблюдение учащимися в процессе работы правил безопасности, требований личной гигиены на рабочем месте. За этим постоянно следит учитель. С учащимися с более низким уровнем способностей к данному виду труда учитель проводит дополнительную работу, помогая им, объясняя особенности выполнения задания. В результате такие учащиеся добиваются хороших результатов в конце урока.
Вопросы для закрепления:
Из какого материала изготавливается коробка?
Для чего можно использовать коробку? Какие виды коробок существуют?
Как можно оформить, украсить коробку?
Учитель с помощью наглядных средств дает учащимся информацию о видах рамок, о способах изготовления, порядке выполнения, художественного оформления.
В процессе изготовления рамки из картонной бумаги используется возможность развить моторику пальцев рук учащихся.
Внимание учащихся обращается на этапы изготовления выполняемого изделия, к которым относятся:
Вырезание квадратов по линиям измерения, показанным в учебнике.
Склеивание квадратов.
Художественное, дизайнерское оформление изготовленной рамки.
Сферы использования рамки.
Учащимся будет легче изготовить рамку в соответствии со знаками измерения, представленными в учебнике. Художественное оформление рамки следует предложить учащимся сделать по своему вкусу, поскольку дизайн предмета и эстетику его выполнения каждый ученик пропускает через собственное видение красоты.
Практическая работа
На уроке учитель обращает особое внимание учащихся на важность точного измерения ширины и длины бумаги для изготовления рамки, вырезания точно по обозначенным линиям, а также правильного выполнения изделия в целом. Качественное изготовление рамки напрямую связано с точностью вырезания деталей изделия.
Учащимся объясняется необходимость выполнения работы в точном соответствии с инструкциями, данными в учебнике.
Последовательность изготовления рамки, представленная в учебнике, очень простая. С помощью дидактического материала следует показать, что рамку можно украсить, наклеив на нее несложный вид орнамента или раскрасив цветными карандашами.
Необходимо объяснить то, что для качественного выполнения рамки большое значение имеет симметричность расположения частей, а также правильное сочетание выбранных цветов, благодаря чему изделие будет выглядеть более привлекательно.
Моменты, на которые учитель должен обратить внимание в процессе практической работы:
Правильное измерение вырезаемых фрагментов изделия (ширина и длина).
Наличие цветовой гармонии между всеми частями рамки.
Предупреждение о необходимости цветового соответствия, если ученик захотел оформить изделие цветными карандашами.
Вопросы для закрепления:
Для чего нужна рамка?
Из какого материала изготавливают рамку?
Какими способами можно оформить рамку?
Какие еще способы изготовления рамки вам известны?