СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема.Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-практикум по правописанию н - нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.Цели : формирование навыков правописния н -нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилигательных ; учить , отличать  страдательные причастия прошедшего времени отглагольных прилагательных , развивать навыки подготовки сообщений с помощью ресурсов интернета.

Просмотр содержимого документа
«Тема.Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов»

Тема.Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Цели:

1)обобщение и систематизация знаний, умений и навыков ,полученных при изучении темы;отработка навыков выделения и нахождения причастного оборота в предложениях ;формирования навыков правописания Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных;учить отличать страдательные причастия прошедшего времени от отглагольных прилагательных, развивать навыки подготовки сообщений с помощью ресурсов Интернета;

2)развивающие: развитие самостоятельной деятельности учащихся по обобщению сведений о правописании Н и НН ;способствовать развитию мыслительных процессов на основе анализа ,сравнения, классификации и обобщения ;развития словарного запаса ;

3)воспитательные :воспитание интереса к изучению русского языка ,воспитание бережного отношения к родной культуре, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности на основе использования элементов технологии личностно-ориентированного обучения.

Планируемые результаты :умения применять алгоритм написания Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных,работать с тестами ,пользоваться ресурсами Интернета ,объяснять языковые явления и процессы.

Оборудование : мультимедийный проектор,доска , схемы по теме,слайды .

Ход урока :

I.Организационный момент .

II.Актуализация.Лингвистическая разминка :

1)объяснить правописание гласных в суффиксах причастий:борющийся ,реющий, сеющий, дремлющий, мыслящий ,клеящий ,значащий ,сверкавший , строивший ,несший, росший, читаемый, ведомый, гонимый ,слышимый ,доверенный ,задержанный, обстрелянный ,просмотренный , прочитанный ,прочитанный ,изученный.

2)орфографическая задача «Решить спор» .Проецируется на интерактивную доску.

Два ученика ,выполняя задание по орфографии (выбор гласной в окончании причастий) , заспорили. Один говорит, что надо писать –ей, другой –ий. Кто же прав?

Отец моей подруги уехавшЕ/Ий в Крым обнаружил древние аланские надписи.

Задание. Выделить причастный оборот пунктуационно, составить словосочетания так, чтобы были оправданы обе буквы. Синтаксический разбор.
{Для выполнения разминки нужно использовать слайды №1, №2,№3}

3) Составить связный рассказ о правописание гласных в суффиксах причастий .

III.Проверка домашнего задания: -Выполнение упражнения №129(по цепочке) . Объяснить правописание гласных в полных и кратких причастиях. (Использовать слайды 4,5)
Постановка проблемного вопроса.

- В суффиксах отглагольных прилагательных и причастиях мы видели Н –НН.

Например:печёный осетинский пирог – испеченный осетинский пирог.Как вы думаете, почему в первом словосочетании одна -Н,а во втором -НН?

-Над какой задачей нам предстоит работать?

- Работа над провописанием –Н и –НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных образованных от глаголов.
IV. Работа по теме урока.Мы уже знаем(проецируется на доску):


- Чтобы правильно вставить соответствующую орфограммам букву нужно знать:
1. в суффиксе прилагательных пишется одно Н: морозный ;
2. в суффиксах НН-,ОНН-, ЕНН- прилагательных пишется НН , ИСКЛ: ветреный , но безветренный;
3. суффиксы прилагательных –АН,ЯН , ИН- с одной Н, ИСКЛ деревянный, оловянный, стеклянный
Комментарии: если прилагательное образовано от сущ., обозначающего животных, рыб, зверей, насекомых и птиц, то в суффиксах пишется одна буква Н: львиная, орлиная , лебединая и.т.д;
-если прилагательное образовано от существительного на-мя , то в суффиксе всегда пишется НН: время-временной, пламя-пламенный;
-если существительное заканчивается на –ЦИ Я, то в суффиксе пишется НН: традиция- традиционный;
4. если основа слова, от которого образовано прилагательное ,оканчивается на Н, то в слове две буквы НН: лимон-лимонный, преклонный;
5. –нн пишется в причастиях, образованных от глаголов на –ать-, -ять-: потерять-потерянный; -ЕНН пишется в суффиксах причастий, образованных на –еть, -ить, -ть, -чь: бросить- брошенный;
6. краткие страдательные причастия в суффиксе имеют одну букву Н: ускоренные процессы- процессы ускорены, спасти- спасенный, сберечь-сбереженный;
7. краткие формы прилагательных сохраняют в суффиксе столько –Н, сколько букв -Н в полной форме: умная-умна, воспитанная-воспитанна.
Запомнить исключения с Н: смышленый, нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный, отчаянный, желанный, медленный, деланный, священный, кованый, жёваный, данный, недрёманный, считанный, чванный, чеканный, медленный.
Комментарии( различайте):
1.

а) ветреный, но безветренный;
б)ветряной(ветряная оспа);
в)ветряной (ветряной двигатель).

2.

а). масляный (для масла, из масла, на масле); примеры: масляный насос, масляное пятно, масляная краска;
б) масленый (запачканный , пропитанный, смазанный маслом) : масленая каша, масленый блин.

- Сложность нашей работы заключается в том,что причастие с прилагательными сходны в морфологических признаках и синтаксической роли.Это затрудняет применение орфографических правил написания –Н или –НН,поэтому важно отличать причастие от прилагательных.

Проецируется на доску:

ОТЛИЧИЯ КР.ПРИЛ.ОТ КР.ПРИЧАСТИЙ
Краткие прилагательные обозначают признак предмета, который является постоянным признаком предмета, его родным свойством: дорога длинна-сама по себе длинна, это ее постоянное качество, утро туманно – само по себе.
От краткого прилагательного в предложении можно образовать только прилагательное в полной форме : взволнованна- взволнованная.(Какова?)
Краткие причастия обозначают действие, производимое кем-то, чем-то: скамейка покрашена(кем-то?), рвы наполнены (чем-то?) От краткого причастия можно образовать в предложении только глагол: рвы наполнили.

-В русском языке насчитывается всего около 6600 причастий . Среди них есть причастия , образованных от отглагольных прилагательных. Не все прилагательные образованны от сущ., есть прилагательные , которые образовались от глаголов совершенного вида, прошедшего времени . Их в русском языке около 160: печеный осетинский пирог-испеченный осетинский пирог- от отглагольного прилагательного мы получили причастие при помощи приставки , в суффиксе причастия в этом случае мы пишем две –НН, потому что наше причастие испечённый образовалось от глагола совершенного вида ,прошедшего времени испечь, печенный в духовке осетинский пирог – отглагольное прилагательное становится причастием, потому что имеет зависимое слово и становится причастием ,поэтому пишется в суффиксе две буквы –НН, а в отглагольном прилагательном (без приставки и зависимого слова) пишется -Н в суффиксе.
-Итак, применяя данное правило , рассуждайте так: отглагольное прилагательное пишется с одной –Н, а причастие с любой приставкой ( кроме не) и пояснительным словом пишется с двумя –НН, т.е отглагольное прилагательное становится причастием при помощи приставки или зависимого слова.

Такие причастия есть в нашем задании. Найдите их и обозначьте графически
Ученики выполняют задание по цепочке,устно обосновывая выбор орфограммы:


завороженный взгляд , окруженные туманом горные ледники, рожденный в горах , выученное правило, полученный результат, прочитанная книга, вязаная кофта, писаный красавец, песчаная коса, пустынные поля, лебединая песня , орлиный взгляд, дети рассеянны (невнимательны), семена рассеяны, травы сорваны, сорванные травы, осетинское вареное пиво, сваренное осетинское пиво, революционный, лекционный, клюквенный, ветреная погода , безветренный день, закрученная гайка,незакрученная гайка, крученная ключом гайка, гайка закручена, воспитана отцом, воспитанная девушка, девушка воспитана, писаный красавец, таинственный ларец.
Самостоятельный вывод учащихся:отглагольные прилагательные пишутся с одной буквой –Н в суффиксе ,а причастия с любой приставкой(кроме не) и пояснительным словом пишутся с двумя –НН ,потому что становятся причастиями при помощи приставки или зависимого слова.

Я могу дополнить ваш вывод ещё одним правилом:

две буквы –НН пишется в суффиксе причастий ,если они образованы от глаголов с суффиксами- ова-, ёва-: иллюстрировать- иллюстрированный, избаловать-изболованный.

Физ.минутка.

для улучшения мозгового кровообращения.

  • Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле, 1-2 - плавно наклонить голову назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

  • И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 -поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

  • И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через

  • правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой.

  • Повторить 4-6 раз. Темп медленный.



V.РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ . САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА. (СТР 58,59).

Выполнение упражнения 131, графически выделяем приставки и зависимые слова , обосновывая выбор орфограммы.
- Трудность заключается в том, что нужно учитывать, что и краткое причастие, и краткое прилагательное отвечают на вопрос каков? но от краткого прилагательного мы можем образовать только прилагательное в предложении, а от причастия-глагол.
-СЛОВАРНАЯ РАБОТА. –Запишите в словарик данные в рамке слова(стр 60, 61). Составить с ними предложения.
-Орфоэпическая работа. Данные в рамке слова произнести хором и поставить ударения.
VI.Закрепление изученного материала.

Групповая работа.(упр.133).

Самостоятельная работа.(упр.134,137).

Комментарии:две буквы –НН пишутся в кратких прилагательных во множественном числе , в единственном числе в женском и среднем роде, если они образованы от глаголов с приставками или суффиксами- ова, -ёва: дети рассеянны, взволнованны (мн.ч). –Девочка рассеянна, взволнованна (ед. ч., ж.р)

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

-Как отличить страдательные причастия прошедшего времени от отглагольных прилагательных ?
-Сколько -Н пишется в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени ?
-Как следует рассуждать при выборе одной или двух букв Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.?

№7

Алгоритм «Правописание Н\НН в причастиях и отглагольных прилагательных

Полное или краткое



Краткое Полное

Есть ли приставка ?



Нет Да



Есть ли концовка –ованный , ёванный ?



Нет Да

Есть ли зависимое слово ?



Нет Да





Образовано от глагола совершенного вида





Нет Да

Пишу НН

Пишу Н




Домашнее задание.

П.23,упр.138.

Для более сильных учеников:132.

Слайды

№1

Действительные причастия прошедшего времени удобнее производить от глаголов 3-го лица мн.числа . При этом ту же гласную , что и в окончании глаголов , пишите в суффиксах причастий : -ащ , -ящ, - ющ , -ущ

Сигнальные гласные :

Ⅰ спр. : е , у , ю.

Ⅱ спр.: и , а , я.

Спешат – спешащий

Летят-летящий

Тянут-тянущий

Млеют –млеющий

Запомнить !

Правописаний суффиксов причастий.

Зависят от спряжения

Зависят от гласной инфинитива

1.спр : УЩ-ЮЩ , ЕМ-ОМ

Ш-ВШ

Н-НН

АН-ЯН

2спр. : АЩ-ЯЩ

ИМ



№2

Страдательные причастия настоящего времени удобнее производить от глаголов 3-го лица ед.числа. При этом ту же гласную , что и в окончании глаголов пишите в суффиксах причастий :

Ⅰ спр.-ем , -ом

Ⅱспр.-им

Слышит ( 2 спр ) – слышимый

Извергает (2 спр)-извергаемый

Ведёт ( 1 спр )-ведомый (ё-о)

№3

Многие причастия прошедшего времени ( действительные и страдательные ) удобнее производить от инфинитива глаголов. При этом ту же гласную ,что и в конце основы инфинитива пишите перед суффиксами причастий : -вш , - нн,

Устать-уставший

Вспахать-вспаханный

№4

Буквы а и я пишутся перед н и нн в полных и кратких причастиях , образованных от глаголов на –ать и –ять .

Размешать-размешанный –размешан

Буква е пишется перед н или нн в причастиях , образованных от глаголов –ить | -еть :

накормить-накормленный-накормлен

№5

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределённой формы переходных

глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов –нн и –енн :

Наградить-награждённый

№6

Запомнить !

Н пишется в сложных прилагательных типа глаженый - переглаженный во второй части слова рекомендуется писать одну букву –н , приставка пере не образует новое слова , а указывает на высокую степень качества , названного сложным прилагательным

Запомнить !

В сложных прилагательных ,образованных из сочетаний наречий ( гладко , много , мало и др. ) и отглагольных прилагательных , пишется одна буква –н :

Гладкокрашеный , малоезженый.

Но : гладковыкрашенный – вторая часть слова образована от глагола вида выкрасить .

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!