СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема "Москва".Автоматизация звука{c } .

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальное занятие используется для глухих детей.На материале текста о Москве автоматизирую произносительные навыки,развиваю слух,пополняю словарный запас,вызываю интерес к достопримечательностям Москвы.

Просмотр содержимого документа
«Тема "Москва".Автоматизация звука{c } .»

Содержание работы но РСВ


Первое полугодие

Восприятие на слух знакомого по значению речевого материала (слов, словосочетаний, фраз):

  • обиходно-разговорного характера и относящегося к учебной деятельности;

  • связанного с изучением общеобразовательных предметов, а также математической и грамматической терминологии. Восприятие на слух текстов (из 7-8 предложений).


Второе полугодие

Восприятие на слух речевого материала, включающего отдельные слова, словосочетания, фразы, значение которых объясняется контекстом:

  • обиходно-разговорного характера и относящегося к учебной деятельности;

  • относящегося к изучению общеобразовательных предметов, а также математической и -грамматической терминологии и заданий.

Восприятие на слух текстов (из 8-10 предложений).


Обучение произношению

1. Речевое дыхание

Произношение слитно, на одном выдохе, ряда слогов, слов, словосочетаний и фраз в 9-10 слогов, выделяя дыхательными паузами синтагмы (сопряжено с учителем, отражённо по подражанию, руководствуясь знаком паузы).


2.Голос

Изменение высоты и силы голоса в зависимости от расстояния до собеседника и необходимости соблюдать тишину (громко, тихо, шёпотом) (I-II четверти), в связи с побудительной (повелительной) и восклицательной интонацией (I--IV четверти), в связи с логическим ударением - сопряжённо и отражённо (I-IV четверти).


3.Звуки и их сочетания

Дифференцированное произношение в словах звуков:

- гласных a-о, а-э, о-у, э-и, и-ы, и-у;

- согласных - носовых и ротовых м-б, н~д, м-п, н-т (и их мягких вариантов);

- свистящих и шипящих с-ш, з-ж, ц-ч;

- звонких и глухих п-б, т-д, к-г, с-з, в-ф, ш-ж;

- твёрдых и мягких ф-фь, П-ПЬ, Т-ТЬ и др.


4. Слово

Воспроизведение 4-5 сложных знакомых слов с соблюдением звукового состава, с выделением словесного ударения и правил орфоэпии (самостоятельно).

Воспроизведение 4-5 сложных незнакомых слов с соблюдением их звукового состава, с выделением словесного ударения и соблюдением правил орфоэпии (сопряжено, отражённо, по надстрочному знаку); слитное произношение слов со стечением согласных (в одном слове и на стыке предлогов со словами).

Понятия «слог», «ударение». Определение количества слогов в 2-5-сложных словах, ударного и безударного слога; определение места ударного слога. Разделение звуков речи на гласные и согласные: звонкие и глухие.

Знание правил орфоэпии и умение самостоятельно пользоваться ими в речи:

  • звонкие согласные перед глухими и в конце слов становятся глухими;

  • безударный о произносится в словах как а;

Произношение сочетаний предлогов в, из, под с существительными.


5. Фраза

Воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации при чтении текста. Произношение слов и фраз в темпе, присущем разговорной речи (отражённо и самостоятельно).


Основные требования к умениям учащихся

Учащиеся к концу года должны уметь:

- воспринимать на слух с аппаратами и без них речевой материал (знакомый по значению слова, словосочетания, фразы), включающий отдельные незнакомые по значению слова, объясняемые контекстом (1,2 степ, тугоух.), обиходно-разговорного характера, относящийся к организации учебной деятельности и связанный.с изучением общеобразовательных предметов;

- воспринимать на слух указанный речевой материал:

а) без аппарата на расстоянии не менее 0,1-0,2 м (З степ. тугоух.);

б) с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии не менее 1-1,5м (З степ. тугоух.);

- воспринимать на слух с индивидуальными аппаратами тексты (из 6-9 предложений), содержание которых близко опыту учащихся, а также тексты описательного характера на более близком расстоянии.


Содержание работы

Словарь

Наглядность

Дата


Обследование слуха и произношения Проверка техники чтения


Альбом для проведения обследования


1

Тема «Дом»

« Домик в деревне »

ОРМ:

  1. На какой улице ты живёшь?

  2. Твой дом большой или маленький (старый или новый)?

  3. Какой двор около твоего дома?

Деревня, дом в два этажа, двухэтажный, построен, на лестнице, качели, под крыльцом, уютный двор, огорожен забором, клумбы, калитка.

Макет дома и двора, картинный словарь


2

Тема «Семья»

«Олина семья»

ОРМ:

  1. Твоя семья большая или маленькая?

  2. Где работает твоя мама?

  3. У тебя есть брат или сестра?

Старшая сестра, младший братик, учитель, работает врачом, детский сад, чёрная собака, семья

Фигурки членов семьи, карточки с заданиями


3

Тема «Грибы»

«Поздние грибы »

OPMl

  1. Какие грибы ты собирал(а) в лесу?

  2. Назови части гриба,

  3. Мухомор - ядовитый гриб.

Ненастные дни, грустно, эта пора, отошли ягоды, прелая трава, поздние грибы, бурая шляпка, воротничок, ножка тонкая, растут кучками, грибники


Набор открыток «Грибы», карточки с заданиями


4

Тема «Здоровье»

«Наташа заболела»

ОРМ:

]. Как ты себя чувствуешь?

  1. У тебя болит голова или горло?

  2. Ты пойдёшь в больницу?


Болеет, заболела, высокая температура, кружится голова, насморк, кашель, принимать лекарство, полоскать горло, пить молоко, тёплое молоко

Сюжетная картинка, карточки с заданиями


5

Тема «Осень»

« Октябрь»

ОРМ:

  1. Какая погода бывает осенью?

  2. Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее.

  3. Какое время года будет после осени?

Поникли, завяли, пожухла трава, сухие листья, срывает, мелкий дождь, сыро, ненастье, испортилась

Иллюстрации с изображением поздней осени


6

Тема «Лиственные деревья»

«Осень в лесу» (По Г. Скребицкому)

ОРМ:

  1. Дуб, берёза, клён - это лиственные деревья.

  2. Возьми лист берёзы, рябины, дуба, клёна.

  3. Какие листья на деревьях осенью?

Тропинка, по тропинке, по сторонам, толпились, золотые платья, разрумянились, румяна, листва, медь, пёстрый ковёр, лиственные деревья

Изображения лиственных деревьев и их листьев, листья разных деревьев, румяна, медная проволока, таблички


7

Тема «Кто где живёт»

«Замечательные дома» (По В. Бианки) ОРМ:

  1. Медведь зимой спит в берлоге.

2. Кто живёт в дупле?

3. Где живёт лиса?

Занят под жильё, свободное местечко, лёгкая корзиночка, высоко над землёй, ласточка- береговушка

Иллюстрации к тексту, картинки с жилищами разных животных
, карточки


8

Тема «В классе»

«На перемене»

ОРМ:

  1. Возьми учебник по математике.

  2. Раздай по три листа цветной бумаги.

  3. Зачем ты взял(а) бумагу и карандаш?

  4. Собери тетради.


Учебник по ..., тетради по ..., собери, собрал, раздай, раздал, чтобы нарисовать, написать, вырезать, читать, перемена

Учебные вещи, карточки с заданиями, разрезной текст- диалог


9

Тема «В столовой» «Дежурство»

ОРМ:

1 .Что сегодня было на обед?

  1. Ты любишь котлеты?

  2. Какой суп ты любишь?

  3. Ты хочешь кушать?

Дежурят, дежурство, раньше других, накрыть столы, глубокие тарелки, каждому, чашки с киселём, грязная посуда, убрать посуду, чисто вытерли, после обеда, затем, меню

Сюжетная картинка, изображения различных блюд, меню


10

Тема «Хлеб»

«Хлеб»

ОРМ:

  1. Какой хлеб ты ел(а) сегодня утром (мягкий, чёрствый, белый, чёрный)?

  2. Возьми хлеб с маслом (без масла).

  3. Береги хлеб!

Гороховый суп, макароны с котлетой, плохо вели себя, бросал на пол, лепить шарики из хлеба, стыдно, мягкий хлеб, чёрствый хлеб, хлеб с маслом (без масла)

Набор картинок по теме «Хлеб», «Как хлеб на стол пришёл», карточки с заданиями, пословицы о хлебе


11

Тема «Школьная жизнь»

« Разговор друзей»

ОРМ:

  1. Когда начинается первый урок?

  2. Какой у вас сегодня первый (последний) урок?

  3. Какие уроки будут завтра?

Первый урок, последний урок, расписание уроков, разговор, начинается, начало, сегодня, вчера, завтра, дни недели

Расписание уроков, разрезной текст- диалог


12

Тема «Одежда и обувь»

« Подарки»

ОРМ:

  1. Какая подошва у тебя на обуви: толстая или тонкая?

  2. На твоей куртке есть капюшон?

  3. Сколько карманов у тебя на брюках (сарафане)?


Шерстяное платье, белый воротничок, большие карманы, лыжный костюм, связать, тёплые сапоги, толстая подошва, примерить обновки, поблагодарить, родные, капюшон

Картинки по темам «Одежда», «Обувь», карточки с заданиями


13

Тема «Уборка квартиры»

«Как Маша стала большая» (По Е. Пермяку)

ОРМ:.

  1. Полей цветы.

  2. Ты подмел(а) пол?

  3. Собери мусор на совок.

  4. Как ты помогаешь маме?

  5. Вытри пыль со шкафа.

Вырасти, всё пробовала, мамины туфли, туфли на каблуках, бабушкин халат, ходить в туфлях, причёска, как у взрослых, не получилось, веник, подмела пол, вымыть посуду, удивился, стали называть, называют большой

Картинки по теме

«Уборка

квартиры»,

карточки с

заданиями,

таблички


14

Тема «Елка»

«Елочка» (Р.Кудашевой)

ОРМ:

  1. Скоро мы будем встречать Новый год?

  2. У тебя дома будет елка?

  3. Чем ты украсишь ёлку?

Зимой и летом, трусишка, зайка серенький, порою, рысцою пробегал, нарядная, наряд, детишкам принесла

Сюжетная картинка, табличка



Повторение речевого материала.

Обследование слуха и произношения.


Альбом для проведения обследований.


15

Тема «Хвойные деревья»

«Шишки»

ОРМ:

  1. Какая хвоя у сосны (ели)?

  2. Возьми ветку ели (сосны).

  3. Покажи сосновую (еловую) шишку.

  4. Ель и сосна всегда зелёные.


Шишка, хвойные деревья, лакомая еда, сосновые шишки, еловые шишки, достаёт из шишек, семена, нет вкусней еды, созревают, угощают

Изображения хвойных деревьев, ветки ели и сосны, шишки, карточки с заданиями


16

Тема «Зима»

«Зима»

ОРМ:

  1. Какая погода бывает зимой?

  2. Какие времена года ты знаешь?

  3. Тебе нравится зима? Почему?

  4. Назови первый (последний) месяц года.

Низкое нёбо, светит редко, сугробы, сладко спит, берлога, в берлоге, сменили шубки, голодно, рыщет, в поисках добычи, добыча

Дидактический картинный материал по теме «Зима»


17

Тема «Зимние забавы»

«Забавы зимой»

ОРМ:

  1. Ты умеешь (любишь) кататься на лыжах (коньках)?

  2. Как ты катаешься на лыжах?

  3. Какие виды спорта ты знаешь?

Пушистый снег, коньки, каток, катаются с горки, катаются на санках и лыжах, играют в снежки, лепят снежную бабу, весело

Дидактический картинный материал по темам «Зима» и «Спорт»


18

Тема «Посуда»

«Если б не было посуды»

ОРМ:-

  1. Положи вилку слева от тарелки (ложку справа от тарелки).

  2. Накрой стол на три человека.

3 .В какой посуде готовят пищу?

Деревянная, бумажная, пластиковая, железная, столовая, кухонная, чайная, кофейная, супница, салатница, солонка, хлебница

Картинки по теме «Посуда», карточки с заданиями, кукольная посуда


19

Тема «Мебель»

«В комнате»

ОРМ:

  1. Какая мебель у тебя дома?

  2. Какая мебель есть в классе?

  3. Покажи ножку (спинку, сиденье) стула.

Посередине, вокруг стола, около окна, рядом, слева от окна, напротив окна, круглый стол, стул, книжный шкаф, диван, подушки, картина; тумбочка, кресло, кровать, деревянный

Макет комнаты, предметы мебели, карточки с заданиями


20

Тема «День рождения»

«День рождения»

ОРМ:

  1. Когда у тебя день рождения?

  2. В каком году ты родился (ась)?

  3. Где ты родился (ась)?

  4. Тебе уже исполнилось ... лет?

Пришли в гости, день рождения, исполнилось ... лет, испекла торт, фрукты, конфеты, подарили, весело, пожелали здоровья и счастья

Сюжетная картинка, открытки с днём рождения


21

Тема «Здоровье»

«Медпункт»

ОРМ:

  1. Чем измеряют температуру?

  2. Что у тебя болит?

  3. Что ты пил(а) от кашля?

Медпункт, медсестра, белый халат, порезал палец, рана, смазала, йод, зелёнка, бинт, перевязала бинтом, температура, измеряла температуру, помогает

Картинки медсестры и медикаментов, градусник, бинт, йод,зелёнка


22

Тема «8 Марта»

«Мамин праздник»

ОРМ:

  1. Когда бывает Международный женский день?

  2. Как ты поздравил (а) маму (бабушку)?

Мамин праздник, радостно встречают, женский день, готовят подарки, прелестный цветок, чудесная салфетка, ветка, поставил в воду, даст листочки,счастлива

Сюжетная картинка, открытки с 8 Марта, карточки с заданиями


23

Тема «Весна»

«Дружная весна»

ОРМ:

  1. Сколько месяцев в году?

  2. Март, апрель, май - весенние месяцы.

  3. Когда птицы возвращаются с юга?

  4. Почему весной снег тает?


Дружная весна, тёплое солнышко, рыхлый снег, в тени, лесные озёра, на озёрах, треснул лёд, мутная вода, низины, журчат, надулись почки, пахнут смолой

Дидактический картинный материал по теме «Весна»


24

Тема «Почта»

«На почте»

ОРМ:

1. Где можно купить конверт и марку? 2.Опусти письмо в почтовый ящик.

3. Напиши свой адрес на конверте.

Конверт, марка, написать адрес, почтовый адрес, отправить письмо, индекс, почтовый ящик, почтальон, почта

Конверт, марка, карточки с заданиями


25

Тема «Комнатные растения»

« Растения в нашем доме»

ОРМ:

1. Из листьев алоэ делают лекарства.

2. Назови комнатные растения.

  1. Покажи герань.

4.Полей цветы.

Комнатные растения, в тёплых странах, алоэ, герань, фиалка, пальма, кактус, камушки, на дно, горшок, земля, сделать ямку, посадить в землю, поливать, рыхлить землю, опрыскивать листья, вытирать пыль

Комнатные растения, леечка, лопатка, земля, распылитель, вата, кашпо, карточки с заданиями


26

Тема «Аптека»

«За лекарствами»

ОРМ:.

  1. Где продаются лекарства?

  2. Ты ходил(а) в аптеку?

  3. Что ты купил(а) в аптеке?

4.Купи в аптеке вату (йод, капли, витамины, микстуру, градусник, таблетки от ...).

Простудился, выписал рецепт, аптека, продаются лекарства, микстура от кашля, таблетки, градусник, грелка, горчичники, будет здоров, выздоровеет

Различные медикаменты и предметы гигиены, продаваемые в аптеке


27

Тема «Профессии»

«Пожарный»

ОРМ:

  1. Продавец работает в магазине, а учитель где?

  2. Утром, вечером и днём осторожен будь с огнем.

  3. Кем работает твой папа?

Профессии, работает (кем?), продавец, врач, тракторист, учитель, почтальон, швея, водитель, пожарный, ярко-красная машина, труд опасный, вой сирены, тушить водой и пеной, тушить пожар, бороться с огнём

Дидактический картинный материал по теме «Профессии людей», разрезные картинки


28

Тема «В магазине»

«За покупками»

ОРМ:

  1. Где люди покупают продукты?

  2. В каких магазинах можно купить диван и сапоги?

  3. Универмаг - это универсальный магазин.

Продовольственный магазин, продуктовый, мебельный, обувной, книжный, универсальный, универмаг, покупают, покупки, продают, продавец

Набор

дидактических игр по теме «Магазин», карточки с заданиями


29

Тема «Инструменты и материалы»

«Что чем?»

ОРМ:

1. Для различной работы нужны инструменты. 2.Отгадай загадку:

Сам деревянный,

А голова железная.

Дерево, камень, глина, бумага, шерсть, стекло, картон, железо, металл, пластмасса, лопата, грабли, молоток, пила, иголка, ножницы; работа по хозяйству, заштопать носок, дрова нарубить, вскопать огород, гвоздик забить, покрасить окно

Картинки по темам «Материалы» и «Инструменты»


30

Тема «Труд детей»

«Стирка » (Е. Серовой)

ОРМ:

  1. Глядя на чужую работу, сыт не будешь.

  2. Маленькое дело лучше большого безделья.

Стирка, бельё, намылим, натрём, чистая вода, корыто, подливать воду, отжимать, развесить, прищепка, верёвка, таз

Сюжетная картинка, таблички


31

Тема «Лето»

«Скоро лето»

ОРМ:

  1. Летом дни длинные, а ночи короткие.

  2. Скоро будут летние каникулы?

  3. Куда ты поедешь отдыхать?

  4. Ты поедешь отдыхать на море (в лагерь, в деревню)?

Летние каникулы, отдыхать, собирать грибы и ягоды, купаться, загорать, ловить рыбу, читать книги, в третий класс

Сюжетная картинка, карточки



Повторение речевого материала. Обследование слуха и произношения.


Альбом для проведения обследования





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!