СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Одиночные и парные знаки препинания.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: познакомить учащихся с одиночными и парными знаками препинания, сочетанием знаков препинания; совершенствовать умения проводить пунктуационный анализ предложения; содействовать воспитанию нравственных качеств.

Тип урока: урок изучения нового материала

Просмотр содержимого документа
«Тема: Одиночные и парные знаки препинания.»

Урок русского языка. 11 класс.

Тема: Одиночные и парные знаки препинания.

Цели урока: познакомить учащихся с одиночными и парными знаками препинания, сочетанием знаков препинания; совершенствовать умения проводить пунктуационный анализ предложения; содействовать воспитанию нравственных качеств.

Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока.

 

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

1. Принципы русской пунктуации: смысловой (логический), грамматический (синтаксический), интонационный.

III. Актуализация опорной деятельности.

1. Распределительный диктант.

Определить способы подчинительной связи.

Яркое солнце, встретить друга, горячо любить, выглянуло из-за туч, было холодно, перелётные птицы, морская волна, обрадовать путешественников, показаться вдали, одиннадцатый век, средняя полоса, папин костюм, сладко петь, среди бузины, собирать песни, стрелы молний, студить воду, тёплые края, глухо гудеть, становиться таинственнее.

IV. Изучение и закрепление новой темы.

1. Работа в парах: учащиеся готовят и презентуют сообщения об одиночных знаках препинания.

1. Точка - одиночный разделительный знак препинания, отмечающий конец предложения и тем самым служащий для членения текста.

Точка ставится в конце повествовательных и побудительных невосклицательных предложениях (Они отправились на прогулку в лес.);

2. Вопросительный знак ставится в конце вопросительного предложения (Отчего люди не летают?). Знак вопросительный ставится после прямого вопроса, в том числе и после следующих одно за другим неполных вопросительных предложений, например:

Это кто же? Сам главнокомандующий был? (Л. Толстой).

Паду ли я, стрелой пронзённый, иль мимо пролетит она? (А.Пушкин).

Кто ты? Живая? Мёртвая? (А. Блок).

3. Восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения (Как хорошо жить на свете!).

4. Многоточие ставится в конце предложения при незавершённости высказывания (Дубровский молчал... Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали.); также многоточие может ставиться в середине предложения при перерыве речи. (Не хочу я... вот так.)

5. Двоеточие - одиночный разделительный знак препинания служащий для внутреннего членения предложения. В русском языке применяется перед перечислениями и прямой речью.

Двоеточие ставится, если перечислению предшествует обобщающее слово:

Выступили знакомые подробности: оленьи рога, полки с книгами, зеркало, печь с отдушником, который давно надо было починить, отцовский диван, большой стал, на столе открытая книга, сломанная пепельница, тетрадь с его почерком. (Л. Толстой)

Двоеточие ставится после предложения, за которым следует:

а) разъяснение или раскрытие содержания того, о чём говорится в первом предложении, например:

Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана (А.Пушкин).

Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили её: то кормление грудного ребёнка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей (Л. Толстой).

б) основание, причина того, о чём говорится в первом предложении, например: Недаром боги греческие признавали над собою неотразимую власть судьбы: судьба — это была та тёмная граница, за которую не переступало сознание древних (Белинский)

Двоеточие ставится между двумя предложениями, не соединёнными посредством союзов, если в первом предложении такими глаголами, как видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т.п., делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание, например:

И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки (А.Н. Толстой).

Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (А.Пушкин).

6. Запятая - одиночный разделительный знак препинания. В русском языке употребляется при перечислениях, между однородными членами предложения и предложениями, при выделении причастных и деепричастных оборотов и в других случаях, предусмотренных правилами грамматики. Девушка почувствовала опасность, лишь увидев перед собой запертую дверь.

Колыхаясь и сверкая, движутся полки. (М.Ю. Лермонтов)

7. Точка с запятой - одиночный разделительный знак препинания, служащий для внутреннего членения предложения. В русском языке употребляется в сложных предложениях, между однородными членами предложения и в перечислениях, когда это предусмотрено правилами грамматики.

Между тем чай был выпит; давно запряжённые кони продрогли на снегу; месяц бледнел на западе и готов уж был погрузиться в чёрные свои тучи, висящие на дальних вершинах, как клочки разодранного занавеса (Лермонтов).

Всё вокруг застыло в крепком осеннем сне; сквозь сероватую мглу чуть видны под горою широкие луга; они разрезаны Волгой, перекинулись через неё и расплылись, растаяли в туманах (М. Горький).

8. Тире означает означает пропуск связки в сказуемом (подлежащее и сказуемое выражены существительным, числительным, инфинитивом, словосочетанием с существительным в и.п.), композиционную, интонационную, смысловую неожиданность: Россия – это океан земель, Россия – это семь синих морей… Россия – меховая щетина…

V. Закрепление.

1. В совместной деятельности учащиеся и учитель из известных знаков препинания вычленяют парные.

Парные знаки препинания обозначают, что постановка первого знака препинания требует постанову второго. К ним относятся две запятые и два тире (как единые знаки), скобки и кавычки.

2. Творческая работа в парах с взаимопроверкой.

Работа по карточкам с индивидуальным заданием: расставить в данных текстах парные знаки препинания.

VI. Рефлексия. Как быть, если в конце предложения сочетаются разные знаки?

Ответы:

Вопросительный и восклицательный знаки могут сочетаться либо друг с другом, либо с многоточием.

При сочетании вопросительного и восклицательного знаков вопрос, заключённый в предложении, приобретает эмоциональную окраску. Последовательность знаков такая: ?! Например: Вы... думаете, что я мог написать хоть одну строчку на другом языке, кроме русского?! (И. Тургенев).

При «встрече» внутри предложения запятой и тире сначала ставится запятая, а затем тире: Это не вода плещет, меня не обманешь, - это его длинные вёсла.

Кавычки и другие знаки: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие и тире ставятся после закрывающихся кавычек: Стереть на карте все «белые пятна» - вот о чём всегда мечтали географы.

Точка и вопросительный/ восклицательный знак ставятся перед закрывающейся скобкой, если относятся к словам, заключённым в скобки: Прощай, сестрица! (Целуется с Варварой).

Если вопросительный/ восклицательный знак и многоточие относятся к словам, заключённым в кавычки, то они ставятся перед кавычками: Роман «Кто виноват?» написан Герценом.

Скобки и другие знаки: перед открывающей или закрывающей скобкой запятая, точка с запятой, двоеточие и тире не ставятся. Запятая, точка с запятой, двоеточие и тире ставятся после закрывающей скобки: Вся эта область (это установили учёные) – дно моря в прошлом.

Многоточие: после вопросительного/восклицательного знака ставится не три, а две точки: А как вы вчера играли!.. Сколько жить ещё на свете?..

VII. Домашнее задание.

1. Выписать пять примеров предложений с парными знаками препинания из текста романа М.Шолохова «Тихий Дон»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!