СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология учебных циклов и ФГОСООО

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время классно-урочная система является единственной всеобщей формой массового школьного обучения, которая позволяет решать проблему всеобуча. Чтобы в рамках этой системы  организовать полноценное обучение всего состава учащихся, предлагается использование технологии учебных циклов, разработанной в НИИ школьного оборудования и технических средств обучения Академии педагогических наук СССР в 1978—1989 гг.  авторами  ЕБ. Арутюнян, М.Б. Волович, Ю.А. Глазков и Г.Г. Левитас. Рассматривается соответствие описываемой технологии современным требованиям образования, требованиям  ФГОСООО.  

Просмотр содержимого документа
«Технология учебных циклов и ФГОСООО»

Технология учебных циклов и ФГОСООО


Охват Любовь Петровна, Владикавказ

МБОУ «СОШ №1 им. Героя Советского Союза П. В. Масленникова ст. Архонская»


В настоящее время классно-урочная система является единственной всеобщей формой массового школьного обучения, которая позволяет решать проблему всеобуча. Чтобы в рамках этой системы организовать полноценное обучение всего состава учащихся, предлагается использование технологии учебных циклов, разработанной в НИИ школьного оборудования и технических средств обучения Академии педагогических наук СССР в 1978—1989 гг. авторами ЕБ. Арутюнян, М.Б. Волович, Ю.А. Глазков и Г.Г. Левитас. Рассматривается соответствие описываемой технологии современным требованиям образования, требованиям ФГОСООО.


Страшная это опасность – безделье,

безделье за партой; безделье 6 часов подряд ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником,- в сфере мысли.

В. А. Сухомлинский.


Важнейшим культурным достижением человечества является формулировка широко известного принципа: «Все люди по факту рождения имеют равные права». …имеет смысл дополнить этот принцип следующим образом: «Все люди по факту рождения имеют равные права, в том числе право быть умным». Современная школа является тем социальным институтом, который должен обеспечить защиту права быть умным за каждым учеником, ... [1]

К сожалению, результаты ЕГЭ говорят о том, что не всё благополучно в сфере современного школьного образования. Поэтому встают вопросы, а так ли мы учим; а тому ли мы учим.

Может классно-урочная система устарела? «Можно предположить, что через сто лет будет немало школ свободного обучения. В этих школах будут работать учителя, на уроки которых дети идут охотно. Это педагоги милостью Божьей, к которым дети тянутся. На их уроки не нужно отправлять детей в порядке выполнения дисциплинарных правил. Учениками в этих школах будут дети, которые не нуждаются во внешних побуждениях для нормальной учебной работы. Но таких учеников, а самое главное – таких учителей не будет много. И большинство обычных учителей и обычных учеников будут работать в рамках дисциплинирующей классно-урочной системы.» - предполагает доктор педагогических наук, профессор, учитель математики московской школы № 1199 «Лига Школ» Герман Григорьевич Левитас. [2]

Или школьная математика слишком трудна для большинства обучающихся? Нет, наш предмет, зафиксированный в государственной программе, достаточно прост и нормально усваивается всеми здоровыми детьми. [2]

Так в чём же проблема? Очевидно, что приоритетом в сфере школьного образования должны быть задачи интеллектуального развития и воспитания. А становление интеллекта ребёнка осуществляется только в предметной сфере, поэтому усвоение предметных знаний и предметных действий необходимо. [3]

И только полноценное преподавание предмета может обеспечить защиту права быть умным. Значит, встаёт вопрос об организации полноценного качественного обучения всего состава обучающихся в условиях классно-урочной системы за минимальное количество часов. Для решения этого вопроса нужна педагогическая технология, т. е. «продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя». ( В. М. Монахов) [4]

Технология учебных циклов – это одна из таких педагогических технологий, которая может дать ответ на поставленный вопрос. Технология учебных циклов разработана в НИИ школьного оборудования и технических средств обучения Академии педагогических наук СССР в 1978—1989 гг. Ее авторами являются ЕБ. Арутюнян, М.Б. Волович, Ю.А. Глазков и Г.Г. Левитас. Итак, процесс обучения делится на фрагменты, в течение которых учащиеся овладевают некоторой частью учебного материала. Эти фрагменты образовательного процесса, которые называются учебными циклами, имеют следующие строение:

1. Проверка знаний предыдущего материала и готовности к усвоению нового.

2. Сообщение нового.

3. Репродуктивное (первоначальное) закрепление.

4. Тренировочное закрепление.

5. Опрос по теории.

6. Итоговое закрепление.

При этом непрерывно контролируется успешность образовательного процесса.

Если все эти этапы удается уложить в один урок, то получаем одноурочные циклы. Правда, они не дают времени на осознание, продумывание учебного материала. Каждый этап проводится в быстром темпе. И если кто-либо из учеников отвлекся даже на короткое время, это сильно сказывается на процессе обучения.

Двухурочные циклы состоят из урока изложения нового материала (урок И) и урока самостоятельной работы (урок С). Урок И состоит из трех этапов: контроль знаний – математический диктант (около 10 минут вместе с проверкой), этап объяснения (15 минут), этап первоначального закрепления. Урок С также состоит из трех этапов. Этап проверки теоретического материала (около 10 минут). На этом этапе все учащиеся воспроизводят по памяти конспект нового материала, записанный ими на предыдущем уроке и выученный дома. В то же время один-два ученика, вызванные к доске (предупрежденные об этом накануне!), не только воспроизводят тот же конспект на доске, но и рассказывают после этого весь материал по учебнику. Этап тренировочного закрепления занимает около 15 минут. Учащиеся под руководством учителя решают задачи, аналогичные первым (самым простым) заданиям самостоятельной работы. Наконец, проводится сама эта работа, занимая около 15 минут. Во время двухурочного цикла учитель все время руководит работой, а ученики все это время заняты делом и письменно отчитываются в своей работе на каждом этапе. Каждый получает во время двухурочного цикла по три оценки: за диктант, за конспект и за самостоятельную работу. Двухурочный цикл достаточен для организации обучения, если не требуется длительного закрепления материала и опрос по теории можно осуществить с помощью воспроизведенного по памяти конспекта.

Если же нарушается какое-нибудь из этих условий, то в учебный цикл нужно вводить дополнительные уроки. Особенно часто нарушается первое условие, так как в большинстве случаев нам необходимо организовать решение большого числа задач по новому материалу. Двухурочный цикл не дает места для такой работы. Для нее нужны специальные уроки. На этих уроках задачи должны решаться всеми учащимися (а не списываться с доски). И необходимо, чтобы каждый ученик получил оценку за такую работу. Это достигается путем специальной организации уроков решения задач (урок Р). Второе затруднение, возникающее на двухурочных циклах – невозможность опросить всю теорию по конспектам. Эта проблема решается путем введения в учебный цикл специального урока, посвященного устному опросу по теории (урок О). На нем учащиеся прочитывают по учебнику теоретический материал (рассказанный им на предыдущем уроке), а затем «сдают» его учителю либо другим ученикам – помощникам учителя.

Трехурочные циклы  могут  быть  двух  видов: И-Р-С и И-О-С. Четырехурочные циклы могут быть более  разнообразными: И-Р-О-С, И-Р-Р-С и И-О-О-С. Отметим, что урок общения лучше не ставить перед уроком решения задач, то есть цикл И-О-Р-С   не желателен.

Весьма интересны пяти- и шестиурочные циклы. Основная идея состоит в делении цикла на две составляющие. На первых двух уроках вводится новый материал и проверяется, понят ли он учащимися. Эта часть цикла состоит из уроков И и С. На следующих трех или четырех уроках этот материал включается в общую систему знаний. Это происходит на уроках Р и О. Последний урок цикла итоговая проверочная работа. Рассмотрим подробнее все типы уроков.

1. Урок И.

Первый этап урока И – предметный диктант, занимающий вместе с проверкой около 10 минут. Диктант проводится в один или в два варианта. Ученики отвечают на вопросы в контрольных листах и копируют ответы в тетради. После слов «Диктант окончен» контрольные листы с ответами сдаются учителю, которые можно проверить позже. Затем учитель демонстрирует правильные ответы к заданиям диктанта. Пользуясь оставшимися у учеников копиями ответов, они проверяют свою работу. Правильные ответы они отмечают плюсами, неправильные – минусами, не вполне правильные – плюс-минусами. Очень полезно варьировать способы проверки и оценки диктантов: самопроверка, взаимопроверка, отметки в журнал по желанию и т. п.

Второй этап урока И – объяснение материала. На него отводится не более 15 минут. Объяснение материала фиксируется на доске в виде конспекта, который дети обязательно переносят в свои тетради. С помощью системы «да – нет» учитель добивается всеобщего участия в беседе по излагаемому материалу. Конспект может появиться на доске в разное время: перед изложением материала ( вот о чем мы будем сегодня говорить); открыть заготовленный конспект после изложения (вот краткая запись того, о чем мы говорили); составлять конспект по ходу изложения. Далее происходит демонстрация того, как можно использовать новый материал для решения задач.

Третий этап урока И – первоначальное (репродуктивное) закрепление изложенного материала. На него отводится около 15 минут. Учащиеся под руководством учителя решают задачи, аналогичные тем, которые были рассмотрены при объяснении. Учитель добивается проверки каждого этапа решения самими учащимися или их соседями. Первоначальное закрепление должно быть выполнено с большой четкостью. Нужны точные вопросы, точные письменные или устные ответы, должны быть достигнуты правильные формулировки ответов, всеобщее одобрение их классом (система «да – нет»).

На дом дается задание изучить конспект для воспроизведения по памяти на следующем уроке. Учитель назначает двух учеников, которые будут отвечать у доски. Остальным рекомендуется внимательно прочитать учебник, чтобы квалифицированно выслушать ответ (всякое дельное добавление и исправление во время ответа поощряется). Краткий конспект урока:

Цели урока.

1. Образовательные.

Введение и первоначальное закрепление новой информации:

аксиомы (какие);

определения (какие);

теоремы (какие), из них без строгого доказательства (какие);

алгоритмы (какие), из них без строгих обоснований (какие);

неалгоритмизируемые методы (какие), из них без строгих обоснований (какие).

2. Развивающие: сообщение сведений (каких) из истории математики и из других областей знаний, тем или иным образом связанных с темой цикла.

3. Воспитательные:

проведение физминутки.

элементы трудового воспитания (какие).

элементы нравственного воспитания (какие).

элементы эстетического воспитания (какие).

элементы коммуникативного воспитания (какие).

Учебное оборудование:

1) распашная доска;

2) компьютер и компьютерные программы (какие);

3) объемные приборы, модели, инструменты и приспособления (какие);

4) настенные таблицы (какие);

5) звукозаписи (или текст) математического диктанта (в скольких вари антах);

6) тетрадь с печатной основой (какая, какие страницы).

Ход урока.

1. Сообщение темы нового цикла 1 минута.

2. Математический диктант (текст диктанта) 8 минут.

3. Сообщение правильных ответов (приводятся) 2 минуты.

4. Изложение нового (приводится конспект) с экскурсами (какими) в историю математики и в смежные дисциплины (какие) 15 минут.

5. Физминутка (какая) 1 минута.

6. Первоначальное закрепление (тексты ТПО или сценарий беседы с классом) закончить за 2 минуты до окончания урока.

Домашнее задание:

а) закончить работу в ТПО;

б) выучить конспект;

в) прочитать текст учебника (какой);

г) желающим решить задачи (какие);

д) двоим (кому) подготовиться к ответу у доски.



2.Урок Р.

Урок решения задач посвящается тренировочному закреплению, на котором учащиеся работают в парах на своих рабочих местах и все получают оценки за проделанную работу. В начале урока учитель знакомит учащихся с заданиями, записанными на доске: классным заданием и домашним. Ученики приступают к классному заданию, разбившись на пары так, чтобы было приятно и полезно работать с соседом. Учитель просит ответы к задачам обводить рамкой или выписывать на полях для удобства проверки. Он предупреждает, что работа будет приниматься от двоих, однако решение каждой задачи должно быть зафиксировано в каждой тетради. Поэтому, решив очередную задачу, ученик должен побеспокоиться о том, чтобы и сосед решил её. Ученики начинают работать. Учитель наблюдает за работой, оказывая помощь тем, кто в этом нуждается. Если окажется, что какая-либо пара нетрудоспособна, то он рассаживает её. За 5 минут до конца урока учителем должно быть проверено не менее трети всех работ. Тогда за оставшиеся 5 минут учащиеся, у которых работы проверены, смогут проверить работы у других учеников (каждый проверяет пару, поэтому одна треть справляется со всеми остальными). Если некоторые из пар заканчивают работу раньше других, то могут приступить к выполнению заданий домашней работы. Уроки типа Р имеют большое воспитательное значение. На них осуществляется трудовое воспитание (дети приучаются организовывать свой самостоятельный труд), нравственное воспитание (дети несут ответственность за работу своего соседа), коммуникативное воспитание (дети сотрудничают как во время работы, так и во время проверки ее результатов). На этих уроках используется коллективная (парная) форма работы в классе. Включение в учебный цикл урока решения задач приводит к видоизменению последнего урока цикла – урока С. Если в цикле присутствует урок решения задач, то нет нужды на уроке С специально готовить детей к выполнению первых заданий самостоятельной работы. Поэтому можно, опросив их по конспекту и у доски, сразу приступить к самостоятельной работе. В этом случае самостоятельная работа может продолжаться до 30 минут. Краткий конспект урока:

Цели урока.

1. Образовательные: включение новой информации в систему знаний по математике путем установления связей нового материала с ранее пройденным (каким).

2. Развивающие: сообщение в текстах решаемых задач сведений (каких) из истории математики и из других областей знаний, тем или иным образом связанных с темой цикла.

3. Воспитательные.

проведение физминутки;

воспитание умения работать совместно с товарищем;

воспитание ответственности за работу товарища;

элементы эстетического воспитания (какие);

воспитание навыков толерантного общения.

Учебное оборудование:

1) доска;

2) учебник (задачник);

3) компьютер и компьютерные программы (какие);

4) объемные приборы, модели, инструменты и приспособления (какие);

5) настенные таблицы (какие).

Ход урока.

1. Математический диктант по ранее пройденному материалу в 1 вари анте (текст) 5 минут.

2. Подробный анализ содержания диктанта 5 минут.

3. Распределение учащихся по парам (по их желанию) 2 минуты.

4. Разъяснение порядка и объема работы (какой именно) 2 минуты.

5. Начало решения задач (каких) в парах 10 минут. На доске до машнее задание.

6. Физминутка (какая) 1 минута.

7. Проверка хода работы всего класса (обходом).

8. Проверка решений у первых пар закончить проверку у трети класса (у скольких пар) за 5 минут до окончания урока. Закончившие приступают к выполнению домашнего задания.

9. Проверка остальных пар силами уже проверенных. Выставление оценок в журнал.

Домашнее задание: написано на доске. Желающим решить задачи повышенной трудности (какие).



3. Урок О.

Опрос по теоретическому материалу не всегда удается провести в пись менной форме. Если ответ по теории должен включать в себя рассуждения, а не только записи, то нужно заменять письменный ответ устным. Способ, которым можно устно опросить всех учеников по теоретическому материалу, назовем уроком общения.

Учитель входит в класс и предлагает учащимся рассесться парами для работы над теоретическим материалом. Он говорит, какой материал необходимо прочесть по учебнику и какие задания по этому материалу надо выполнить. Учитель сообщает, на какие вопросы по теории нужно уметь ответить. Эти вопросы должны быть написаны на доске (так же, как и указания страниц учебника и задач). Кроме того, на доске должно быть записано домашнее задание.

Ученики рассаживаются по парам и начинают работать. Они читают материал в учебнике и отвечают на вопросы друг другу, выполняют указанные задания. Когда пара считает, что готова отвечать, она сигнализируют об этом учителю. Учитель опрашивает только две первые пары, а всех остальных опрашивают учащиеся, успешно ответившие до этого; при этом ни один из них тоже не должен опрашивать более двух пар. Впрочем, это и не требуется. Обычно учеников, готовых опрашивать, бывает вполне достаточно, и в течение урока удается опросить всех. Уроки О позволяют спросить каждого по всему необходимому мате риалу курса. Краткий конспект урока:

Цели урока.

1. Образовательные: окончательное формирование теоретических пред ставлений учащихся об изучаемом материале (каком).

2. Воспитательные:

воспитание умения работать совместно с товарищем.

элементы эстетического воспитания (какие).

воспитание навыков толерантного общения.

Учебное оборудование:

1) доска;

2) учебник.

Ход урока.

1. Распределение учащихся по парам (по их желанию) 2 минуты.

2. Разъяснение порядка и объема работы (какой именно) 2 минуты.

3. Проверка хода работы (у кого).

4. Опрос первых двух пар.

5. Проверка остальных пар силами уже проверенных. Выставление оценок в журнал.

Домашнее задание: написано на доске. Желающим решить задачи повышенной трудности (какие).

4. Урок С.

Самостоятельную работу удобно строить из шести заданий: первые четыре – это типовые задания по изучаемому материалу, достаточные для получения четверки; пятое – более сложное – для отличников; шестое – повышенной трудности – на отдельную пятерку.

В зависимости от того, имеются ли в учебном цикле уроки Р и О, урок С строится по-разному. В двухурочном цикле он состоит из трех этапов:

1) проверки конспектов и опроса у доски (10 минут);

2) подготовки к решению первых четырех заданий самостоятельной работы (15 минут);

3) самой работы (15–20 минут).

Если был урок Р, не нужен второй этап, если был урок О, не нужен первый этап. Краткий конспект урока:

Цели урока.

1. Образовательные.

Тренировочное закрепление и проверка усвоенности новой информа ции:

аксиомы (какие);

определения (какие);

теоремы (какие), из них без строгого доказательства (какие);

алгоритмы (какие), из них без строгих обоснований (какие);

неалгоритмизируемые методы (какие), из них без строгих обоснова ний (какие).

2. Развивающие: постановка перед учащимися заданий повышенной трудности.

3. Воспитательные:

проведение физминутки;

элементы трудового воспитания (какие);

элементы нравственного воспитания (какие);

элементы эстетического воспитания (какие);

элементы коммуникативного воспитания (какие).

Учебное оборудование:

1) распашная доска;

2) компьютер и компьютерные программы (какие);

3) объемные приборы, модели, инструменты и приспособления (какие);

4) настенные таблицы (какие);

5) тексты самостоятельной работы в 4 вариантах.

Ход урока.

1. Опрос по конспекту и у доски (кто у доски) 10 минут.

2. Демонстрация решения первых четырех заданий (тексты) самостоятельной работы 15 минут.

3. Физминутка (какая) 1 минута.

4. Самостоятельная работа закончить за 2 минуты до окончания урока.

Домашнее задание:

а) желающим решить задачи, не решенные ими на самостоятельной работе;

б) желающим решить задачи повышенной трудности (какие). [2]



Итак, один из авторов описываемой технологии Г. Г. Левитас считает технологию учебных циклов единственной из ныне описанных образовательных технологий, отвечающих требованиям к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения, позволяющая педагогу организовывать учебно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС. Рассмотрим данную технологию на предмет её соответствия современным стандартам образования.

  1. Технология должна быть здоровьесберегающей.

Главные требования к процессу обучения: не допускать переутомления учащихся на уроках и перегрузки учащихся домашними заданиями; создавать и поддерживать здоровьесберегающую обстановку. Поскольку ТУЦ предполагает постоянную всеобщую занятость в течение всего урока, то у обучающихся утомляемость понижается. Авторы технологии придерживаются мнения, что на домашнее задание школьник может тратить не больше двадцати минут, а ещё лучше не задавать на дом вовсе, а делать всё в классе. Для создания здоровьесберегающей обстановки предполагается проведение кратких оздоровительных мероприятий: минуты «сна», физминутки, упражнения для глаз и т. п.; а также поддерживать здоровьесберегающую обстановку в учебном помещении; проявлять особое внимание к детям с ослабленным здоровьем (зрением и пр.).



  1. Технология должна обеспечить процессу образования принцип научности.

Школьный курс математики характеризуется академической направленностью и имеет высокий научный уровень. Все учебники математики для основной школы написаны или отредактированы учеными высокой квалификации: академиками, докторами физико-математических наук и др. Поэтому, требование авторов ТУЦ следовать текстам учебника и только в редких крайних случаях, заручившись поддержкой авторитетных лиц, позволять себе отступления от этих текстов, обеспечивает высокий научный уровень обучения

  1. Технология должна обеспечить процессу образования принцип прочности знаний.

Качество преподавания школьного курса математики сильно влияет на общую успеваемость каждого ученика. Кроме того, этот курс требует постоянного внимания: пропущенная учеником тема оказывает сильное отрицательное влияние на дальнейшее изучение этого предмета. Каждая новая тема курса зиждется на знании предыдущего материала и не может быть понята без него. Поэтому, прочность знаний исключительно важна. Единственным реальным методом достижения прочности знаний, как считают авторы ТУЦ, является повторение. Для организации повторения авторы предлагают систематически проводить повторительные математические диктанты, а также дополнительные занятия с детьми, используя специальные карточки для коррекции их знаний.

  1. Технология должна быть личностно-ориентирована.

В существующей классно-урочной системе массового обучения существенным становится сходство между школьниками. И это врождённый инстинкт «что это?», переходящий в любознательность, и стремление нравиться, переходящее к самосовершенствованию. ТУЦ и рассчитана на эти общие свойства ученика, а не на дифференцирование детей по уровню способностей. Авторы описываемой технологии считают: «Просто нужно добиваться, чтобы время, проводимое учеником на уроке, полностью использовалось для целенаправленной учебной деятельности. Все дети на уроке должны быть заняты учебным трудом, а учитель должен проверять и оценивать качество изучения всего теоретического материала и решения всех задач. В результате такого обучения дети узнают, в каких направлениях они могут осуществлять свое стремление к познанию, имеющееся у каждого человека. Одни почувствуют тягу к математике, другие – к литературе, а третьи действительно поймут, что интеллектуальный труд не их дело. Однако школьный курс наук, обязательный для нормального развития каждого человека, они изучат».

  1. Технология должна реализовывать деятельностный подход к обучению.

То, что успех обучения определяется именно ученической деятельностью (а не, скажем, текстами, произносимыми учителем в классе), отмечал еще в середине XIX в. К.Д. Ушинский. Он утверждал, что главное в обучении не то, что говорит учитель, а то, какие задания выполняют ученики. Поэтому, становится необходимым организовать эту деятельность. А согласно П.Я. Гальперину, каждое новое умственное действие человек изучает поэтапно. На первом этапе он ориентируется в новом для него действии, узнает, из каких операций оно состоит. На втором этапе он пробует совершить эти операции, проверяя правильность каждого шага, как говорит Гальперин, совершает новое действие в материальном (или материализованном) виде. На последнем этапе человек приучается выполнять новое действие быстро, автоматизировано, проверяя только конечный результат (это называется действием во внутреннем плане, или интериоризацией).

В учебном цикле обучение умственным действиям также осуществляется поэтапно:

  1. ориентировка учащихся в новом действии;

(Начинаем с того, что сообщаем, из каких шагов состоит данное учебное действие, т. е. формируем ориентировочную основу действия.)

  1. материальное (материализованное) выполнение действия;

(Организуем выполнение учащимся указанных шагов, проверяя вместе с учащимися их правильность – это и есть этап материализации.)

  1. действие во внутреннем плане.

(Добиваемся быстрого, автоматизированного выполнения всех шагов и проверяем правильность выполнения по конечному результату. Это и есть этап интериоризованных действий.)

Между вторым и третьим этапами ведётся работа по исправлению допущенных ошибок. Если ученик вслух объясняет свои действия, и как исправить обнаруженную ошибку, то получается этап громкой речи. Если ученик самостоятельно находит ошибку и исправляет её, то получается этап внутренней речи.

  1. Технология должна решать вопросы коммуникативного воспитания детей.

Тому, чтобы уроки были уроками сотрудничества не только между учителем и учениками, но и между самими детьми, способствует применение простейшего вида коллективной работы – парной работы. Пары могут быть сформированы по желанию обучающихся. Как «учитель и ученик» или же как равнозначные со сменой ролей «учитель – ученик». Также для развития коммуникативных способностей детей авторы технологии предлагают использование взаимопроверки при работе с результатами диктантов и в парной работе на уроках общения. Ответственность не только за свои действия, но и за действия партнёра прививается на уроках решения задач.

Итак, соответствие технологии учебных циклов новым стандартам, позволяет рекомендовать её использование в современном школьном образовании. Кроме того, на основе этой технологии любой учитель может создать собственную методическую систему преподавания.





Использованная литература

  1. Ценностные аспекты психологии интеллекта и их реализация в образовательной практике. М.А. Холодная (Москва), Э.Г. Гельфман (Томск)

Опубликовано в: Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / Под ред. В.В. Знакова, Г.В. Залевского. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. С. 236-261.

  1. Методика преподавания математики в основной школе [Текст]: учебное пособие / Г. Г. Левитас. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. – 179, [3] с.

  2. Приоритеты современного школьного образования: способность адаптироваться к социуму или интеллектуальное развитие и воспитание. М.А. Холодная

(расширенный текст доклада на IV Всероссийском съезде психологов образования России "Психология и современное российское образование", 8 - 12 декабря 2008 года, Москва)

  1. Селевко Г. К. С – 29 Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!