СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема. Герои «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыкова- Щедрина.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

на уроке дети покажут признаки сказки и признаки повести.запланирована работа в группах при анализе портретов генералов и мужика

Просмотр содержимого документа
«Тема. Герои «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыкова- Щедрина.»

Тема. Герои «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыкова- Щедрина.

Тема. Герои «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыкова- Щедрина.

Есть книги - волею приличий  Они у века не в тени,  Из них цитаты брать - обычай -  Во все положенные дни.  В библиотеке иль читальне  Любой - уж так заведено -  Они на полке персональной  Как бы на пенсии давно.  На них печать почтенной скуки  И давность пройденных наук;  Но, взяв одну такую в руки,  Ты, время,  Обожжешься вдруг…

Есть книги - волею приличий Они у века не в тени, Из них цитаты брать - обычай - Во все положенные дни. В библиотеке иль читальне Любой - уж так заведено - Они на полке персональной Как бы на пенсии давно. На них печать почтенной скуки И давность пройденных наук; Но, взяв одну такую в руки, Ты, время, Обожжешься вдруг…

Признаки сказки  (официально-бытовая) Признаки повести - Начинается с зачина (

Признаки сказки (официально-бытовая)

Признаки повести

- Начинается с зачина ("Жили - были…")

- Реальная исходная ситуация ("Робинзон Крузо")

Признаки сказки (официально-бытовая)

Признаки повести

- Начинается с зачина ("Жили - были…") - Словесные формулы ("Долго ли коротко ли…", "…мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало!" - Два плана: реальный и фантастический - Разговорная речь - Краткость, ограниченное число действующих лиц - Раскрытие жизненной правды, высмеивание людских пороков - Приемы: эзопов язык, иносказание, сатира, юмор

- Реальная исходная ситуация ("Робинзон Крузо") - Словесные формулы употребляются в несвойственной для них функции (например, "мёд-пиво пил" - в сказке концовка, не оказывающая влияния на сюжет. В "Повести" эта фраза является смыслообразующей, т.к. указывает на то, что мужику на Подъячей "ничего не перепало" - Слова, которые в сказке использоваться не могут: "примите уверение", "упразднили", "школа военных кантонистов" - В сказке все происходит в некотором царстве, в некотором государстве (ситуация безвременья); в повести, хотя события и происходят на острове, читатель знает, что родом генералы из Петербурга, живут там в "Подъяческой улице". О времени повествования можно узнать из слов генерала, который жалеет о своем мундире "четвертого класса" (табель о рангах введен Петром I)

А.М.Горький писал:

А.М.Горький писал: "Щедрин шел в ногу с жизнью, ни на шаг не отставал от нее, он пристально смотрел в лицо ей и - горько пророчески хохотал надо всеми и всем".

Вместе с писателем "пристально посмотрим" на его героев и мы.

Портрет Характер Жизненные цели Отношение героев друг к другу Авторское отношение

Портрет

Характер

Жизненные цели

Отношение героев друг к другу

Авторское отношение

Назовите героев сказки. Почему же автор не дает имена своим героям? Как же генералы оказались на острове?

Назовите героев сказки. Почему же автор не дает имена своим героям?

Как же генералы оказались на острове?

Кто же виноват в лишениях генералов?  Какие аналогии вызывает у вас упоминание о необитаемом острове? Какую роль играет этот образ? Как ведут себя генералы, оказавшись в столь необычной для них ситуации? Какую роль играет эпизод в раскрытии характеров генералов?

Кто же виноват в лишениях генералов?

Какие аналогии вызывает у вас упоминание о необитаемом острове? Какую роль играет этот образ?

Как ведут себя генералы, оказавшись в столь необычной для них ситуации?

Какую роль играет эпизод в раскрытии характеров генералов?

Есть книги - волею приличий  Они у века не в тени,  Из них цитаты брать - обычай -  Во все положенные дни.  В библиотеке иль читальне  Любой - уж так заведено -  Они на полке персональной  Как бы на пенсии давно.  На них печать почтенной скуки  И давность пройденных наук;  Но, взяв одну такую в руки,  Ты, время,  Обожжешься вдруг…

Есть книги - волею приличий Они у века не в тени, Из них цитаты брать - обычай - Во все положенные дни. В библиотеке иль читальне Любой - уж так заведено - Они на полке персональной Как бы на пенсии давно. На них печать почтенной скуки И давность пройденных наук; Но, взяв одну такую в руки, Ты, время, Обожжешься вдруг…

1 вариант .. .Они начали медленно подползать друг к другу и в дно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у другого кончик уха и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их. 2 вариант .. .Они начали медленно подползать друг к другу и в дно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища палец и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их. 3 вариант .. .Они начали медленно подползать друг к другу и в дно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их.
  • 1 вариант
  • .. .Они начали медленно подползать друг к другу и в дно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у другого кончик уха и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их.
  • 2 вариант
  • .. .Они начали медленно подползать друг к другу и в дно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища палец и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их.
  • 3 вариант
  • .. .Они начали медленно подползать друг к другу и в дно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их.
Каким же изображен в сказке мужик? Рассмотрим вопрос, обсуждая в группах.   1 группа: Портрет мужика. 2 группа: Художественные детали, раскрывающие характер мужика. 3 группа: Отношение генералов к мужику. 4 группа: Отношение мужика к генералам.
  • Каким же изображен в сказке мужик? Рассмотрим вопрос, обсуждая в группах.
  •  
  • 1 группа: Портрет мужика.
  • 2 группа: Художественные детали, раскрывающие характер мужика.
  • 3 группа: Отношение генералов к мужику.
  • 4 группа: Отношение мужика к генералам.
Подведем итоги. Какую роль в сказке играют образы генералов и мужика.
  • Подведем итоги. Какую роль в сказке играют образы генералов и мужика.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!