Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Купавинская средняя общеобразовательная школа № 25 имени героя Советского Союза Михаила Васильевича Водопьянова
Урок математики
во 2 “А” классе по теме:
«Текстовые задачи, раскрывающие смысл действия умножения»
Учитель начальных классов высшей категории
Портнова З.П.
2017
Аннотация урока
Данный урок входит в серию уроков математики 2 класса по УМК «Школа России», объединенных единой темой «Умножение и деление».
Урок проводится в нетрадиционной форме (урок-путешествие в сказку). Использование данного метода делает положительно эмоционально окрашенной деятельность по изучению и закреплению полученной информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции детей.
Класс: второй
Тип урока: урок актуализации знаний и умений
Вид урока: Путешествие в сказку
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая
Материалы и оборудование:
учебник «Математика. 2 класс»,
проектор, презентация к уроку
Наглядный материал: сундучок, карта-путеводитель, карточки с примерами-ответами, карточки для д/з.
Цель урока: формировать умение решать текстовые задачи на умножение; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группах.
Задачи урока:
проверить умение заменять сложение умножением, а умножение сложением;
повторить сложение в пределах 100; счёт двойками, тройками, четвёрками, шестёрками, семёрками;
познакомить с новым видом задач;
научить записывать краткое условие задачи с использованием схем и рисунков;
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся решать текстовые задачи на умножение; заменять сумму одинаковых слагаемых новым арифметическим действием — умножением;
Регулятивные: Понимать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; выполнять действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: поиск необходимой информации в учебнике для решения познавательной задачи; применение полученной информации для выполнения вычислений
Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия, формулировать собственное мнение и позицию, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь
Личностные: Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем
Ход урока.
Организационный этап.
«Где есть желание, там всегда найдется …».
— Как вы думаете, каким словом можно закончить эту фразу?
Открыть слово (Путь)
— Как вы понимаете смысл этого высказывания? Подходит ли оно к уроку математики? Почему?
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
— Скажите, пожалуйста, с желанием ли вы решаете задачи? Почему? (…)
— У кого из вас есть желание отправиться дальше в путь по стране Математике и научиться решать нового вида задачи?
— Тогда все вместе — в путь! Нас ждут в сказочной стране. Но
Путь туда неблизкий. Нам потребуется путеводитель. А карта с указанием дорог спрятана в этом сундучке. Чтобы открыть сундучок, нужно знать код замка. Узнает его тот, кто правильно выполнит задание.
Актуализация знаний с целью подготовки к изучению новой темы.
9+9+9+9+9+9+9=
3+7+2+9=
12 — 2 — 2 — 2 — 2 =
11+11+11+11=
8+7+10+2+3=
2+2+2+2+2+2+2+2=
— Посмотрите на примеры, найдите лишний. (Удаляем его.)
— На какие 2 группы можно разбить оставшиеся примеры? (Дождаться ответа: 1 гр. — можно заменить умножением, 2 гр. — нельзя.)
— Спишите только те примеры, в которых сложение можно заменить умножением, и замените. (Не вычисляя.)
Проверка: ученики по одному выходят к доске и к тем примерам, в которых сложение можно заменить умножением, дописывают пример на умножение, объясняя, что обозначает каждое число.
Напр.: 9+9+9+9+9+9+9=9*7
(Мы по 9 взяли 7 раз. Число 9 обозначает, какое слагаемое мы взяли, число 7 обозначает сколько раз мы взяли по 9.) и т.д.
— Проверяем код: (9*7, 2*8, 11*4,)
Сундучок открылся. Достали карту.
— Сколько дорог ведут в сказочную страну. (5)
— Как вы думаете, какая из них самая лёгкая? Почему? (Та, которая начинается с 2, т.к. шагаем по ней двойками.)
— А какая самая трудная? Почему? (Та, которая начинается с 7, т.к. шагаем по ней семёрками.)
7
2
6
3
4
— По какой дорожке вы хотели бы идти? Соотнесите ваши возможности с вашими желаниями и в путь.
Проверка:
— Кто шагал двойками? К какому числу вы пришли? (14) Давайте проверим весь ваш путь. (Дети считают двойками до 14.)
— Кто шагал тройками? К какому числу вы пришли? (21) Давайте проверим весь ваш путь. (Дети считают тройками до 21.)
Открытие нового знания. (презентация)
Цель: вызов устойчивого интереса к теме урока, развитие коммуникативных навыков.
Педагогические приемы: создание проблемной ситуации.
Определение средств выхода из затруднения.
Построение алгоритма действий для достижения цели. Построение плана действий для достижения целей.
1-й слайд: — В какую сказку мы попали?
2-ой слайд: — Как вы думаете, что собирается сделать Белоснежка? (накрыть стол)
— На сколько персон она накроет стол? (на 7, т.к. на столе 7 тарелок для 7 гномов)
3-й слайд: — Посмотрите, что положит Белоснежка на каждую тарелку. (2 клубнички, 3 малинки, 4 ягодки ежевики, 6 ягод земляники и 7 ягод черники)
4-й слайд: — О чём задумалась Белоснежка? (Сколько потребуется ягод клубники? и т.д.)
— Как же она может это узнать? Давайте поможем ей порассуждать.
5-й слайд: (— Если на каждую тарелку положить по 2 ягоды клубники, а таких тарелок 7, то чтобы ответить на вопрос, сколько потребуется ягод клубники, нужно по 2 взять 7 раз, т.е. 2 умножить на 7)
— Что нам сейчас произнёс(ла) …? (решение задачи)
— Как вы думаете, для чего мы попали в эту сказку? (Чтобы научиться решать задачи на умножение.)
Физминутка
Вы устали, засиделись?
Вам размяться захотелось?
Отложите вы тетрадки,
Приступаем мы к зарядке.
Проверка понимания. Закрепление во внешней речи
Цель: зафиксировать новый способ действий во внешней речи, тренироваться в применении нового алгоритма при выполнении задания.
— Помогите Белоснежке узнать про количество ягод каждого вида, которое ей потребуется.
Ученики под руководством учителя составляют задачи про ягоды и решают их. Записывают только решение.
Например, 3*7=21 (яг.) — малины;
Применение знаний и умений в новой ситуации
Цель: формировать умение прогнозировать результат;
Гномы вернулись домой не с пустыми руками. Они принесли Белоснежке огромный букет. Белоснежка расставила все цветы в 5 ваз поровну. А сколько цветов ей подарили гномы?
— Почему не можете ответь на вопрос? (Не хватает данного.) Какого?
— А каким оно может быть? (1, 3, 5, 7, 9 и т.д.; обратить внимание детей на необходимость нечётного числа). При каком из этих чисел получится самый большой букет? А самый маленький?
— Давайте возьмём, к примеру, число 7 и составим задачу, которую будем решать.
— При решении этой задачи будем учиться записывать краткое условие в виде схематического рисунка.
— Что нам известно? (Было 5 ваз и в каждой вазе по 7 цветов.)
— Изобразим вазы, например, кружочками. В каждом кружочке можно записать цифру 7. Произнесите условие по рисунку. Вспомните вопрос. — Как же можно на него ответить? (Чтобы …, нужно по 7 взять 5 раз.)
— Как это можно записать? (С помощью сложения или умножения.)
— Записываем умножением, а форму записи сложением можно использовать тогда, когда трудные вычисления. Нам в наших вычислениях поможет волшебная числовая дорожка семи.
5. Обобщение и систематизация знаний
— А сейчас поработаем в паре.
Белоснежка с гномами хотят проверить, хорошо ли вы усвоили новый вид задач. Сможете ли узнать его среди задач разных видов.
— Перед вами 5 задач. Под каким номером спряталась задача того вида, с которым мы работали сегодня?
1. На клумбе перед домиком гномов расцвели 5 гладиолусов, а георгинов на 3 больше. Сколько георгинов расцвело на клумбе?
2. На одной клумбе 13 цветов, на второй на 6 цветов больше, а на третьей столько, сколько на первой и второй вместе. Сколько цветов на третьей клумбе?
3. Около домика гномов 4 клумбы. На каждой клумбе по 5 гладиолусов. Сколько всего гладиолусов на этих клумбах?
4. На четырёх клумбах всего 28 астр, поровну на каждой. Сколько астр на каждой клумбе?
5. На четвёртой клумбе 5 гладиолусов, 4 георгина, 7 астр и 9 ромашек. Сколько всего цветов на клумбе?
После работы в паре дети показывают карточку с цифрой той задачи, которую выбрали. (Если есть разные варианты — обсуждаем, приходим к общему решению — зад. №3).
Как запишете эту задачу кратко? (Дети предлагают варианты, демонстрируют на доске.)
— Решение задачи запишите самостоятельно, проверьте в паре и сравните результаты.
Общая проверка, обсуждение.
— Какой ответ получили? Как?
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Пришла пора возвращаться. Белоснежка решила собрать вам угощение в дорогу: ребятам первого ряда по 3 эклера, ребятам второго ряда по 4 кекса и ребятам третьего ряда по 5 пирожных «картошка». Помогите Белоснежке узнать, сколько пирожных каждого вида она должна испечь.
— Как мы это можем сделать?
— Составьте задачи (работа в группе)
Проверка: слушаем, какие получились задачи у учеников каждого ряда.
Например: На нашем, первом, ряду 9 человек, каждый получит по 3 эклера. Сколько потребуется всего эклеров? И т.п.
— Запишите краткую запись своей задачи. Решение и ответ.
Проверка:
1) Взаимопроверка в группе.
2) Фронтальная: — Какой получился результат у первого (второго, третьего) ряда? Как решали? и т.д.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Белоснежка приготовила для вас не только угощение — но и открытку для письма. Очень ей хочется узнать, кому сегодняшний урок пошёл впрок. Дома по воспоминаниям об увиденном, может быть, о цветах, об угощении, а может быть, кто-то увидел ещё что-нибудь (используйте фантазию), вы должны составить задачу того вида, с которым мы познакомились на уроке. На открытке вы запишете текст задачи, краткое условие, решение и ответ.
Рефлексия (подведение итогов занятия)
— Был ли полезен для вас сегодняшний урок? Чем?
Ответы учащихся…
— Мы уходим, прощаясь с гостеприимным домом и на память о себе оставим дорожку из кирпичиков.
— Если поняли всё и вполне довольны уроком и собой на уроке — кирпичик зелёного цвета;
— Если понятно не всё пока, было трудновато — кирпичик жёлтого цвета;
— Если было трудно и ничего не понятно пока — кирпичик красного цвета.