2. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. | - Недавно я стала свидетелем следующего разговора между подростками. -«Никита, вот скажи мне, почему Конституция какой – то особый закон? - спросила Лена. Я слышала, что Конституция – это основной закон. А почему? - «Естественно основной, это ясно как дважды два» убедительно произнес Никита. Потому…. И Никита растерянно замолк, так и не найдя ответа. -Ребята, а может Вы сейчас сможете ответить на вопрос Лены? Давайте попробуем в конце урока ответить на вопрос Лены и доказать что Конституция - основной закон страны? Поэтому тема нашего сегодняшнего урока так и звучит «Конституция – основной закон страны». - Откройте тетради и запишите тему урока. Итак, давайте обратимся еще раз к теме. На какие вопросы нам надо искать ответы? - Что такое Конституция. - В каком году была принята наша Конституция? И как? - Познакомимся с этим документом. - Рассмотрим систему органов власти в современной России. -Итак, будьте очень внимательны, и в конце урока каждый получит оценки. | Высказывают свои предположения. Записывают тему урока. Высказывают предположения. | |
3. Изучение нового материала. | - Итак, как вы думаете, с чего мы должны начать свой поиск на поставленные ответы. Закон - это документ, в котором записаны правила, которые необходимо обязательно исполнять. - Термин Конституция с латинского означает – « устройство, постановление». - А что же она постановляет, устанавливает? Давайте откроем учебник на стр.117,пункт 1. Таким образом контролирует, все что происходит внутри государства. Конституция – это основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации. -Какова же история создания Конституций? И конкретно нашей действующей ныне Конституции РФ? -Первые попытки создать Конституцию возникли много столетий назад. Еще в Древнем мире так называли государственные документы правителей – императоров. В своем современном виде первая, письменно зафиксированная конституция была принята в США в 1787г. В России было несколько Конституций, сегодня действует Конституция РФ, которая была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993года. Давайте запишем эту дату. - Раз мы заговорили о ныне действующей Конституции, необходимо познакомится с этим документом, Раздаю текст Конституции РФ. Полистайте ее. Давайте осветим на вопросы: - Как называется вводная часть Конституции? - Из сколько глав состоит Конституция. - Приведите примеры названия этих глав. -Сейчас на этом мы закончим наше знакомство, а в 9 классе будем рассматривать ее более подробней. - А кто же нами управляет по Конституции? Раздаю карточки на парту «Система органов власти в РФ». Давайте внимательно ее рассмотрим, она не до конца выполнена. - У нас в России существует принцип разделение властей: каждая ветвь власти выполняет свои задачи. Сколько этих властей? (ответ: 3), какие это власти (Ответ: законодательная, исполнительная, судебная), за что они отвечают (создают законы, осуществляют законы, следят за их исполнением). -Ваша задача ее заполнить до конца. Для этого у вас есть подсказки - карточки со словами. Вам необходимо эти карточки со словами правильно распределить в пустые клеточки. Т.е. определить какие органы власти принимают, исполняют, следят за исполнением этих законов. Для этого вы обратитесь к учебнику на стр.120-121. Время 1 минута. Время пошло. Проверяем заполнение. Если правильно, убираем карточки, и пишем ручкой. Я работаю на доске. Эти схемы вы дома вклеите в тетрадку. - Нам осталось ответить на последний главный вопрос – почему же Конституция - основной закон страны. Что в ней особенного? - На доске вы видите карточки с предложениями. Вам необходимо сейчас выбрать те, которые будут являться особенностями Конституции. Правильные ответы: Все другие законы страны не должны противоречить. Служит основой для других законов. Отличается стабильностью, ибо закрепляет основы государственного строя. Особый порядок принятия и изменения. Неправильные ответы. Затрагивает отдельную сферу жизни общества. Нет особого порядка принятия. -Итак, сегодня на уроке мы искали ответ на вопрос Лены. Нашли? - И так, давайте продолжим фразу Никиты . «естественно основной, это ясно как дважды два. Потому что… продолжите. | С понятий: закон и Конституция.
Работают с учебником. Ответ: государственное устройство, порядок и принципы образования органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности. Записывают определение.
Записывают в тетрадь дату. 12 декабря 1993года – принятие Конституции РФ всенародным голосованием. Преамбула. 9 глав. Приводят примеры глав.
Получают схемы на парту.
Накладывают на пропущенные клеточки слова- подсказки. Записывают ручкой.
Желающие выходят и выбирают правильные ответы.
Высказываются желающие. Продолжают фразу. | На доске начерчены пустые клеточки, которые заполняются по ходу. На доске приклеены карточки, из которых нужно выбрать особенности Конституции. Если есть время записать особенности в тетрадь. |
4.Закрепление изученного материала | Сейчас, мы посмотрим, что же вы запомнили на уроке, и поиграем в игру «Крестики – нолики». Раздают заготовки. Подпишите свои заготовки. Напоминаю правила игры. Система оценивания: 1 ошибка – «5», 2 ошибки – «4», 3-4 -«3». Вопросы для игры «Крестики – нолики». 1. Главным законом государства выступает Конституция (да). 2. Первая конституция появилась в Англии (нет). 3. Конституция РФ состоит из 2 разделов, 8 глав (нет). 4. Парламент нашей страны – Государственная Дума (нет). 5. Депутатом Государственной Думы можно стать с 21 года (да). 6. В Конституции нашей страны закреплен принцип разделения властей (да) 7. Принимаемые в государстве законы, не должны противоречить конституции (да). 8. Конституция всю власть в государстве отдает президенту. 9. Конституция РФ принята 12 декабря 1933 года всенародным голосованием. - Поменяйтесь листочками, проверяем друг у друга. Выставите оценки. В конце урока вы сдадите мне свои листочки, я поставлю оценки в журнал. Те, кто активно работал на уроке, будет прибавлен балл к этой оценке за проверочную работу. | Отмечают в игровом поле, «О» или «X».
Проверяют друг у друга, выставляют оценки. | На доске обозначение «X» - да, «о» - нет. |