Просмотр содержимого документа
«Тема. Герои «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыкова- Щедрина.»
Тема. Герои «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыкова- Щедрина.
Есть книги - волею приличий Они у века не в тени, Из них цитаты брать - обычай - Во все положенные дни. В библиотеке иль читальне Любой - уж так заведено - Они на полке персональной Как бы на пенсии давно. На них печать почтенной скуки И давность пройденных наук; Но, взяв одну такую в руки, Ты, время, Обожжешься вдруг…
Признаки сказки (официально-бытовая)
Признаки повести
- Начинается с зачина ("Жили - были…")
- Реальная исходная ситуация ("Робинзон Крузо")
Признаки сказки (официально-бытовая)
Признаки повести
- Начинается с зачина ("Жили - были…") - Словесные формулы ("Долго ли коротко ли…", "…мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало!" - Два плана: реальный и фантастический - Разговорная речь - Краткость, ограниченное число действующих лиц - Раскрытие жизненной правды, высмеивание людских пороков - Приемы: эзопов язык, иносказание, сатира, юмор
- Реальная исходная ситуация ("Робинзон Крузо") - Словесные формулы употребляются в несвойственной для них функции (например, "мёд-пиво пил" - в сказке концовка, не оказывающая влияния на сюжет. В "Повести" эта фраза является смыслообразующей, т.к. указывает на то, что мужику на Подъячей "ничего не перепало" - Слова, которые в сказке использоваться не могут: "примите уверение", "упразднили", "школа военных кантонистов" - В сказке все происходит в некотором царстве, в некотором государстве (ситуация безвременья); в повести, хотя события и происходят на острове, читатель знает, что родом генералы из Петербурга, живут там в "Подъяческой улице". О времени повествования можно узнать из слов генерала, который жалеет о своем мундире "четвертого класса" (табель о рангах введен Петром I)
А.М.Горький писал: "Щедрин шел в ногу с жизнью, ни на шаг не отставал от нее, он пристально смотрел в лицо ей и - горько пророчески хохотал надо всеми и всем".
Вместе с писателем "пристально посмотрим" на его героев и мы.
Портрет
Характер
Жизненные цели
Отношение героев друг к другу
Авторское отношение
Назовите героев сказки. Почему же автор не дает имена своим героям?
Как же генералы оказались на острове?
Кто же виноват в лишениях генералов?
Какие аналогии вызывает у вас упоминание о необитаемом острове? Какую роль играет этот образ?
Как ведут себя генералы, оказавшись в столь необычной для них ситуации?
Какую роль играет эпизод в раскрытии характеров генералов?
Есть книги - волею приличий Они у века не в тени, Из них цитаты брать - обычай - Во все положенные дни. В библиотеке иль читальне Любой - уж так заведено - Они на полке персональной Как бы на пенсии давно. На них печать почтенной скуки И давность пройденных наук; Но, взяв одну такую в руки, Ты, время, Обожжешься вдруг…
- 1 вариант
- .. .Они начали медленно подползать друг к другу и в дно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у другого кончик уха и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их.
- 2 вариант
- .. .Они начали медленно подползать друг к другу и в дно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища палец и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их.
- 3 вариант
- .. .Они начали медленно подползать друг к другу и в дно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их.
- Каким же изображен в сказке мужик? Рассмотрим вопрос, обсуждая в группах.
-
- 1 группа: Портрет мужика.
- 2 группа: Художественные детали, раскрывающие характер мужика.
- 3 группа: Отношение генералов к мужику.
- 4 группа: Отношение мужика к генералам.
- Подведем итоги. Какую роль в сказке играют образы генералов и мужика.