СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текстовые задачи, раскрывающие смысл действия умножения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по математике во 2 классе по теме "Текстовые задачи, раскрывающие смысл действия умножения"

Просмотр содержимого документа
«Текстовые задачи, раскрывающие смысл действия умножения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Купавинская средняя общеобразовательная школа № 25 имени героя Советского Союза Михаила Васильевича Водопьянова









Урок математики

во 2 “А” классе по теме:

«Текстовые задачи, раскрывающие смысл действия умножения»













Учитель начальных классов высшей категории

Портнова З.П.







2017

Аннотация урока

Данный урок входит в серию уроков математики 2 класса по УМК «Школа России», объединенных единой темой «Умножение и деление».

Урок проводится в нетрадиционной форме (урок-путешествие в сказку). Использование данного метода делает положительно эмоционально окрашенной деятельность по изучению и закреплению полученной информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции детей.

Класс: второй

Тип урока: урок актуализации знаний и умений

Вид урока: Путешествие в сказку

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая

Материалы и оборудование:

учебник «Математика. 2 класс»,

проектор, презентация к уроку

Наглядный материал: сундучок, карта-путеводитель, карточки с примерами-ответами, карточки для д/з.



























Цель урока: формировать умение решать текстовые задачи на умножение; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группах.

Задачи урока:

  • проверить умение заменять сложение умножением, а умножение сложением;

  • повторить сложение в пределах 100; счёт двойками, тройками, четвёрками, шестёрками, семёрками;

  • познакомить с новым видом задач;

  • научить записывать краткое условие задачи с использованием схем и рисунков;

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся решать текстовые задачи на умножение; заменять сумму одинаковых слагаемых новым арифметическим действием — умножением;

Регулятивные: Понимать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; выполнять действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: поиск необходимой информации в учебнике для решения познавательной задачи; применение полученной информации для выполнения вычислений

Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия, формулировать собственное мнение и позицию, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Личностные: Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем


Ход урока.

  1. Организационный этап.

«Где есть желание, там всегда найдется …».

— Как вы думаете, каким словом можно закончить эту фразу?

Открыть слово (Путь)

— Как вы понимаете смысл этого высказывания? Подходит ли оно к уроку математики? Почему?

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

— Скажите, пожалуйста, с желанием ли вы решаете задачи? Почему? (…) 
— У кого из вас есть желание отправиться дальше в путь по стране Математике и научиться решать нового вида задачи? 
— Тогда все вместе — в путь! Нас ждут в сказочной стране. Но

Путь туда неблизкий. Нам потребуется путеводитель. А карта с указанием дорог спрятана в этом сундучке. Чтобы открыть сундучок, нужно знать код замка. Узнает его тот, кто правильно выполнит задание.

  1. Актуализация знаний с целью подготовки к изучению новой темы.

9+9+9+9+9+9+9=

3+7+2+9=

12 — 2 — 2 — 2 — 2 =

11+11+11+11=

8+7+10+2+3=

2+2+2+2+2+2+2+2=

— Посмотрите на примеры, найдите лишний. (Удаляем его.)

— На какие 2 группы можно разбить оставшиеся примеры? (Дождаться ответа: 1 гр. — можно заменить умножением, 2 гр. — нельзя.)

— Спишите только те примеры, в которых сложение можно заменить умножением, и замените. (Не вычисляя.)

Проверка: ученики по одному выходят к доске и к тем примерам, в которых сложение можно заменить умножением, дописывают пример на умножение, объясняя, что обозначает каждое число.

Напр.: 9+9+9+9+9+9+9=9*7

(Мы по 9 взяли 7 раз. Число 9 обозначает, какое слагаемое мы взяли, число 7 обозначает сколько раз мы взяли по 9.) и т.д.

— Проверяем код: (9*7, 2*8, 11*4,)

Сундучок открылся. Достали карту.

— Сколько дорог ведут в сказочную страну. (5)

— Как вы думаете, какая из них самая лёгкая? Почему? (Та, которая начинается с 2, т.к. шагаем по ней двойками.)

— А какая самая трудная? Почему? (Та, которая начинается с 7, т.к. шагаем по ней семёрками.)





7

2















6





3



4







— По какой дорожке вы хотели бы идти? Соотнесите ваши возможности с вашими желаниями и в путь.

Проверка:

— Кто шагал двойками? К какому числу вы пришли? (14) Давайте проверим весь ваш путь. (Дети считают двойками до 14.)

— Кто шагал тройками? К какому числу вы пришли? (21) Давайте проверим весь ваш путь. (Дети считают тройками до 21.)


  1. Открытие нового знания. (презентация)

Цель: вызов устойчивого интереса к теме урока, развитие коммуникативных навыков.
Педагогические приемы: создание проблемной ситуации.
Определение средств выхода из затруднения. 
Построение алгоритма действий для достижения цели. Построение плана действий для достижения целей. 

1-й слайд: — В какую сказку мы попали?

2-ой слайд: — Как вы думаете, что собирается сделать Белоснежка? (накрыть стол)

— На сколько персон она накроет стол? (на 7, т.к. на столе 7 тарелок для 7 гномов)

3-й слайд: — Посмотрите, что положит Белоснежка на каждую тарелку. (2 клубнички, 3 малинки, 4 ягодки ежевики, 6 ягод земляники и 7 ягод черники)

4-й слайд: — О чём задумалась Белоснежка? (Сколько потребуется ягод клубники? и т.д.)

— Как же она может это узнать? Давайте поможем ей порассуждать.

5-й слайд: (— Если на каждую тарелку положить по 2 ягоды клубники, а таких тарелок 7, то чтобы ответить на вопрос, сколько потребуется ягод клубники, нужно по 2 взять 7 раз, т.е. 2 умножить на 7)

— Что нам сейчас произнёс(ла) …? (решение задачи)

— Как вы думаете, для чего мы попали в эту сказку? (Чтобы научиться решать задачи на умножение.)



Физминутка

Вы устали, засиделись?
Вам размяться захотелось?
Отложите вы тетрадки,
Приступаем мы к зарядке.


  1. Проверка понимания. Закрепление во внешней речи 
    Цель: зафиксировать новый способ действий во внешней речи, тренироваться в применении нового алгоритма при выполнении задания. 
    — Помогите Белоснежке узнать про количество ягод каждого вида, которое ей потребуется.

Ученики под руководством учителя составляют задачи про ягоды и решают их. Записывают только решение.

Например, 3*7=21 (яг.) — малины;


  1. Применение знаний и умений в новой ситуации

Цель: формировать умение прогнозировать результат;

Гномы вернулись домой не с пустыми руками. Они принесли Белоснежке огромный букет. Белоснежка расставила все цветы в 5 ваз поровну. А сколько цветов ей подарили гномы?

— Почему не можете ответь на вопрос? (Не хватает данного.) Какого?

— А каким оно может быть? (1, 3, 5, 7, 9 и т.д.; обратить внимание детей на необходимость нечётного числа). При каком из этих чисел получится самый большой букет? А самый маленький?

— Давайте возьмём, к примеру, число 7 и составим задачу, которую будем решать.

— При решении этой задачи будем учиться записывать краткое условие в виде схематического рисунка.

— Что нам известно? (Было 5 ваз и в каждой вазе по 7 цветов.)

— Изобразим вазы, например, кружочками. В каждом кружочке можно записать цифру 7. Произнесите условие по рисунку. Вспомните вопрос. — Как же можно на него ответить? (Чтобы …, нужно по 7 взять 5 раз.)

— Как это можно записать? (С помощью сложения или умножения.)

— Записываем умножением, а форму записи сложением можно использовать тогда, когда трудные вычисления. Нам в наших вычислениях поможет волшебная числовая дорожка семи.


5. Обобщение и систематизация знаний

— А сейчас поработаем в паре.

Белоснежка с гномами хотят проверить, хорошо ли вы усвоили новый вид задач. Сможете ли узнать его среди задач разных видов.

— Перед вами 5 задач. Под каким номером спряталась задача того вида, с которым мы работали сегодня?

1. На клумбе перед домиком гномов расцвели 5 гладиолусов, а георгинов на 3 больше. Сколько георгинов расцвело на клумбе?

2. На одной клумбе 13 цветов, на второй на 6 цветов больше, а на третьей столько, сколько на первой и второй вместе. Сколько цветов на третьей клумбе?

3. Около домика гномов 4 клумбы. На каждой клумбе по 5 гладиолусов. Сколько всего гладиолусов на этих клумбах?

4. На четырёх клумбах всего 28 астр, поровну на каждой. Сколько астр на каждой клумбе?

5. На четвёртой клумбе 5 гладиолусов, 4 георгина, 7 астр и 9 ромашек. Сколько всего цветов на клумбе?

После работы в паре дети показывают карточку с цифрой той задачи, которую выбрали. (Если есть разные варианты — обсуждаем, приходим к общему решению — зад. №3).

Как запишете эту задачу кратко? (Дети предлагают варианты, демонстрируют на доске.)

— Решение задачи запишите самостоятельно, проверьте в паре и сравните результаты.

Общая проверка, обсуждение.

— Какой ответ получили? Как?


  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Пришла пора возвращаться. Белоснежка решила собрать вам угощение в дорогу: ребятам первого ряда по 3 эклера, ребятам второго ряда по 4 кекса и ребятам третьего ряда по 5 пирожных «картошка». Помогите Белоснежке узнать, сколько пирожных каждого вида она должна испечь.

— Как мы это можем сделать?

— Составьте задачи (работа в группе)

Проверка: слушаем, какие получились задачи у учеников каждого ряда.

Например: На нашем, первом, ряду 9 человек, каждый получит по 3 эклера. Сколько потребуется всего эклеров? И т.п.

— Запишите краткую запись своей задачи. Решение и ответ.

Проверка:

1) Взаимопроверка в группе.

2) Фронтальная: — Какой получился результат у первого (второго, третьего) ряда? Как решали? и т.д.


  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Белоснежка приготовила для вас не только угощение — но и открытку для письма. Очень ей хочется узнать, кому сегодняшний урок пошёл впрок. Дома по воспоминаниям об увиденном, может быть, о цветах, об угощении, а может быть, кто-то увидел ещё что-нибудь (используйте фантазию), вы должны составить задачу того вида, с которым мы познакомились на уроке. На открытке вы запишете текст задачи, краткое условие, решение и ответ.


  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

— Был ли полезен для вас сегодняшний урок? Чем?

Ответы учащихся…

— Мы уходим, прощаясь с гостеприимным домом и на память о себе оставим дорожку из кирпичиков.

Если поняли всё и вполне довольны уроком и собой на уроке — кирпичик зелёного цвета;

Если понятно не всё пока, было трудновато — кирпичик жёлтого цвета;

Если было трудно и ничего не понятно пока — кирпичик красного цвета.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!