СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления с фактами из биографии М.Ю.Лермонтова, организации и проведения повторения изученных ранее стихотворений поэта; познакомить со стихотворением «Тучи»; провести анализ стихотворения; способствовать формированию представления о М.Ю.Лермонтове как великом русском поэте.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве великого русского поэта М.Ю.Лермонтова; различать образ лирического героя и автора в лирике; выявлять в поэтическом тексте художественно значимые изобразительно – выразительные средства языка; делать анализ стихотворения; создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений;
  • ценностно – ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к произведениям М.Ю.Лермонтова; приобщаться к духовно нравственным ценностям русской литературы; анализировать формы выражения авторской позиции в стихотворении;
  • коммуникативная сфера: владеть навыками пересказа, выразительного чтения; составлять устные ответы, используя цитирование;
  • эстетическая сфера: определять функцию изобразительно – выразительных языковых средств.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий –УУД):

  • познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
  • регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
  • коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально  и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать своё мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Методы и формы обучения: фронтальная (беседа, словарная работа), индивидуальная чтение учебной статьи, различные виды пересказа), групповая.

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова; плакат – эпиграф к уроку; презентация.

Методические приёмы: рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, выразительное чтение, анализ стихотворения, контроль знаний учащихся.

Оборудование: портрет поэта, репродукции картин М. Лермонтова, Л.Бетховен «Лунная соната» (отрывок).

Тип урока: объяснение нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Тема: М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций»

11.11.2016

Литера тура – 6 класс

Тема: М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций

Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления с фактами из биографии М.Ю.Лермонтова, организации и проведения повторения изученных ранее стихотворений поэта; познакомить со стихотворением «Тучи»; провести анализ стихотворения; способствовать формированию представления о М.Ю.Лермонтове как великом русском поэте.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве великого русского поэта М.Ю.Лермонтова; различать образ лирического героя и автора в лирике; выявлять в поэтическом тексте художественно значимые изобразительно – выразительные средства языка; делать анализ стихотворения; создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений;

  • ценностно – ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к произведениям М.Ю.Лермонтова; приобщаться к духовно нравственным ценностям русской литературы; анализировать формы выражения авторской позиции в стихотворении;

  • коммуникативная сфера: владеть навыками пересказа, выразительного чтения; составлять устные ответы, используя цитирование;

  • эстетическая сфера: определять функцию изобразительно – выразительных языковых средств.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий –УУД):

  • познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

  • регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

  • коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать своё мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Методы и формы обучения: фронтальная (беседа, словарная работа), индивидуальная чтение учебной статьи, различные виды пересказа), групповая.

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова; плакат – эпиграф к уроку; презентация.

Методические приёмы: рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, выразительное чтение, анализ стихотворения, контроль знаний учащихся.

Оборудование: портрет поэта, репродукции картин М. Лермонтова, Л.Бетховен «Лунная соната» (отрывок).

Тип урока: объяснение нового материала.

Эпиграф к уроку 

Живое все всегда вдвоем,

Лишь я на свете одинок.

Сон Кан

Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Работа по теме урока.

1.Сообщение темы и цели урока.

Актуализация прежних знаний.

А) Работа над портретом. (показ слайда с портретом М.Ю.Лермонтова)

  • Ребята, посмотрите на портрет. Что вы можете сказать об этом

человеке? (молодой офицер, глаза грустные, взгляд серьезный.)

- С этим поэтом мы уже знакомы. В 5 классе познакомились

c его произведением. А каким?

- Из какого произведения эти строки?

Да, были люди в наше время

Не то, что нынешнее племя.

Богатыри - не вы?

( Стихотворение «Бородино»)

- Какому важному историческому событию посвящено

стихотворение? (Бородинскому сражению.)

- М. Ю. Лермонтов очень любил свою Родину, писал стихотворения,

в которых беспокоился о ней. Сам он провел жизнь вдалеке от своего

дома, края. Почему?

-Как вы считаете, творчеству какого писателя мы посвятим сегодняшний урок?

-Правильно, Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Имя Лермонтова вам давно знакомо. Сегодня на уроке вы узнаете новое о жизни и творчестве поэта, познакомитесь со стихотворением «Тучи», выясните, что волновало поэта, какие проблемы он затрагивал в своих произведениях.

-Посмотрите внимательно на портрет Лермонтова. Что вы можете рассказать о поэте? Какую личность вы видите? Каким его себе представляете? ( Ответы детей)


2.Чтение стихотворения В.Брюсова «К портрету» учителем.

- А теперь послушайте, что увидел Валерий Брюсов за внешностью поэта .

(На фоне музыки Бетховена звучит стихотворение В.Брюсова «К портрету»)

Казался ты и сумрачным и властным,

Безумной вспышкой непреклонных сил;

Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,

Ты демонски-мятежное любил!


Ты никогда не мог быть безучастным,

От гимнов ты к проклятиям спешил,

И в жизни верил всем мечтам напрасным:

Ответа ждал от женщин и могил!


Но не было ответа. И угрюмо

Ты затаил, о чем томилась дума,

И вышел к нам с усмешкой на устах.

И мы тебя, поэт, не разгадали,

Не поняли младенческой печали

В твоих как будто кованых стихах!


-Каким чувством проникнуто стихотворение?

-О чем сожалеет Валерий Брюсов?

3.Работа в группах.

-Сегодня мы проведём исследовательскую работу в небольших группах.

1-я группа – биографы,

2-я – литературоведы,

3-я – историки,

4-я – искусствоведы.

-Каждая группа предварительно получила задание, и мы начинаем работать. 

-Прочитайте эпиграф к уроку. Эти строки корейского поэта очень точно отражают жизнь Лермонтова. Для того, чтобы в этом убедиться мы должны познакомиться с биографией поэта.

4.Выступление биографов.

1 ученик.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году в Москве. Но вскоре молодая семья переехала в село Тарханы Пензенской губернии. Это была усадьба бабушки - помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Тарханы - край лермонтовского детства и отрочества. Будучи уже знаменитым поэтом, Лермонтов не раз с нежностью и грустью вспоминал о своем детстве.

2 ученик

Отец мальчика, Юрий Петрович Лермонтов, был капитаном в отставке. Его брак с матерью поэта Марией Михайловной, по понятиям того времени, был неравным. Эта семья была несчастна. В доме всегда царила напряженная обстановка, так как бабушка, гордившаяся своим богатством и родней, была не довольна зятем.. Лермонтову не было и трех лет, когда его мать скоропостижно умерла. После смерти матери между бабушкой и отцом состоялась большая ссора. Отец вынужден был покинуть Тарханы, оставив его у бабушки. Лермонтов помнил в бабушке человека, посвятившего ему одному всю свою жизнь. Она баловала его, старалась не расставаться с внуком. Наблюдала за каждым его шагом, боялась его малейшего нездоровья. Однако, Михаил Юрьевич очень скучал по своему отцу, которого ему не хватало.

3 ученик

Лермонтов получил прекрасное образование, изучал географию, историю, русскую литературу, греческий, немецкий, французские языки, играл на фортепьяно, хорошо рисовал.

Елизавета Алексеевна переезжает в Москву, чтобы определить его в учебное заведение. В 13 лет он поступает сразу в 4 класс Благородного пансиона при Московском Государственном университете.

.Первые свои стихи Лермонтов начал писать в 14 лет.

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят.

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

4 ученик

Он учился легко и охотно, в 15 лет поступил в Московский университет,  писал уже стихи, поэмы. В их доме ведутся споры о свободе, о дружбе, о любви, о родине. В его стихах звучит мечта о подвиге для блага людей. Вскоре его спокойная жизнь ломается. Лермонтов переезжает в Петербург и поступает в школу гвардейских подпрапорщиков. Трудным был этот период. Поэт скучал по Москве, по друзьям. После трагической смерти Пушкина он написал стихотворение « Смерть поэта» в 1837 году, полное любви и горя, ненависти и к убийцам. Россия узнала имя Лермонтова. Так началась всенародная слава. За это стихотворение он был отправлен в ссылку на Кавказ. 

В 1840 году за дуэль поэт снова сослан на Кавказ, где шла война. Он понимал, что его отправляют на верную смерть. Лермонтов погиб в 1841 году на дуэли, как и Пушкин.

  • Учитель: Какая жизнь была у Лермонтова?

(грустная, невеселая, печальная, несчастная)


Учитель.

-Мы видим, насколько трагична судьба поэта: рано лишился родителей, не имел друзей, неоднократно был сослан с «милой родины» на Кавказ. Однако это не помешало Лермонтову создавать чудесные стихи. Помимо этого он был ещё и замечательным художником. Давайте попросим искусствоведов рассказать о картинах Лермонтова.

5. Выступление искусствоведов.

1 ученик

В истории культуры известно немало поэтов и писателей, которые одновременно ярко проявили себя в сфере изобразительного искусства. Лермонтов, по свидетельству его родственника, начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. Рисовал всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. Вот некоторые из них:

Автопортрет.

Вид Пятигорска.

Перестрелка в горах Дагестана.

Воспоминания о Кавказе.

Бой при Валерике.

Конь.

Рисунок из альбома матери.

( Демонстрация репродукций)

6.Чтение и анализ стихотворения «Тучи»

7.Беседа о лирике М.Ю.Лермонтова

Творчество любого художника (поэта, писателя) всегда связано с его жизнью, личностью, мироощущением. М.Ю.Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании ощущения трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.

-Сейчас мы познакомимся со стихотворением «Тучи» и постараемся понять, что общего в судьбе поэта и туч?

Но для начала послушаем, при каких обстоятельствах было написано это стихотворение.

7.Выступление историков.

1 ученик Стихотворение «Тучи» относится к позднему периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было написано поэтом в апреле 1840 года, перед второй ссылкой на Кавказ, вызванной дуэлью с сыном французского посла де Баранта. Однажды поэт уже оказывался в изгнании, а потому он хорошо понимал, что его ждет. Чувства, испытываемые им при расставании с родиной и друзьями, нашли свое выражение в этом стихотворении. Поэт тоскует при мысли о скором расставании с друзьями и родиной.

2 ученик

По воспоминаниям товарища, Лермонтов написал стихотворение, стоя у окна и глядя на тучи, плывшие над Невою и Летним садом. «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!..». Несколько человек гостей окружили поэта и просили прочесть только что набросанное стихотворение. Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочел его. Когда он кончил, глаза были влажные от слез…»Он словно чувствовал, что ему уже никогда не придется вернуться назад.

В центре лирического произведения лирический герой. Именно его мысли, чувства и переживания звучат в стихотворении. Лирический герой Лермонтова – это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу.

Одиночество – центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне. Прослушаем стихотворение и попробуем проникнуться настроением лирического героя.

(Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Тучи»)

Анализ стихотворения «Тучи»

-Рассмотрим поэтические образы стихотворения. Обратимся к названию.

-Какие слова – ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово? (дождь, темно, пасмурно, грустно, тоскливо)

-Подберите определения к слову «тучи» (тёмные, свинцовые, тяжёлые, серые, унылые)

-Какое настроение возникает у читателя?

-О чём это стихотворение?

-Сколько частей можно выделить в стихотворении?

(Три: 1.Обращение лирического героя к тучам. 2. Вопросы лирического героя. 3. Ответы лирического героя)

-Прочитаем начало стихотворения:

Тучи небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто, как я же изгнанники

С милого севера в сторону южную.

-Подберите прилагательные к слову «тучки» (лёгкие, воздушные, быстрые, светлые, весёлые…)

-Какие слова –ассоциации можно подобрать к этому слову? (небо, лето, солнце, радуга…)

-Это обращение создаёт совершенно другое настроение. Какое? (беззаботное, легкое, игривое…)

-Но почему- то такого настроения не возникает. Как называет тучки поэт? (вечные странники)

-Кто такой странник? (тот, у кого нет дома, крова, кто бесприютен, одинок)

В стихотворении слово «странники» приобретает особенную пронзительность, потому что усиливается сравнением: «Мчитесь вы, будто, как я же изгнанники…», лирический герой, как и тучки, вынужден расстаться с родной стороной, с «милым севером».

( На доске слова: клевета, злоба, судьба, зависть, преступление.)

-Какие эти слова? Какими делают жизнь человека эти слова?

( несчастным, одиноким, изгнанником.)

-В судьбе Лермонтова все это было. Поэт погружается в себя, скорбно размышляет о своей участи. Как вам кажется, чем отличается настроение и чувство поэта между первой и второй строфой?

  • Какая из возможных причин изгнания вам кажется самой горькой? Почему?

( Друзья как враги, поэт одинок, друзей не было, они хотят вреда ему.)

  • Значит, надо в жизни выбрать настоящих друзей и ты тоже должен быть надежным, верным. (беседа)


-Почему лирический герой должен расстаться с родиной? Какие риторические вопросы объясняют причины изгнания? А какая причина самая горькая? (Друзей клевета ядовитая) Почему? (Настоящие друзья не предают). Значит, друзей у него нет, он одинок, гоним.

-Перечитайте третье четверостишие и подумайте, с каким чувством смотрит лирический герой на убегающие тучи. Он завидует тучкам? Жалеет их? Сочувствует им?


-Ответ даётся в третьей строфе, где отвергается возникшее вначале сравнение «будто как я же, изгнанники». Она начинается прямым отрицанием: «Нет…» Их никто не гонит. Тучи свободны от всего, в том числе и от людских страстей и страданий, они – «вечно холодные», не может быть им изгнания.

А человек, обладающий живой горячей душой, оказывается лишенным свободы: и телесной, и душевной.

-Какие художественные средства помогают поэту передать чувство тоски, одиночества?

-Тучки – странники (олицетворение), степью лазурною, цепью жемчужною (метафоры, эпитеты), с милого севера в сторону южную (эпитет), нивы бесплодные, вечно холодные, вечно свободные (метафорические эпитеты)

-Ребята, определите рифму стихотворения. Какая рифма? (перекрёстная)

В результате беседы учащиеся приходят к выводу:


Мотив одиночества в стихотворении воплощен с помощью приема олицетворения: мысли о человеке, его чувствах скрыты за образами природных явлений.

В судьбе тучек и в судьбе лирического героя лишь видимое сходство, у них больше различий, чем сходства. У туч нет родины, поэтому нет и изгнания, а лирический герой живет в человеческом обществе, у него есть родина, и ему жаль расставаться с ней. Мир людей и мир природы несовместимы. Отсюда печальный и светлый тон стихотворения.



14.Выступление искусствоведов.


Будучи одаренным человеком ( рисовал, играл на скрипке, писал художественные произведения разных жанров), Лермонтов оставил после себя богатое наследие. Многие композиторы писали музыку на слова Лермонтова. Например, такое стихотворение Лермонтова, как «Сосна» («На севере диком») положили на музыку сто композиторов, а «Утес» более восьмидесяти (в том числе молодого Рахманинова,), Множество музыкальных воплощений получили «Казачья колыбельная песня» (около девяноста), «Молитва» — «В минуту жизни трудную» (более восьмидесяти).



IІІ. Итог урока.

-Итак, мы сегодня многое узнали о замечательном поэте М.Ю. Лермонтове, познакомились с его стихотворением «Тучи», выделили основной мотив творчества поэта.

- Каков основной мотив поэзии Лермонтова?

Одиночество – один из основных мотивов лирики поэта. (Мотив – это устойчивый, значимый образ в произведении поэта.)


Домашнее задание.

Выучить стихотворение «Тучи» наизусть.

Сделать иллюстрацию к стихотворению (по желанию)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!