СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема исследовательской работы: Влияние компьютера на зрение человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы:  изучение влияния персонального компьютера на зрение человека.

Задачи:

           1. Изучить литературу по данной проблеме.

 2. Провести эксперимент о влиянии компьютера на зрение.

3. Провести анкетирование о соблюдении учащимися 2 «в» класса правил работы за компьютером.

          4. Проследить динамику самочувствия учащихся после работы за компьютером.

         Для реализации поставленных целей ученик использует методы: наблюдение, анкетирование, эксперимент.

         Тема работы актуальна, так как всё большее количество людей связывает с компьютером свой досуг, а чаще всего это дети. Но так ли безопасен компьютер для здоровья человека? Изучению влияния персонального компьютера на зрение человека и посвящена работа.

Работа состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части ученик выясняет причины возникновения проблем со зрением при работе за компьютером и меры по профилактике нарушения зрения.

Просмотр содержимого документа
«Тема исследовательской работы: Влияние компьютера на зрение человека»


Тема исследовательской работы:

Влияние компьютера на зрение человека

Аннотация на исследовательскую работу «Влияние компьютера на зрение человека»

Цель работы: изучение влияния персонального компьютера на зрение человека.

Задачи:

1. Изучить литературу по данной проблеме.

2. Провести эксперимент о влиянии компьютера на зрение.

3. Провести анкетирование о соблюдении учащимися 2 «в» класса правил работы за компьютером.

4. Проследить динамику самочувствия учащихся после работы за компьютером.

Для реализации поставленных целей ученик использует методы: наблюдение, анкетирование, эксперимент.

Тема работы актуальна, так как всё большее количество людей связывает с компьютером свой досуг, а чаще всего это дети. Но так ли безопасен компьютер для здоровья человека? Изучению влияния персонального компьютера на зрение человека и посвящена работа.

Работа состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части ученик выясняет причины возникновения проблем со зрением при работе за компьютером и меры по профилактике нарушения зрения.

В практической части работы ученик описывает своё исследование: результаты эксперимента с целью выявления остроты зрения до пребывания за компьютером и после, а так же результаты входного и выходного анкетирования одноклассников с целью изучения соблюдения правил работы за компьютером.

В итоге ученик подтверждает свою гипотезу об отрицательном влиянии компьютера на зрение человека и делает вывод о том, что для сохранения зрения школьникам необходимо соблюдать правила работы за компьютером.





























Введение.

В наше время, двадцать первый век, очень сложно представить свою жизнь без компьютеров. Компьютеры в школах, в высших учебных заведениях, в учреждениях и даже у нас дома, стали привычным явлением. Всё большее количество людей связывает с компьютером свой досуг, привязываясь к нему, как к близкому другу. Благодаря компьютеру мы работаем с документами, смотрим видео, прослушиваем музыку, играем, наслаждаемся ресурсами Интернета. Но так ли безопасен компьютер для здоровья человека, ребенка, школьника? Я решил выяснить, как компьютер влияет на зрение человека.

Цель работы: изучение влияния персонального компьютера на зрение человека.

Задачи:

1. Изучить литературу по данной проблеме.

2. Провести эксперимент о влиянии компьютера на зрение.

3. Провести анкетирование о соблюдении учащимися 2 класса правил работы за компьютером.

4. Проследить динамику самочувствия учащихся после работы за компьютером.

Гипотеза: персональный компьютер отрицательно влияет на зрение человека.

Методы исследования:

- эксперимент

- анкетирование

- беседа






Зрение животных.

Глаза - один из ценнейших органов чувств человека и животных. Многие млекопитающие, как и мы, люди, видят окружающий мир объёмным. А те, кого считают ближайшими генетическими родственниками человека - обезьяны - видят втрое лучше его. И не только они, разумеется. Сокол, например, способен разглядеть цель величиной в 10 см с расстояния 1,5 км, причем и на большой скорости сохраняет четкость изображения объектов.
А у мухи скорость смены изображений составляет 300 кадров в секунду, т.е. аналогичную способность человека она превосходит в 5-6 раз.
Вот только красочное великолепие окружающего мира в их глазах меркнет. Сплошь и рядом животные - дальтоники, не различают те или иные цвета. Так, например, золотистые хомячки, сумчатые крысы и еноты, ведущие ночной образ жизни, видят всё в чёрно-белом цвете.

Быки и коровы вопреки распространённому представлению не различают красного цвета. Во время корриды быка раздражает вовсе не цвет мулеты, которой размахивает тореадор, его, раздражает сам факт движения. Поскольку быки, похоже, ещё и близоруки, то мелькание тряпки они воспринимают как вызов своей особе со стороны неведомого им противника...

Для собак что красный, что зелёный, что оранжевый, что жёлтый - всё едино. Слепые люди, бесстрашно следующие за собакой-поводырём, не подозревают, что, глядя на светофор, четвероногий поводырь не различает, какой там горит цвет - красный или зелёный. Собака ориентируется по тому, как меняется яркость глазков светофора и как действуют окружающие её люди.

Для кошачьего зрения недоступны красные и зелёные тона, окрашивающие листву, траву и плоды. Зато зрачки любого представителя этого семейства могут сильно расширяться, приспосабливаясь к любому освещению. Лунной ночью рысь, пума или наша домашняя кошка видят почти так же хорошо, как мы сами солнечным днём.

Зрение человека.

Глаз - самый подвижный из всех органов человеческого тела. Он совершает постоянные движения даже в состоянии кажущегося покоя, когда мы пристально смотрим на какой-либо предмет. Мелкие движения глаз можно зарегистрировать только с помощью специальных приборов. Стоит сделать глаз абсолютно неподвижным (это удается тоже с помощью остроумных устройств), как рассматриваемый объект становится неразличим. Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. С помощью глаз человек видит предметы, их цвета, размеры, форму, перемещение предметов. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве и во времени. Глаза у человека бывают разные по цвету – карие, голубые, зеленые, но строение глаз у всех одинаковое. Брови и ресницы нужны человеку не только для красоты, но и для удобства. Потечет пот со лба, его остановят брови. Ресницы защищают глаза от солнечного света, ветра и пыли. Веки тоже защищают глаза. Если в опасной близи от глаза появится какой-нибудь предмет, веки захлопнутся раньше, чем мы об этом подумаем. Несмотря на то, что глаза способны сами себя защищать, о них нужно все равно заботиться.

Существуют заболевания, лишающие человека радости зримо воспринимать окружающий мир солнца и красок. Известно, что в сетчатке имеется 150 млн. клеток. Если они гибнут - их не восстановить, и человек обречен, быть слепым. Представим себе, как трудна жизнь слепого человека. Лишь задумавшись над этим вопросом, можно оценить роль, которую играют органы зрения в жизни людей. Самые простые задачи - перейти улицу, подняться по лестнице или сделать себе чашку чая - становятся трудными и опасными, если выключено зрение и нельзя определить местонахождение предметов. Даже незначительная потеря зрения может изменить судьбу человека. Люди, которые плохо видят предметы вблизи, страдают дальнозоркостью, чтобы прочесть газету, нужно надеть очки, зато они хорошо видят предметы вдали. Те люди, которые видят хорошо на расстоянии вытянутой руки, но плохо вдали, страдают близорукостью.

У человека есть три типа светочувствительных клеток, различающих красный, синий и зеленый цвета. Все остальные оттенки появляются в результате их смешивания. У некоторых людей имеются нарушения зрения, вызванные тем, что у них отсутствует какой-либо один из этих типов клеток. В таком случае у них развивается так называемая «цветовая слепота». Например, люди с красно-зеленой слепотой не видят красных яблок на зеленой яблоне.

Компьютер и зрение человека.

Пожалуй, каждый пользователь компьютера сталкивался с проблемами зрения, которые возникают при длительной работе за монитором. Вначале мы чувствуем лишь легкое утомление глаз, которое, если продолжать работать за компьютером, начинает быстро усиливаться и может вызывать жжение в глазах, боли при перемещении взгляда, затуманивание зрения и уменьшение его контрастности. Иногда мы начинаем чувствовать боль в области глазниц и лба, а если мы посмотрим в зеркало, то, скорее всего, увидим воспалённые глазные яблоки. Это нарушение зрения получило название «компьютерный синдром».

Возникновение «компьютерного зрительного синдрома» обусловлено следующими особенностями работы на компьютере:

  • Свечение монитора (экран не отражает свет, как все естественные предметы, а сам является источником свечения, потому особо раздражает человеческий глаз);

  • Отсутствие на экране четких границ изображения, которые мы привыкли видеть на бумажном носителе;

  • Мерцание монитора;

  • Постоянный перевод взгляда с клавиатуры на монитор (это актуально, если пользователь не владеет «слепым» методом набора текстов);

  • Относительно невысокая контрастность изображения;

  • Устаревший или плохо настроенный монитор, недостаточное или слишком яркое освещение и т. п.

Установлено, что более 70% взрослых, работающих за компьютером, страдают "компьютерным синдром". Можно только представить, насколько этот синдром затронул детей, многие из которых начинают пользоваться компьютером в самом раннем возрасте. Даже не очень продолжительная работа за компьютером вызывает у 73% подростков общее и зрительное утомление, в то время как обычные учебные занятия вызывают усталость только у 54% подростков.

Дети используют компьютер совсем в иных целях, нежели взрослые. Поэтому они более подвержены "компьютерному синдрому". Увлекшись компьютерной игрой, испытывая большой эмоциональный подъем, школьники, даже чувствуя утомление, не в силах оторваться от компьютера несколько часов подряд. А так как детские глаза и мышцы, которые ими управляют, ещё не окрепли, то особенно важно ограничивать детям время пользования компьютером.





















Мероприятия по профилактике нарушения зрения.

На основе изученной литературы, я выяснил, что для профилактики заболеваний глаз при работе за компьютером следует соблюдать следующее:

1. Правильный режим работы.

Существуют нормы продолжительности занятий за компьютером:

1 классы

10 минут

2 - 5 классы

15 минут

6 - 7 классы

20 минут

8 - 9 классы

25 минут

10 – 11 классы

30 минут

2. Комфортное рабочее место.

Также для профилактики заболеваний глаз при работе за компьютером необходимо организовать комфортное рабочее место. Для этого нужно укомплектовать компьютер хорошим монитором, правильно его настроить. Чтобы меньше получать излучения, лучше установить компьютер в углу комнаты. Экран монитора должен быть абсолютно чистым, находиться чуть ниже уровня глаз на расстоянии от них 60-70 см. Освещение должно быть рассеянное, даже чуть приглушённое, лучи солнца не должны падать прямо в глаза. Кресло должно быть "компьютерное" - крутящееся, с регулируемой высотой, подлокотниками и удобной спинкой.

3. Специальное питание для глаз.

Людям с ослабленным зрением нужно употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаза: чернику, чёрную смородину, морковь. В рационе близоруких должна присутствовать печень трески, зелень: петрушка, салат, укроп, зелёный лук. Снять усталость, предотвратить болезни глаз помогают компрессы, промывание глаз черным и зелёным чаем, тёплые примочки на закрытые глаза из отвара ромашки.

4. Гимнастика для глаз.

Работая за компьютером, необходимо выполнять гимнастику для глаз. Например:

1. Стоя или сидя расположите большой палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 20-30 см от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, прикройте ладонью левой руки левый глаз на 3-5 секунд, уберите ладонь, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд. Выполняйте то же, поменяв руки.

2. Закройте глаза для отдыха на 1-2 минуты.

3. Проделайте 4-5 простых упражнений, вовлекающих в работу большие группы мышц.

4. Закройте глаза ладонями, при этом локти рук должны опираться на стол. Продолжительность упражнения – 5 минут. Темнота и тепло от ладоней помогают глазам расслабиться.

5. Закройте, а затем медленно до отказа откройте глаза, направляя взгляд вдаль. Вновь медленно закройте глаза, веки плотно сомкните. Повторить 2–3 раза.

6. Закройте глаза как можно плотнее и почувствуйте, как напрягаются мышцы глаз. Задержите это положение на три секунды, а затем резко откройте глаза. Такая резкая перемена заставляет глаза, как следует расслабиться и, особенно хороша в завершение зарядки для глаз. Чтобы снова перейти к работе, несколько раз моргните.











Методы исследования.

Для изучения влияния компьютера на зрение человека мною был проведён эксперимент. В течение пяти дней мы с мамой проверяли остроту моего зрение до пребывания за компьютером и после по таблице Головина – Сивцева (Приложение 1). До проведения эксперимента остроту моего зрения проверил врач – офтальмолог Пескова Татьяна Ефремовна. Моё зрение было в норме. У этого же врача я проконсультировался о правилах проверки остроты зрения. Таблицу нужно располагать в хорошо освещённом месте на расстоянии в 7 метрах от проверяемого. Поочерёдно, начиная с верхней строки, проверяющий показывает буквы. Проверяемый их называет, прикрывая ладонью сначала правый глаз, затем левый.

Во все пять дней до пребывания за компьютером таблица была прочитана мной без затруднений и ошибок. После того, как каждый день я долгое время находился перед монитором компьютера, мама вновь проверяла остроту моего зрения. В этом случае мной допускались ошибки в назывании букв, кроме того, мне требовалось больше времени для чтения таблицы.


Исследование до работы за компьютером

Исследование после работы за компьютером

Дата

Количество правильно названых букв

Количество не правильно названых букв

Количество правильно названых букв

Количество не правильно названых букв

16.11

7

-

5

2

17.11

8

-

5

3

18.11

8

-

6

2

19.11

7

-

6

1

20.11

9


6

3

Проведя этот эксперимент, я сделал вывод: если проводить длительное время перед монитором, не соблюдая нормы, то острота зрения снижается. Значит, компьютер отрицательно действует на зрение человека.

Для изучения соблюдения правил работы за компьютером младшими школьниками я провёл анкетирование учащихся 2 класса (Приложение 2) . В первичном анкетировании было опрошено 23 человека, а в дальнейшем продолжили участие в анкетировании только 15 учащихся, имеющие дома компьютер. Это дети в возрасте от 7 до 8 лет. Ребятам необходимо было в течение 5 дней наблюдать за собой во время работы за компьютером, а данные заносить в таблицу анкеты. Анкетирование проводилось анонимно, поэтому данные можно считать объективными.

По данным анкет получились следующие результаты:

1. Жалобы на зрение имеют 2 человека (эти дети носят очки), нет жалоб у 13 человек.

2. Хорошо осведомлен об отрицательном влиянии компьютера на зрение 1 человек, поверхностно осведомлены 4 человека, отсутствуют такие знания у 10 человек.

3. Садились за компьютер 3 раза в день 5 человек, 2 раза в день 6 человек, 1 раз в день 4 человека.

4. Большая часть детей, 9 человек, играли в компьютерные игры, 4 человека смотрели кино или мультфильмы, 2 человека учились набирать текст.

5. Каждый раз проводили за компьютером по 2 часа без перерыва 2 человека, 1 час 9 человек, 30 минут 4 человека.

6. После работы за компьютером испытывали двоение предметов 5 человек, жжение в глазах 5 человек, снижение остроты зрения 5 человек, чувство «песка» под веками 7 человек, покраснение глазных яблок 6 человек, боли при движении глаз 3 человека.

7. Упражнения для снятия напряжения мышц глаз во время работы за компьютером и после выполняли 4 человека, не выполняют 11 человек.

По ответам анкеты видно, что большинство ребят имеют домашний персональный компьютер, но при этом не знают о влиянии компьютера на зрение, а тем более как сохранить его. Правила работы за компьютером ими соблюдаются плохо. Большая часть ребят играют в компьютерные игры или смотрят мультфильмы. Это провоцирует длительное, без перерывов времяпровождение за монитором и несоблюдение норм работы за компьютером. Также только малая часть ребят выполняет упражнения для снятия напряжения мышц глаз. Вследствие всего этого после длительной работы за компьютером у ребят появляются жалобы: двоение предметов, жжение в глазах, покраснение глазных яблок, боли при движении глаз и др. Частые неприятные ощущения в области глаз могут привести к болезни. Я считаю, что ребятам нашего класса, следует обратить внимание на правила работы за компьютером, придавать этому большое значение, особенно тем, которые уже имеют проблемы со зрением. Для того, чтобы обратить внимание на проблему, я выступил со своей работой перед ребятами класса и распространил среди учащихся памятку, в которой обозначил основные правила работы с компьютером. (Приложение 3)

Через месяц я решил проверить, были ли оправданы мои усилия. Я провёл ещё одно анкетирование (Приложение 4), опросив тех же ребят, и получил следующие результаты. Своё рабочее место изменили полностью 7 человек, частично – 4 человека. Ничего не стали менять 4 человека.

Всегда придерживаются режима работы за компьютером 7 человек, иногда придерживаются 6 человек, никогда не придерживаются 2 человека.

Регулярно выполняют предложенную гимнастику для глаз при работе за компьютером 8 человек, иногда выполняют 4 человека, никогда не выполняют 3 человека.

Не испытывают совсем неприятных ощущений в области глаз после работы за компьютером 8 человек, иногда испытывают 5 человек и часто испытывают 2 человека.

Результаты меня порадовали: подавляющее большинство ребят обратили внимание на существующую проблему и постарались привести свое рабочее место в порядок, стали придерживаться предложенного режима работы и выполнять гимнастику для глаз, что привело к значительному снижению количества учащихся, наблюдавших неприятные ощущения в области глаз после работы за компьютером.



Вывод.

Таким образом, я сделал вывод, что компьютер оказывает отрицательное влияние на зрение человека. Моя гипотеза подтвердилась.

Анализируя результаты входной и выходной анкеты, можно сделать вывод, что для сохранения зрения при работе за компьютером школьникам необходимо соблюдать нормы работы, выполнять гимнастику для глаз, вести работу за компьютером в правильно организованном месте.

Если мои труды помогли хотя бы одному человеку немного сохранить зрение, то я считаю их бесценными. Ведь нагрузка на зрение начинает повышаться ещё со школьной скамьи, и в течение всей жизни практически никогда не уменьшается (даже на каникулах или в отпуске мы смотрим телевизор, читаем книги и газеты и т. д.). Поэтому проблема сохранения зрения является одной из самых актуальных проблем для пользователей компьютера, и игнорировать её - значит подвергать себя риску заработать различные болезни глаз, если не в ближайшее время, то в недалёком будущем. Это лишний раз подчеркивает необходимость бережно относиться к здоровью глаз, ведь любую болезнь гораздо легче предупредить, чем излечить.

Перспективы работы.

В процессе работы меня заинтересовала проблема влияния компьютера не только на зрение, но и на организм в целом. Я поставил перед собой цель, выяснить какое ещё негативное действие оказывает персональный компьютер на организм человека и постараться избежать последствий этого влияния.









Литература.

  1. Жуков С.К. Компьютер – друг или враг. М.: АПН, 2005.

  1. Конев И.С. Зрение и компьютер. М.: Просвещение, 2006.

  2. Коростелев Н.Б. От А до Я.М.: Медицина,1980,с. 76-84

  3. Марк Крокер. Серия «Жизнь планеты». Анатомия человека - М.: ООО «Росмэн Издат», 2000, с. 40-42

  4. В. Тарновский, К. Тарновская. Серия «Что есть что?» Наше тело.- М.: изд-во Слово, 1998,с. 37
























Приложение 1

Таблица Головина – Сивцева.



Во время проверки зрения врачом



Во время игры за компьютером.

Во время проверки зрения дома













































Приложение 3

Памятка.

  1. Никогда не находитесь у компьютера больше дозволенного времени. (2 класс – 15 минут).

  2. Чтобы меньше получать излучения, лучше установите компьютер в углу комнаты. Экран монитора должен быть чистым, находиться чуть ниже уровня глаз на расстоянии от них 60-70 см.

  3. Освещение в комнате должно быть рассеянное, лучи солнца не должны падать прямо в глаза.

  4. Для профилактики заболеваний глаз употребляйте чернику, чёрную смородину, морковь, печень трески, зелень: петрушка, салат, укроп, зелёный лук.

  5. Снять усталость с глаз помогают компрессы, промывание глаз черным и зелёным чаем, тёплые примочки на закрытые глаза из отвара ромашки.

6. При работе за компьютером выполняйте упражнения для глаз. Например:

1). Закройте глаза ладонями, при этом локти рук должны опираться на стол. Упражнение выполняйте 5 минут. Темнота и тепло от ладоней помогают глазам расслабиться.

2). Закройте, а затем медленно до отказа откройте глаза, направляя взгляд вдаль. Вновь медленно закройте глаза, веки плотно сомкните. Повторите 2–3 раза.

5). Закройте глаза как можно плотнее и почувствуйте, как напрягаются мышцы глаз. Задержите это положение на три секунды, а затем резко откройте глаза. Такая резкая перемена заставляет глаза, как следует расслабиться и, особенно хороша в завершение зарядки для глаз. Чтобы снова перейти к работе, несколько раз моргните.

Будьте здоровы!















22




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!