СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст и речевая среда

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование коммуникативной и речевой компетенций старшеклассников.

Просмотр содержимого документа
«текст и речевая среда»

Урок русского языка в 10 классе

Тема: Текст и речевая среда

Цель урока:

формирование коммуникативной и речевой компетенции старшеклассников

Задачи:

создать развивающую речевую среду, способную приобщить учащихся к культуре путём общения с текстом – «целебным источником нашего русского языка»;

обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

воспитывать требовательность к собственной речи.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I. Организационный этап. Активизация обучающихся, создание ситуации успеха.

- Сделайте глубокий вдох и выдох. Вдохните в себя свежесть морозного утра и хорошее настроение, а выдохните вчерашние обиды и беспокойство.

-Что надо сделать, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо всем улыбнуться.

- Присаживайтесь, работать вы будете на рабочих листах. Подпишите листы.

II. Активизация опорных знаний

  1. Орфоэпическая разминка «Говори грамотно»

Прочитайте

Проверьте

Заиндеветь

шарфы

красивее

донельзя

пуловер


ненадолго

включит

баловать

намерение

завидно


  1. Лексический диктант

Невежа

Малообразованный, малосведущий человек

Диапазон

Звуки разной высоты

Лексикон

Словарный запас одного человека

Интеллект

Мыслительные способности человека

Проверяемые безударные гласные в слове лексикон, написание остальных слов надо запомнить.

- Куда мы будем обращаться, если сомневаемся в правильности произношения слова или не знаем значение слова?

(орфоэпический и толковый словарь)

- Оцените свои знания

10 правильных ответов – «5»

9-8 – «4»

7-6 – «3»

5-0 –«2»


ІІ. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Мотивация учащихся к учебной деятельности. Целеполагание.



- Послушайте отрывок из рассказа М.Горького “Красавица”.

Она же, остановившая на себе общее внимание, стояла у бОрта парохода и грызла семечки подсолнухов. И она была действительно  красива той русской здоровой, сочной красотой, которая, так сильно возбуждая чувство, ничего не говорит уму. 
  …Он(юноша) весь ушел в свои глаза, любуясь ею, и все шептал своему соседу, пожилому человеку с седыми усами: -Заговорите с нею!.. Пожалуйста!... У нее, должно быть, прекрасный звучный голос… Мне хочется видеть, что еще даст ей речь! Это, наверное, будет музыка, роскошная музыка. И тогда она, эта женщина, будет вдвойне красива…
   Но она заговорила сама звучным контральто, неровным и прерывистым от избытка силы и обилия воздуха:
 - Вот так  тепло седни!
     Юноша вздрогнул.
- Взопрела я… бе-еды как!
 Юноша с печальным испугом в глазах взглянул на своего соседа. Тот вкусно улыбался и крутил ус.
- Да ищо кирасином воняет тут! И мухи тоже…Прорва их…Так и жгут…
   И  она стала  свирепо чесаться,  отчего ее полная грудь вызывающе заколыхалась.
Публика весело и одобрительно хохотала.
Бледный юноша тихо повернулся, и, наклонив голову, тусклый и печальный, отошел прочь, так поводя плечами, точно на них лилась ледяная вода.

- А что, собственно говоря, произошло?

-Что подумали люди об этой женщине?

(Речь женщины убила её красоту? Можно изменить прическу, полностью обновить гардероб, а собственная речь, ее индивидуальные особенности остаются с нами всегда)

- Как думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (О культуре речи)

- Почему эта тема сегодня очень актуальна?

(Отмечается общее снижение культуры языка среди всех слоёв населения. В речи многих людей встречаются жаргонные слова, слова-паразиты, ненормативная лексика, заметен бедный словарный запас).



Проблемный вопрос:

- Почему важно научиться правильно говорить? На этот вопрос мы ответим в конце урока.

-Запишите тему урока: Текст и речевая среда.

III. Этап открытия новых знаний

- Что такое речевая среда?

Словарная работа

Речевая среда это особым образом организованное окружение, эффективно влияющее на развитие разных сторон речи ребёнка (семья, взрослые и сверстники, с которыми постоянно общается ребёнок).

- По-вашему, когда следует начинать общаться с ребёнком?

- Общение с ребенком должно начинаться  ещё до его появления на свет.

В странах Африки  до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные  к ней. А комфортное пребывание способствует успешному развитию.


- Как текст связать с речевой средой?

- Сформулируйте задачи урока.

(Через общение с текстом развивать и совершенствовать свою речь, воспитывать требовательность к собственной речи)

На дом, в качестве опережающего задания, я дала вам прочитать параграф 7 и составить схему или таблицу к теоретическому материалу.

- Расскажите, что у вас получилось? Какие средства необходимы, чтобы создать для человека развивающую речевую среду?

( работать с текстами различных стилей, выразительно читать, слушать образцовую речь, делать письменные высказывания, соблюдать при чтении интонацию, работать со словарём)

-Что характерно для грамотной и культурной речи? Какие качества речи вы знаете?

на доске слайд

Итак, чтобы речь была правильной, красивой, надо её развивать.

- Перейдем к практической работе.

IV. Этап практического применения знаний

  1. Редактирование предложений (раздаточный материал).


- Исправьте предложения, чтобы они соответствовали литературному языку.


1)Мы хочем пойти в лес. 2) Валяйте домой! 3) Я сегодня выходная.

4) У ней шуба норка. 5) Я ляжу на этот плед.


- Поставьте себе отметку за работу.


0 ошибок –«5»,

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»


- Будут ли предложения являться текстом?


Приём «Облако мыслей» (по очереди отвечают)

- Что вы знаете о тексте? Каковы основные правила построения текста?

  • Заглавие

  • Начало, основная мысль, заключение

  • Абзацное членение

  • Композиционная завершённость

  • Предложения следуют в строго определённом порядке и связаны по смыслу и грамматически

  • Между собой предложения связаны при помощи цепной и параллельной связи

  • Вид текста (стиль речи)

  • Тип речи

  • Средства художественной выразительности

  1. Работа с текстом

«Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело» (Дмитрий Сергеевич Лихачев, доктор филологических наук, профессор.) Российский ученый-литературовед и общественный деятель, академик РАН

- У Дмитрия Сергеевича Лихачёва много талантов, но главный - умение говорить о сложных вещах просто, доходчиво и в то же время ярко, образно. Это отличает его книги и статьи. С некоторыми из них вы знакомы. Сегодня мы продолжим это знакомство, и попытаемся сделать

Лингвистический анализ текста по плану:

1. Тема, основная мысль текста.

2. Функция текста (сообщение, предписание, воздействие).

3. Перечень микротем .

4. Стиль, тип речи текста.

5. Способ связи предложений в тексте (параллельная связь,цепная).

6. Средства связи предложений (оправданное повторение слов,

использование местоимений, использование близких по смыслу слов ).

7. Характеристика и особенности синтаксических конструкций текста.

8. Лексические особенности текста, их связь со стилем, типом и темой текста ( эмоционально окрашенная лексика, термины, специальные слова, фразеологизмы, архаизмы, неологизмы и т. п. ).

9. Перечень художественных средств, использованных в тексте (привести

примеры ).



- Выразительное чтение текста учеником

1)Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. 2)А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? 3) Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. 4) Есть разного рода неряшливости в языке человека.

 5) Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, – распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. 6) В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. 7)«Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.

  8) По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. 9) Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

      10) Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. 11) И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».

      12) Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. 13) Но хоть и трудно – это надо, надо. 14) Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

(По Д.С.Лихачёву)

«Плюющиеся словами» - придуманные человеком слова, имеющие оскорбительное значение.

Основные черты и языковые средства публицистического стиля

конкретность, логичность, эмоциональность, общедоступность

языковые средства: книжные и разговорные слова, однородные предложения, параллельный способ связи, побудительные, вопросительные предложения, прямые обращения к собеседнику.



- К чему нас призывает Д.С.Лихачёв?

- Как можно озаглавить текст?

- Совпало ли ваше название с названием автора текста? (Как говорить?)

Оцените свой анализ текста, поставив на мишени точку. Насколько близки вы были к цели?







- Вернёмся к проблемному вопросу:

- Почему важно научиться правильно говорить? Письменно ответьте.????

- Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь человека – показатель его умственного развития.

- Даю памятки, которые помогут вам при общении с людьми говорить правильно.

V.Рефлексивно-оценочный этап

Сегодня на уроке я : …


- Подберите 3 фразеологизма, при помощи которых вы можете охарактеризовать свою работу на уроке.

- не ударил лицом в грязь;

- ломал голову;

- держал себя в руках;

- был в ударе;

- был не в своей тарелке;

- был ни рыба, ни мясо;

- не лез за словом в карман;

- звёзд с неба не хватал;

- плыл по течению;

- брал быка за рога;

- добился своего;

- гнался за двумя зайцами;

- находил выход из положения;

- убивал время зря;

- работал, не покладая рук;

- язык проглотил.






VI. Д/з

Зима для кого-то это любимое время года, для кого-то нет. Но я думаю, что никто не отказался бы побывать в лесу, на свежем воздухе, покататься на лыжах. А потом поделиться своими впечатлениями. Перед вами один такой рассказ любителя зимних прогулок.

«Зима. Снег. Мороз. Чудесно!»

- Интересен ли этот рассказ, вызывает ли у нас какие-то эмоции, переживания?

В нем не хватает выразительности.

Речь, чтобы положительно влияла на слушателя, должна быть выразительной. Дома распространите предложения, создайте красивый текст.

- Спасибо за урок!



РАБОЧИЙ ЛИСТ

Ф.И. обучающейся 10кл.__________________________________________________

Тема урока________________________________________________05.12.2017г.


Вид работы

Задание

Самооценка

1.

Орфоэпическая разминка


Поставьте ударение в словах.


Заиндеветь

Шарфы

Красивее

Донельзя

пуловер



Ненадолго

Включит

Баловать

Намерение

Завидно





10 правильных ответов – «5»

9-8 – «4»

7-6 – «3»

5-0 –«2»



2.

Редактирование предложений

















0 ошибок –«5»,

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»


3.

Анализ текста


























































































Лингвистический анализ текста по плану:

1. Тема, основная мысль текста.

2. Функция текста (сообщение, предписание, воздействие).

3. Перечень микротем .

4. Стиль, тип речи текста.

5. Способ связи предложений в тексте (параллельная связь, цепная).

6. Средства связи предложений (оправданное повторение слов,

использование местоимений, использование близких по смыслу слов ).

7. Характеристика и особенности синтаксических конструкций текста (предложения по структуре).

8. Лексические особенности текста, их связь со стилем, типом и темой текста

( книжные, разговорные слова, эмоционально- окрашенная лексика, термины, специальные слова, фразеологизмы, архаизмы, неологизмы и т. п. ).

9. Перечень художественных средств, использованных в тексте (привести

примеры ).



Лингвистический анализ текста по плану:

1. Тема, основная мысль текста.

2. Функция текста (сообщение, предписание, воздействие).

3. Перечень микротем .

4. Стиль, тип речи текста.

5. Способ связи предложений в тексте (параллельная связь, цепная).

6. Средства связи предложений (оправданное повторение слов,

использование местоимений, использование близких по смыслу слов ).

7. Характеристика и особенности синтаксических конструкций текста.

8. Лексические особенности текста, их связь со стилем, типом и темой текста

( эмоционально- окрашенная лексика, термины, специальные слова, фразеологизмы, архаизмы, неологизмы и т. п. ).

9. Перечень художественных средств, использованных в тексте (привести

примеры ).



Вставьте пропущенные орфограммы, дайте лексическое значение слов:

Н…вежа –

Д…ап…зон –







Вставьте пропущенные орфограммы, дайте лексическое значение слов:

Л…кс…кон –

Инт…л…кт –



Просмотр содержимого презентации
«Текст и речевая среда»

Орфографическая разминка   Заиндеветь шарфы красивее донельзя пуловер ненадолго включит баловать намерение завидно

Орфографическая разминка

Заиндеветь

шарфы

красивее

донельзя пуловер

ненадолго

включит

баловать

намерение

завидно

Говори правильно! ненадОлго включИт баловАть намЕрение завИдно ЗаИндеветь шАрфы красИвее донЕльзя пулОвер

Говори правильно!

ненадОлго

включИт

баловАть

намЕрение

завИдно

ЗаИндеветь

шАрфы

красИвее

донЕльзя

пулОвер

Проблемный вопрос Почему важно научиться правильно говорить?

Проблемный вопрос

Почему важно научиться правильно говорить?

Тема урока:  Текст и речевая среда

Тема урока: Текст и речевая среда

Речевая среда - это особым образом организованное окружение, эффективно влияющее на развитие разных сторон речи человека.

Речевая среда -

это особым образом организованное окружение, эффективно влияющее на развитие разных сторон речи человека.

Отредактируйте предложения Оцените свою работу: 1)Мы хочем пойти в лес. 0 ошибок –«5», 2) Валяйте домой! 1 ошибка – «4» 3)Я сегодня выходная. 4)У ней шуба норка. 2 ошибки – «3» 5)Я ляжу на этот плед.

Отредактируйте предложения

Оцените свою работу:

1)Мы хочем пойти в лес.

0 ошибок –«5»,

2) Валяйте домой!

1 ошибка – «4»

3)Я сегодня выходная. 4)У ней шуба норка.

2 ошибки – «3»

5)Я ляжу на этот плед.

Российский учёный-литературовед и общественный деятель, академик РАН  Дмитрий Сергеевич Лихачёв «Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело»

Российский учёный-литературовед и общественный деятель, академик РАН Дмитрий Сергеевич Лихачёв

«Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.

И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело»

Лингвистический анализ текста 1 . Тема, основная мысль текста. 2. Функция текста (сообщение, предписание, воздействие). 3. Перечень микротем . 4. Стиль, тип речи текста. 5. Способ связи предложений в тексте (параллельная связь, последовательная, цепная). 6. Средства связи предложений (оправданное повторение слов, использование местоимений, использование близких по смыслу слов ). 7. Ключевые (опорные) слова. 8. Характеристика и особенности синтаксических конструкций текста. 9. Лексические особенности текста, их связь со стилем, типом и темой текста ( эмоционально окрашенная лексика, термины, специальные слова, фразеологизмы, архаизмы, неологизмы и т. п. ). 10. Перечень художественных средств, использованных в тексте.

Лингвистический анализ текста

1 . Тема, основная мысль текста.

2. Функция текста (сообщение, предписание, воздействие).

3. Перечень микротем .

4. Стиль, тип речи текста.

5. Способ связи предложений в тексте (параллельная связь,

последовательная, цепная).

6. Средства связи предложений (оправданное повторение слов,

использование местоимений, использование близких по смыслу слов ).

7. Ключевые (опорные) слова.

8. Характеристика и особенности синтаксических конструкций текста.

9. Лексические особенности текста, их связь со стилем, типом и темой текста ( эмоционально окрашенная лексика, термины, специальные слова, фразеологизмы, архаизмы, неологизмы и т. п. ).

10. Перечень художественных средств, использованных в тексте.

Оценка «Прямо в яблочко»

Оценка «Прямо в яблочко»

Проблемный вопрос: Почему важно научиться правильно говорить?

Проблемный вопрос:

Почему важно научиться правильно говорить?

Памятки

Памятки

Сегодня на уроке я : …

Сегодня на уроке я : …

«Зима. Снег. Мороз. Чудесно!»

«Зима. Снег. Мороз. Чудесно!»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!