СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока окружающего мира на тему: "Человек и природные сообщества. Значение лесов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Человек и природные сообщества. Значение лесов»

Тип урока: урок  рефлексии

Вид урока: урок консультация

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока окружающего мира на тему: "Человек и природные сообщества. Значение лесов"»

Департамент образования администрации муниципального образования город Краснодар

Профессиональный конкурс молодых учителей «Учительские вёсны»

Сценарий учебного занятия «Мой лучший урок»





Тема урока: «Человек и природные сообщества. Значение лесов»

Предмет: окружающий мир

Класс: 3 «Г»

Тип урока: урок рефлексии

Вид урока: урок консультация



Автор:

Денисова Дарья Александровна

Учитель начальных классов

Муниципального бюджетного

Общеобразовательного учреждения

Муниципального образования город Краснодар

Гимназии №18



















Краснодар-2014


































Цель: расширение знаний учащихся о значении лесов и способов его сохранения и поддержания.

Универсальные учебные действия:

Познавательные:

  • расширить знания учащихся о лесе, показав многообразие растительного и животного мира леса ;

  • рассказать об особых охранных зонах лесов;

  • выяснить с учащимися значение леса для природы и в жизни человека;

  • познакомится с понятием «Экология»;

  • формировать умение устанавливать взаимосвязь человека и природы;

  • составить правила по охране и поддержанию лесов;

Коммуникативные:

  • развивать аналитические способности, умение делать собственные выводы;

  • развивать у учащихся умения работы с учебником, умение находить нужный материал;

  • планировать совместную деятельность с соседом по парте;

Личностные:

  • воспитывать бережное отношение к лесным богатствам;

  • воспитывать экологическую культуру, чувство патриотизма, ответственность за судьбу природы;

  • формировать активную жизненную позицию.

Регулятивные:

  • планировать свою деятельность, сравнивать выполненную работу с эталоном;

  • Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Оборудование:

  • мультимедийная презентация;

  • экран,проектор,ПК;

  • Физическая карта мира;

  • Наглядные пособи я и плакаты по охране природы;

  • учебник «Окружающий мир» (учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений УМК «Перспективная начальная школа». Авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов Л.А. М.:Академкнига/Учебник, 2013 год).

  • Хрестоматия « Окружающий мир» (хрестоматия для 3 класса общеобразовательных учреждений УМК «Перспективная начальная школа». Авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов Л.А. М.:Академкнига/Учебник, 2013 год)













Ход урока:

1.Этап мотивации (самоопределения) к деятельности.

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню — земляникой,
Таню — костяникой,
Машеньку — орешком,
Петю — сыроежкой,
Катеньку — малиной,
А Васю -хворостиной.
- О чем пойдет речь на уроке?

Исходя из темы урока, какие цели и задачи поставим перед собой?:

- расширить знания о лес ;

-познакомится с особыми охранными зонами лесов;

-выявить значение леса для природы и в жизни человека; (СЛАЙД № 2)

-научиться делать собственные выводы, принимать ответственные решения.



2. Этап актуализации пробного действия

Слово учителя и работа с географической картой.

Лес- очень разный. На севере нашей страны простирается широкая полоса хвойных лесов. Там растут ель, пихта, лиственница, кедр. Потом идет полоса смешанных лесов. В них рядом с сосной и елью растут береза, осина, ольха. А южнее раскинулись лиственные леса из дуба, клена, липы, ясеня. Но кроме листопадных есть еще и вечнозеленые леса (камелия, магнолия, бамбук, пальма) они расположены в субтропиках северного и южного полушарий.

В пустынях растут саксауловые леса. Саксаул- это дерево, у которого листья в виде тонких веточек, испаряющих мало влаги.

На юге России, в горах Средней Азии, на Кавказе леса такие, что их можно назвать садами: там растут грецкий орех, кизил, дикая яблоня, груша.

- Ребята, как вы думаете какую пользу приносит лес человеку? (ответы детей)

Чтение учащимся стихотворения С.Я. Маршака

Что мы сажаем, сажая леса?

Мачты и реи- держать паруса,

Рубку и палубу, ребра и киль-

Странствовать по морю

В бурю и в штиль.

Что мы сажаем, сажая леса?

Легкие крылья- лететь в небеса.

Стол,за которым ты будешь писать.

Ручку,линейку,пенал и тетрадь.

Что мы сажаем, сажая леса?

Чащу,где бродят барсук и лиса.

Чащу, где пестрые дятлы стучат.

Что мы сажаем,сажая леса?

Лист,на который ложится роса,

Свежесть лесную,и влагу и тень,-

Вот,что сажаем в сегодняшний день.

-Как вы думаете, как бы ответили на этот вопрос люди разных специальностей? Кораблестроитель, столяр, рабочий бумажного комбината, агроном, врач, лесничий?

Составление учащимися правил сохранения и поддержания лесов. Самопроверка учащихся и сравнение своей работы с эталоном на доске (Слайд 3)

3. Этап локализации индивидуальных затруднений

На основе алгоритма исправления ошибок учащиеся анализируют свое решение и определяют место ошибок.

-Поднимите карточки те учащиеся, кто составил как можно больше правил по сохранению лесных богатств.

Во все времена люди пользовались лесом. Еще сотни лет тому назад огромная часть земной поверхности была покрыта лесами. Долгие годы люди нещадно вырубали деревья на топливо и строительные материалы для жилья. Площадь, занимаемая лесами, резко сократилась, а кое-где они и вовсе исчезли.

-Как вы понимаете поговорку: “Много леса – береги, мало леса – не руби, а нет леса – посади”?

Учащийся нашего класса подготовил небольшое сообщение о том, что такое лес и в чем его значение для человека.

Лес- это «кислородный цех», «легкие планеты», настоящий фильтр, очищающий воздух от пыли и копоти. Источник огромных материальных ценностей. Огромная роль леса в круговороте воды в природе. Лес поддерживает полноводность рек, ручьев, водоемов, смягчает и увлажняет климат прилегающей местности. Лес является защитником почвы, источник ягод, грибов, лекарственных растений. Дом для растений, животных и птиц. Место для отдыха людей.

4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.

Далее происходит коллективное обсуждение с учащимися составленных правил для поддержания и сохранения лесов.

-Как думаете где можно найти дополнительную информацию о том, как сохранить и сберечь леса?

Работа с хрестоматией и учебником. Обсуждение статей приведенных в книгах.

В целях сохранения лесов, редких видов растений и животных созданы заповедники. В России 136 заповедников в разных природных зонах.

В Краснодарском крае 1 заповедник – Кавказский. Кавказский государственный природный биосферный заповедник был основан 12 мая 1924 г. в целях сохранения и изучения горных лесов и альпийской полосы с населяющими их редкими животными и растениями.

Кавказский заповедник - крупнейшая охраняемая территория Кавказа - второй по величине в Европе. Он является крупнейшим горнолесным заповедником страны и эталоном нетронутой природы Северо-Западного Кавказа.

Кавказский заповедник расположен на землях Краснодарского края, Республики Адыгея и Карачаево-Черкесской Республики РФ. (Слайд 4)

Физкультминутка

5. Этап реализации построенного проекта.

Самостоятельное дополнение учащимися свода правил на основе полученной информации из учебников и слова учителя. Ученики составившие наибольшее количество правил, приступают к творческому оформлению- иллюстрируют свою работу.

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи.

-Те ребята, которым пришлось существенно дополнить свои правила, поднимите красные карточки. Какие пункты вам пришлось дописать?

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону(взаимопроверка).

Обменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте работы друг друга по эталону представленному на слайде.

Работа в парах.

-Откройте учебник на стр. 72. Обсудите с соседом по парте значение природного сообщества- лес и способы охраны природы по изображенному рисунку.

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

Викторина

— Как вы понимаете, что такое лес?

—  Какие деревья растут в наших лесах?

— Зачем люди ходят в лес?

—  Как надо относиться к лесным обитателям?

—  Почему нельзя в лесу шуметь?

— Сок какого дерева очень полезен людям?

—  Какую пользу приносит лес людям?

 

Прямо в небо рвутся, ввысь;           Осень тихая настанет,

Ты внимательно всмотрись:            Дивным дерево то станет:      

Не березы, не осинки,                      Листья-звезды яркие,

Нет листочков, есть хвоинки.           Золотые, жаркие. (клен)

                             (ели)                                                                                                                

Не береза, не сосна                        Летом цветёт, зимой греет,

В тишине стоит она.                        Настанет весна – потечёт слеза.

 Но лишь ветер пробежит                                                             (берёза) 

 Вся листва на ней дрожит. (осина)            

 

Весной зеленела, летом загорела,                      Он качает пышной кроной,

Осенью красные кораллы надела.                       Шелестит листвой зелёной.

 (рябина)                                                                  Погляди, среди ветвей,

                                                                                 Сколько спеет желудей.  (дуб)

 Предлагаю сыграть в игру «С какого дерева листочек?»

 Каждый  ребенок  вытаскивает из «Волшебного мешочка»  листочек и должен назвать, с какого дерева он слетел.

9.Этап рефлексии деятельности на уроке.

-На своей работе в правом верхнем углу начертите прямоугольник-светофор и закрасьте тот квадратик, который считаете нужным. Красным цветом отмечаем в том случае, если затруднялись в составлении правил или трудно было исправить ошибки, желтым- если все ошибки были устранены и зеленым – при отсутствии ошибок.

Домашнее задание ученики делают по выбору: готовят сообщение о способах сохранения и поддержания лесов, либо рисуют плакат по правилам.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!