СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология ТРИЗ. Приём "Создай паспорт".

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный приём был использован мною на уроке математики в 8 классе при изучении свойств ромба и квадрата.

Просмотр содержимого документа
«Технология ТРИЗ. Приём "Создай паспорт".»

Прием  «Создай паспорт» Технология ТРИЗ ФИО учителя: Пагина Дина Сергеевна Место работы: МБОУ СОШ №82 города Владивостока

Прием «Создай паспорт»

Технология ТРИЗ

ФИО учителя: Пагина Дина Сергеевна

Место работы: МБОУ СОШ №82 города Владивостока

Данный прием применялся мною на уроке математики в 8 классе (блок «Геометрия») при изучении свойств и признаков ромба и квадрата.

Цель использования данного приема была в том, чтобы ученики в группах, изучив учебную литературу, выделили главные свойства и признаки изучаемых геометрических фигур, а затем путем их сравнения и систематизации полученных результатов нашли общие свойства и признаки двух данных фигур и отметили их различия.

Прием «Создай паспорт» использовался на мотивационно-целевом и процессуальном этапе урока.

Планируемые УУД:

регулятивные – анализировать существующие и планировать будущие образовательные ресурсы; определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства (ресурсы) для достижения задачи (цели); описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных ресурсов; наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

познавательные – выделять общий признак двух фигур и объяснять их сходство; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; обозначать символом и знаком явление; анализировать (рефлексировать) опыт исследования на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и заданных критериев оценки результата; находить в тексте требуемую информацию; резюмировать главную идею текста; критически оценивать содержание текста;

коммуникативные – играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; организовывать учебное взаимодействие в группе; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми; представлять в устной форме продукт собственной деятельности; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.

Пошаговое описание применения данного приема. Учащиеся класса были разделены на группы из четырех человек. Для каждой группы был заготовлен пустой бланк «паспорта». Паспорт Многоугольника Название многоугольника _____________________________ Противолежащие стороны параллельны и равны Класс многоугольника ________________________________ Все стороны равны Признаки и свойства многоугольника: Противолежащие углы равны (Указать «+» какими свойствами и признаками обладает данный многоугольник) Все углы прямые Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам Диагонали равны Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов

Пошаговое описание применения данного приема.

Учащиеся класса были разделены на группы из четырех человек. Для каждой группы был заготовлен пустой бланк «паспорта».

Паспорт Многоугольника

Название многоугольника _____________________________

Противолежащие стороны параллельны и равны

Класс многоугольника ________________________________

Все стороны равны

Признаки и свойства многоугольника:

Противолежащие углы равны

(Указать «+» какими свойствами и признаками обладает данный многоугольник)

Все углы прямые

Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам

Диагонали равны

Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов

Получив данный бланк, учащиеся в группах самостоятельно выбрав изучаемый многоугольник (ромб или квадрат), пользуясь учебной литературой (пункт 47 стр. 109 учебника «Геометрия 7-9») составляли «паспорт многоугольника», заполняя предложенные графы «паспорта».

Получив данный бланк, учащиеся в группах самостоятельно выбрав изучаемый многоугольник (ромб или квадрат), пользуясь учебной литературой (пункт 47 стр. 109 учебника «Геометрия 7-9») составляли «паспорт многоугольника», заполняя предложенные графы «паспорта».

Затем, более активные учащиеся из групп, выходя к доске, на которой заранее был отражен пустой «Паспорт многоугольника», переносили отмеченные свойства и признаки изученной фигуры.

Затем, более активные учащиеся из групп, выходя к доске, на которой заранее был отражен пустой «Паспорт многоугольника», переносили отмеченные свойства и признаки изученной фигуры.

 Далее, путем сравнения и систематизации полученных результатов, ребята делали вывод о том, какими общими свойствами и признаками обладают ромб и квадрат, а в чем их отличительные свойства и признаки по сравнению друг с другом. Результатом (продуктом) данной работы стала сравнительная таблица четырехугольников: ромба и квадрата, которую каждый учащихся оформил в свою теоретическую тетрадь.

Далее, путем сравнения и систематизации полученных результатов, ребята делали вывод о том, какими общими свойствами и признаками обладают ромб и квадрат, а в чем их отличительные свойства и признаки по сравнению друг с другом.

Результатом (продуктом) данной работы стала сравнительная таблица четырехугольников: ромба и квадрата, которую каждый учащихся оформил в свою теоретическую тетрадь.

Данный прием прекрасно «сработал» на уроке, целью которого было выделить главные свойства и признаки ромба и квадрата и путем сравнения и систематизации полученных знаний найти общие свойства и признаки, а так же их существенные различия. Было важным потренировать умение учащихся сравнивать и систематизировать полученные знания и находить общее путем сравнения, что развивает мышление учащихся. У учащихся была возможность не только дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, но и проектировать учебные действия для получения необходимых знаний, кроме того закрепить умение определятся с существенными и несущественными характеристиками предложенных геометрических фигур. С помощью данного приема ребята не только лучше вникли в тему урока, но и, решая предложенную проблему, получили опыт выделять главное и второстепенное, опыт общения друг с другом, опыт работы в группе, опыт сравнения полученных результатов. В завершении данного этапа учащиеся смогли сделать самопроверку. Данный прием помог мне, как учителю, создать ситуацию успеха для каждого ученика и мотивировать его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Думаю, что применение данного приема не только привело к достижению поставленной учебной цели, но и к осознанию учащимися того, что каждый из них смог научиться и «добыть» знания сам, а не получить их в готовом виде от учителя.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!