СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕХНОЛОГИЧСЕКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕМЕ ПОГОДА И КЛИМАТ. 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способствовать формированию представлений о погоде, причинах изменения погоды ; создать условия для формирования умений описывать погоду своей местности

Просмотр содержимого документа
«ТЕХНОЛОГИЧСЕКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕМЕ ПОГОДА И КЛИМАТ. 6 класс»

 Технологическая карта урока.                    

                            

ФИО учителя

Лозинская Ираида Алексеевна МБОУ «Гимназия №6» г. Брянска

Предмет

география

Класс

6

Номер урока

№ в разделе «Атмосфера»

Тип урока

Освоение нового материала.

 

Тема

«Погода»

Цель

Способствовать формированию представлений о погоде, причинах изменения погоды ; создать условия для формирования умений описывать погоду своей местности

Задачи

Образовательные:

-

продолжить формирование умения выявлять причинно-следственные связи в процессе самостоятельной и коллективной работы учащихся (их поисковая деятельность);

 

Развивающие:

-   формирование познавательной активности, умения решать проблемные ситуации.

-   продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.

Воспитательные:

-  способствовать  реализации творческого потенциала в учебной деятельности;

-  продолжить формирование нравственных ориентиров и  умений давать нравственную оценку конкретных ситуаций

Планируемые результаты

Предметные: (знания, умения, представления)

 

Научатся называть причины изменения температуры воздуха в течении суток; приводить примеры характерных природных явлений в атмосфере; связей между элементами погоды.

 Получат возможность научиться объяснять значение понятий:

«погода», «воздушная масса»;описывать погоду своей местности.

Личностные: (личностные УУД)

-Осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы.

-Формирование эмоционально-целостного отношения к окружающей среды.

Метапредметные:

 (познавательные, регулятивные,

 коммуникативные УУД)

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- определять цель, проб версии, выбирать средства достижения цели

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы, выдвигать гипотезы.

Формы работы учащихся:

Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Учебник:

«Начальный курс географии» Т.П. Герасимова Н.П. Неклюкова – М. «Дрофа» 2016 г.

Оборудование:

Ноутбук, телевизор, физическая карта полушарий.

 



































































 Организация структуры урока

Этап урока

Действия учителя

Деятельность учеников

Слайд№

Организационный момент (1-2 минуты)

Добрый день!

Учитель объясняет для чего приготовлены бланки ответов и графики успехов (Приложения №1,2)

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку

1

Актуализация знаний

(4-5 минут)

Задание №1. Выберите правильное высказывание. (Приложение №3)

1. Если вы согласны с высказыванием, то обведите букву. 2. Прочитайте и запишите высказывание ниже таблицы.

3. Называют тему (Погода и климат)

Выполняют задание. Проговаривают тему урока. Кто написал правильно - ставит оценку «5» в график успешности.



Итак, Вы догадались о чём сегодня мы с Вами поговорим…

После просмотра слайдов ученики определяют тему урока.

Называют тему урока: «Погода»

2-5,6

Постановка учебной задачи (4-5 минут)

Цель урока

Вопрос: Что мы должны узнать на уроке по этой теме?

Слушают. Отвечают на вопросы и определяют задачи урока.

7

«Открытие нового знания»

(построение проекта выхода из затруднения)

(7-8 минут)

Вопрос:

Из каких элементов состоит прогноз погоды? Чтобы ответить на этот вопрос выполните

Задание №2. «Убери лишнее»

Температура, рельеф, осадки, ветер, гигрометр, компас, термометр, осадкомер, атмосферное давление, географическая широта, флюгер, сейсмограф, барометр, влажность воздуха, географические координаты.









Выполняют. Оценивают









8


Задание №3. Из оставшихся слов (из задания №2) составить пары:

Выполняют. Оценивают

9

Все эти элементы характеризуют погоду, а с помощью приборов их можно измерить. Если не знаешь о чём говорить с человеком, поговори о погоде. Погода интересует всех, особенно то, какой она будет в ближайшие дни, летом, зимой.


Основными элементами погоды являются: температура, влажность, атмосферное давление. В зависимости от их состояния в тропосфере образуется ветер, облака, выпадают осадки. А что такое погода? (смотреть текст учебника п.30, стр. 125). Найдите определение в учебнике на стр. 125.

Ответы учащихся. Учащиеся записывают определение.

10,11


Давайте рассмотрим приведённые на форзаце учебника, какие выделяют типы погод?















Какой элемент лежит в основе выделения типов погоды (температура воздуха).



Какой тип погоды преобладает в нашей местности зимой, летом?

Выводы: все элементы и явления погоды связаны между собой, изменение одного из них приводит к изменению других и всей погоды в целом.

Учащиеся рассматривают форзац учебника.


Две группы:



Погода Погода теплого

холодного времени года

времени

года




Одно из главных свойств погоды – изменчивость. Например, изменение температуры в течение суток обуславливает изменение и давления и влажности воздуха. Ранним летним утром перед восходом Солнца прохладно, безветренно. Солнце поднимается над горизонтом, и поверхность начинает нагреваться, от неё прогревается воздух, изменяется атмосферное давление, появляется ветер, усиливается испарение.

Тёплый влажный воздух поднимаясь, охлаждается, образуются кучевые или кучево – дождевые облака. Иногда проливается дождь. После 14-15 часов температура воздуха постепенно понижается, уменьшается испарение, исчезают облака. Ветер к вечеру стихает, выпадает роса. Изо дня в день сохраняется такая погода. Устойчивость одного и того же типа погоды можно наблюдать во все сезоны.

Вопрос: что такое тип погоды? Ведь погода каждых суток редко повторяется без каких-либо изменений. Но многие её особенности являются общими для нескольких суток.

Определение. Тип погоды – обобщённая характеристика погоды, которая включает среднесуточные температуры, состояния облачности, осадки, наличие ветра.

В одних местах Земли погода очень часто меняется, т.е. один тип погоды часто сменяет другой, в других редко, например, только по сезонам года. В районе экватора постоянно жарко, обильные осадки, т.е. весь год один и тот же тип погоды.


Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

(4-5 минут)

- Если меняется направление ветра, то жди смены погоды. Ветры приносят разные воздушные массы. Вопрос: Что такое воздушные массы?

Воздушные массы – это большие объемы воздуха тропосферы, различающиеся по своим свойствам: влажности, температуре, прозрачности.

Воздушные массы, которые длительное время находились над океаном приносят дожди, снег, т.к. они вбирают в себя влагу, испаряющуюся с поверхности океана. Их называют морскими воздушными массами.

Воздух, который некоторое время находится над сушей, становится сухим. Воздушные массы, которые находятся над Северно-Ледовитым океаном, покрытым льдом, охлаждаются, а холодный воздух не может вобрать в себя много влаги, поэтому он ещё и сухой.

Южный ветер приносит к на теплый воздух. Воздушные массы приобретают свойства в зависимости от того, над какой поверхностью они находятся. Над пустыней воздух становится не только сухим и тёплым, но и запылённым.


Вопросы учащимся:

- какую погоду приносит северный ветер? (холодную, ясную)

- западный ветер приносит воздушные массы с Атлантического океана, какую погоду принесут эти воздушные массы? (дождь, изменение погоды).

- есть ли на земле районы, где погода одинакова в течение года? (есть, на экваторе погода всегда жаркая и влажная. В полярных широтах, например, в Антарктиде, погода всегда очень холодная).


Включение нового

знания в систему знаний и повторение.

(7-8 минут)

Сделайте прогноз погоды, зная, что в нашей местности южный ветер сменяется северным (будет похолодание).

Более 200 лет назад за погодой стали наблюдать систематически: регистрировали с помощью приборов температуру и влажность воздуха, атмосферное давление, направление и силу ветра и т.д. Сейчас земная поверхность покрыта сетью метеорологических станций, где за состоянием тропосферы наблюдают специалисты - метеорологи. Всю собранную информацию передают в гидрометеорологические службы, а дальше во Всемирные метеорологические центры. Таких центров на Земле три: В Москве, Вашингтоне (США) и Мельбурне (Австралия). В Гидрометцентре РФ все сведения обрабатываются с помощью ЭВМ. По результатам составляют карты погоды, на которых с помощью условных знаков отражена информация о погоде во всех пунктах наблюдения (синоптическая карта).



На синоптической карте условными обозначениями и цифрами записаны основные сведения о состоянии погоды во всех пунктах наблюдений. С помощью карт специалист-синоптик определяет скорость и направление перемещения воздушных масс, составляет прогноз погоды на следующие дни.


Учащиеся открывают стр. 126 учебника, рис. 83, рассматриваем и анализируем.


Работа с рис. 83:

  1. Знакомство с условными знаками карты погоды.

  2. Определяем облачность, ветер, температуру воздуха и атмосферные осадки в городах – Казани, Волгограде, Москве.


Рефлексия деятельности

Для чего нужно знать прогноз погоды перед выходом на природу?

Учащиеся отвечают и высказывают своё мнение.

20,21



.

Люди всегда наблюдали за сменой погоды, т.к. погода могла преподнести неприятные сюрпризы в виде ненастья во время уборки урожая или во время сенокоса. В июне могли быть утренние заморозки. Град мог побить урожай. Кроме того, погода влияет и на самочувствие человека. Прогноз погоды передают по радио, телевидению, интернету, специальные службы осуществляют смс рассылку.



В давние времена изменение погоды предсказывали по народным приметам.

Учащиеся знакомят с презентацией о народных приметах.


Закрепление изученной темы

Задание № 4. «Продолжи мнение»

  1. Явление погоды…

  2. Элементом погоды не является…

  3. Прибор для измерения температуры…

  4. Барометром измеряют…

  5. Где следят за погодой…

  6. Температура измеряется в …

  7. В какое время суток и года чаще всего бывает роса…

  8. Какие осадки выпадают летом в нашей местности…

  9. Самый нижний слой атмосферы…

Учащиеся отвечают и оценивают


Итог урока

(2-3 минуты)

Ребята, посмотрите у вас на партах график успешности. Поставьте свои отметки и оцените сою работу на уроке.

Выставляют оценки в графике успеха, рисуют улыбку в смайлике.


Домашнее задание


Записывают д.з в дневники, п. 30, задание 2,3, стр. 128
























































ПРИЛОЖЕНИЕ 1, 2







График успешности



Ф.И_______________________________





отметка







5














4


3








2















1

2

3

4

5

Задание































Задание №1. Выберите правильное высказывание.

Если вы согласны с высказыванием, то обведите букву. Прочитайте и запишите высказывание ниже таблицы



Главным источником тепла для нашей планеты является Луна

К

Воздушную плёнку нашей планеты учёные называют атмосферой

П

Самый нижний слой атмосферы называют стратосферой

А

Воздух –это смесь газов

О

Большие объёмы примерно одинакового свойства воздуха тропосфера называют воздушными массами.

Г

Чем выше мы поднимаемся над поверхностью, тем воздух становится теплее

Е

Главным источником тепла для нашей планеты является Солнце

О

Атмосферное давление измеряют при помощи термометра

И

Вес столба воздуха от верхней границы атмосферы до земной поверхности называют атмосферным давлением

Д

Ветер бывает юго-восточным

А

Ветер перемещается из области низкого давления в область высокого давления

Т

Нормальное атмосферное давление – 760 мм. рт. ст.

И

Температура воздуха не влияет на жизнь человека и ео хозяйственную деятельность

Л

Атмосферное давление измеряют при помощи барометра

К

Флюгер – прибор для измерения температуры

О

Перемещение воздушных масс в горизонтальном направлении называют ветром

Л

На берегах морей и крупных озёр возникает ветер бриз

И

Чем больше разница в давлении, тем ветер слабее

Б

На побережьях некоторых океанов дуют муссоны

М

Влажность воздуха показывает, сколько в нём содержится водяного пара

А

Ветры на земле дуют с одинаковой скоростью

Ы

Из облаков и насыщенного водяным паром воздуха выпадают на земную поверхность разнообразные атмосферные осадки

Т



ОТВЕТ:___________________________________________________________________________











ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Задание №2

«Убери лишнее»

оценка

Температура, рельеф, осадки, ветер, гигрометр, компас, термометр, осадкомер, атмосферное давление, географическая широта, флюгер, сейсмограф, барометр, влажность воздуха, географические координаты.



Проверка:

«5» – пять ошибок

«4»– четыре ошибки

«3»– три ошибки

«2»–две ошибки


Задание №3. Из оставшихся слов (из задания №2), составьте пары.


1.

2.

3.

4.

5.



Проверка:

«5» – 5 совпадений

«4»– 4 совпадения

«3»– 3 совпадения

«2»– 2 совпадения



Погода– это...





Тип погоды – это…






Воздушные массы – это…





Задание № 4. «Продолжи мнение»

  1. Явление погоды…

  2. Элементом погоды не является…

  3. Прибор для измерения температуры…

  4. Барометром измеряют…

  5. Где следят за погодой…

  6. Температура измеряется в …

  7. В какое время суток и года чаще всего бывает роса…

  8. Какие осадки выпадают летом в нашей местности…

  9. Самый нижний слой атмосферы…
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!