Текстообразующая роль причастий (урок-путешествие)
Prezentacii.com
- Тип урока : урок закрепление
- Вид урока : урок – путешествие
- Технология : элементы игровой технологии.
- Цель : вспомнить понятия «причастие», «причастный оборот», морфологические признаки причастий и их образование и познакомиться с синтаксическим синонимом причастия – предложением с союзным словом “который”.
- Знать : опознавательные признаки причастного оборота.
- Умет ь: видеть причастный оборот, правильно определять его границы, заменять конструкции со словом “который” причастным оборотом, видеть текстообразующую роль причастий
- Попутное повторение орфографии : непроверяемые гласные.
Лингвистическая загадка
- В.И.Даль в своем словаре об одной части речи сказал так:
- “ Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного”
А давайте теперь повторим все, что вы знаете о причастии
- - На какие вопросы отвечает причастие?
- - Назови постоянные морфологические признаки причастия
- - Как изменяется причастия?
- - На какие 2 группы делятся причастия?
- - Что вы знаете о действительных, страдательных причастиях (что обозначают)?
- - От какой части речи образованы действительные, страдательные причастия?
- - С помощью каких суффиксов?
Третье чудо света
Галикарнасский Мавзолей
На весь мир славилась …. гробница царя Мовсола,…около 1800 лет. Это ……сооружение высотой 49 метров устояло и во время….. походов Александра Македонского, и в других войнах, и во время….. землетрясений. Статуя карийского царя Мавсола высотой 3, 05 метра была…среди развалин мавзолея. Нынче находится в британском музее в Лондоне.
Работа с текстом
- Обратимся к тексту, прочтем его выразительно и ответим на следующие вопросы:
- - Интересен ли текст?
- - А если бы я вам предложила написать картину, опираясь на этот текст?
- - Легко ли было бы вам?
- - Почему? Может быть, здесь не хватает чего-то? Для чего они нужны?
Галикарнасский Мавзолей
На весь мир славилась великолепная гробница царя Мовсола, простоявшая около 1800 лет. Это огромное сооружение высотой 49 метров устояло и во время разрушительных походов Александра Македонского, и в других войнах, и во время страшных землетрясений. Статуя карийского царя Мавсола высотой 3, 05 метра была найдена среди развалин мавзолея. Нынче находится в британском музее в Лондоне.
Задание. Образуйте синонимичные конструкции с причастными оборотами.
Образец. Галикарнасский мавзолей, который был причислен к семи чудесам света, очень интересен. – Галикарнасский мавзолей, причисленный к семи чудесам света, очень интересен.
1. Это ш – девр архитектуры, который был возведен в 4 веке до нашей эры.
2. По некоторым свидетельствам, он был построен Артемисией, которая являлась родной сестрой и одновременно женой карийского царя Мавсола
3. Памятник этот был сделан из чудесного мрамора, который светился в темноте.
4. На первом этаже, который представлял собой прямоугольное закрытое помещение, находилась погребальная камера.
5. На глухие стены второго этажа был поставлен храм, который был окружен колон – адой.
На многоступенчатой пир_миде размещалась мраморная
кв – дрига, которой управляли те, чей прах покоился внизу.
Квадрига – двухколесная колесница, запряженная четырьмя лошадьми
7. Около двух тысяч лет с шестидесятиметровой высотой царская чета обозревала город, который постепенно менялся у подножия м – взолея.
8. Подобные постройки, которые возводились для знатных особ, стали называться м – взолеями.
Учимся видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением причастных оборотов.
1. Знаменитая гробница Мавсола находилась в Малой Азии, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием.
(Подсказка: причастный оборот занимает неправильное положение по отношению к определяемому слову)
2 . Мавсол, не доверяющийся персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победили Пифей и Сатир.
(Подсказка: причастие не согласовано с определяемым существительным )
3. Особое внимание привлекала окруженная усыпальница 39 колоннами.
(Подсказка: определяемое слово не должно входить в причастный оборот)
Прощальный взгляд
ИТОГ УРОКА
- Сегодня мы приступили с вами к изучению одной из самых интересных тем в курсе русского языка. Мы узнали о тесной связи предложений с союзным словом “который” и предложений с причастным оборотом. Мы попытались конструировать предложения с причастными оборотами и исправлять ошибки, связанные с неправильным употреблением этих конструкций. В течение нашей своеобразной экскурсии во времени нам удалось познакомиться с происхождением некоторых слов. Вспомните их.