3/6/18
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ кафедра Экологической безопасности в составе УНК ПГиЭБ
- Направление подготовки 20.05.01 «Пожарная безопасность»
- Квалификация (степень) специалист
Тема 6. Загрязнение и охрана суши.
Семинар 6.2. Антропогенное изменение ландшафта.
Старший преподаватель кафедры ЭБ в составе УНК ПГиЭБ
Подполковник внутренней службы Герасимова И.Н.
- План обсужден на заседании методической секции______ 27.01.2015 г. ______
- (дата)
Протокол № 1
Учебные вопросы:
- 1 Урбанизация. Основные причины и последствия.
- 2. Правовые основы охраны ландшафтов и почвы.
- 3. Организация контроля состояния земельного фонда.
3/6/18
1. Урбанизация. Основные причины и последствия. .
3/6/18
- Современной человеческой цивилизации свойственны стремительные темпы урбанизации. Они обусловлены двумя факторами - «демографическим взрывом» второй половины XX ст. и научно-технической революцией во всех сферах.
3/6/18
3/6/18
3/6/18
- Урбанизация(от лат. urbanos - городской) означает процесс роста городов и городского населения, а также повышение их роли в социально-экономической и культурной жизни общества. Способы возникновения городов в истории человечества были разными. Города возникали как совместные поселения ремесленников, что облегчало их производственную деятельность, как центры торговли, как военные укрепления (крепости).
3/6/18
Урбанизация( от лат. urbanos - городской) означает процесс роста городов и городского населения, а также повышение их роли в социально-экономической и культурной жизни общества. Способы возникновения городов в истории человечества были разными. Города возникали как совместные поселения ремесленников, что облегчало их производственную деятельность, как центры торговли, как военные укрепления (крепости).
Процесс мировой урбанизации начался в Европе, где впервые начали формироваться города благодаря концентрации средств производства, большой промышленности. Становление урбанизации началось на изломе XVIII-XIX ст., когда города в Западной Европе сосредотачивали важнейшие средства производства и занимали ключевые позиции в мировой экономике. Локальное развитие городов заложило определенную пространственную последовательность мирового процесса урбанизации: Западная Европа - Северная Америка - Австралия и Океания - Восточная Европа - Латинская Америка - Азия - Африка.
Уже сегодня во многих странах мира доля городского населения составляет 85-90%. По прогнозам Комиссии ООН по народонаселению, в начале XXI ст. в городах будет жить не меньше 51% всего населения земного шара, тогда как в 1970 г. доля городского населения составляла всего 38,6%. Появляются и растут многомиллионные города - мегаполисы (Нью-Йорк, Лондон, Токио, Москва и др.), увеличивается их количество, размеры и проблемы.
Урбанизацию невозможно рассматривать без взаимосвязи с развитием общественного производства, в частности тяжелой индустрии, энергетики, химической промышленности. Вместе с наращиванием промышленного потенциала, созданием новых отраслей производства в больших городах возрастает численность населения. Современные большие города - это центры сосредоточения многоотраслевой промышленности, разветвленной транспортной сети в густонаселенных жилых массивах. Причем важнейшим источником роста городского населения была, и все еще остается миграция сельских жителей в города. Современный город предоставляет своим жителям много преимуществ экономического, социального и субъективного характера, а именно: наличие рабочих мест и возможность их замены; сосредоточение учреждений науки и культуры; обеспечение высококвалифицированной медпомощью; возможность создавать лучшие жилищные и социально-бытовые условия жизни; развитие международной и региональной культуры
- Уже сегодня во многих странах мира, особенно экономически развитых, доля городского населения составляет 85-90%. По прогнозам Комиссии ООН по народонаселению, в начале XXI ст. в городах будет жить не меньше 51% всего населения земного шара, тогда как в 1970 г. доля городского населения составляла всего 38,6%. Появляются и растут многомиллионные города - мегаполисы (Нью-Йорк, Лондон, Токио, Москва и др.), увеличивается их количество, размеры и проблемы.
3/6/18
3/6/18
- Современные большие города - это центры сосредоточения многоотраслевой промышленности, разветвленной транспортной сети в густонаселенных жилых массивах. Причем важнейшим источником роста городского населения была, и все еще остается миграция сельских жителей в города. Современный город предоставляет своим жителям много преимуществ экономического, социального и субъективного характера, а именно: наличие рабочих мест и возможность их замены; сосредоточение учреждений науки и культуры; обеспечение высококвалифицированной медпомощью; возможность создавать лучшие жилищные и социально-бытовые условия жизни; развитие международной и региональной культуры.
3/6/18
- Несмотря на преимущества городской жизни, городская среда для людей является искусственной и оторванной от природной, той, в которой тысячелетиями проходила их жизнь. Искусственная городская среда вредно влияет на здоровье населения из-за загрязнения атмосферного воздуха, дефицита солнечного света, воды, а также стрессовых ситуаций, обусловленных напряженным ритмом жизни, скученностью населения, недостаточностью зеленых насаждений и т.п. Опасность для здоровья людей в городе представляют: шум, вибрационные нагрузки, транспортные проблемы, влияние электрических, магнитных, ионизационных полей.
3/6/18
- В условиях большого города обостряются все стороны жизнеобеспечения людей: снабжение достаточного количества полноценных продуктов питания и питьевой воды, контроль и предотвращение загрязнения воздуха, водных ресурсов, почв, утилизация и захоронения накопленных вредных производственных и бытовых отходов, а также социальные проблемы, связанные с резким уменьшением свободного «жизненного» пространства, ростом городов в высоту, увеличением заболеваний, обусловленных загрязнением окружающей среды и прочие.
3/6/18
3/6/18
Основные опасности жизни в урбанизированной среде следующие:
- загрязнение атмосферы городов,
- городских помещений,
- питьевой воды и т.д.
3/6/18
- В России доля земель по отдельным категориям землеотвода (данные Росреестра в 2012) г. представлена в таблице 4.
- Распределение земельного фонда Российской Федерации по категориям землеотвода в 2012 году
3/6/18
- Изъятие земель из продуктивного оборота по всем категориям землеотвода, по данным Росреестра, табл. 5.
- Таблица 5 Изъятие земель из продуктивного оборота
3/6/18
3/6/18
2. Правовые основы охраны ландшафтов и почвы.
3/6/18
Наиболее интенсивное техногенное воздействие на литосферу происходит в двух направлениях:
- изменение и гибель ландшафтов,
- загрязнение и деградация почв.
Ландшафт - природный географии-ческий комплекс, в котором все основные компоненты (рельеф, климат, вода, растительность, животные) взаимосвязаны.
Природный ландшафт не преобразован человеческой деятельностью, он подвержен естественному саморазвитию, которое может происходить медленно в геологическом темпе, или быстро под воздействием природных катастро-фических явлений.
3аконодательство РФ в области охраны суши.
Конституция Российской Федерации является нормативно-правовым актом, обладающим высшей юридической силой. В конституции содержится множество статей, в которых так или иначе регулируются общественные отношения в области окружающей среды. Например, ст.9:
«1.Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории
2.Земля и другие природные ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности »
регламентацию механизмов и путей реализации норм права, кроме того содержат в себе множество растолковывающих и уточняющих норм:
- - Земельный кодекс РФ.
- Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 22.10.2014) «О землеустройстве»
Статья 11. Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания
- Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 29.12.2014) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)
- Статья 62. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения почв
3/6/18
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
- Статья 21. Санитарно-эпидемиологические требования к почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 12.02.2015)
- Статья 8.7. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв
3/6/18
«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015 )
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2015)
Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 07.06.2013) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"
3/6/18
3/6/18
- 3. Организация контроля состояния земельного фонда .
3/6/18
Государственный контроль за использованием и охраной земель.
Основной задачей контроля за соблюдением требований земельного законодательства, рациональным использованием и охраной земель является обеспечение исполнения земельно-правовых норм, соблюдения установленных требований (норм, правил, нормативов), выполнения мероприятий по использованию и охране земельных ресурсов органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами, осуществляющими владение и пользование земельными участками.
3/6/18
Под контролем за использованием и охраной земель понимается деятельность органов управления по осуществлению проверок за состоянием земель, выполнением мероприятий по их охране, соблюдением земельного законодательства.
3/6/18
Различают следующие виды контроля:
-мониторинг земель;
-государственный контроль;
-производственный контроль;
-муниципальный и общественный контроль.
3/6/18
Мониторинг земель (ст. 67 ЗК РФ) представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения негативных процессов.
Объектом мониторинга являются все земли РФ независимо от форм собственности и их целевого использования.
В зависимости от целей наблюдения мониторинг может быть федеральным, региональным и локальным.
3/6/18
Его задачами являются:
1) своевременное выявление изменений состояния земель, их оценка, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению негативных процессов;
2) информационное обеспечение ведения земельного кадастра, государственного земельного контроля, а также землеустройства;
3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель. Государственный контроль за использованием земель определен в ст. 71 ЗК РФ и Положением «О порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель», утвержденным постановлением Правительства РФ 23 декабря 1993 г.
3/6/18
Государственный контроль осуществляют:
1) Федеральная служба земельного кадастра осуществляет контроль за состоянием всех земель независимо от форм собственности и целевого использования;
2) Министерство природных ресурсов осуществляет соблюдение экологических норм при использовании земельных участков;
3) Органы санэпидемнадзора осуществляют надзор за соблюдением санитарно-гигиенических норм при использовании земельных участков;
4) Министерство по строительству и жилищно-коммунальному комплексу осуществляет соблюдение строительных норм и правил.
3/6/18
В п. 10 Положения определены полномочия контролирующих органов:
1) проведение проверок;
2) получение информации, касающейся состояния земель;
3) привлечение специалистов при необходимости заключения компетентных органов управления;
4) наложение административных штрафов;
5) вынесение предписаний об устранении допущенного правонарушения и др. Производственный земельный контроль указан в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» и в ст. 73 ЗК РФ. Этот контроль осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка.
3/6/18
Муниципальный контроль осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами (ст. 72 ЗК РФ).
Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями, гражданами.
Общественный земельный контроль проводится в целях соблюдения исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления установленного порядка подготовки и принятия решений, затрагивающих субъективные земельные права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц.
3/6/18
Задание для самостоятельной подготовки на 26.02.15 – 05.03.15
Вопросы для подготовки к занятию 7.1. Менеджмент качества окружающей среды
Учебные вопросы:
1. Организация системы управления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации.
С
2. Основные направления деятельности в сфере управления качеством ОС.
2
3/6/18