СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема 1. 2. Семинар 1.2 Оценка влияния экологического мониторинга на природопользование .

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологический мониторинг — комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов .

Просмотр содержимого документа
«Тема 1. 2. Семинар 1.2 Оценка влияния экологического мониторинга на природопользование .»

3/6/18 МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ  И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ   АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ   кафедра Экологической безопасности в составе УНК ПГиЭБ  Направление подготовки 20.05.01 «Пожарная безопасность» Квалификация (степень) специалист  Тема 1. 2. Оценка влияния экологического мониторинга на природопользование Семинар 1.2. . МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВЛЕНЫ Старшим преподавателем кафедры ЭБ в составе УНК ПГиЭБ Подполковником внутренней службы Герасимовой И.Н. План обсужден на заседании методической секции______ 27.02.2017 г. ______  (дата) Протокол № 1 ©©©

3/6/18

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ кафедра Экологической безопасности в составе УНК ПГиЭБ

  • Направление подготовки 20.05.01 «Пожарная безопасность»
  • Квалификация (степень) специалист

  • Тема 1. 2. Оценка влияния экологического мониторинга на природопользование
  • Семинар 1.2.
  • .

МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВЛЕНЫ

Старшим преподавателем кафедры ЭБ в составе УНК ПГиЭБ

Подполковником внутренней службы Герасимовой И.Н.

  • План обсужден на заседании методической секции______ 27.02.2017 г. ______
  • (дата)

Протокол № 1

©©©

 Учебные вопросы:   1. Сбор и подготовка информации экологического мониторинга как основы для управления природопользованием 2. Оценка результатов экологического мониторинга для улучшения экологической обстановки 3/6/18

Учебные вопросы:

  • 1. Сбор и подготовка информации экологического мониторинга как основы для управления природопользованием
  • 2. Оценка результатов экологического мониторинга для улучшения экологической обстановки

3/6/18

1. 1. Сбор и подготовка информации экологического мониторинга как основы для управления природопользованием      3/6/18

1. 1. Сбор и подготовка информации экологического мониторинга как основы для управления природопользованием

3/6/18

Усиление негативных последствий антропогенного воздействия на Природу обусловило создание специальной системы наблюдений — мониторинга антропогенных изменений состояния природной среды. Общепринятым стало определение мониторинга, данное Ю. А. Израэлем (1974 г.): мониторингом называется система наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей природной среды, позволяющая выделить изменения состояния биосферы на естественном фоне под влиянием человеческой деятельности. Экологический мониторинг — комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов .  3/6/18

Усиление негативных последствий антропогенного воздействия на Природу обусловило создание специальной системы наблюдений — мониторинга антропогенных изменений состояния природной среды. Общепринятым стало определение мониторинга, данное Ю. А. Израэлем (1974 г.): мониторингом называется система наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей природной среды, позволяющая выделить изменения состояния биосферы на естественном фоне под влиянием человеческой деятельности.

Экологический мониторинг — комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов .

3/6/18

Основные компоненты: мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду;  мониторинг загрязнения абиотической компоненты окружающей среды; мониторинг биотической компоненты окружающей среды;  социально-гигиенический мониторинг; обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем  3/6/18

Основные компоненты:

  • мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду;
  • мониторинг загрязнения абиотической компоненты окружающей среды;
  • мониторинг биотической компоненты окружающей среды;
  • социально-гигиенический мониторинг;
  • обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем

3/6/18

На систему мониторинга и геофизические службы возложено решение следующих задач:  наблюдение за изменениями состояния биосферы, выделение изменений, обусловленных деятельностью человека, и обобщение результатов наблюдений; определение тенденций и прогноз возможных изменений состояния биосферы;  оценка изменений и тенденций изменений в состоянии биосферы путем сравнения с критериями (предельно допустимыми концентрациями (ПДК)), устанавливающими предел возможного экологического ущерба.  3/6/18

На систему мониторинга и геофизические службы возложено решение следующих задач:

  • наблюдение за изменениями состояния биосферы, выделение изменений, обусловленных деятельностью человека, и обобщение результатов наблюдений;
  • определение тенденций и прогноз возможных изменений состояния биосферы;
  • оценка изменений и тенденций изменений в состоянии биосферы путем сравнения с критериями (предельно допустимыми концентрациями (ПДК)), устанавливающими предел возможного экологического ущерба.

3/6/18

Существует несколько направлений проводимых исследований по мониторингу. Мониторинг в рамках программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) подразделяется на следующие виды: мониторинг климатических условий, мониторинг трансграничного переноса (течениями, воздушными потоками) и осаждения загрязняющих веществ, мониторинг для целей здравоохранения, мониторинг возобновляемых природных ресурсов, мониторинг океана.  3/6/18

Существует несколько направлений проводимых исследований по мониторингу.

Мониторинг в рамках программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) подразделяется на следующие виды:

  • мониторинг климатических условий,
  • мониторинг трансграничного переноса (течениями, воздушными потоками) и осаждения загрязняющих веществ,
  • мониторинг для целей здравоохранения, мониторинг возобновляемых природных ресурсов, мониторинг океана.

3/6/18

По степени емкости наблюдений за поведением биосферы различают глобальный мониторинг региональный импактный. Мониторинг глобальный — слежение  за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли и ее экосфере (совокупность абиотических объектов и характеристик Земли, создающая на ней условия для развития жизни), включая все их экологические компоненты и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях.  3/6/18

По степени емкости наблюдений за поведением биосферы различают

  • глобальный мониторинг
  • региональный
  • импактный.

Мониторинг глобальный — слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли и ее экосфере (совокупность абиотических объектов и характеристик Земли, создающая на ней условия для развития жизни), включая все их экологические компоненты и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях.

3/6/18

Мониторинг региональный — слежение за процессами и явлениями в пределах отдельного региона, где они могут отличаться по природному характеру и антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы. Импактный мониторинг — мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах и местах. По организации наблюдений различают мониторинг авиационный, космический, окружающей человека среды. Космический мониторинг — ведущийся с помощью космических средств наблюдения. Авиационный мониторинг — осуществляемый в основном из пределов тропосферы с самолетов и других летательных аппаратов. Мониторинг окружающей человека среды — слежение за состоянием природной среды и предупреждение о создающихся критических ситуациях, вредных или опасных для здоровья людей и других живых организмов.  3/6/18

Мониторинг региональный — слежение за процессами и явлениями в пределах отдельного региона, где они могут отличаться по природному характеру и антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы.

Импактный мониторинг — мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах и местах. По организации наблюдений различают мониторинг авиационный, космический, окружающей человека среды.

Космический мониторинг — ведущийся с помощью космических средств наблюдения.

Авиационный мониторинг — осуществляемый в основном из пределов тропосферы с самолетов и других летательных аппаратов.

Мониторинг окружающей человека среды — слежение за состоянием природной среды и предупреждение о создающихся критических ситуациях, вредных или опасных для здоровья людей и других живых организмов.

3/6/18

Структурные звенья мониторинга:  измерительная система; информационная система, включающая базы и банки данных правовой, медико-биологической, санитарно-гигиенической, технико-экономической направленности; системы моделирования и оптимизации промышленных объектов;  системы восстановления и прогноза полей экологических и метеорологических факторов;  система принятия решений.  3/6/18

Структурные звенья мониторинга:

  • измерительная система;
  • информационная система, включающая базы и банки данных правовой, медико-биологической, санитарно-гигиенической, технико-экономической направленности;
  • системы моделирования и оптимизации промышленных объектов;
  • системы восстановления и прогноза полей экологических и метеорологических факторов;
  • система принятия решений.

3/6/18

Задачи: 1. Оперативный контроль энерго-экологического, социального, медико-биологического состояния среды на различных уровнях;  2. сбор и хранение объективной информации о состоянии окружающей среды, здоровья населения;  3. формирование текущей картины состояния окружающей среды; 4. выявление факторов экологического неблагополучия региона; 5. подготовка информации, необходимой для принятия управленческих решений, соответствующих экологической обстановке; 6. выработка управляющего воздействия, направленного на улучшение состояния окружающей среды.  3/6/18

Задачи:

  • 1. Оперативный контроль энерго-экологического, социального, медико-биологического состояния среды на различных уровнях;
  • 2. сбор и хранение объективной информации о состоянии окружающей среды, здоровья населения;
  • 3. формирование текущей картины состояния окружающей среды;
  • 4. выявление факторов экологического неблагополучия региона;
  • 5. подготовка информации, необходимой для принятия управленческих решений, соответствующих экологической обстановке;
  • 6. выработка управляющего воздействия, направленного на улучшение состояния окружающей среды.

3/6/18

  1.2. Организация наблюдений за загрязнением атмосферы  .    3/6/18

1.2. Организация наблюдений за загрязнением атмосферы .

3/6/18

Организация наблюдений за загрязнением атмосферы Правила организации наблюдений за уровнем загрязнения атмосферы в городах и населенных пунктах изложены в ГОСТ 17.2.3.01-86

Организация наблюдений за загрязнением атмосферы

Правила организации наблюдений за уровнем загрязнения атмосферы в городах и населенных пунктах изложены в ГОСТ 17.2.3.01-86 "Охрана природы. Атмосферы. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов". Наблюдения за уровнем загрязнения атмосферы осуществляют на постах. Постом наблюдения является выбранное место (точка местности), на котором размещают павильон или автомобиль, оборудованные соответствующими приборами.

Устанавливаются посты наблюдений 3 категорий:

  • - стационарные
  • - маршрутные
  • - передвижные (подфакельные).

3/6/18

Стационарный пост предназначен для обеспечения непрерывной регистрации содержания загрязняющих веществ или регулярного отбора проб воздуха для последующего анализа. Маршрутный пост предназначен для регулярного отбора проб воздуха, когда невозможно или нецелесообразно установить стационарный пост или необходимо более детально изучить состояние загрязнения воздуха в отдельных районах. Передвижной (подфакелышй) пост предназначен для отбора проб под дымовым (газовым) факелом с целью выявления зоны влияния данного источника промышленных выбросов.  3/6/18
  • Стационарный пост предназначен для обеспечения непрерывной регистрации содержания загрязняющих веществ или регулярного отбора проб воздуха для последующего анализа.
  • Маршрутный пост предназначен для регулярного отбора проб воздуха, когда невозможно или нецелесообразно установить стационарный пост или необходимо более детально изучить состояние загрязнения воздуха в отдельных районах.
  • Передвижной (подфакелышй) пост предназначен для отбора проб под дымовым (газовым) факелом с целью выявления зоны влияния данного источника промышленных выбросов.

3/6/18

Помимо наблюдений в городах ведутся наблюдения за пределами урбанизированных территорий , в том числе и в заповедниках , которые позволяют оценить фоновое загрязнение, возникающее в результате переноса поллютантов атмосферными потоками, а по отдельным станциям—естественное фоновое содержание веществ в атмосфере.  3/6/18
  • Помимо наблюдений в городах ведутся наблюдения за пределами урбанизированных территорий , в том числе и в заповедниках , которые позволяют оценить фоновое загрязнение, возникающее в результате переноса поллютантов атмосферными потоками, а по отдельным станциям—естественное фоновое содержание веществ в атмосфере.

3/6/18

Регулярные наблюдения на стационарных постах проводятся по одной из 4 программ наблюдений: полной (П) - предназначенной для получения информации о разовых и среднесуточных концентрациях, наблюдения выполняются непрерывно (автоматическими устройствами) или дискретно не менее 4 раз при обязательном отборе в 1, 7, 13, 19 час;  неполной (НП) - с целью получения информации о разовых концентрациях ежедневно в 7, 13,19 час;  сокращенной (СС) - с целью получения информации только о разовых концентрациях ежедневно в 7 и 13 час; суточной (С) - для получения информации о среднесуточной концентрации, проводится путем непрерывного суточного отбора проб и не позволяет получать разовые значения концентрации.  3/6/18

Регулярные наблюдения на стационарных постах проводятся по одной из 4 программ наблюдений:

  • полной (П) - предназначенной для получения информации о разовых и среднесуточных концентрациях, наблюдения выполняются непрерывно (автоматическими устройствами) или дискретно не менее 4 раз при обязательном отборе в 1, 7, 13, 19 час;
  • неполной (НП) - с целью получения информации о разовых концентрациях ежедневно в 7, 13,19 час;
  • сокращенной (СС) - с целью получения информации только о разовых концентрациях ежедневно в 7 и 13 час;
  • суточной (С) - для получения информации о среднесуточной концентрации, проводится путем непрерывного суточного отбора проб и не позволяет получать разовые значения концентрации.

3/6/18

Одновременно с отбором проб воздуха определяют следующие метеорологические параметры: - направление и скорость ветра, - температуру воздуха, - состояние погоды и подстилающей поверхности. В период неблагоприятных метеоусловий, сопровождающихся значительным возрастанием примесей до высокого уровня загрязнения, проводят наблюдения через каждые 3 часа. Реальность, однако, может вносить существенные коррективы: ненадежная работа приборов и нерадивость персонала, а также многочисленные реорганизации и сокращения персонала фактически сводят на нет указанные программы. В период неблагоприятных метеоусловий, сопровождающихся значительным возрастанием примесей до высокого уровня загрязнения, проводят наблюдения через каждые 3 часа. Реальность, однако, может вносить существенные коррективы: ненадежная работа приборов и нерадивость персонала, а также многочисленные реорганизации и сокращения персонала фактически сводят на нет указанные программы.  3/6/18

Одновременно с отбором проб воздуха определяют следующие метеорологические параметры:

  • - направление и скорость ветра,
  • - температуру воздуха,
  • - состояние погоды и подстилающей поверхности.
  • В период неблагоприятных метеоусловий, сопровождающихся значительным возрастанием примесей до высокого уровня загрязнения, проводят наблюдения через каждые 3 часа. Реальность, однако, может вносить существенные коррективы: ненадежная работа приборов и нерадивость персонала, а также многочисленные реорганизации и сокращения персонала фактически сводят на нет указанные программы.
  • В период неблагоприятных метеоусловий, сопровождающихся значительным возрастанием примесей до высокого уровня загрязнения, проводят наблюдения через каждые 3 часа. Реальность, однако, может вносить существенные коррективы: ненадежная работа приборов и нерадивость персонала, а также многочисленные реорганизации и сокращения персонала фактически сводят на нет указанные программы.

3/6/18

 2. Оценка результатов экологического мониторинга для улучшения экологической обстановки .     3/6/18

2. Оценка результатов экологического мониторинга для улучшения экологической обстановки .

3/6/18

Основные принципы оценки воздействия на окружающую среду: 1. При проведении ОВОС необходимо исходить из потенциальной экологической опасности любой деятельности (принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности). 2.Проведение ОВОС обязательно на всех этапах подготовки документации, обосновывающей хоз. и иную деятельность, до ее представления на гос. экол-ю экспертизу  3/6/18

Основные принципы оценки воздействия на окружающую среду:

  • 1. При проведении ОВОС необходимо исходить из потенциальной экологической опасности любой деятельности (принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности).
  • 2.Проведение ОВОС обязательно на всех этапах подготовки документации, обосновывающей хоз. и иную деятельность, до ее представления на гос. экол-ю экспертизу

3/6/18

3. Недопущение (предупреждение) возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности. 4. При проведении ОВОС заказчик (исполнитель) обязан рассмотреть альтернативные варианты достижения цели намечаемой хоз. и иной деятельности.  3/6/18
  • 3. Недопущение (предупреждение) возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
  • 4. При проведении ОВОС заказчик (исполнитель) обязан рассмотреть альтернативные варианты достижения цели намечаемой хоз. и иной деятельности.

3/6/18

5.Обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по ОВОС намечаемой хоз. и иной д-ти, являющейся объектом экол. экспертизы, как неотъемлемой части процесса проведения ОВОС (принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы). 6. Материалы по ОВОС должны быть научно обоснованы, достоверны и отражать результаты исследований, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, а также социальных и экономических факторов (принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы).  3/6/18
  • 5.Обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по ОВОС намечаемой хоз. и иной д-ти, являющейся объектом экол. экспертизы, как неотъемлемой части процесса проведения ОВОС (принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы).
  • 6. Материалы по ОВОС должны быть научно обоснованы, достоверны и отражать результаты исследований, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, а также социальных и экономических факторов (принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы).

3/6/18

7. Заказчик обязан предоставить всем участникам процесса ОВОС возможность своевременного получения полной и достоверной информации 8. Результаты ОВОС служат основой для проведения мониторинга, послепроектного анализа и экологического контроля за реализацией намечаемой хозяйственной и иной деятельности. 9. В том случае, если намечаемая хозяйственная и иная деятельность может иметь трансграничное воздействие, проведение исследований и подготовка материалов по оценке воздействия на окружающую среду осуществляется с учетом положений Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.  3/6/18
  • 7. Заказчик обязан предоставить всем участникам процесса ОВОС возможность своевременного получения полной и достоверной информации
  • 8. Результаты ОВОС служат основой для проведения мониторинга, послепроектного анализа и экологического контроля за реализацией намечаемой хозяйственной и иной деятельности. 9. В том случае, если намечаемая хозяйственная и иная деятельность может иметь трансграничное воздействие, проведение исследований и подготовка материалов по оценке воздействия на окружающую среду осуществляется с учетом положений Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

3/6/18

Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1993 г. создана Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ), общие руководство которой возложено на Государственный комитет РФ по охране окружающей Среды. В соответствии с указанным постоновлением Провительства РФ распределена компетенции в области осуществления мониторинга между федеральными органами исполнительной власти. Единая государственная система экологического мониторинга  3/6/18
  • Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1993 г. создана Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ), общие руководство которой возложено на Государственный комитет РФ по охране окружающей Среды. В соответствии с указанным постоновлением Провительства РФ распределена компетенции в области осуществления мониторинга между федеральными органами исполнительной власти.

Единая государственная система экологического мониторинга

3/6/18

1 . Федеральная служба России по гидрометериологии и мониторинга состояния атмосферы, поверхносных вод, суши, морской Среды, почв, околоземного пространства, комплексного фонового и космического мониторинга сосотояния окружающей Среды; координацией развития и функционмрования ведомственных подсистем фонового мониторинга загрязнения окружающей Среды; ведением государственного фонда данных о загрязнении окружающей Среды. 2.Государственный земельный комитет проводит мониторинг земель. 3. Министерство природных ресурсов РФ осуществляет мониторинг недр, включая мониторинг подземных вод и опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов. 4.Комитет РФ по рыболовству - мониторинг рыб, других водных животных и растений .  3/6/18
  • 1 . Федеральная служба России по гидрометериологии и мониторинга состояния атмосферы, поверхносных вод, суши, морской Среды, почв, околоземного пространства, комплексного фонового и космического мониторинга сосотояния окружающей Среды; координацией развития и функционмрования ведомственных подсистем фонового мониторинга загрязнения окружающей Среды; ведением государственного фонда данных о загрязнении окружающей Среды.
  • 2.Государственный земельный комитет проводит мониторинг земель.
  • 3. Министерство природных ресурсов РФ осуществляет мониторинг недр, включая мониторинг подземных вод и опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов.
  • 4.Комитет РФ по рыболовству - мониторинг рыб, других водных животных и растений .

3/6/18

5.Федеральная служба лесного хозяйства РФ, мониторинг лесов. 6.Министерство природных ресурсов - мониторинг водной Среды, водохозяйственных систем и сооружений в местах водозабора и сброса сточных вод. 7.Федеральная служба по геодезии и картографии России осуществляет топографо-геодезическое и картографическое обеспечение ЕГСЭМ. 8. Федеральный горный и промышленный надзор России занимается координацией развития и функционирования подсистем мониторинга геологической Среды, связанных с использованием ресурсов недр на предприятиях добывающих отраслей промышленности.  3/6/18
  • 5.Федеральная служба лесного хозяйства РФ, мониторинг лесов.
  • 6.Министерство природных ресурсов - мониторинг водной Среды, водохозяйственных систем и сооружений в местах водозабора и сброса сточных вод.
  • 7.Федеральная служба по геодезии и картографии России осуществляет топографо-геодезическое и картографическое обеспечение ЕГСЭМ.
  • 8. Федеральный горный и промышленный надзор России занимается координацией развития и функционирования подсистем мониторинга геологической Среды, связанных с использованием ресурсов недр на предприятиях добывающих отраслей промышленности.

3/6/18

9. Минздрав РФ - мониторинг воздействия факторов Среды обитания на состояние здоровья населения. 10. Минобороны России 11. Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ. ЕГСЭМ решает следующие задачи: - разработка программ наблюдений за состоянием окружающей Среды на территории России, в ее отдельных регионах и районах. - организация наблюдений и проведение измерений показателей объектов экологического мониторинга.  3/6/18
  • 9. Минздрав РФ - мониторинг воздействия факторов Среды обитания на состояние здоровья населения.
  • 10. Минобороны России
  • 11. Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ.
  • ЕГСЭМ решает следующие задачи:
  • - разработка программ наблюдений за состоянием окружающей Среды на территории России, в ее отдельных регионах и районах.
  • - организация наблюдений и проведение измерений показателей объектов экологического мониторинга.

3/6/18

Для информационного объединения всех этих составляющих - будем называть функциональные подсистемы (ФП)ЕГСЭМ существует специальное структурное подразделение , которое должно обеспечивать доступ к получению ко всей информации о качестве окружающей Среды, а также проводить обмен информацией между пользователями.

  • 1. Подсистема распределенных тематических баз алфавитно-цифровых данных (РБФ) содержит: официальную информацию гос. контроля органов о параметрах состояния окружающей Среды; результаты научных исследований; данные измерений автоматических станций контроля концентраций ОС.
  • 2. Геоинформационная система (ГИС) содержит данные в виде цифровых электронных карт различных масштабов и тематической нагрузки.
  • 3. Подсистема дистанционного экологического мониторинга (ДЭМ) на основе обработки аэрокосмической информации обеспечивает прием, хранение, обработку в цифровой форме авиационных и космических снимков.
  • 4. Система математического моделирования (СММ) содержит комплекс математических методов, предназначенных для решения задач моделирования и прогнозирования экологических процессов.
  • 5. Подсистема передачи данных ПД обеспечивает реальный доступ пользователя к необходимой ему подсистеме.

Функциональные подсистемы (ФП)ЕГСЭМ

3/6/18

  • Организационно ЕГСЭМ базируется на деятельности 11 государственных надзорных органов
  • 1. Министерство по государственным стандартам и экологической безопасности (МИС и ЭБ) осуществляет мониторинг источников загрязнения, животного мира, наземной флоры и феуны, особо охраняемых территорий.
  • 2. Управление по гидрометеорологии и мониторингу ОПС (УГСМ) - атмосфера, поверхностные воды суши.
  • 3. Гос. комитет по геологии (ГСГ) - мониторинг геологической Среды, включая мониторинг надземных вод.
  • 4. Гос. комитет по использованию земельных ресурсов (ГКЗ) - осуществляет мониторинг земель, включая загрязнение почв.
  • 5. Госпотребнадзор- мониторинг состояния здоровья население.
  • 6. Министерство лесного хозяйства (МЛХ) - осуществляет мониторинг лесных растительных ресурсов.
  • 7. Бельское бассейновое водохозяйственное управление (ББВУ) осуществляет мониторинг водной Среды в местах водозабора и сброса сточных вод.
  • 8. Гос. горный технический надзор (ГГТМ) осуществляет мониторинг геологической Среды, связанный с использованием недр.
  • 9. Министерство с/х и прдовольствия (МСХП) - мониторинг антропогенного воздейсивия с/х объектов на окружающюю среду.
  • 10. Инспекция рыбоохраны (ИРО) - мониторинг рыб.
  • 11. Городские системы экологического мониторинга

На примере республики Башкортастан

3/6/18

Задание для самостоятельной подготовки на 20.02.17– 28.02.17  Вопросы для подготовки к занятию 2.2. Рассеивание токсичных выбросов в атмосфере Учебные вопросы: 1. Классификация и источники загрязнителей атмосферы. ПЗ 2. Основные критерии состояния загрязнения воздушного бассейна (ПДК, комплексный индекс загрязнения атмосферы и др.). 2 3. Миграция и трансформация веществ в атмосфере  3/6/18

Задание для самостоятельной подготовки на 20.02.17– 28.02.17

Вопросы для подготовки к занятию 2.2. Рассеивание токсичных выбросов в атмосфере

Учебные вопросы:

1. Классификация и источники загрязнителей атмосферы.

ПЗ

2. Основные критерии состояния загрязнения воздушного бассейна (ПДК, комплексный индекс загрязнения атмосферы и др.).

2

3. Миграция и трансформация веществ в атмосфере

3/6/18


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!