СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: « Я помню чудное мгновенье…» Женские образы в поэзии и искусстве.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мероприятия приобщение к художественной культуре, воспитние любви и уважения к образу хенщине.

Просмотр содержимого документа
«Тема: « Я помню чудное мгновенье…» Женские образы в поэзии и искусстве.»

МОУ сош. с. Кирово











Литературный урок



Тема: « Я помню чудное мгновенье…»

Женские образы в поэзии и искусстве.







Подготовила: библиотекарь школы

Белан С.А.
















С. Кирово. март 2008 г.

Тема: Я помню чудное мгновенье… Женские образы в поэзии и искусстве.



Цель: Приобщение к художественной культуре. Воспитание любви и уважения к женщине; развитие самостоятельности при подборе материала.


Оборудование: магнитофон, компьютер, репродукции картин художников


Оформление доски:



Царица муз и красоты,

Рукою нежной держишь ты

Волшебный скипетр вдохновенный.

А.С.Пушкин.

Ход: 1.Вступительное слово:

Современная женщина, современная женщина;

Суетою замотана, но как прежде божественна,

До конца непонятная, только сердцу подвластная,

Современная женщина, современная женщина.

То грустна и задумчива, то светла и торжественна

Доказать ее слабости, побороть ее в дерзости

Зря мужчины стараются ,понапрасну надеются!

Хоть не хвастает силою, но на ней тем не менее-

И заботы семейные и заботы служебные

Все на свете познавшая, все невзгоды прошедшая

Остается загадкою современная женщина.


- Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Сегодняшний литературный урок посвящен самому нежному образу в поэзии и искусстве- образу женщины.

Прослушав сообщения учащихся приготовленных к сегодняшнему уроку,

я хочу, чтобы каждая из присутствующих здесь девочек, девушек , женщин

гордилась тем, что она женщина, каждая из вас ощутила сопричастность к великим творениям художественного искусства, которые на протяжении веков заставляют женщин гордится тем, что они женщины , мужские сердца

горячее, трепетно и вдохновенно.

( зажигается свеча – символ искусства)

- Мы зажигаем свечу-символ искусства. Всем видам искусства всегда было характерно раскрытие темы женщины, матери, мадонны.

О женщина!

В тебе, как нимбы, вплетены

И чары пробудившейся весны,

И щедрость осени золотоносной

В тебе одной - все они, все весны.

( звучит музыка и появляется репродукция картины Рафаэля « Сикстинская мадонна»)

  1. Рассказ учащейся о творчестве Рафаэля и о создании картины.

Ученик: (чтение стихотворения)

« Сикстинская мадонна»

Я часами глядел на мадонну,

Что бессмертье дала Рафаэлю,

На глаза…

Не от них ли, бездонных,

Даже черствые души светлели,

Не сводил с нее взгляда, покуда,

Дымку облак накинув на плечи,

Как пригрезившееся чудо,

Мне шагнула мадонна на встречу.

Не безгрешная та,

Не богиня, о которой земные не судят,

Просто мать.

И спросила о сыне, ею отданном людям.

3. Учитель: - Посмотрите на картины с изображением мадонны. Художники в своих картинах воспевают женскую красоту, нежность, женственность, самоотверженность, бескорыстие матери. Это картина Рафаэля « Сикстинская мадонна.», Леонардо да Винчи « Мадонна у скал..», «Мадонна с младенцем на руках.», «Джоконда». Именно ей посвятил свое стихотворение Р.Рождественский.

Как много эта женщина

Знает про меня.

Я чувствую: скрежущее

Закрылась западня

Она не разговорчива

Она глядит по верх

Беспомощна

Торжественна

Трава судьбы горчит…

Как много эта женщина

Знает!..

И молчит

звучит музыка и появляется репродукция картины Рубенса « Камеристки Инфанта Изабелла»

- Нашему вниманию представлен еще один женский образ. Образ камеристки

На картине Рубенса « Камеристка Инфанта Изабелла». Именно ей посвятил

свое стихотворение А. Дементьев:

Смотрю на портрет камеристки:

Она молода и строга.

Смотрю без надежды и риска-

Меж нами века и века,

Глядит она гордо и грустно

И думает что-то свое

Но словно бы все мои чувства

В глазах отразились ее.

И что-то ее беспокоит,

И мучает, видно, давно.

Как будто бы видит такое,

Что нам увядать не дано.

Учитель: - Всего мгновения, чудесные, неповторимые, запечатлены в прекрасных произведениях искусства: поэзии, живописи и музыке. Но не мо-

Гут они не волновать душу человеческую. Все виды искусства тесно взаимосвязаны между собой. Возможно, потому, что они творения настоящих художников, поэтов, музыкантов

Любите живопись поэты

Ведь ей, единственной , дано.

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

  1. Выступление учащегося 11 кл. «Создание стихотворения А.К.Толстого

« Средь шумного бала»

- Мы знаем, что многие прекрасные стихи легко ложатся на музыку. От чудесных произведений так и веет поэзией. И самым главным, притягательным,

загадочным объектом всегда была, есть и остается женщина.

  1. Выступление ученицы:

Любую глупость ради вас

Легко свершали наши предки.

Из-за прекрасных ваших глаз,

Безумства и у нас нередки…

Ах, женщины, вся ваша слава

Вам покоряется сама

О, восхитительное право

Пленять всех и сводить с ума.

- Такие прекрасные слова о женщине сказал французский писатель и поэт

Дидро. Женщина… Владычица судеб и скромная домохозяйка, роковая обольстительница и неистовая феминистка.… Много было не только в мире,

но и в России очаровательных женщин, без которых не появились бы шедевры любовной лирики. Но, наверное, никто и никогда не сможет дать полный ответ на такие вопросы: «Почему именно в женщине тайна? Любовь - к женщине? Что это за чудо женщина?»

Много прекрасных творений писателей и поэтов посвящается именно женщине. Создано много литературных героев, которые остаются у нас в памяти как возлюбленные пары.


Учитель:- Давайте сейчас обратимся к миру литературных героев уже известных нам произведений. Я приготовила для вас конверты с заданиями. В них вложены карточки с названиями произведений; с именами авторов этих произведений; карточки с именами любовных пар из этих произведений.

Вам нужно выстроить цепочку авто, произведение, главные герои.

( выполняются задания и сопоставляются ответы учащихся)

- Произведения вам уже были знакомы и поэтому с заданиями вы справились

и правильно выстроили цепочку. А сейчас я предлагаю вам ответить на несколько вопросов связанных с именами главных героинь литературных произведений.

-Наташа Ростова героиня, какого Романа и кто его автор?

- Кому посвятил А.С.Пушкин свое стихотворение « Я помню чудное мгновенье…»?

-Какой роман Л.Н.Толстого назван женским именем?

-На ком женился А.С.Пушкин, назвав свою жену, «чистейшей прелести,

чистейший образ?

-Баллада Жуковского названная женским именем?

-Какое женское имя А.С.Пушкин использовал в своих произведениях

чаще?

-Молодцы, ребята, вы хорошо справились со всеми заданиями. И теперь мы

можем продолжить свое путешествие по страницам нашего литературного урока и продолжить разговор о женских образах в поэзии и искусстве.

( звучит мелодия Бетховена «Лунная соната» и появляется репродукция

Картины Рокотова «Портрет Струйской»)

  1. Выступление учащихся:

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас.

Ее глаза - как два тумана,

Покрыты мглою неудач,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук

Когда потемки наступают

И приближается гроза;

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза…

(учащиеся 8 кл. делают сообщения о создании картины Рокотова.)

Учитель: - Творчество художников и поэтов безгранично. Вашему вниманию

Предоставляется картина художника В. Боровиковского « М.И.Лапухина» и

стихотворение А.Фета « Только встречу улыбку твою…»

6. Выступления ученицы о создании картины. (Рассказ сопровождается чтением стихотворений А.Фета, Я.Полонского.)

Учитель:

- Очень много картин и стихотворений образами которых стали простые русские женщины. Я предлагаю вашему вниманию картину И. Ар-

гунова «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» и послушать

стихотворение Г.Р.Державина «Русские девушки»

( появляется картина и зачитывается стихотворение учащегося 8 кл.)

Учитель:

- Мы видим, что искусство отличается целомудренным отношением

к женщине, к женской любви.

Царица муз и красоты,

Рукою нежной держишь ты

Волшебный скипетр вдохновенный.

А.С.Пушкин.

Женщины… Умные и красивые, талантливые и просто женщины. Они горели

и освещали путь другим. Давайте еще раз всмотримся в лица этих женщин, ощутим трепетную связь поколений через произведения искусства и поэзии.

( показ слайдов на компьютере.)


Учащаяся 8 кл. на фоне музыки читает стихотворение:

Я верю, что все женщины прекрасны-

И добротой своею и умом,

Еще весельем если в доме праздник,

И верностью когда разлука в нем.

Не их наряды и не профиль римский-

Нас покоряет женская душа

И молодость ее. И материнство.

И седина, когда пора пришла.


7. Итог урока:

Учитель:- Проходят годы, меняются поколения, но женщины, наши прекрасные женщины, девушки и девочки они остаются. Остаются и образы

Которые были когда-то сотворены нашими художниками, поэтами, писателями. Наш литературный урок я хотела бы закончить отрывком из стихотворения нашего современника Е. Винокурова «Сколько прелести есть

в человеческих лицах…» (чтение стихотворения.)









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!