СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

• Тема: «Общая характеристика плоских, круглых, кольчатых червей. Роль червей в природе и жизни человека.»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Тема: «Общая характеристика плоских, круглых, кольчатых червей. Роль червей в природе и жизни человека.»  Цель урока: Закрепить ,обобщить и проверить знания по темам «Плоские черви», «Круглые черви», «Кольчатые черви»   Задачи: Обобщить знания о строении и жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатых червей, установить их взаимосвязи со средой обитания;
  • Расширить знания учащихся о прикладном значении животных в природе, значении и роли в природе и жизни человека ; 
  • Формировать познавательный интерес учеников к биологии; делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать, работать на компьютере;
  • Формирование критического мышления; 
  • Совершенствовать умения сравнивать, устанавливать связи теории с практикой, умения пользоваться языком биологии;
  • Воспитывать бережное отношение к природе;
  • Ответственное отношение к выполнению порученных заданий.

Оборудование –учебные таблицы по теме, магнитная доска, компьютер. Методы: • Словесный – беседа, сообщения учащихся. • Наглядный – демонстрация презентации, прохождение тестирования  • Практический – работа с таблицами, карточками. Форма проведения: урок – игра

Организация урока: групповая

 

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. а) приветствие б) фиксирование присутствующих в) знакомство с целями и формой проведения урока 2. Обобщение и закрепление темы УЧИТЕЛЬ: Сегодня на уроке речь пойдет о червях, мы закончили изучение тем «Плоские черви», «Круглые черви», «Кольчатые черви» и сегодня отправляемся в итоговое путешествие в страну Знаний, столица которой называется Наукоград. Каждая ваша группа - это путешественники, состоящая из спортсменов. Используя свои знания, быстроту, сообразительность, вы должны выполнить все задания, встретившиеся на пути, и добраться до столицы страны Знаний.
  2. Проверка снаряжения: «Что возьмем с собой в дорогу»

В импровизированном рюкзачке находятся карточки с названиями основных терминов и понятий темы, которым учащиеся должны дать четкие устные формулировки.

Термины: Кожно-мускульный мешок, паренхима, первичная полость тела, вторичная полость тела (целом),мезодерма, кань, орган, система органов, свободноживущие, паразиты, окончательный хозяин, промежуточный хозяин, гермафродиты, самец, самка, яичник, семенник, финна, регенерация, первичноротые.

По количеству набранных баллов вы будете оценены в конце урока. За каждый правильный ответ можно заработать 1 балл /максимальное количество баллов- 20.

Собрав необходимое снаряжение , мы отправляемся в тренажерный зал, чтобы подготовится к восхождению на вершину Знаний. Здесь нас ожидает новое задание. Перед вами находится таблица соответствия. Вам необходимо в графу «Представители» внести цифры представителей, относящихся к трём типам червей. А в графу «Признаки типа» внести только буквы, обозначающие характеристики типа (причём помните, что у представителей разных типов есть схожие особенности, поэтому некоторые характеристики могут одновременно быть у разных типов червей)- удачи в испытании!!!

 

 

ТИП

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

ПРИЗНАКИ ТИПА

 

 Плоские черви

 

 

 

Круглые черви

 

 

 

Кольчатые черви

 

 

 

 

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

ПРИЗНАКИ ТИПА

 

1. Аскарида

А. Нет кровеносной и дыхательной систем

2. Широкий лентец

Б. Кровеносная система замкнутая

3. Дождевой червь

В. Трёхслойные

4. Белая планария

Г. Имеют выросты тела- параподии

5. Острица

Д. Нет полости тела

6. Медицинская пиявка

Е. Полость тела вторичная

7.Свекловичная нематода

Ж. Полость тела первичная

8. Морская мышь

З. Пищеварительная система слепо замкнута

9. Свиной цепень

И. Есть анальное отверстие

 

Ответ вывешивается на заранее подготовленном листе ватмана или на слайде презентации.

Способ проверки - взаимопроверка между группами (обмениваются листами с ответами), подсчитывают полученное количество баллов /максимальный балл- 22/, каждый правильный ответ 1 балл. Обязательно разобрать характерные ошибки в ответах учащихся!

 

Пройдя эти испытания, мы отправляемся на первую высоту «Камнепад» Здесь нас ожидает наш сопровождающий, который выдает нам задания .

1. Двустороннюю симметрию тела имеет:

А) медуза Б) актиния В) белая планария Г) гидра.

2. Пищеварительную систему у планарии образуют:

А) тонкие разветвленные канальцы Б) семенники и яичники В) нервные стволы Г) рот, глотка, кишечник.

3. Планария – гермафродит, т.к.

А) у одной особи образуются женские и мужские половые клетки Б) у одной особи женские, а у другой – мужские половые клетки В) она не размножается половым путем Г) она размножается вегетативно.

4. Приспособление к паразитизму у плоских червей:

А) сплющенное тело Б) присоски В) развитая пищеварительная система Г) развитые органы чувств.

5. Круглый паразитический червь:

А) дождевой червь Б) бычий цепень В) печеночный сосальщик Г) человеческая аскарида.

6. У всех круглых червей:

А) вытянутое цилиндрическое тело Б) сплюснутое тело В) полость тела заполнена жидкостью Г) нет пищеварительной системы.

7. Все круглые черви:

А) паразиты Б) гермафродиты В) имеют кожно-мускульный мешок Г) не имеют нервной системы

8. Чтобы избежать заражения паразитическими червями:

А) нужно соблюдать правила личной гигиены Б) нельзя работать с землей В) нельзя пить кипяченую воду Г) нужно есть меньше овощей и фруктов.

9. К кольчатым червям относится:

А) белая планария Б) дождевой червь В) аскарида Г) бычий цепень

10. Слизь, покрывающая тело дождевого червя:

А) способствует поглощению питат. веществ Б) защищает червя от хищников В) облегчает передвижение в почве Г) позволяет изгибать тело.

11. Кровеносная система дождевого червя обеспечивает:

А) удаление вредных веществ Б) переваривание пищи В) перенос кислорода и питательных веществ Г) взаимосвязь с окружающей средой

12. Дождевой червь размножается:

А) откладыванием яиц Б) спорами В) почкованием Г) вегетативно.

13. Роль дождевых червей в почвообразовании состоит в том, что они

А) растворяют горные породы Б) измельчают растительные остатки, перемешивают почву В) поглощают из почвы минеральные соли Г) уплотняют почву.

ОТВЕТЫ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

 

в

г

а

б

г

а

в

а

б

в

в

а

б

Взаимопроверка - максимальный балл 13.

 

Ну а теперь, пройдя большую часть пути, можем немного отдохнуть - привал!!! /проведение физминутки.

 

И вот наступило время последнего испытания, которое ожидает нас на второй высоте «Ледовая трещина».

Учащиеся получают рассказ – небылицу, в котором должны найти, объяснить и исправить 8 ошибок. (8 БАЛЛОВ) Летом я жила в деревне. У бабушки большой огород, поэтому работы хватало всем. Мы занимались поливом, прополкой сорняков, выбирали из почвы дождевых червей, чтобы они не повредили корни огородных растений. После работы мы тщательно мыли руки с мылом. Ведь вместе с почвой под ногти могли попасть яйца печёночных сосальщиков, а это очень опасные паразиты человека. А однажды на нашу капусту напали белые планарии и стали объедать сочные листья. Мы всех червей и личинок собрали и уничтожили. Поработали летом на славу, а осенью собрали небывалый урожай!

 

Мы достигли цели нашего путешествия и можем подвести итоги:

Если ты набрал более 58-63 балла, то ты преодолел все трудности - молодец! Если ты набрал 50-57 баллов  – это тоже очень хорошо! Если у тебя 20-30 баллов, ты пока одолел только первое препятствие – это тоже неплохо, но тебе есть к чему стремиться. Если же ты набрал менее 20 баллов не огорчайся! У тебя ещё не всё потеряно. Тебе нужно ещё раз пройти курсовую подготовку и повторить путешествие, твоя столица Знаний ещё впереди

 

Подведение итогов урока:

ОЦЕНКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕМ

Технологическая /маршрутная/ карта урока

 

Пункт

Максимальный балл

Набрано баллов

 

«Что возьмем с собой в дорогу»

 

20

 

тренажерный зал

22

 

высоту «Камнепад»

13

 

высоте «Ледовая трещина».

 

8

 

Итого

 

63

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«• Тема: «Общая характеристика плоских, круглых, кольчатых червей. Роль червей в природе и жизни человека.»»

Данная разработка урока позволит учителю на уроке:

  • Обобщить знания о строении и жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатых червей, установить их взаимосвязи со средой обитания;

  • Расширить знания учащихся о прикладном значении животных в природе, значении и роли в природе и жизни человека ; 

  • Формировать познавательный интерес учеников к биологии; делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать, работать на компьютере;

  • Формирование критического мышления; 

  • Совершенствовать умения сравнивать, устанавливать связи теории с практикой, умения пользоваться языком биологии;

  • Воспитывать бережное отношение к природе;

  • Ответственное отношение к выполнению порученных заданий.

Урок проводится в форме экспедиции «Покорение вершины», где учащиеся перевоплощаются в спортсменов –альпинистов, покоряющих вершину знаний.

  • Тема: «Общая характеристика плоских, круглых, кольчатых червей. Роль червей в природе и жизни человека.»
     Цель урока: Закрепить ,обобщить и проверить знания по темам «Плоские черви», «Круглые черви», «Кольчатые черви» 
     Задачи:
    Обобщить знания о строении и жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатых червей, установить их взаимосвязи со средой обитания;

  • Расширить знания учащихся о прикладном значении животных в природе, значении и роли в природе и жизни человека ; 

  • Формировать познавательный интерес учеников к биологии; делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать, работать на компьютере;

  • Формирование критического мышления; 

  • Совершенствовать умения сравнивать, устанавливать связи теории с практикой, умения пользоваться языком биологии;

  • Воспитывать бережное отношение к природе;

  • Ответственное отношение к выполнению порученных заданий.

Оборудование –учебные таблицы по теме, магнитная доска, компьютер.
Методы:
• Словесный – беседа, сообщения учащихся.
• Наглядный – демонстрация презентации, прохождение тестирования 
• Практический – работа с таблицами, карточками.
Форма проведения: урок – игра

Организация урока: групповая


ХОД УРОКА
    1. Организационный момент.
      а) приветствие
      б) фиксирование присутствующих
      в) знакомство с целями и формой проведения урока
      2. Обобщение и закрепление темы
      УЧИТЕЛЬ: Сегодня на уроке речь пойдет о червях, мы закончили изучение тем «Плоские черви», «Круглые черви», «Кольчатые черви» и сегодня отправляемся в итоговое путешествие в страну Знаний, столица которой называется Наукоград. Каждая ваша группа - это путешественники, состоящая из спортсменов. Используя свои знания, быстроту, сообразительность, вы должны выполнить все задания, встретившиеся на пути, и добраться до столицы страны Знаний.

1.Проверка снаряжения: «Что возьмем с собой в дорогу»

В импровизированном рюкзачке находятся карточки с названиями основных терминов и понятий темы, которым учащиеся должны дать четкие устные формулировки.

Термины: Кожно-мускульный мешок, паренхима, первичная полость тела, вторичная полость тела (целом),мезодерма, кань, орган, система органов, свободноживущие, паразиты, окончательный хозяин, промежуточный хозяин, гермафродиты, самец, самка, яичник, семенник, финна, регенерация, первичноротые.

По количеству набранных баллов вы будете оценены в конце урока. За каждый правильный ответ можно заработать 1 балл /максимальное количество баллов- 20.

Собрав необходимое снаряжение , мы отправляемся в тренажерный зал, чтобы подготовится к восхождению на вершину Знаний. Здесь нас ожидает новое задание. Перед вами находится таблица соответствия. Вам необходимо в графу «Представители» внести цифры представителей, относящихся к трём типам червей. А в графу «Признаки типа» внести только буквы, обозначающие характеристики типа (причём помните, что у представителей разных типов есть схожие особенности, поэтому некоторые характеристики могут одновременно быть у разных типов червей)- удачи в испытании!!!



ТИП

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

ПРИЗНАКИ ТИПА


Плоские черви




Круглые черви




Кольчатые черви





ПРЕДСТАВИТЕЛИ

ПРИЗНАКИ ТИПА


1. Аскарида

А. Нет кровеносной и дыхательной систем

2. Широкий лентец

Б. Кровеносная система замкнутая

3. Дождевой червь

В. Трёхслойные

4. Белая планария

Г. Имеют выросты тела- параподии

5. Острица

Д. Нет полости тела

6. Медицинская пиявка

Е. Полость тела вторичная

7.Свекловичная нематода

Ж. Полость тела первичная

8. Морская мышь

З. Пищеварительная система слепо замкнута

9. Свиной цепень

И. Есть анальное отверстие


Ответ вывешивается на заранее подготовленном листе ватмана или на слайде презентации.

Способ проверки - взаимопроверка между группами (обмениваются листами с ответами), подсчитывают полученное количество баллов /максимальный балл- 22/, каждый правильный ответ 1 балл. Обязательно разобрать характерные ошибки в ответах учащихся!

Пройдя эти испытания, мы отправляемся на первую высоту «Камнепад» Здесь нас ожидает наш сопровождающий, который выдает нам задания .

1. Двустороннюю симметрию тела имеет:

А) медуза
Б) актиния
В) белая планария
Г) гидра.

2. Пищеварительную систему у планарии образуют:

А) тонкие разветвленные канальцы
Б) семенники и яичники
В) нервные стволы
Г) рот, глотка, кишечник.

3. Планария – гермафродит, т.к.

А) у одной особи образуются женские и мужские половые клетки
Б) у одной особи женские, а у другой – мужские половые клетки
В) она не размножается половым путем
Г) она размножается вегетативно.

4. Приспособление к паразитизму у плоских червей:

А) сплющенное тело
Б) присоски
В) развитая пищеварительная система
Г) развитые органы чувств.

5. Круглый паразитический червь:

А) дождевой червь
Б) бычий цепень
В) печеночный сосальщик
Г) человеческая аскарида.

6. У всех круглых червей:

А) вытянутое цилиндрическое тело
Б) сплюснутое тело
В) полость тела заполнена жидкостью
Г) нет пищеварительной системы.

7. Все круглые черви:

А) паразиты
Б) гермафродиты
В) имеют кожно-мускульный мешок
Г) не имеют нервной системы

8. Чтобы избежать заражения паразитическими червями:

А) нужно соблюдать правила личной гигиены
Б) нельзя работать с землей
В) нельзя пить кипяченую воду
Г) нужно есть меньше овощей и фруктов.

9. К кольчатым червям относится:

А) белая планария
Б) дождевой червь
В) аскарида
Г) бычий цепень

10. Слизь, покрывающая тело дождевого червя:

А) способствует поглощению питат. веществ
Б) защищает червя от хищников
В) облегчает передвижение в почве
Г) позволяет изгибать тело.

11. Кровеносная система дождевого червя обеспечивает:

А) удаление вредных веществ
Б) переваривание пищи
В) перенос кислорода и питательных веществ
Г) взаимосвязь с окружающей средой

12. Дождевой червь размножается:

А) откладыванием яиц
Б) спорами
В) почкованием
Г) вегетативно.

13. Роль дождевых червей в почвообразовании состоит в том, что они

А) растворяют горные породы
Б) измельчают растительные остатки, перемешивают почву
В) поглощают из почвы минеральные соли
Г) уплотняют почву.

ОТВЕТЫ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13


в

г

а

б

г

а

в

а

б

в

в

а

б

Взаимопроверка - максимальный балл 13.


Ну а теперь, пройдя большую часть пути, можем немного отдохнуть - привал!!! /проведение физминутки.


И вот наступило время последнего испытания, которое ожидает нас на второй высоте «Ледовая трещина».

Учащиеся получают рассказ – небылицу, в котором должны найти, объяснить и исправить 8 ошибок. (8 БАЛЛОВ)

Летом я жила в деревне. У бабушки большой огород, поэтому работы хватало всем. Мы занимались поливом, прополкой сорняков, выбирали из почвы дождевых червей, чтобы они не повредили корни огородных растений. После работы мы тщательно мыли руки с мылом. Ведь вместе с почвой под ногти могли попасть яйца печёночных сосальщиков, а это очень опасные паразиты человека. А однажды на нашу капусту напали белые планарии и стали объедать сочные листья. Мы всех червей и личинок собрали и уничтожили. Поработали летом на славу, а осенью собрали небывалый урожай!


Мы достигли цели нашего путешествия и можем подвести итоги:

Если ты набрал более 58-63 балла, то ты преодолел все трудности - молодец! Если ты набрал 50-57 баллов – это тоже очень хорошо! Если у тебя 20-30 баллов, ты пока одолел только первое препятствие – это тоже неплохо, но тебе есть к чему стремиться. Если же ты набрал менее 20 баллов не огорчайся! У тебя ещё не всё потеряно. Тебе нужно ещё раз пройти курсовую подготовку и повторить путешествие, твоя столица Знаний ещё впереди


Подведение итогов урока:

Рефлексия.


Какие ключевые понятия повторили

Что вызвало трудности, и каковы их причины

Личная оценка качества усвоения материала

Личная оценка активности и вклада в урок





ОЦЕНКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕМ

Технологическая /маршрутная/ карта урока


Пункт

Максимальный балл

Набрано баллов


«Что возьмем с собой в дорогу»


20


тренажерный зал

22


высоту «Камнепад»

13


высоте «Ледовая трещина».


8


Итого


63





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!