ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Предмет | география | Класс | 6 |
Тема урока | Полезные ископаемые |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Учащиеся узнают, (Дадут определение понятию) что такое полезные ископаемые, (Классифицируют) их виды, места залегания, способы добычи, хозяйственное значение. Смогут объяснить связь минеральных ресурсов с геологической историей. | Познавательные? Регулятивные? Коммуникативные? Обобщить информацию о строении земной коры, горных породах и минералах Проанализировать причинно-следственные связи разнообразия полезных ископаемых на территории нашей страны. | Развить интерес к профессии геолога, сформировать знания о богатстве недр страны и родного края, стремление их защищать и преумножать. |
Решаемые учебные проблемы | |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Полезные ископаемые: топливные, рудные, нерудные. Геологическая разведка. |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | презентация |
Образовательные интернет-ресурсы | |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
1. ЭТАП 1 Актуализация знаний Основные задачи учителя. Познакомить с различными видами полезных ископаемых, способах их добычи и применении в хозяйстве страны. |
Деятельность учителя Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала. Какого материала? 1.Из чего состоит земная кора? 2.Что такое горные породы и минералы? 3.Виды горных пород. | Деятельность учащихся Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения На основании чего? Они делают обобщение? Почему нет работы над понятиями? Полезные ископаемые_ это….+существенные признаки. Нет работы по КЛАССИФИКАЦИИ Нет работы по составлению схемы ….(это можно сделать и в игровой форме…..) 1.Наружный слой земной коры – осадочные горные породы; средний слой – плотные кристаллические породы (граниты, гнейсы, сланцы); глубокий слой – более плотных кристаллических пород (базальты). 2. Минерал — природное тело с определённым химическим составом и кристаллической структурой, образующееся в результате природных физико-химических процессов и обладающее определёнными физическими, механическими и химическими свойствами. Является составной частью земной коры, горных пород, руд, метеоритов; Горные породы — природная совокупность минералов более или менее постоянного минералогического состава, образующая самостоятельное тело в земной коре. Планеты и другие твёрдые космические объекты состоят из горных пород. 3. По происхождению горные породы делятся на три группы: магматические, осадочные и метаморфические. Магматические и метаморфические горные породы слагают около 90 % объёма земной коры, однако, на современной поверхности материков области их распространения сравнительно невелики. Остальные 10 % приходятся на долю осадочных пород, занимающие 75 % площади земной поверхности. |
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации |
Деятельность учителя Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление (приемы): Как Вы думаете: меняется ли количество и разнообразие полезных ископаемых в процессе развития человеческого общества и если да, то почему? | Деятельность учащихся - Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его. Где вопросы диалога? Какие задания? Чем более развито общество, тем меньше запасов полезных ископаемых остается в недрах планеты. |
3. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа. Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием; • овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов; • формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения; |
Деятельность учителя Как рационально использовать богатства недр, чтобы оставить часть богатств будущим поколениям? | Деятельность учащихся Проявляют познавательную инициативу. Как??????? Они её проявляют?????? Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения Как осознают?, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности Как?. |
4. ЭТАП планирования. Основные задачи учителя. Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал; • определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; • воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников; |
Деятельность учителя Работа по группам в контурных картах. Используя географическую карту, учащиеся отмечают в контурных картах расположение основных запасов: топливных ископаемых – 1-я группа; рудных ископаемых – 2-я группа; нерудных (строительные материалы и др.) – 3-я группа. Если не было работы по классификации, по анализу соотнесения со строением земной коры – для чего наносить на к/к? Просто что бы занять руки? | Деятельность учащихся Работа в группах. Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания. Вот и нужно расписать ЭТИ средства |
5 ЭТАП"Открытие" нового знании. Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению; • воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи; • формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; • формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом; • овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов: • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах: • воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь; |
Деятельность учителя Теоретическое объяснение фактов, направление поисковой деятельности учащихся, работа с учебником. Работа в группах: виды полезных ископаемых и способы их залегания 1-я группа – топливные полезные ископаемые; 2-я группа – рудные полезные ископаемые; 3-я группа – нерудные полезные ископаемые. Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового? Выполнение, каких действий приведет нас к решению учебной задачи? | Деятельность учащихся Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое "открытие". Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. |
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. |
Деятельность учителя Использование полезных ископаемых для хозяйственных нужд человека. | Деятельность учителя Предлагает задания на "новое" знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия "ведущему" (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах. Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок. - Вступают в диалог (пассивных можно вытаскивать фразами «объясни, как ты понял, что сказал Миша..» - Выполняют задания на новый материал (всем классом) - Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме |
Принципиально важно при этом : 1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой; 2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь. Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос: 1.Осмыслить задание. 2.Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.). 3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие). 4.Мысленно сформулировать ответ. 5.Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что во-первых…, во вторых…». |
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока). Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей. |
Деятельность учителя Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом -Что Вы узнали о строении земной коры, горных породах и минералах, слагающих ее? - Какие основные полезные ископаемые являются природным богатством нашей страны? | Деятельность учащихся Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы. |
8 ЭТАП Домашнее задание используя материал учебника и интернет-ресурсы ответить на вопрос: Какие полезные ископаемые разведаны на территории Волгоградской области? |