СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе рассматривается структура практико-ориентированных заданий и предлагаются ПОЗы для   уроков в начальных классах

Просмотр содержимого документа
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ.»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ.

Сорокина Е.В.

частная школа «Бриг» ,город Усть-Каменогорск

На сегодняшний день в Плане РК по развитию приоритетных направлений образования и науки на 2014-2016 годы (приказ №9, утвержденный МОН РК от 13 января 2014 года) поставлена задача обновления содержания образования в рамках вхождения в число 30 конкуретноспособных стран и интеграции в мировое образовательное пространство.

Это, во-первых, связано с проблемой организации образовательного процесса с учетом современных требований обновления содержания учебного материала.

Во-вторых, обновление содержания касается не только знаний школьников, но и навыков их применения, в частности, формирования функциональной грамотности или компетентности.

В сегодняшнем быстроменяющемся мире функциональная грамотность становится фундаментом для активного участия человека в социальной, культурной, политической и экономической сферах, также становится важным базовым фактором, влияющим на «обучение в течение всей жизни».

Согласно международным программам TIMSS, PIRLS, мониторинг функциональной грамотности оценивается по трем направлениям – грамотность чтения и письма, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность.

В связи с этим, при обучении в начальной школе языку и литературе, математике и естественнонаучным предметам учителя должны в процессе выполнения упражнений, решения задач связать их с жизнью, особо обратить внимание на формирование функциональной грамотности чтения, письма, математики и естественнонаучных предметов.

В Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы (Постановление Правительства РК № 832 от 25 июня 2012 года) определены 7 ключевых компетенций, одной из которых является коммуникативная компетенция. Коммуникативная компетенция – способность к устной, письменной, продуктивной коммуникации на казахском, русском и английском (иностранном) языках), предполагающая синтез знаний, коммуникативных навыков и умений.

В начальной школе необходимо и возможно заложить основы готовности к решению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, коммуникативной компетентности.

Компетентность в начальном общем образовании – образовательный результат освоения содержания начального общего образования, способов действий  в рамках определённых компетенций  (система ЗУН, обеспечивающих готовность к взаимодействию субъекта  с окружающей средой). Компетентность можно представить, как некую интегральную способность решать возникающие  в различных сферах жизни конкретные проблемы.

Можно выделить следующие ключевые компетентности для ученика начальной школы: во – первых, коммуникативную (результат освоения средств коммуникации, необходимых для продуктивного взаимодействия с окружающей средой (социумом)); во – вторых, информационную (результат освоения способов работы с информацией, ИКТ, ПК); в – третьих, компетентность разрешения проблем (результат овладения ЗУН, обеспечивающими самореализацию, самосовершенствование, саморазвитие младшего школьника); в –четвертых, компетентность самоорганизации (результат усвоения проектно – исследовательских, творческих умений, позволяющие полноценно использовать личные ресурсы).

Одним из средств развития ключевых компетентностей является использование компетентностно-ориентированных заданий.

Компетентностно-ориентированное задание (КОЗ)

или практико-ориентированное задание (ПОЗ)

Структура компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ)

1. Введение в проблему.

2. Формулировка задания:

- текст задания должен начинаться с глагола;

- в тексте задания указано

ЧТО делать и есть указание на то,

КАК делать.

3. Информация, необходимая для решения данной задачи.

4. Форма предъявления результатов КОЗ.



Схема КОЗ

- стимул,

задачная формулировка,

источник информации,

бланк для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ),

инструмент проверки.

Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированное задание организует деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.

Среди способов организации изучения программного материала, позволяющих эффективно использовать компетентностно-ориентированные задания, можно назвать:

организацию изучения нового программного материала без предварительного объяснения учителя,

укрупнение дидактических единиц, концентрированное объяснение нового материала, обеспечивающее изучение основ содержания темы (понятийного аппарата, закономерностей, причинно-следственных структур, формирование обобщенной картины) с последующим расширением грани содержания на основе дополнения полученной из учебника или представленной учителем информации информацией, самостоятельно полученной из других источников.





СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ






Структура задания

Стимул - мотивирует ученика на выполнение задания, [включает описание ситуации или другие условия задачи, которые играют роль источника информации].

Стимул в компетентностно-ориентированном задании выполняет несколько функций:

мотивирует учащегося на выполнение задания;

моделирует практическую, жизненную ситуацию;

при необходимости может нести функцию источника информации.

Стимул должен:

быть кратким (не более трёх предложений);

НЕ отвлекать учащегося от содержания задания.

Задачная формулировка - понимается однозначно, четко соотносится с модельным ответом \ шкалой, соответствует возрасту учащегося, интересна учащемуся. [ Мы не можем проверять то, что не требовали в задачной формулировке.Мы обязаны проверять то, что предписывали в задачной формулировке]

Источник информации - содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания [Необходим и достаточен для выполнения заданной деятельности, интересен, соответствует возрасту учащихся]. На одном источнике (наборе источников) может строиться несколько заданий. Учащийся не должен быть знаком с источником до выполнения задания.

Бланк - задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания.

Методики,представленные ниже,направлены на развитие у детей информационных, коммуникативных компетентностей и компетентности разрешения проблем, позволяют научить их поиску и отбору информации, публично выступать перед одноклассниками, ставить и отвечать на заданные вопросы, организуют деятельность учащихся, а не воспроизведение ими информации или отдельных действий.

Задание №1«Ромашка вопросов»

Предлагается придумать вопросы, отражающие содержание текста, что позволяет через содержательность вопросов определить уровень и глубину владения материалом.

Задание направлено на формирование информационных и коммуникативных компетентностей, способствует обогащению словарного запаса. Внимание уделяется анализу составленных вопросов («тонкие» и «толстые» вопросы).

Задание №2«Ключевые слова»

Предлагается составить словарь ключевых слов по тексту. Задание позволяет провести контроль над усвоением основных понятий, выделение главного, существенного в содержании текста. Задание направлено на формирование информационных и коммуникативных компетентностей.

Задание №3«Продуктивные задания»

Учащимся предлагается создать и представить схему, таблицу, опорный конспект по тексту. Формулировка задания содержит только вопрос – часть задания, требующего от учащегося конкретных действий.

Ученик не только извлекает информацию, но и производит действия по её обработке. Результатом является «продукт» собственной деятельности с первичной информацией.

Задание №4

Характеристика задания

Компетентность:Коммуникационная
Аспект: Письменная коммуникация
Структура задания

Стимул: У тебя пропала собака. Ты решил написать объявление.
Задачная формулировка: Составь текст объявления. В объявлении напиши название породы собаки, цвет, 2 дополнительные приметы. В тексте не должно быть ошибок.
Бланк:

                                                                                                

 

 

 

Источник: –
Инструмент проверки (модельный ответ):
В объявлении написано название породы собаки – 1 балл.
В объявлении указан цвет собаки – 1 балл.
В объявлении указаны 2 дополнительные приметы собаки – 2 балла, указана 1 примета – 1 балл
В тексте нет ошибок – 1 балл

Максимальное количество баллов – 5 баллов

Задание №5«Верно - неверно»

К тексту предлагаются истинные и ложные высказывания. Задание позволяет учителю провести контроль за усвоением содержания текста, пониманием причинно-следственных связей и направлено на формирование информационных компетентностей.

Прочитай текст Н.Осипова «Подорожник».

Характеристика задания.

Компетентность: Информационная.

Аспект: Первичная обработка информации.

Структура задания.

Стимул: Ты прочитал рассказ Н.Осипова «Подорожник». Помоги одноклассникам найти верные высказывания.

Задачная формулировка:Отметь в таблице верные высказывания.

Таблица 1

Источник:

А

Автор называет «европейским пришельцем» подорожник.

Б

Автор сравнивает листья и стебли подорожника с пружинами.

В

Напористость – это настойчивость и энергичность.

Г

В сырую погоду семена подорожника увеличиваются в размере.

Д

Семена подорожника в Америку завезли учёные.



Инструмент проверки (ключ): верные ответы: А, В – 2 балла; другой вариант ответа – 0 баллов; максимальное количество баллов: 2 балла.

Задание №6. В школьных соревнованиях принимали участие 480 учеников. В них участвовало на 290 учеников меньше, чем в районных. Сколько учеников участвовало в районных соревнованиях?

Задание №7. На контрольной работе нужно было решить такую задачу:

«Ученик делал уроки ровно один час. На математику он потратил 20 минут, на русский язык — 30 минут, а всё остальное время выполнял задание по окружающему миру. Сколько времени ученик выполнял задание по окружающему миру?»

Вася и Зина решили эту задачу и получили разные ответы:

ответ Васи — «50 минут»,

ответ Зины — «10 минут».

Объясни, кто из ребят получил верный ответ. 

Задание №8. Миша сложил прямоугольник из этих трёх фигур.

Нарисуй прямоугольник, который получился у Миши.

 

Задание №9. Определи длину сторон (в сантиметрах) прямоугольника АВСD , если его площадь равна 48 см 2 ?

 

Задание №10. В таблице для некоторых продуктов указано, сколько граммов этих продуктов содержится в чайной и столовой ложке. Эти данные могут пригодиться при приготовлении пищи.

Используя эту таблицу, ответь на следующие вопросы:

1) Сколько граммов сахара содержится в одной чайной ложке?

Ответ: _____ .

2) Определи,как с помощью ложек отмерить продукты для приготовления одной порции манной каши, если для неё надо 45 г манной крупы, 5 г сливочного масла и 5 г сахара?

Ответ: нужно взять манной крупы__, масла__, сахара__.

 

Задание №11. Каждый день перед школой Оксана смотрит на висящий за окном термометр и говорит родителям о том, какая на улице температура. На рисунке показан вид термометра в один из дней.















Задание №12

Задание для 1 группы: Собрать стихотворение из разрозненных двустиший. Приготовиться к выразительному чтению. Озаглавить стихотворение, определить его идею.


Друг не будет смотреть свысока,

Наизусть он характер твой выучит.

Нужно верить, что друга рука

В трудный час обязательно выручит.

Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.


Задание для 2 группы: Найти для каждой казахской пословицы по 2 аналога среди русских пословиц Соединить их стрелочками. Приготовиться к чтению. Уметь объяснить их смысл

АНАЛОГ- сходство в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами, понятиями.

ПОСЛОВИЦЫ-народные изречения с назидательным, нравоучительным смыслом.


Одежда хороша новая, а друг –старый. (каз)

Старый друг лучше новых двух.

Вещь хороша пока новая, а друг –когда старый.

С хорошим дружить-самому хорошим быть, с глупым водиться – с пути сбиться. (каз)

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе ,кто ты

С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.

Цену кусочку хлеба в голод узнаешь, цену настоящей дружбе в беде узнаешь.(каз)

Без беды друга не узнаешь.

Друг познаётся в беде.

Бросивший друга без друзей остаётся. (каз)

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

Без друга – сирота, с другом – семьянин.


Задание для 3группы: «ЧТОБЫ У ТЕБЯ ВСЕГДА БЫЛО МНОГО ДРУЗЕЙ. »

1.ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: Чтобы у тебя всегда было много друзей Никогда не _____________ своим товарищам. Не _________________ обидными словами. Не __________________ им прозвищ.

2. Чтобы у тебя всегда было много друзей

Помогай _______________. Если умеешь что-то делать_________________ своего друга. Если товарищ попал в беду ___________________________, чем можешь.

3.Дружить можно и нужно и с _________________, и с большими ребятами, и с _______________ и с девочками.

4. Если ты обиделся на своего друга, постарайся __________________ ему свою обиду. Не злись!

5. Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или книгу __________________. Не жадничай!

6. Останови товарища, если он делает что- то ______________________. Если друг в чем-то не прав ___________________ ему об этом.


Проверка выполнения работы учащихся


Работа в парах. Каждая пара получает листочек с перечнем разнообразных потребностей и желаний. Задание : отобрать самое важное для семьи, пометить буквой П. Остальное расположить по степени желаний семьи: что хотелось бы иметь в первую очередь, когда появится возможность удовлетворить это желание. Например : еда, жилище, компьютер, пианино, вода, одежда, учёба в школе, защита, воздух, новый телевизор, труд, мед.помощь.

Проверка выполнения. Доказать и защитить правомерность выбора.

Потребности – это … . Желания – это … .

Работа в группах

Каждая группа получает задание, в ходе выполнения которого должна

определить с удовлетворением какой потребности оно связано. Выпол-

нив задание, группа, взявшись за руки, поднимает руки вверх. Работа

группы выслушивается и оценивается.


Повторение правил работы в группах: 1 Работать дружно

2 Терпеливо выслушивать друг друга

3 Общаться доброжелательно


Задание 1. Выбрать продукты, необходимые для приготовления борща.

Восстановите последовательность действий при приготовле-

нии борща.

- О какой потребности идёт речь ?

Задание 2. Соберите пословицы. О какой потребности в них говорится?

Придумайте несколько правил об этом по предложенному

началу.

Задание 3. Выбери предметы, которые понадобятся тебе для уборки.

Из предложенных тебе действий выбери те, которые ты

будешь выполнять во время уборки. Определи их очерёд-

ность. Лишние действия вычеркни.

- О какой потребности вы вспомнили, выполняя задание ?

Задание 4. Соедините части пословиц . Расшифруйте слово, буквы

которого спрятаны среди букв П . Какая связь существует

между этими понятиями?



 Обучение с использованием практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий: необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметныесвязи,вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности. Школьников захватывает сам процесс поиска путей решения задач. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!