МОУ сош. с. Кирово
Литературный урок
Тема: « Я помню чудное мгновенье…»
Женские образы в поэзии и искусстве.
Подготовила: библиотекарь школы
Белан С.А.
С. Кирово. март 2008 г.
Тема: Я помню чудное мгновенье… Женские образы в поэзии и искусстве.
Цель: Приобщение к художественной культуре. Воспитание любви и уважения к женщине; развитие самостоятельности при подборе материала.
Оборудование: магнитофон, компьютер, репродукции картин художников
Оформление доски:
Царица муз и красоты,
Рукою нежной держишь ты
Волшебный скипетр вдохновенный.
А.С.Пушкин.
Ход: 1.Вступительное слово:
Современная женщина, современная женщина;
Суетою замотана, но как прежде божественна,
До конца непонятная, только сердцу подвластная,
Современная женщина, современная женщина.
То грустна и задумчива, то светла и торжественна
Доказать ее слабости, побороть ее в дерзости
Зря мужчины стараются ,понапрасну надеются!
Хоть не хвастает силою, но на ней тем не менее-
И заботы семейные и заботы служебные
Все на свете познавшая, все невзгоды прошедшая
Остается загадкою современная женщина.
- Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Сегодняшний литературный урок посвящен самому нежному образу в поэзии и искусстве- образу женщины.
Прослушав сообщения учащихся приготовленных к сегодняшнему уроку,
я хочу, чтобы каждая из присутствующих здесь девочек, девушек , женщин
гордилась тем, что она женщина, каждая из вас ощутила сопричастность к великим творениям художественного искусства, которые на протяжении веков заставляют женщин гордится тем, что они женщины , мужские сердца
горячее, трепетно и вдохновенно.
( зажигается свеча – символ искусства)
- Мы зажигаем свечу-символ искусства. Всем видам искусства всегда было характерно раскрытие темы женщины, матери, мадонны.
О женщина!
В тебе, как нимбы, вплетены
И чары пробудившейся весны,
И щедрость осени золотоносной
В тебе одной - все они, все весны.
( звучит музыка и появляется репродукция картины Рафаэля « Сикстинская мадонна»)
Рассказ учащейся о творчестве Рафаэля и о создании картины.
Ученик: (чтение стихотворения)
« Сикстинская мадонна»
Я часами глядел на мадонну,
Что бессмертье дала Рафаэлю,
На глаза…
Не от них ли, бездонных,
Даже черствые души светлели,
Не сводил с нее взгляда, покуда,
Дымку облак накинув на плечи,
Как пригрезившееся чудо,
Мне шагнула мадонна на встречу.
Не безгрешная та,
Не богиня, о которой земные не судят,
Просто мать.
И спросила о сыне, ею отданном людям.
3. Учитель: - Посмотрите на картины с изображением мадонны. Художники в своих картинах воспевают женскую красоту, нежность, женственность, самоотверженность, бескорыстие матери. Это картина Рафаэля « Сикстинская мадонна.», Леонардо да Винчи « Мадонна у скал..», «Мадонна с младенцем на руках.», «Джоконда». Именно ей посвятил свое стихотворение Р.Рождественский.
Как много эта женщина
Знает про меня.
Я чувствую: скрежущее
Закрылась западня
Она не разговорчива
Она глядит по верх
Беспомощна
Торжественна
Трава судьбы горчит…
Как много эта женщина
Знает!..
И молчит
звучит музыка и появляется репродукция картины Рубенса « Камеристки Инфанта Изабелла»
- Нашему вниманию представлен еще один женский образ. Образ камеристки
На картине Рубенса « Камеристка Инфанта Изабелла». Именно ей посвятил
свое стихотворение А. Дементьев:
Смотрю на портрет камеристки:
Она молода и строга.
Смотрю без надежды и риска-
Меж нами века и века,
Глядит она гордо и грустно
И думает что-то свое
Но словно бы все мои чувства
В глазах отразились ее.
И что-то ее беспокоит,
И мучает, видно, давно.
Как будто бы видит такое,
Что нам увядать не дано.
Учитель: - Всего мгновения, чудесные, неповторимые, запечатлены в прекрасных произведениях искусства: поэзии, живописи и музыке. Но не мо-
Гут они не волновать душу человеческую. Все виды искусства тесно взаимосвязаны между собой. Возможно, потому, что они творения настоящих художников, поэтов, музыкантов
Любите живопись поэты
Ведь ей, единственной , дано.
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Выступление учащегося 11 кл. «Создание стихотворения А.К.Толстого
« Средь шумного бала»
- Мы знаем, что многие прекрасные стихи легко ложатся на музыку. От чудесных произведений так и веет поэзией. И самым главным, притягательным,
загадочным объектом всегда была, есть и остается женщина.
Выступление ученицы:
Любую глупость ради вас
Легко свершали наши предки.
Из-за прекрасных ваших глаз,
Безумства и у нас нередки…
Ах, женщины, вся ваша слава
Вам покоряется сама
О, восхитительное право
Пленять всех и сводить с ума.
- Такие прекрасные слова о женщине сказал французский писатель и поэт
Дидро. Женщина… Владычица судеб и скромная домохозяйка, роковая обольстительница и неистовая феминистка.… Много было не только в мире,
но и в России очаровательных женщин, без которых не появились бы шедевры любовной лирики. Но, наверное, никто и никогда не сможет дать полный ответ на такие вопросы: «Почему именно в женщине тайна? Любовь - к женщине? Что это за чудо женщина?»
Много прекрасных творений писателей и поэтов посвящается именно женщине. Создано много литературных героев, которые остаются у нас в памяти как возлюбленные пары.
Учитель:- Давайте сейчас обратимся к миру литературных героев уже известных нам произведений. Я приготовила для вас конверты с заданиями. В них вложены карточки с названиями произведений; с именами авторов этих произведений; карточки с именами любовных пар из этих произведений.
Вам нужно выстроить цепочку авто, произведение, главные герои.
( выполняются задания и сопоставляются ответы учащихся)
- Произведения вам уже были знакомы и поэтому с заданиями вы справились
и правильно выстроили цепочку. А сейчас я предлагаю вам ответить на несколько вопросов связанных с именами главных героинь литературных произведений.
-Наташа Ростова героиня, какого Романа и кто его автор?
- Кому посвятил А.С.Пушкин свое стихотворение « Я помню чудное мгновенье…»?
-Какой роман Л.Н.Толстого назван женским именем?
-На ком женился А.С.Пушкин, назвав свою жену, «чистейшей прелести,
чистейший образ?
-Баллада Жуковского названная женским именем?
-Какое женское имя А.С.Пушкин использовал в своих произведениях
чаще?
-Молодцы, ребята, вы хорошо справились со всеми заданиями. И теперь мы
можем продолжить свое путешествие по страницам нашего литературного урока и продолжить разговор о женских образах в поэзии и искусстве.
( звучит мелодия Бетховена «Лунная соната» и появляется репродукция
Картины Рокотова «Портрет Струйской»)
Выступление учащихся:
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас.
Ее глаза - как два тумана,
Покрыты мглою неудач,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук
Когда потемки наступают
И приближается гроза;
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза…
(учащиеся 8 кл. делают сообщения о создании картины Рокотова.)
Учитель: - Творчество художников и поэтов безгранично. Вашему вниманию
Предоставляется картина художника В. Боровиковского « М.И.Лапухина» и
стихотворение А.Фета « Только встречу улыбку твою…»
6. Выступления ученицы о создании картины. (Рассказ сопровождается чтением стихотворений А.Фета, Я.Полонского.)
Учитель:
- Очень много картин и стихотворений образами которых стали простые русские женщины. Я предлагаю вашему вниманию картину И. Ар-
гунова «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» и послушать
стихотворение Г.Р.Державина «Русские девушки»
( появляется картина и зачитывается стихотворение учащегося 8 кл.)
Учитель:
- Мы видим, что искусство отличается целомудренным отношением
к женщине, к женской любви.
Царица муз и красоты,
Рукою нежной держишь ты
Волшебный скипетр вдохновенный.
А.С.Пушкин.
Женщины… Умные и красивые, талантливые и просто женщины. Они горели
и освещали путь другим. Давайте еще раз всмотримся в лица этих женщин, ощутим трепетную связь поколений через произведения искусства и поэзии.
( показ слайдов на компьютере.)
Учащаяся 8 кл. на фоне музыки читает стихотворение:
Я верю, что все женщины прекрасны-
И добротой своею и умом,
Еще весельем если в доме праздник,
И верностью когда разлука в нем.
Не их наряды и не профиль римский-
Нас покоряет женская душа
И молодость ее. И материнство.
И седина, когда пора пришла.
7. Итог урока:
Учитель:- Проходят годы, меняются поколения, но женщины, наши прекрасные женщины, девушки и девочки они остаются. Остаются и образы
Которые были когда-то сотворены нашими художниками, поэтами, писателями. Наш литературный урок я хотела бы закончить отрывком из стихотворения нашего современника Е. Винокурова «Сколько прелести есть
в человеческих лицах…» (чтение стихотворения.)