Урок русского языка в 10 классе
Тема: Текст и речевая среда
Цель урока:
формирование коммуникативной и речевой компетенции старшеклассников
Задачи:
создать развивающую речевую среду, способную приобщить учащихся к культуре путём общения с текстом – «целебным источником нашего русского языка»;
обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
воспитывать требовательность к собственной речи.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I. Организационный этап. Активизация обучающихся, создание ситуации успеха.
- Сделайте глубокий вдох и выдох. Вдохните в себя свежесть морозного утра и хорошее настроение, а выдохните вчерашние обиды и беспокойство.
-Что надо сделать, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо всем улыбнуться.
- Присаживайтесь, работать вы будете на рабочих листах. Подпишите листы.
II. Активизация опорных знаний
Орфоэпическая разминка «Говори грамотно»
Прочитайте | Проверьте |
Заиндеветь шарфы красивее донельзя пуловер | ненадолго включит баловать намерение завидно |
Лексический диктант |
Невежа | Малообразованный, малосведущий человек |
Диапазон | Звуки разной высоты |
Лексикон | Словарный запас одного человека |
Интеллект | Мыслительные способности человека |
Проверяемые безударные гласные в слове лексикон, написание остальных слов надо запомнить.
- Куда мы будем обращаться, если сомневаемся в правильности произношения слова или не знаем значение слова?
(орфоэпический и толковый словарь)
- Оцените свои знания
10 правильных ответов – «5»
9-8 – «4»
7-6 – «3»
5-0 –«2»
ІІ. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности
Мотивация учащихся к учебной деятельности. Целеполагание.
- Послушайте отрывок из рассказа М.Горького “Красавица”.
Она же, остановившая на себе общее внимание, стояла у бОрта парохода и грызла семечки подсолнухов. И она была действительно красива той русской здоровой, сочной красотой, которая, так сильно возбуждая чувство, ничего не говорит уму.
…Он(юноша) весь ушел в свои глаза, любуясь ею, и все шептал своему соседу, пожилому человеку с седыми усами: -Заговорите с нею!.. Пожалуйста!... У нее, должно быть, прекрасный звучный голос… Мне хочется видеть, что еще даст ей речь! Это, наверное, будет музыка, роскошная музыка. И тогда она, эта женщина, будет вдвойне красива…
Но она заговорила сама звучным контральто, неровным и прерывистым от избытка силы и обилия воздуха:
- Вот так тепло седни!
Юноша вздрогнул.
- Взопрела я… бе-еды как!
Юноша с печальным испугом в глазах взглянул на своего соседа. Тот вкусно улыбался и крутил ус.
- Да ищо кирасином воняет тут! И мухи тоже…Прорва их…Так и жгут…
И она стала свирепо чесаться, отчего ее полная грудь вызывающе заколыхалась.
Публика весело и одобрительно хохотала.
Бледный юноша тихо повернулся, и, наклонив голову, тусклый и печальный, отошел прочь, так поводя плечами, точно на них лилась ледяная вода.
- А что, собственно говоря, произошло?
-Что подумали люди об этой женщине?
(Речь женщины убила её красоту? Можно изменить прическу, полностью обновить гардероб, а собственная речь, ее индивидуальные особенности остаются с нами всегда)
- Как думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (О культуре речи)
- Почему эта тема сегодня очень актуальна?
(Отмечается общее снижение культуры языка среди всех слоёв населения. В речи многих людей встречаются жаргонные слова, слова-паразиты, ненормативная лексика, заметен бедный словарный запас).
Проблемный вопрос:
- Почему важно научиться правильно говорить? На этот вопрос мы ответим в конце урока.
-Запишите тему урока: Текст и речевая среда.
III. Этап открытия новых знаний
- Что такое речевая среда?
Словарная работа
Речевая среда – это особым образом организованное окружение, эффективно влияющее на развитие разных сторон речи ребёнка (семья, взрослые и сверстники, с которыми постоянно общается ребёнок).
- По-вашему, когда следует начинать общаться с ребёнком?
- Общение с ребенком должно начинаться ещё до его появления на свет.
В странах Африки до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней. А комфортное пребывание способствует успешному развитию.
- Как текст связать с речевой средой?
- Сформулируйте задачи урока.
(Через общение с текстом развивать и совершенствовать свою речь, воспитывать требовательность к собственной речи)
На дом, в качестве опережающего задания, я дала вам прочитать параграф 7 и составить схему или таблицу к теоретическому материалу.
- Расскажите, что у вас получилось? Какие средства необходимы, чтобы создать для человека развивающую речевую среду?
( работать с текстами различных стилей, выразительно читать, слушать образцовую речь, делать письменные высказывания, соблюдать при чтении интонацию, работать со словарём)
-Что характерно для грамотной и культурной речи? Какие качества речи вы знаете?
на доске слайд
Итак, чтобы речь была правильной, красивой, надо её развивать.
- Перейдем к практической работе.
IV. Этап практического применения знаний
Редактирование предложений (раздаточный материал).
- Исправьте предложения, чтобы они соответствовали литературному языку.
1)Мы хочем пойти в лес. 2) Валяйте домой! 3) Я сегодня выходная.
4) У ней шуба норка. 5) Я ляжу на этот плед.
- Поставьте себе отметку за работу.
0 ошибок –«5»,
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
- Будут ли предложения являться текстом?
Приём «Облако мыслей» (по очереди отвечают)
- Что вы знаете о тексте? Каковы основные правила построения текста?
Заглавие
Начало, основная мысль, заключение
Абзацное членение
Композиционная завершённость
Предложения следуют в строго определённом порядке и связаны по смыслу и грамматически
Между собой предложения связаны при помощи цепной и параллельной связи
Вид текста (стиль речи)
Тип речи
Средства художественной выразительности
Работа с текстом
«Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело» (Дмитрий Сергеевич Лихачев, доктор филологических наук, профессор.) Российский ученый-литературовед и общественный деятель, академик РАН
- У Дмитрия Сергеевича Лихачёва много талантов, но главный - умение говорить о сложных вещах просто, доходчиво и в то же время ярко, образно. Это отличает его книги и статьи. С некоторыми из них вы знакомы. Сегодня мы продолжим это знакомство, и попытаемся сделать
Лингвистический анализ текста по плану:
1. Тема, основная мысль текста.
2. Функция текста (сообщение, предписание, воздействие).
3. Перечень микротем .
4. Стиль, тип речи текста.
5. Способ связи предложений в тексте (параллельная связь,цепная).
6. Средства связи предложений (оправданное повторение слов,
использование местоимений, использование близких по смыслу слов ).
7. Характеристика и особенности синтаксических конструкций текста.
8. Лексические особенности текста, их связь со стилем, типом и темой текста ( эмоционально окрашенная лексика, термины, специальные слова, фразеологизмы, архаизмы, неологизмы и т. п. ).
9. Перечень художественных средств, использованных в тексте (привести
примеры ).
- Выразительное чтение текста учеником
1)Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. 2)А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? 3) Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. 4) Есть разного рода неряшливости в языке человека.
5) Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, – распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. 6) В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. 7)«Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.
8) По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. 9) Ведь он уверен, что его слово и так весомо.
10) Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. 11) И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».
12) Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. 13) Но хоть и трудно – это надо, надо. 14) Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
(По Д.С.Лихачёву)
«Плюющиеся словами» - придуманные человеком слова, имеющие оскорбительное значение.
Основные черты и языковые средства публицистического стиля
конкретность, логичность, эмоциональность, общедоступность
языковые средства: книжные и разговорные слова, однородные предложения, параллельный способ связи, побудительные, вопросительные предложения, прямые обращения к собеседнику.
- К чему нас призывает Д.С.Лихачёв?
- Как можно озаглавить текст?
- Совпало ли ваше название с названием автора текста? (Как говорить?)
Оцените свой анализ текста, поставив на мишени точку. Насколько близки вы были к цели?
- Вернёмся к проблемному вопросу:
- Почему важно научиться правильно говорить? Письменно ответьте.????
- Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь человека – показатель его умственного развития.
- Даю памятки, которые помогут вам при общении с людьми говорить правильно.
V.Рефлексивно-оценочный этап
Сегодня на уроке я : …
- Подберите 3 фразеологизма, при помощи которых вы можете охарактеризовать свою работу на уроке.
- не ударил лицом в грязь; - ломал голову; - держал себя в руках; - был в ударе; - был не в своей тарелке; - был ни рыба, ни мясо; - не лез за словом в карман; - звёзд с неба не хватал; | - плыл по течению; - брал быка за рога; - добился своего; - гнался за двумя зайцами; - находил выход из положения; - убивал время зря; - работал, не покладая рук; - язык проглотил.
|
VI. Д/з
Зима для кого-то это любимое время года, для кого-то нет. Но я думаю, что никто не отказался бы побывать в лесу, на свежем воздухе, покататься на лыжах. А потом поделиться своими впечатлениями. Перед вами один такой рассказ любителя зимних прогулок.
«Зима. Снег. Мороз. Чудесно!»
- Интересен ли этот рассказ, вызывает ли у нас какие-то эмоции, переживания?
В нем не хватает выразительности.
Речь, чтобы положительно влияла на слушателя, должна быть выразительной. Дома распространите предложения, создайте красивый текст.
- Спасибо за урок!
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Ф.И. обучающейся 10кл.__________________________________________________
Тема урока________________________________________________05.12.2017г.
| Вид работы | Задание | Самооценка |
1. | Орфоэпическая разминка | Поставьте ударение в словах. Заиндеветь Шарфы Красивее Донельзя пуловер | Ненадолго Включит Баловать Намерение Завидно |
| 10 правильных ответов – «5» 9-8 – «4» 7-6 – «3» 5-0 –«2» |
2. | Редактирование предложений | | 0 ошибок –«5», 1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3» |
3. | Анализ текста | | |
|
Лингвистический анализ текста по плану:
1. Тема, основная мысль текста.
2. Функция текста (сообщение, предписание, воздействие).
3. Перечень микротем .
4. Стиль, тип речи текста.
5. Способ связи предложений в тексте (параллельная связь, цепная).
6. Средства связи предложений (оправданное повторение слов,
использование местоимений, использование близких по смыслу слов ).
7. Характеристика и особенности синтаксических конструкций текста (предложения по структуре).
8. Лексические особенности текста, их связь со стилем, типом и темой текста
( книжные, разговорные слова, эмоционально- окрашенная лексика, термины, специальные слова, фразеологизмы, архаизмы, неологизмы и т. п. ).
9. Перечень художественных средств, использованных в тексте (привести
примеры ).
Лингвистический анализ текста по плану:
1. Тема, основная мысль текста.
2. Функция текста (сообщение, предписание, воздействие).
3. Перечень микротем .
4. Стиль, тип речи текста.
5. Способ связи предложений в тексте (параллельная связь, цепная).
6. Средства связи предложений (оправданное повторение слов,
использование местоимений, использование близких по смыслу слов ).
7. Характеристика и особенности синтаксических конструкций текста.
8. Лексические особенности текста, их связь со стилем, типом и темой текста
( эмоционально- окрашенная лексика, термины, специальные слова, фразеологизмы, архаизмы, неологизмы и т. п. ).
9. Перечень художественных средств, использованных в тексте (привести
примеры ).
Вставьте пропущенные орфограммы, дайте лексическое значение слов:
Н…вежа –
Д…ап…зон –
Вставьте пропущенные орфограммы, дайте лексическое значение слов:
Л…кс…кон –
Инт…л…кт –