Тема: Образ хозяйки Медной горы в сказе П. П. Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка.
Цели урока: раскрыть образ главной героини сказа — хозяйки Медной горы; сообщить разницу понятий «сказ» и «сказка».
Ход урока
ОМ, определение целей и задач урока.
- Мы продолжим с вами работу над сказом «Медной горы Хозяйка». (открытие темы).
- Эпиграфом к уроку станут слова П. П. Бажова: «Чем велик и прекрасен человек? Одухотворенным трудом. Вне труда нет и человека». (слайд 1)
- Как понимаете эти слова? Объясните, что значит «одухотворенный труд»? ( Это труд, в который люди вкладывают свою душу, стремятся выполнить работу очень хорошо, чтобы заслужить похвалу других, чтобы смогли их назвать самым важным словом — «мастер».)
– Давайте определим цели и задачи нашего урока.
(1. Раскрыть образ главной героини сказа — хозяйки Медной горы. 2. Узнать разницу понятий «сказ» и «сказка. 3. Поработать над текстом сказа».
- Мы будем читать, отвечать на вопросы, анализировать, находить образные средства в тексте сказа. (запись в технологическую таблицу)
2. Проверка домашнего задания.
- Ребята приготовили иллюстрации к сказу.
1. Работа с иллюстрациями ребят к сказу, выставка детских рисунков (дети рассказывают о своих рисунках) 5-6 человек (рисунки прикрепляются на доску)
2. Выходит девочка в костюме Хозяйки и говорит: «Отгадайте, кто я? Мне подвластны все земли богатства. Под землей мое большое царство. Изумруды, малахит , руда. Вы меня узнали без труда. »
Чтение эпизода — описание Хозяйки Медной горы. Стр. 58 (девочка стоит пред классом)
Работа с технологической картой. Нахождение образных средств в описании, запись в таблицу:
Тонко позванивают, будто листовая медь;
уж такое крутое колесо- на месте не посидит- метафора;
камень, как шелк-сравнение;
девичья краса-эпитет.
(учитель прикрепляет на доску таблички-образные средства)
II. Анализ текста (работа в парах)
Вопросы:
1. Что заставило Хозяйку испытывать Степана на бесстрашие? Почему? (Хотела узнать характер мастера, испытать его. Степан понравился Хозяйке.)
2. Почему после первого испытания Хозяйка называет мастера Степаном, а после второго — Степаном Петровичем? (Хозяйка проникается уважением к человеку честному, мужественному.)
3. Инсценирование эпизода с. 63 -64
4. Почему не обиделась героиня, когда Степан отказался жениться на ней? (Ей поправилось, что он тверд в своих убеждениях, не может изменить слову, данному другой, любит земную, живую девушку.)
5. Почему Хозяйка силой не оставляет у себя Степана? (Понимает: насильно мил не будешь. Герои находятся в разных условиях жизни: Степан — земной человек, Хозяйка — волшебница.)
6. Вспомните, при прощании Хозяйка велит забыть ее, не вспоминать, а у самой слезы в глазах. Почему? (Хозяйка не просто дух горы и подземных богатств, она наделена чувствами; читатель понимает, что Хозяйка обладает душой, она живая, руки у нее горячие. Это значит, что чувство любви ей также понятно.)
7. Можно ли согласиться с тем, что в Хозяйке соединены лучшие качества людей: внешняя красота, чистота нравов, духовность?
8. Хозяйка накормила Степана «щами хорошими, пирогом рыбным, бараниной, кашей и прочим, что по русскому обряду полагается». Какое значение в сказе имеет этот момент? (Накормить, значит, радушно принять гостя. Хозяйка относится к Степану очень тепло, по-доброму.)
9. Куда же ушла веселость Хозяйки Медной горы да и Степана? Почему Степан огорчился, теперь он вольный человек? Где бывал во время охоты Степан? (Перечитывание или пересказ эпизода смерти героя.)
9. Что заставило Степана на всю жизнь сохранить слезы-изумруды в тайне ото всех, кто с ним общался?
III. Работа над иллюстрацией учебника «Медной горы Хозяйка» художников А. Ковалева, Г. Буреева. Палех. Учащиеся подберут строки из сказа, которые пояснят фрагменты миниатюры.
«А одежда, и верно, такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз, как шелк, хоть рукой погладить». (слайд)
«Вместо рук –ног у нее лапы у нее зеленые стали, хвост высунулся, по хребтине до половины черная полоска, а голова человечья». (слайд) с.60
«На другой день поутру, как у спускового барабана народ собрался, приказчик заводской подошел. Все, конечно, шапки сняли, молчат, а Степан подходит и говорит: «Видел я вечор Хозяйку Медной горы...» «Надзиратель рудничный... отвел ему забой хуже некуда. …стал Степан каелкой помахивать... Так малахит и сыплется, ровно кто его руками подбрасывает». (слайд)
«- »(слайд)
IV. Работа над понятиями «сказ» и «сказка». Задание: Записать в тетради определения понятий из учебника. Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях. Сказ — жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора. Сам Бажов отличал сказ от сказки тем, что в сказе есть элемент действительной истории, в его основе лежит истинное происшествие, что и отличает его от сказки.
V. Отгадывание кроссворда по сказу (на плакате)
VI. Обобщение. П. П. Бажов — единственный из писателей, кто смог собрать великолепные сказы Урала, обработать их литературно, создать свои интересные варианты таких произведений. В ряду литературных героев представляет интерес образ малахитницы, хранительницы тайн талантливых уральских мастеров, хозяйки подземных богатств. Именно мифическая Хозяйка Медной горы воплощает в себе красоту природы уральского края, показывает людям богатства свои и тут же скрывает их, бережет. Сказ впервые был опубликован в 1936 г. Именно он служит началом целой группы сказов о малахитнице.
Рефлексия: Что нового для себя узнали, читая этот сказ? - Чему нас учит сказ П. П. бажова? Оцените свою работу на уроке (написать на листочке и показать). Учитель комментирует оценки.
Домашнее задание: краткий пересказ сказа, индивидуальное: рассказ о героях сказа.
2