ФИО учителя | Лозинская Ираида Алексеевна МБОУ «Гимназия №6» г. Брянска |
Предмет | география |
Класс | 6 |
Номер урока | № в разделе «Атмосфера» |
Тип урока | Освоение нового материала. |
Тема | «Погода» |
Цель | Способствовать формированию представлений о погоде, причинах изменения погоды ; создать условия для формирования умений описывать погоду своей местности |
Задачи | Образовательные: - продолжить формирование умения выявлять причинно-следственные связи в процессе самостоятельной и коллективной работы учащихся (их поисковая деятельность); | Развивающие: - формирование познавательной активности, умения решать проблемные ситуации. - продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией. | Воспитательные: - способствовать реализации творческого потенциала в учебной деятельности; - продолжить формирование нравственных ориентиров и умений давать нравственную оценку конкретных ситуаций |
Планируемые результаты | Предметные: (знания, умения, представления) Научатся называть причины изменения температуры воздуха в течении суток; приводить примеры характерных природных явлений в атмосфере; связей между элементами погоды. Получат возможность научиться объяснять значение понятий: «погода», «воздушная масса»;описывать погоду своей местности. | Личностные: (личностные УУД) -Осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы. -Формирование эмоционально-целостного отношения к окружающей среды. | Метапредметные: (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД) - способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; - выработка умений работать с учебной информацией; - определять цель, проб версии, выбирать средства достижения цели - готовность к сотрудничеству с соучениками; - стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы, выдвигать гипотезы. |
Формы работы учащихся: | Индивидуальная, групповая, фронтальная. |
Учебник: | «Начальный курс географии» Т.П. Герасимова Н.П. Неклюкова – М. «Дрофа» 2016 г. |
Оборудование: | Ноутбук, телевизор, физическая карта полушарий. |
Этап урока | Действия учителя | Деятельность учеников | Слайд№ |
Организационный момент (1-2 минуты) | Добрый день! Учитель объясняет для чего приготовлены бланки ответов и графики успехов (Приложения №1,2) | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку | 1 |
Актуализация знаний (4-5 минут) | Задание №1. Выберите правильное высказывание. (Приложение №3) 1. Если вы согласны с высказыванием, то обведите букву. 2. Прочитайте и запишите высказывание ниже таблицы. 3. Называют тему (Погода и климат) | Выполняют задание. Проговаривают тему урока. Кто написал правильно - ставит оценку «5» в график успешности. | |
| Итак, Вы догадались о чём сегодня мы с Вами поговорим… После просмотра слайдов ученики определяют тему урока. | Называют тему урока: «Погода» | 2-5,6 |
Постановка учебной задачи (4-5 минут) | Цель урока Вопрос: Что мы должны узнать на уроке по этой теме? | Слушают. Отвечают на вопросы и определяют задачи урока. | 7 |
«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (7-8 минут) | Вопрос: Из каких элементов состоит прогноз погоды? Чтобы ответить на этот вопрос выполните Задание №2. «Убери лишнее» Температура, рельеф, осадки, ветер, гигрометр, компас, термометр, осадкомер, атмосферное давление, географическая широта, флюгер, сейсмограф, барометр, влажность воздуха, географические координаты. | Выполняют. Оценивают | 8 |
| Задание №3. Из оставшихся слов (из задания №2) составить пары: | Выполняют. Оценивают | 9 |
Все эти элементы характеризуют погоду, а с помощью приборов их можно измерить. Если не знаешь о чём говорить с человеком, поговори о погоде. Погода интересует всех, особенно то, какой она будет в ближайшие дни, летом, зимой. |
| Основными элементами погоды являются: температура, влажность, атмосферное давление. В зависимости от их состояния в тропосфере образуется ветер, облака, выпадают осадки. А что такое погода? (смотреть текст учебника п.30, стр. 125). Найдите определение в учебнике на стр. 125. | Ответы учащихся. Учащиеся записывают определение. | 10,11 |
| Давайте рассмотрим приведённые на форзаце учебника, какие выделяют типы погод?
Какой элемент лежит в основе выделения типов погоды (температура воздуха).
Какой тип погоды преобладает в нашей местности зимой, летом? Выводы: все элементы и явления погоды связаны между собой, изменение одного из них приводит к изменению других и всей погоды в целом. | Учащиеся рассматривают форзац учебника. Две группы: Погода Погода теплого холодного времени года времени года | |
| Одно из главных свойств погоды – изменчивость. Например, изменение температуры в течение суток обуславливает изменение и давления и влажности воздуха. Ранним летним утром перед восходом Солнца прохладно, безветренно. Солнце поднимается над горизонтом, и поверхность начинает нагреваться, от неё прогревается воздух, изменяется атмосферное давление, появляется ветер, усиливается испарение. Тёплый влажный воздух поднимаясь, охлаждается, образуются кучевые или кучево – дождевые облака. Иногда проливается дождь. После 14-15 часов температура воздуха постепенно понижается, уменьшается испарение, исчезают облака. Ветер к вечеру стихает, выпадает роса. Изо дня в день сохраняется такая погода. Устойчивость одного и того же типа погоды можно наблюдать во все сезоны. Вопрос: что такое тип погоды? Ведь погода каждых суток редко повторяется без каких-либо изменений. Но многие её особенности являются общими для нескольких суток. Определение. Тип погоды – обобщённая характеристика погоды, которая включает среднесуточные температуры, состояния облачности, осадки, наличие ветра. В одних местах Земли погода очень часто меняется, т.е. один тип погоды часто сменяет другой, в других редко, например, только по сезонам года. В районе экватора постоянно жарко, обильные осадки, т.е. весь год один и тот же тип погоды. | |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. (4-5 минут) | - Если меняется направление ветра, то жди смены погоды. Ветры приносят разные воздушные массы. Вопрос: Что такое воздушные массы? Воздушные массы – это большие объемы воздуха тропосферы, различающиеся по своим свойствам: влажности, температуре, прозрачности. Воздушные массы, которые длительное время находились над океаном приносят дожди, снег, т.к. они вбирают в себя влагу, испаряющуюся с поверхности океана. Их называют морскими воздушными массами. Воздух, который некоторое время находится над сушей, становится сухим. Воздушные массы, которые находятся над Северно-Ледовитым океаном, покрытым льдом, охлаждаются, а холодный воздух не может вобрать в себя много влаги, поэтому он ещё и сухой. Южный ветер приносит к на теплый воздух. Воздушные массы приобретают свойства в зависимости от того, над какой поверхностью они находятся. Над пустыней воздух становится не только сухим и тёплым, но и запылённым. Вопросы учащимся: - какую погоду приносит северный ветер? (холодную, ясную) - западный ветер приносит воздушные массы с Атлантического океана, какую погоду принесут эти воздушные массы? (дождь, изменение погоды). - есть ли на земле районы, где погода одинакова в течение года? (есть, на экваторе погода всегда жаркая и влажная. В полярных широтах, например, в Антарктиде, погода всегда очень холодная). | |
Включение нового знания в систему знаний и повторение. (7-8 минут) | Сделайте прогноз погоды, зная, что в нашей местности южный ветер сменяется северным (будет похолодание). Более 200 лет назад за погодой стали наблюдать систематически: регистрировали с помощью приборов температуру и влажность воздуха, атмосферное давление, направление и силу ветра и т.д. Сейчас земная поверхность покрыта сетью метеорологических станций, где за состоянием тропосферы наблюдают специалисты - метеорологи. Всю собранную информацию передают в гидрометеорологические службы, а дальше во Всемирные метеорологические центры. Таких центров на Земле три: В Москве, Вашингтоне (США) и Мельбурне (Австралия). В Гидрометцентре РФ все сведения обрабатываются с помощью ЭВМ. По результатам составляют карты погоды, на которых с помощью условных знаков отражена информация о погоде во всех пунктах наблюдения (синоптическая карта). | |
| На синоптической карте условными обозначениями и цифрами записаны основные сведения о состоянии погоды во всех пунктах наблюдений. С помощью карт специалист-синоптик определяет скорость и направление перемещения воздушных масс, составляет прогноз погоды на следующие дни. | Учащиеся открывают стр. 126 учебника, рис. 83, рассматриваем и анализируем. Работа с рис. 83: Знакомство с условными знаками карты погоды. Определяем облачность, ветер, температуру воздуха и атмосферные осадки в городах – Казани, Волгограде, Москве. | |
Рефлексия деятельности | Для чего нужно знать прогноз погоды перед выходом на природу? | Учащиеся отвечают и высказывают своё мнение. | 20,21 |
. | Люди всегда наблюдали за сменой погоды, т.к. погода могла преподнести неприятные сюрпризы в виде ненастья во время уборки урожая или во время сенокоса. В июне могли быть утренние заморозки. Град мог побить урожай. Кроме того, погода влияет и на самочувствие человека. Прогноз погоды передают по радио, телевидению, интернету, специальные службы осуществляют смс рассылку. | |
| В давние времена изменение погоды предсказывали по народным приметам. | Учащиеся знакомят с презентацией о народных приметах. | |
Закрепление изученной темы | Задание № 4. «Продолжи мнение» Явление погоды… Элементом погоды не является… Прибор для измерения температуры… Барометром измеряют… Где следят за погодой… Температура измеряется в … В какое время суток и года чаще всего бывает роса… Какие осадки выпадают летом в нашей местности… Самый нижний слой атмосферы… | Учащиеся отвечают и оценивают | |
Итог урока (2-3 минуты) | Ребята, посмотрите у вас на партах график успешности. Поставьте свои отметки и оцените сою работу на уроке. | Выставляют оценки в графике успеха, рисуют улыбку в смайлике. | |
Домашнее задание | | Записывают д.з в дневники, п. 30, задание 2,3, стр. 128 | |
Главным источником тепла для нашей планеты является Луна | К |
Воздушную плёнку нашей планеты учёные называют атмосферой | П |
Самый нижний слой атмосферы называют стратосферой | А |
Воздух –это смесь газов | О |
Большие объёмы примерно одинакового свойства воздуха тропосфера называют воздушными массами. | Г |
Чем выше мы поднимаемся над поверхностью, тем воздух становится теплее | Е |
Главным источником тепла для нашей планеты является Солнце | О |
Атмосферное давление измеряют при помощи термометра | И |
Вес столба воздуха от верхней границы атмосферы до земной поверхности называют атмосферным давлением | Д |
Ветер бывает юго-восточным | А |
Ветер перемещается из области низкого давления в область высокого давления | Т |
Нормальное атмосферное давление – 760 мм. рт. ст. | И |
Температура воздуха не влияет на жизнь человека и ео хозяйственную деятельность | Л |
Атмосферное давление измеряют при помощи барометра | К |
Флюгер – прибор для измерения температуры | О |
Перемещение воздушных масс в горизонтальном направлении называют ветром | Л |
На берегах морей и крупных озёр возникает ветер бриз | И |
Чем больше разница в давлении, тем ветер слабее | Б |
На побережьях некоторых океанов дуют муссоны | М |
Влажность воздуха показывает, сколько в нём содержится водяного пара | А |
Ветры на земле дуют с одинаковой скоростью | Ы |
Из облаков и насыщенного водяным паром воздуха выпадают на земную поверхность разнообразные атмосферные осадки | Т |
ОТВЕТ:___________________________________________________________________________